Комментарии
- 8 янв 21:30Нина Нарыжная ( Кренделева)Спасибо
️
️
️
- 8 янв 22:30валентина Щербаковаgif
- 9 янв 05:22Галина Мосина
- 9 янв 13:37Анна Михайлова
- 9 янв 14:16Нина Денисоваgif
- 9 янв 19:18Любовь Иванова
- 10 янв 20:18Нина Бондарева
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Жизнь на кончике пера
Пожалуйста, прости
- часть 9Мирослава Завьялова
Следующий день принёс много событий. Наши ребята заняли первое место на лыжных соревнованиях, все поздравляли их с победой!
- Это предварительный подсчёт, - твердил Мишка, но Ярослав Тихонов утверждал, на правах капитана, что всё точно. Призы и грамоты вручат в школе, чуть позже.
- Полька! - услышала я за спиной знакомый крик, - сегодня вечером тренировка по волейболу. Просто играть будем, двумя командами. В шесть часов. Придёшь?
Ответив утвердительно, я только собралась уйти, но Мишка остановил меня вопросом:
- А что вы в школе делали? До соревнований?
- Секрет, - важно заявила я, - потом узнаете.
- Обещаю, никому не скажу, - засмеялся Мишка, но я улыбалась и не отвечала.
- Ирка, - к нам подошёл Игорь Маркин, - а скажи, почему это Суркова не осталась соревнования смотреть? С вами ведь была в школе, а потом ушла.
- У неё дела. Не смогла остаться, - коротко ответила я, недоумевая, зачем это надо Маркину.
Оля действительно ушла домой вскоре после того, как мы вышли из школы. Я не знала, хотела ли она остаться и «болеть» за наших спортсменов, только совсем рядом оказались Ленка Заволокина, Наташка Морозова и кто-то из мальчишек-одноклассников; послышались дурацкие шуточки в адрес Оли, некоторые выглядели просто оскорблением. Особенно изощрялся наш одноклассник Венька Грабов, по прозвищу «Веник», но чаще девочки называли его граблями, очень уж сильно он задевал многих из нас. Игорь Маркин не участвовал в соревнованиях, так как недавно болел. Он находился недалеко от нас и кое-что видел и слышал. Особенно противным выглядел свист Грабова в спину Оли и хохот Заволокиной.
- Ирка, не ври. Скажи правду, - Маркин выглядел серьёзным, как никогда. - Грабов обзывался на Суркову?
- Ты что, Игорёк, влюбился? - ввернул Мишка.
- Заткнись, Князь, - сурово осадил Игорь лучшего друга.
Я не знала, что и думать. Между мальчишками что-то происходило, и мне, наверное, лучше уйти.
- Приду на тренировку, - повторила я Мишке и побежала догонять девочек.
- Надо что-то делать! - воскликнула Лариса, завидев меня, - Оля обиделась, наверное.
- Вы защищали её. Молодцы, девочки, - тихо сказала Венера.
- Надо всем выступить, как один, - с нажимом произнесла Лариса. - Отпор вместе дать! И девчонкам тоже. Бессовестные какие!
Галя и Венера соглашались, а я мысленно порадовалась, что Таня почему-то не пришла смотреть соревнования. Неужели бы она тоже смеялась и поддерживала наглецов?
- Мне жалко Олю, - сказала вдруг Венера, - она обиделась, наверное?
- Откажется от спектакля, её мама не станет помогать, ничего у нас не получится, - погрустнела Галя.
- Дело не в спектакле, девочки! - горячилась Лариса, - Грабов обнаглел! Сегодня же позвоню Татьяне Сергеевне.
- Ты хочешь стать ябедой? - резко повернулась я к нашей старосте.
- Нет! - сердито ответила Лариса, - предложу собрание провести. О культуре, поведении и так далее.
Эта идея понравилась всем, и собрание действительно состоялось, как только мы вернулись с каникул. Вот только причина была немного другой…
Вечером мне позвонила Лариса:
- Расскажи, что у вас на тренировке случилось? И так всё плохо, а тут ещё и ты, на мою голову! Не класс, а не знаю что!
На тренировке сперва всё шло хорошо. Разбившись на две команды, мы играли в волейбол; физрука не было, и очки мы считали сами.
- У нас ничья вышла, два - два, - монотонно рассказывала я, - начался тай-брейк. * Пятая партия, у нас отрыв в два очка. Подача. Мы победили, а Ленка Заволокина начала орать, что мяч сетки коснулся. В общем, поругались; в раздевалке она продолжала обзываться, Олю задела, Галю и Венеру «шестёрками» твоими назвала… а потом подошла ко мне и на ухо плохое про маму Оли сказала. Повторять не буду, не спрашивай.
- Про маму Оли? - удивилась Лариса и поторопила меня, - дальше что?
- Я её оттолкнула от дверей и ушла.
- И всё? - уточнила Лариса, и, услышав мой утвердительный ответ, добавила:
- Заволокина заявила, ты её о стенку ударила. Сильно. Головой.
- Врёт! - возмутилась я, - бессовестная!
- Ну, у вас никто ничего не видел, - быстро проговорила Лариса, - а вот что похуже случилось: Маркин подрался с Грабовым. Или избил его, уж не знаю, как правильно. После вашей тренировки. Возле школы специально встретились. Все видели.
- Что теперь будет? - спросила я, с изумлением выслушав новости.
- Педсовет, как минимум. Хотели собрание о хороших манерах и поведении, а оно вон как обернулось.
Я вспомнила семью Игоря Маркина: отец врач, заведующий каким-то отделением детской областной больницы. Мать преподаватель в техникуме, где теперь учился брат Ларисы.
- Ты не переживай, - вновь затараторила Лариса, - только стой на своём и не отказывайся от своих слов. Ленка на тебя наговаривает, все знают.
- Я не била её о стенку. Просто толкнула в дверях, чтобы пройти.
После небольшой паузы Лариса спросила:
- Ир, ты точно не хочешь говорить, что сказала тебе Заволокина про маму Оли?
- Нет. Не скажу ни одной живой душе. Это подлость, и если Оля узнает…
- Поняла. Тогда до завтра. Надо встретиться и поговорить. Возле почты в двенадцать, как всегда?
Взбудораженная всем происшедшим, я долго не могла уснуть. Думала об Игоре Маркине и драке, о наглом Веньке Грабове, который получил по заслугам, на мой взгляд, об Оле и её маме, о нашем будущем спектакле. Но больше всего вспоминала улыбку Мишки, когда у меня получилась отличная подача! Именно Заволокина не смогла её принять и придумала, что мяч коснулся сетки. Этого не было!
- Ира, давай зайдём к Оле, ну на минутку. Посмотрим, как она, про спектакль спросим. После каникул, наверное, репетировать начнём, - сказала при встрече на следующий день Лариса.
Я поддержала эту идею, и вскоре мы стояли у двери квартиры одноклассницы. На пороге появилась пожилая женщина, наверное, бабушка, которую мы ещё не видели.
- Оли нет. С родителями в гости уехала, - приветливо сказала она, - передать что?
- Пусть позвонит Ире или Ларисе, когда вернётся, - попросили мы и ушли.
- Что будет Маркину за драку? Как думаешь? - поинтересовалась я.
- Почему только Маркину?Грабову тоже. Оба дрались, только Маркин сильнее, он же дзюдо занимается. Родители хорошие, я тебе рассказывала про них. Не то, что у «веника». Мать одна растит его, денег не хватает. В списках на материальную помощь записывают постоянно, я уж знаю. Только смотри, никому… Татьяна Сергеевна говорит, что это секретные сведения.
- Понятно, почему Грабов хулиган, - протянула я и решила рассказать Ларисе, как Маркин расспрашивал у меня про Олю Суркову и Грабова, про его насмешки и свист ей в спину.
- Так, может, он за Олю заступался? Это меняет всё дело, - оживилась Лариса, - надо разобраться!
Я слушала Ларису и думала, что разобраться, точно, надо. Но скажут ли мальчишки правду? Вон Заволокина наговаривает на меня, и, может, это тоже станут разбирать на собрании? Но я ни за что не скажу, почему толкнула Ленку; не смогу повторить её отвратительные слова. Так ничего и не надумав, мы стали обсуждать будущий спектакль.
- Что-то Тани не видно, - заметила Лариса, - надо бы сказать ей про «Барышню-крестьянку». Она согласится играть на рояле?
- Конечно! - ни на секунду не задумалась я, - это же важное общешкольное мероприятие! Таня неожиданно уехала, бабушка у них заболела, в районе. Лекарства повезла, гостинцы. Она звонила, рассказывала.
Я немного приврала. Никто мне не звонил, это я сама узнала от мамы Тани, причём совершенно случайно. Тогда я подумала, что подружка переволновалась из-за бабушки и ей просто было не до чего, но позже поняла, что всё не так. Просто Таня со мной общается всё меньше. Это очень грустно, я любила лучшую подругу и переживала из-за наших всё время портившихся отношениях. Мне не хватало дружбы именно с Таней, ведь мы вместе с детского сада!
продолжение следует
* - Дословно переводится, как «прекращение ничьи», то есть преломление ничейного счёта. С помощью этой специальной укороченной партии в теннисе, шахматах, волейболе и других видах спорта, появляется возможность выявления победителя при равном счёте.
Остаток каникул пришлось сидеть почти всё время дома - установились морозы и сильные ветры по утрам; теперь нам было не до катка или прогулок. Я читала книги, разбирала свои вещи в шкафу. Постоянно находясь дома одна, мерила мамины платья, крутилась перед зеркалом и читала наизусть отрывки из поэм Пушкина, представляя себя актрисой. Прочитала заново «Барышню-крестьянку». Ролей там немного, но мама Оли говорила, что пьеса будет немного переделана. Может, кого-то из действующих лиц можно и добавить? И кто из нас будет играть главные роли? Приедет Оля, её мама придёт в школу, начнём репетировать спектакль. Каникулы заканчиваются, мне даже захотелось в школу! Предчувствие чего-то радостного не покидало ни на минуту. Таня позвонила в предпоследний день каникул, сообщила, что возвращается от бабушки только завтра. Выслушала мои новости, в том числе и про спектакль.
- Как начнёте репетировать, скажешь. Приду посмотреть, как и что. Может, соглашусь для вас музыкантом поработать, - Таня засмеялась, а я убедила себя, что это просто шутка.
- Ира, звоню, звоню тебе, и всё время занято! - выпалила Лариса и залпом продолжила, - тут такое! Собрание будет в нашем классе, придут учителя, завучи. Потом педсовет. По поводу Маркина. Татьяна Сергеевна вызывала его в школу, хотела, чтоб он объяснился. Заранее как-то подготовиться к педсовету. Его же на учёт в милицию поставить могут!
- За что? - возмутилась я, - пусть он расскажет, как было! Наверняка виноват Грабов.
- Наверняка, - согласилась Лариса, - только Маркин отказался объясняться. Татьяна Сергеевна просила помочь, как-нибудь узнать причину драки. Подумай тоже, времени мало у нас. Собрание на следующий день состоится, как только с каникул вернёмся.
Оказывается, рассказала Лариса, мать Веньки Грабова в школу приходила, жаловалась директору, что её сына избили. Накатала большую бумагу, теперь школа вынуждена принять меры. На педсовет придёт инспектор по делам несовершеннолетних.
- Ира, может, у Мишки Егорова как-нибудь попробуешь выпытать правду? - предложила Лариса, - он как будто к тебе относится не как к остальным…
- Ерунду говоришь! - воскликнула я, заливаясь краской. - Спрошу, конечно.
Уф! Хорошо, что разговор шёл по телефону. Сделалось тревожно. Заволокина говорила, что я ударила её головой о стену. Бессовестная врунья! А если её мама тоже придёт в школу с жалобой на меня?
Собрание нашего класса проходило в актовом зале. Хорошо бы подумать о спектакле, получше изучить размеры сцены, но сейчас я ни о чём таком и думать не могла. В переднем ряду уже сидели наши учителя, завучи по учебной и внеклассной работе. Старшая вожатая Инна Александровна и члены Совета дружины нашей пионерской организации притулились небольшой кучкой с краю. Последним в зал вошёл учитель начальной военной подготовки Герман Николаевич. Все знали его как строгого, но справедливого человека, майора в отставке. Уроки НВП начинались с девятого класса, и мы с завистью смотрели на старшеклассников: как они выстраивались в коридоре, одетые в зелёные военные рубашки, как приветствовали Германа Николаевича и чётким строем шли в кабинет или оставались на месте, и тогда товарищ майор отдавал приказ кому-либо выйти из строя. «Строевым шагом марш!», доносилось из коридора, и чаще всего Герман Николаевич распекал многих за плохую строевую ходьбу. Мне казалось, что учителя НВП побаивается вся школа.
- … и сегодня мы просто попытаемся разобраться, понять, что произошло, - говорила Татьяна Сергеевна. На сцену никто не поднимался, наверное, так ближе друг к другу школьники и учителя, подумала я. - Давайте просто поговорим. Разберёмся. Ира Полякова! Подойди, пожалуйста, сюда.
Я подскочила, словно ужаленная. Занятая своими мыслями, я прослушала, что говорил перед этим завуч, а ещё раньше Инна Александровна, старшая вожатая. Что-то про дисциплину, поведение…
- Как нам известно, между тобой и Леной Заволокиной произошёл конфликт, во время тренировки по волейболу. Лена говорит, что ты сильно толкнула её в дверях раздевалки, и она ударилась головой о стенку.
Слова Татьяны Сергеевны подхватила Инна Александровна:
- Ира, мы просто хотим знать правду. Ты всегда на хорошем счету, рекомендации для вступления в комсомол тебе готовы дать очень многие, потому что верят и доверяют тебе.
После небольшой паузы я сказала:
- Во время игры мы поссорились; тем, кто проиграл, показалось, что это несправедливо. В раздевалке Лена продолжала спорить со мной и обзываться.
- Почему именно с тобой? - уточнила Татьяна Сергеевна.
- Потому что последнюю подачу подавала я. И мы выиграли.
- И что было дальше?
- Я оттолкнула Лену от дверей раздевалки и ушла.
Ко мне, продолжавшей стоять у первого ряда, вызвали Заволокину, которая повторила свою версию: её ударили головой о стенку.
- Такое поведение неприемлемо для девочек! - воскликнул кто-то из учителей. - Пусть они извинятся друг перед другом. И пообещают, что впредь этого не повторится.
- Можно, скажу? - Лариса подняла руку, встала и продолжила, - извиняться должен виновный.
- Ира сильно толкнула одноклассницу, так, что та ударилась головой. И неважно, что Заволокина сказала ей. Они виноваты обе, но Поляковой следует помнить, что никакого рукоприкладства быть не должно! Член Совета дружины не имеет права…
Я слушала, как меня выставляют виновной. Заволокина тоже не права, но она никого не била; замечания заслуживают обе, а извиняться должна Полякова. К такому мнению пришли учителя и сейчас Татьяна Сергеевна спросила, хочет ли кто высказаться. Из учеников.
- Драки между девочками недопустимы!
- Нет, давайте спросим их снова.
- Заволокина первая начала!
- Полякова член Совета дружины и какой подаёт пример…
Напрасно Лариса пыталась переспорить Наташку Морозову. Остальные помалкивали. Я чуть не плакала, понимая, что извиняться не стану, и меня могут исключить из членов Совета дружины и не дать рекомендацию в комсомол. Искоса посмотрев на Заволокину и заметив на её лице радость, которую она не могла скрыть, я почему-то успокоилась.
- Извиняться за то, что я не делала, неправильно. Заволокина лжёт!
В зале снова стало шумно.
- Ира, попроси прощения у Лены, - привстала Таня, - она тебя поймёт. Ты специально толкнула её так сильно, но почему? Что такого сказала тебе Лена?
- Никто сильно не толкал Заволокину, и ничего она не ударялась о стенку! - Мишка подошёл поближе к нам, - я мячи собирал и всё видел!
- Егоров! Что же ты тогда молчал? - удивилась Татьяна Сергеевна, - говори, что знаешь.
Мишка повторил почти всё, что сказала я и добавил:
- Всё это из-за проигрыша. Но мяч сетки не касался, мы выиграли честно. Когда Полякова выходила из раздевалки, Заволокина не пускала её, перегородила дорогу и всё время что-то говорила. Ну, Ира оттолкнула Лену и спокойно ушла.
Мишка быстро вытер пот со лба. Волнуется, подумала я, чувствуя, что краснею. Последующий за этим шум быстро пресекла завуч по учебной работе:
- Бывает, что правду узнать нелегко. Но сейчас мы её узнали. Лена Заволокина, с тобой будет отдельный разговор. Ира Полякова, будь впредь сдержаннее, ты на общественной работе и у всех на виду, и пример можешь подать только положительный. Перейдём ко второму вопросу. Драка возле школы. Маркин и Грабов! Пожалуйте сюда!
Я сидела на месте, с трудом удерживаясь от слёз. Очень хотелось посмотреть на Мишку, но я боялась этого. Лариса сжала мою руку и прошептала: «Молодец!»
Второй вопрос собрания закончился чересчур быстро. Маркин отказывался говорить на эту тему, а Грабов, пряча глаза вниз, промямлил, что драки не было. Маркин только показал ему несколько приёмов по дзюдо. И всё. А кто-то наябедничал…
- Грабов, не ври! Вас видели многие! - возмущению Татьяны Сергеевны, казалось, не будет конца, - и твоя мать написала жалобу. В милицию пойдёт, сказала. На педсовете будет присутствовать инспектор по делам несовершеннолетних, и вас поставят в милицию на учёт! А ты говоришь, не было драки.
Но Грабов стоял на своём: драки не было, это просто уроки дзюдо. Я подумала, что это и есть правда. Маркин приёмами дзюдо быстро повалил Веньку на землю, но дальше сработало негласное правило: лежачего не бьют. Я, как и Лариса, пыталась узнать хоть что-то про причину драки. Мишка выслушал меня и сказал: «Полька, есть такие вопросы, где всё решают мужчины. Не суйся, куда не надо.»
«Мужчины нашлись! - фыркнула я, - правду сказать слабо?»
«Не слабо. Но я дал слово пацана.»
Этим было сказано всё. Кодекс чести, что-то слышала об этом понятии…
- Разрешите сказать мне! - Герман Николаевич отошёл подальше от первого ряда, и в зале установилась полная тишина. - Мальчишечьи драки были и будут. Будущие мужчины должны уметь за девушку заступиться, за себя постоять. Да и вдруг завтра - война? Все мы зачитывались в своё время книгами о мушкетёрах, рыцарях, пиратах. О Робин Гуде. Когда ради справедливости именно дрались, защищая более слабых. И у всех этих героев имелся свой кодекс чести, нарушение которого считали смертельным позором. Лежачего не бьют, драка до первой капли крови, драка один на один - нынче тоже соблюдаются определённые правила. Я не защищаю наших драчунов, только замечу: насколько мне удалось понять, драка имела причину. Но если о ней молчат, значит, соблюдают свой кодекс чести. Впереди педсовет, и, скорее всего, постановка на учёт в милицию. Как там говорили мушкетёры? Се ля ви!
- Давайте отпустим детей домой и поговорим обо всём без них. Собрание окончено! - завуч пристально посмотрела на учителя НВП.
Все заторопились к выходу. Я задерживалась сознательно. Лариса понимающе взглянула на меня:
- Тебя подождать?
Я пожала плечами и медленно направилась вслед за остальными. Таню увидела через окно, она быстро пошла к скверу. Одна. Чуть позже из школы вышли Маркин и Егоров. К ним подошёл Венька Грабов и начал что-то виновато говорить, но мальчишки не стали его слушать и ушли. Лицо Веньки сделалось каким-то несчастным, мне даже стало жаль его. Помимо своей воли, жаль. Припомнилось, как с ним мало кто общался. Насмешек он получал больше, чем кто-либо из мальчишек. И сейчас он стоял, растерянный, посреди школьного двора. Заволокина и Морозова, с которыми он дразнил Олю в день соревнований, тоже не проявили к Веньке особого внимания.
Оля! Только сейчас обратила внимание, что её не было на собрании. Выйдя из школы, я медленно направилась в сторону почты. Получится небольшой крюк, но ноги сами понесли меня в ту сторону.
- Полька! Подожди! - обернувшись на громкий крик, увидела Егорова, который бежал за мной. - Ты что, не домой?
- Конверт на почте хотела купить, - соврала я. - А что?
- Фотографии сделал, забыл отдать, - Мишка протянул тонкую тетрадку.
Пять чётких фотографий очень понравились. Поблагодарив Мишку, получила в ответ замечательную улыбку. Я тоже улыбнулась немного нерешительно… но мне нужно спросить.
- А хорошо военрук сказал, - издалека начала я, - и про кодекс чести правильно! Неужели Маркина поставят на учёт? Грабов же другое говорит.
- Говорит, - Мишка помрачнел, - только это не поможет. Родителей Игоря вызвали на педсовет, из милиции тоже придут. Если бы драку не увидел кто-то из учителей…
- Мишка, зачем ты сказал неправду? - быстро спросила я, - ты же не видел, что произошло у меня с Заволокиной.
- Не видел. И подробностей не знаю. Но зато знаю тебя. Ты не могла обмануть! Ты понимаешь, что такое кодекс чести.
продолжение следует
#Мирослава_Завьялова