Шах...

и МАТ
Бальзам для души
- Коллеги, попрошу минуточку внимания, - директор школы Дмитрий Анатольевич, войдя в учительскую, похлопал в ладоши, привлекая к себе внимание.
Учителя, в основном, женщины, кроме пожилого физрука, притихли, повернув к нему головы.
- Дело в том, - продолжил речь директор, - что нам необходимо принять участие в районном шахматном турнире между учителями. Новое, так сказать, веяние. Есть желающие?
Все замерли, переводя друг на друга недоуменные взгляды, и пожимали плечами.
- Как-то неожиданно, - скептически поджала губы завуч Лариса Петровна, - вряд ли среди нас найдутся те, кто хоть раз держал в руках шахматы.
Все разом загалдели, подтверждая слова завуча.
- Нет, нет, мы не умеем, - дружно качали они головами.
- Да нам не до победы - хотя бы для участия, - вздохнул директор.
Все с еще большим рвением начали отказываться, на ходу придумывая разные причины. Одна только Елена Яковлевна, молоденькая учительница начальных классов, сидела безучастно в сторонке и даже не вникала в общий разговор, уйдя мыслями в собственные дебри. Она была еще новенькой, отработав только полгода после окончания местного педучилища.
Дмитрий Анатольевич задержал на ней свой взгляд. Учительницей она была, откровенно сказать, никудышней, дисциплины на уроках не было вообще. Ее слабый голосок был не в силах перекричать 20-голосный хор учеников. Да и вообще она сама по себе - никакая, неуверенная в себе, неспособная за себя постоять, робкая... Ну разве с таким характером можно работать учителем?
Дмитрий Анатольевич уже решил расстаться с ней и со следующего года взять другого учителя из новых выпускников педучилища. Благо, их готовили в этом же райцентре.
- Елена Яковлевна, - окликнул он молодую учительницу раздраженным голосом, та вздрогнула и вскочила со стула, словно нерадивая ученица, прослушавшая вопрос учителя, и покраснела.
- В каких облаках вы витаете? - резко спросил директор, смутив учительницу еще больше, - вы умеете играть в шахматы?
- Ттолько в шашки… в детстве… играла, - заикаясь, произнесла она.
- Отлично. Значит, именно вы и поедете на турнир, - голосом, не терпящим возражения, произнес директор, - готовьтесь. Это будет в следующее воскресенье!
Он вышел из кабинета, а Елена продолжала стоять, раскрыв рот. Все с жалостью смотрели на нее: вот это подстава, еще и воскресенья лишили.
- Не принимай близко к сердцу, - попыталась успокоить ее Лариса Петровна, - главное - участие. Даже не бери в голову... Отомри!
- Мне хотя бы правила узнать, - пробормотала сконфуженно Елена, - стыдно идти совсем нулем.
- Кажется, у моего отца книги какие-то по шахматам были, - подала голос учительница рисования Римма Леонидовна, пышноволосая и пышнотелая блондинка, - в былые годы они на заводе такие турниры организовывали...
-Ой, посмотрите, пожалуйста, - обрадовалась Елена, - буду очень благодарна…
Римма не подвела и на следующий день принесла ей несколько старых брошюр с правилами игры и шахматными партиями.
- Я полистала вчера, там все так трудно, - сочувственно произнесла она.
Но Елена, наскоро пролистав книги, удовлетворенно кивнула:
- Спасибо большое. Хоть какие-то азы узнаю...
Римма улыбнулась и… как-то неловко замялась. Это не ускользнуло от внимания Елены:
- Что-то не так?
- Мне нужно тебе кое-что сказать...
Римма огляделась по сторонам, в учительской уже никого не было, кроме них, но она все равно приложила палец к губам и наклонилась к ее уху:
- Не знаю - поможет тебе это или нет... Но вчера я нечаянно разговор подслушала нашего директора и завуча, они обсуждали твое... увольнение в конце учебного года. Директор еще хмыкнул и произнес: "Ну если только она чемпионкой по шахматам не станет..."
Елена вздрогнула, словно ее ударили, залилась краской:
- Спасибо, Римма... Леонидовна.
- Ой, да можно просто Римма, чего уж там, не настолько я и старше…
- Хорошо, Римма...
Учительница рисования, которая на самом деле была старше лет на 15, упорхнула на урок. А Елена с тяжелым сердцем отправилась на свой. Это был второй удар подряд.
Она зашла в класс, в котором царил хаос: дети пищали, верещали - кто-то дрался, кто-то пел, кто-то танцевал, кто-то рисовал на доске… Это был третий «Б» класс, доставшийся ей по наследству от ушедшей в декретный отпуск Нины Алексеевны, который она считала для себя невероятной удачей. А теперь…
- Так. Это что здесь происходит? - вдруг рявкнула Елена, перепугав саму себя. И откуда только голос прорезался? Ведь раньше, как ни пыталась - было бесполезно. Только писк комариный.
Дети притихли от неожиданности. И быстренько разбежались по своим местам, пяля на нее удивленно-испуганные глазенки.
- Так, Петрова, быстро протри за собой доску, - не понижая голос, скомандовала учительница, и Петрова тут же послушно ринулась исполнять приказ.
- Ничего себе, - подумала про себя Елена, - откуда у меня голосище прорезался? Во дела!
Она еще не знала – радоваться этому или огорчаться, но к своему удивлению, этот урок она провела так, что дети слушали ее, открыв рот. И сама она впервые в жизни получила удовольствие от своей работы, а не только страх и разочарование.
Глава 2.
Когда до конца урока оставалось несколько минут, молодая учительница, наконец, перевела дыхание. А дети снова зашумели и загалдели, потеряв к ней интерес.
Елена Яковлевна только хотела сделать им замечание, даже уже набрала воздуха в грудь, чтобы погромче получилось, но вдруг ни с того, ни с сего, спросила:
- Ребята, а кто-нибудь из вас умеет играть в шахматы?
Дети замолчали, глядя на нее недоуменно. И вдруг самый неуправляемый из ее учеников, Никита Самойлов, к которому она никак не могла найти подход, поднял руку:
- Я умею.
- Отлично, - глаза у Елены загорелись, - и у тебя шахматы есть?
- Да, и даже с собой, - важно произнес Никитка, - правда, сувенирные, маленькие. Папка недавно из Алма-Аты привез…
И чтобы продемонстрировать сказанное, тут же достал из портфеля маленькую коробочку. Открыл ее, показывая миниатюрные фигурки.
- Ух, ты, - учительница подошла к его парте, а ученики тут же окружили их.
- И ты правда умеешь в них играть? – она с детским восторгом рассматривала крохотные фигурки.
- А что там уметь, - с важностью ответил Никитка.
- А меня научишь?
Никитка открыл рот, не зная, что и сказать: ведь не каждый день его просят учить… учителя. Но Елена Яковлевна его опередила, хлопнув в ладоши:
- У меня идея!
- Какая?
- Состязательная. Давай заключим пари: кто из нас быстрее выучит - ты таблицу умножения или я – научусь сносно играть в шахматы! Как тебе?
Никитка остолбенел, а одноклассники рассмеялись: все знали, что Самойлов ну никак не мог запомнить таблицу умножения. Это было для него больной мозолью.
- Соглашайся, Никитос, - хлопнул его по плечу приятель Колька Потапов, - это же прикольно, весело, а мы тебе поможем.
- А вы совсем не умеете играть? – подозрительно уставился на учительницу Никита.
- Полный ноль, - кивнула Елена Яковлевна, - так что у тебя фора есть – ты хоть немножко таблицу знаешь… А тут еще меня, представляешь, на районный шахматный турнир хотят направить через десять дней. Без твоей помощи ну никак не обойдусь. Чес-слово…
Глаза Никитки засветились восторгом и уважением к своему учителю:
- Вот это да! И вы согласились, совсем не умея играть?
- Угу. Пришлось, - пожала она плечами, - да и азарт взыграл, думаю: да неужто не сумею, не научусь? Неужели я хуже своих учеников? Грош цена мне тогда. Да и самой хочется освоить эту игру, страсть как. Научишь? А заодно и твою таблицу умножения подтянем. Будешь ее, как орехи, щелкать, не хуже, чем наши отличники. Ты же талантливый. Ну как, согласен?
- Соглашайся, соглашайся, - ребята, окружившие их, прямо подпрыгивали от нетерпения.
Никитка по-взрослому махнул рукой, словно рубанул с плеча:
- А давайте! Была - не была…
- Ну тогда – прямо сегодня и начнем, после продленки, как уроки сделаешь, - улыбнулась Елена Яковлевна, - а я тебя буду в нашем кабинете ждать.
Никитка нахмурился: он был из тех, кого было трудно заставить учить уроки, особенно на продленке. Он всегда приносил в школу полный портфель всяких приколюшек и отвлекал от занятий всех ребят. Его терпели, как стихийное бедствие. Мария Сергеевна, которая вела у них продленку, уже устала жаловаться. И тут вдруг такой случай… У Елены даже ладони вспотели от волнения. Неужели получится сразу трех зайцев убить: в шахматы научиться играть, заставить Самойлова выучить таблицу умножения и дисциплину внедрить на продленке?
Она смотрела на его напряженное лицо и вдруг ее осенило.
- А я пока тоже поучусь, - она достала из сумочки шахматные брошюры и помахала ими в воздухе, - знаешь, как боюсь: а вдруг не освою? Не хочется перед вами в грязь лицом ударить.
Лицо Никитки озарила улыбка облегчения: не только ему тяжело дается учение, вот учительница тоже боится.
- Хорошо, я согласен! – воскликнул мальчик, он тоже почувствовал азарт.
- Ну вот и отлично!!!
Дети с радостными воплями и гиканьем понеслись в столовую, а потом на продленку.
Елена с улыбкой проводила их взглядом. На душе стало радостно – словно крылья за спиной начали расти. Господи, неужели она потихоньку нащупала тропу к детским сердцам? Начала находить с ними общий язык?
Отложив школьные тетради до вечера, она развернула учебники по шахматам. Полистав их, остановилась на детском пособии, где все четко было расписано, разжевано, с мельчайшими подробностями и картинками. Она проглатывала страницу за страницей, удивляясь самой себе и скорости, с которой поглощала знания. Воображение так живо рисовало все, что здесь было написано. Словно она уже когда-то переживала подобные ощущения. Но когда? Где? Странные чувства…
Через два часа в ее кабинет заглянула испуганная Мария Сергеевна.
- Елена Яковлевна, - жалобно произнесла она, - ваш 3-й «Б» сделал все уроки, быстро и без нареканий, и даже Никита Самойлов. И попросились к вам… на какой-то турнир…Полным составом. Я не смогла их удержать.
Из-за спины Марии Сергеевны выглядывали возбужденные ребята.
Елена весело махнула им рукой:
- Пусть заходят!
Глава 3.
- Тебе мат, Никита! – произнесла Елена Сергеевна, поставив перед его королем своего ферзя, и виновато развела руками.
Ребята, которые стояли за их спинами тихо, почти не дыша, зашевелились и восторженно загалдели. А Никитка обиженно засопел:
- Вы обманули, Елена Сергеевна, что… вообще не умеете играть.
- Нет, Никита, не обманула, - обескураженно произнесла она, - просто я успела хорошо изучить правила игры за эти два часа, что вы были на продленке. Да и память у меня всегда была отличная.
- Но так не бывает, - еще больше насупился мальчик, - чтобы за один раз так научиться играть...
- Видимо, бывает…
Лицо учительницы было таким искренним и даже растерянным, что ученики тут же ее поддержали:
- Нет, Ник, ты разве не помнишь, что Елена Сергеевна один раз сбилась, перепутав ладью со слоном, кто как из них ходит…
Никита и сам вспомнил этот момент и вздохнул:
- Да, точно!
Видя расстроенное лицо своего ученика, учитель быстро перевела разговор в другое русло:
- Никит, а ты не забыл про пари? На какие цифры выучил сегодня таблицу умножения?
- Ах, да! На 3, 4, 5 и 6!
- Отлично! Проверим? А ну-ка, ребята, сядьте за свои парты, а Никита возле доски нам сейчас все и расскажет.
Никита, стоя у доски, без запинки оттараторил таблицу на 2, потом, с небольшими остановками, на 3 и 4. Опять без запинки на 5. И уже, чуть сбиваясь, но сам себя поправляя - на 6.
Едва прозвучали последние цифры, как ребята вдруг устроили ему овацию. Елена Сергеевна, улыбаясь, тоже ему захлопала. Никитка, стоя у доски, чувствовал себя прямо-таки героем. Впервые в жизни он ощущал настоящий кайф от победы. Его рот непроизвольно разъезжался в улыбке.
- Молодец! – крикнул кто-то, - здорово!!!
- Елена Сергеевна, а давайте вы ему завтра пятерку по математике поставите?
- Обязательно, - кивнула Елена и обратилась к Никите:
- Тебе понравилось!
Мальчик кивнул, покраснев от удовольствия.
- Нам тоже, правда, ребята?
- Даааа! – раздался дружный хор, - очень-очень! Молодец!
- Мне тоже, садись, Никита, спасибо тебе большое… Ты мне сегодня очень и очень помог. Просто даже не представляешь как!
- А я сегодня вечером еще на 7 и 8 выучу, - радостно пообещал польщенный Никита.
- Лучше, не спеши, - улыбнулась учительница, - эти цифры сначала отшлифуй, они должны от зубов отскакивать.
Она повернулась к классу:
- И вам, ребята, всем огромное спасибо за поддержку! Это рядом с вами я была такой сильной и смелой, вот бы еще на турнире так отстреляться.
Все одобрительно загудели, но тут руку протянула Лиля Ветрова, у ней были отличные оценки по математике, но очень слабая техника чтения, которая не позволяла ей выйти в хорошистки, и громко спросила:
- А можно я тоже с вами сыграю на пари? Я тоже немного умею в шахматы.
- На какое пари?
- Ну… я буду сдавать технику чтения. А вдруг это тоже сработает?
- Ой, и правда, хорошая идея, - воскликнула учительница и даже вскочила в волнении со своего стула и подошла ближе к Лиле, - умничка! Давай, завтра и попробуем! Первая партия будет с Никитой, а вторая - с тобой! А вообще, ребята, Лиля подала замечательную идею. Вам задание на дом – подумайте дома: что бы вы хотели исправить или наладить в учебе, посоветуйтесь с родителями. И мы попробуем с каждым заключить такое пари. Главное мое условие: давайте все очень серьезно возьмемся за учебу. Ведь осталось не так уж и много до конца учебного года. Давайте поднажмем? Ведь вы у меня все очень умные и талантливые. И все сможете учиться на 4 и 5. У нас теперь есть главное - стимул! Согласны?
Домой дети вернулись счастливыми. Родители их не узнавали – только и разговоров было весь вечер о том, что с этого дня они начинают новую жизнь и будут хорошо учиться. И какая у них славная, умная, добрая и любимая учительница – Елена Яковлевна!!!
***
А Елена вернулась домой в глубокой задумчивости. Они жили с мамой вдвоем уже очень давно. Об отце остались очень смутные обрывочные воспоминания. Лена знала, что мама не любит о нем вспоминать – у нее сразу портилось настроение, она хмурилась и мрачнела, поэтому эта тема стала табу.
Наскоро поужинав, Лена заглянула в зал – мама увлеченно смотрела очередную серию «Вечного зова» и вязала очередную кофточку. Ей мастерски удавалось совместить два любимых дела. Дочь присела рядом.
- Мам, - тихо произнесла она, - скажи, пожалуйста, а в детстве… я случайно не играла в шахматы?
Мать обернулась к ней удивленно:
- А ты разве не помнишь? Вы с отцом могли часами играть, как одержимые. Особенно ты…
Лена вытаращила глаза и покачала головой:
- Не помню…
Мама вздохнула и отложила вязанье, даже про фильм забыла.
- Яша очень тобой гордился, говорил, что чемпионку по шахматам из тебя вырастит.
В голосе мамы появилась какая-то теплая печаль, что было очень удивительно. Значит, она простила его?
- А сколько мне было лет?
- Года три-четыре. Малявка совсем, но так играла! Всех папиных друзей обыгрывала. Они на тебя, как на диковинку, ходили смотреть...
Мама с восхищением покачала головой, а Лена затаила дыхание, слушая ее. Но мама вдруг опустила голову и замолчала.
- А что было потом?
- А ничего, - она помрачнела и снова схватилась за вязание.
Глава 4.
- Маам, - умоляюще протянула Лена, - для меня очень важна эта тема. Меня в школе на шахматный районный турнир записали, а я ни в зуб ногой. Шахматы ни разу не видела…
Мамины руки дрогнули, она слегка побледнела.
- Откажись, пока не поздно, - слегка охрипшим голосом сказала она.
- Поздно. Да и у меня не тот случай, чтобы капризничать.
- Но как ты сможешь там участвовать, если ты не умеешь играть?
Мама заметно нервничала, перепутала петли, потом вообще бросила вязание.
- Да, мам, не волнуйся за меня, ты ж сама только что сказала, что в детстве я у всех выигрывала…
- Ну так это когда было? Ты даже и не помнишь.
- Руки, оказывается, сами помнят, да и мозг тоже. Я сегодня играла со своим учеником и сразу почувствовала себя в своей стихии. И без проблем выиграла. Представляешь? Это такой кайф, оказывается! Маам? Ну что ты на меня так смотришь? – уже с досадой воскликнула она, поймав испуганный взгляд матери, - там главное - участие, а не победа. Зачем так нервничать?
- Хорошо, - мама выпрямилась, по ее лицу пошли красные пятна, - я скажу, как есть – из-за этих шахмат мы расстались с твоим отцом!
- То есть как?!!
- Да вот так! Он работал на нашем радиозаводе, и у них образовался кружок любителей шахмат. Вскоре он начал проводить там все свое свободное время. Особенно отличались двое – твой отец и… еще одна мадама. Они постоянно выигрывали в разных конкурсах, их возили по разным турнирам, даже международным. Дома он появлялся все реже. Мы все чаще стали ругаться по этому поводу. И вдруг однажды после очередной ссоры он мне заявил, что уезжает от нас… вдвоем с этой мадамой – то ли Любой, то ли Людой, уже не помню… Я выкинула все его вещи и сказала, чтобы он на пушечный выстрел не подходил ни ко мне, ни к моей дочери. Никогда! Иначе за себя не ручаюсь. Больше я его не видела…
Лена во все глаза смотрела на мать, по лицу которой текли беззвучные слезы, потом обняла ее.
- Прости, - прошептала она.
- Вот… поэтому я не хочу, чтобы ты играла в шахматы…
Лена отпрянула.
- Мам, ну не надо смешивать все в одну кучу. Причем здесь шахматы?
- Я и не смешиваю, просто они разбили нашу семью. Я их ненавижу… Они отняли у нас твоего отца. И тебе они не принесут счастья…
На этом месте слезы у матери потекли рекой. Лена испугалась. Она никогда не видела материнских слез, она ей казалась твердой, как гранит, суровой, даже иногда безжалостной. Хотя при таком характере любовью она дочь никогда не обделяла.
- Мам, - Лена заглянула в родные глаза и заговорила с ней, как с неразумной ученицей, даже нотки учительские в голосе появились. - Тебе нужно оставить этот глупый страх и не проецировать его на меня. Понимаешь? Я чувствую, что шахматы – это моя жизнь. Моя любовь. Может, моя судьба. Я еще ни разу в жизни не чувствовала такой эйфории и радости… Такого восторга от самой себя, своих возможностей.
- Это меня и пугает, - перебила ее мама, - это же азартная игра, болезнь. Это же как алкоголизм…
- Мам, перестань, у всего есть разумные границы. Ты и так меня лишила их на долгие годы… И еще отняла отца.
- Он сам нас бросил. Предатель!
- Тебя, но не меня! – нахмурилась Лена, - ты за меня все решила, не спрашивая, запретила ему со мной общаться.
- Но тебе еще и пяти не было. Что ты могла понимать?
- Выходит, я все понимала. Я до сих пор помню ту боль и обиду, когда он исчез. Я задыхалась в этом. У меня до сих пор – вот здесь жжет, - она показала на грудь, - когда я думаю об отце. Я знаю, что ты даже фамилию мне поменяла, и я не знаю о нем ничего – кроме имени и любви к шахматам.
- Дочь, ну зачем нам вновь вскрывать затянувшиеся раны?
- Может, ты и права. Но имей в виду, шахматы я не позволю отнять. Я может быть, впервые себя счастливой почувствовала…
Мама замерла на этих словах, внимательно глядя на дочь, потом кивнула:
- Наверное, ты права… моя мудрая дочь.
Она встала, подвинула стул и достала со своего шкафчика, из самого дальнего угла - какую-то коробку.
- Вот, это папины… Не знаю, почему я их не выбросила. Почему-то рука не поднялась. Это единственное, что от него осталось.
Дрожащими руками Лена открыла заветную коробочку. Села на диван, высыпала себе на колени фигуры…
- Вот тут вы ставили доску, - мама развернула доску как раз посередине дивана, - с этой стороны сидел папа, а с этой ты…
Лена села на свое место и медленно начала расставлять фигуры на доске. И тут… ее лавиной накрыли воспоминания. Она так четко увидела лицо отца, его улыбку, горящие азартом глаза. И даже его голос прозвучал в ее голове:
- Ну Ленка, ну ты вундеркинд!!!
В ушах прозвенел его смех, да так отчетливо, что она закрыла уши руками.
- Дочь, ты чего? – услышала она взволнованный голос мамы.
- Ничего, - Лена сделала попытку улыбнуться, - я просто... так четко вспомнила отца. Словно он рядом сидит...
Глава 5.
На следующий день на планерке директор сообщил, что заболела Мария Сергеевна, и нужно кому-то ее заменить на продленке.
- А можно я? – радостно встрепенулась Елена Яковлевна.
Ей как раз было бы на руку сейчас оставаться с детьми на продленке, сколько бы полезного они успели сделать за предстоящую неделю. Сколько бы удалось совместить из задуманного, сколько времени бы она сэкономила и сил.
- Но ведь вам нужно к турниру готовиться, - напомнил ей Дмитрий Анатольевич, сбитый с толку ее энтузиазмом, как ему думалось – совершенно излишним.
- Одно другому не мешает, - возразила учительница, - вы знаете, как дети любят играть? Я очень надеюсь, что шахматы помогут мне повысить успеваемость!
Все на нее посмотрели с недоумением и даже откровенной насмешкой. А классный руководитель 3-А Зоя Степановна не выдержала и брякнула:
- Ага, шахматы ей повысят успеваемость – держи карман шире! Им дай только волю, твоим оглоедам. Смотри, как бы вообще не отбить желание к учебе. Сядут на шею и превратят каждый урок в шахматный турнир. И что ты будешь делать?
Елена покраснела от такой вызывающей откровенности, но упрямо тряхнула головой:
- А вот вы зря, Зоя Степановна, не верите. Могу поручиться за своих детей, что к концу… третьей четверти они повысят свою успеваемость на 20 или даже 30 процентов!
Учителя переглянулись и, не выдержав, прыснули от смеха, а Зоя Степановна насмешливо фыркнула:
- Ты бы хоть с дисциплиной на уроке разобралась, они же тебя за учителя не считают!
Это был удар ниже пояса. Все притихли, понимая, что учитель перегнула палку, а директор стукнул сердито рукой об стол и резко ответил пожилой учительнице, чей возраст уже давно был запенсионным:
- Зоя Степановна, не накаляйте атмосферу! У нас сейчас нет времени, чтобы вести бесполезные дискуссии. Надо принимать быстрое решение. Может, вы замените Марию Сергеевну?
Та заморгала глазами, поняв, что сама себе невольно вырыла яму, и поспешно покачала головой:
- Не могу, Дмитрий Анатольич, ко мне дети с внучкой обещали приехать на неделю. Никак не получится…
- Есть еще желающие? – директор перевел вопрошающий взгляд на других.
Все опустили глаза, у всех и так было нагрузок – выше крыши. Директор выразительно развел руками:
- Вот… Что и следовало ожидать. А то разгалделись тут…Значит, Елена Яковлевна с сегодняшнего дня заменит свою коллегу… Все по рабочим местам!
Елена ворвалась в свой класс вместе со звонком. К ее удивлению, в классе была идеальная тишина, все с радостным ожиданием уставились на молодую учительницу. Значит, не забыли, всерьез отнеслись к ее заданию. На душе потеплело, и Елена постаралась выбросить из головы жестокие слова своей коллеги.
- Я ей еще докажу, - прошептала она про себя.
Она обвела детей озорным взглядом и радостно сообщила:
- Сегодня я у вас буду вести продленку! И после того, как сделаете все уроки, будем учить всех желающих играть в шахматы!
- Урррааа! – запищали ребята вполголоса, понимая, что их громкий голос может навредить учителю. Она с благодарностью им улыбнулась и уточнила:
- Кто из вас хочет научиться играть в шахматы?
Поднялся лес рук. Она обвела ребят взглядом и снова улыбнулась: руки подняли абсолютно все. Не было ни одного равнодушного ребенка.
- А кто уже умеет играть, ну хотя бы… немного?
Поднялось около десятка рук.
- Отлично! – обрадовалась Елена, - почти половина! Ребята, вы даже не представляете, какие вы молодцы! Сегодня на продленке (после выполнения всех уроков, разумеется) вы все разделитесь на пары, где будет ученик и учитель, и мы начнем занятия.
- Ой, а где же мы возьмем столько шахмат? – произнес кто-то испуганно.
- А вот этим мы займемся сегодня на уроке рисования, - таинственным голосом сказала Елена Яковлевна.
- Мы их рисовать будем, что ли? – удивленно протянули дети.
- Да, мы нарисуем их, раскрасим как надо и вырежем из картона. Чем не вариант?
- Здорово!!! – снова раздались радостные вопли, но Елена их быстро пресекла, приложив палец к губам, и призывая к тишине.
С той поры проблем с дисциплиной и успеваемостью стало гораздо меньше. Дети соревновались друг с другом, радуясь каждой своей победе. И не только своей. Елена Сергеевна им сообщила, что их класс – это организм, который не сможет правильно функционировать, если хоть один орган даст сбой. Нужно одинаково, с любовью, относиться к каждому ученику, как к самому себе.
- Если вы видите, что кто-то с чем-то не справляется, нужно бросить все и помочь, - увещевала Елена Яковлевна, - ведь доброта человеческая делает чудеса. А еще… прежде чем что-то сделать плохое, нужно всегда ставить себя на место другого человека: а если бы ко мне так отнеслись? Понимаете меня?
Она смотрела в эти славные детские лица, в эти все понимающие глаза и ловила себя на мысли, что у нее самая замечательная на свете профессия!

Шах... - 5375416728073

Глава 6.

Последнее воскресенье февраля выдалось по-весеннему теплым.

Шахматный турнир проходил в спортивной школе. Прямо в спортзале поставили несколько столов, чтобы проводить одновременно несколько партий.


Елена пришла одна из своей школы, ни у кого из коллег не нашлось времени ее поддержать. Да директор сильно и не настаивал – понимал, что у всех семьи, и никто не хочет тратить единственный выходной.

- Ну я сам постараюсь подойти, - пообещал он Елене, - а ты там держись!

Начались соревнования. Большинство участников, как вскоре выяснилось, знали только правила игры и прибыли ради «галочки». Елена на их фоне просто блистала, обыгрывая всех без устали, в два счета. Был только один участник, кто не уступал Елене - Владимир Макаров, учитель физкультуры из вечерней школы. Все с нетерпением ждали, когда сойдутся именно эти два игрока.

Дмитрий Анатольевич заглянул на соревнование лишь к концу, совершенно не рассчитывая на победу. И как раз застал самую волнующую игру. Она была самой длинной из всех и самой азартной. Лена держалась до последнего, но все же Владимиру удалось, хоть и неимоверными усилиями, поставить мат ее королю.

- Эх!!! – раздался дружный вздох разочарования. Большинство собравшихся активно болели за Елену.

- Ну вы молодец! – воскликнул соперник, пожимая ей руку и глядя на нее с восхищением, - первый раз меня чуть не победила… женщина. У вас какой разряд?

- А никакой, - рассмеялась Лена, - две недели назад шахматы впервые взяла в руки… после 17-летнего перерыва.

- Что? Не может быть!!!

Их разговор перебил Дмитрий Анатольевич, сразу же подхватив ее под руки. Он весь сиял от восторга.

- Это учитель из нашей школы! - говорил он всем, кто их тут же окружил, - молодая и перспективная. Умница!!!

Несмотря на проигрыш в последней партии, Лена была явным фаворитом сегодняшнего дня. Все крутились вокруг нее.

- Елена Яковлевна… Леночка! Не ожидал! – журчал рядом голос ее директора. - Еще ни разу не испытывал такого восторга от соревнований. Вы сделали мой день! Спасибо от души и поздравляю!!!

Он радостно тряс ее руку и обнимал за плечи. Их окружили со всех сторон, задавали разные вопросы, поздравляли… Лена, вся пунцовая от неожиданного триумфа, улыбалась направо и налево. Она сама не могла прийти в себя от пережитого волнения. А тут еще и корреспонденты набежали.

- Можно снимок для газеты? Давайте еще такой ракурс! – распоряжался фотокор, вертя ее в разные стороны и щелкая фотоаппаратом.

Лена растерянно улыбалась, несколько раз ловила на себе взгляды Владимира и сожалением думала, что не успела с ним получше познакомиться… Как бы хотелось еще раз с ним встретиться, сыграть…

В понедельник утром весь цветущий, как майский тюльпан, директор на планерке поздравлял Елену с победой.

- Да, да, да!!! Для нас второе место в районе - это самая настоящая победа! - ответил он на удивленные взгляды коллег, - это был настоящий триумф! А вам надо было не лениться, а бросить все и прийти, поболеть за коллегу. Эх, такой матч пропустили!

- Ой, тоже мне шахматистка, - услышала Елена за своей спиной чей-то свистящий шепот, - посмотрим, как ее непутевый класс третью четверть закончит. Это гораздо важнее.

Лена резко повернулась. Так и знала, что это Зоя Степановна! Та, пойманная с поличным, сразу сделала скучающий вид и отвернулась к окошку.

Елене стало тоскливо. Ведь это учитель, который должен учить детей доброму и светлому… А она всегда и всем недовольна. Как тяжело с такими работать… Она обвела глазами свой коллектив – по крайней мере половина из них улыбаются, довольны результатом. А Римма, выручившая ее с книжками по шахматам, показала ей большой палец. На сердце немного отлегло.

- Елене Яковлевне я объявляю благодарность, - услышала она голос директора, - и награждаю денежной премией…

- Спасибо, - ответила Елена и подумала про себя, - ну что ж, Зоя Степановна, посмотрим! Мы еще устроим вам сюрприз!

В классе ее встретили с нетерпением. Учительница видела это по детским глазам, устремленным на нее после традиционного приветствия.

- Второе место, - выдохнула она и засмеялась.

- Урррааааа! – раздались радостные голоса.

А потом кто-то осторожно спросил:

- А в шахматы мы будем еще играть?

- Ну конечно! И не только в шахматы! Я знаете, ребята, что придумала?

С этими словами учитель достала из сумочки большую тетрадь.

- Я к каждому уроку придумала занимательные игры – по каждой теме. Еще когда в училище училась – придумала их. Даже курсовые блестяще по ним защитила. Правда, меня некоторые обсмеяли, сказав, что это утопия, что это несерьезно. И я их отложила… до лучших времен. А сейчас поняла, что эти лучшие времена пришли. Ну что, начнем?

Дети с радостью согласились. Весь день она провела уроки именно по своей, лично разработанной игровой программе. И с удовольствием отмечала блеск и азарт в глазах учеников – не было ни одного равнодушного лица. А это дорогого стоит.

А дети смотрели на свою учительницу, как на волшебную Фею, которая умеет превратить в сказку обычный урок.

А после уроков ее ждал сюрприз. В учительской ей передали записку:

- Тебе звонили… из какой-то шахматной секции. Сказали, что очень будут ждать… звонка.

Елена поспешно развернула записку и прочла: «Владимир Макаров и… номер телефона».

Глава 7.

Этим же вечером Лена позвонила по указанному номеру. Трубку схватили сразу же, словно дежурили поблизости.

- Здравствуйте, это Елена…

- Ой, а это Владимир… Я так боялся, что вам не передадут информацию о моем звонке… Мне бы очень хотелось еще раз с вами сыграть, если вы не против?

- Да, конечно… Только где? Вы сказали есть шахматная секция?

- Да нет, - Владимир немного замялся, - это пока только в моих мечтах… Я про шахматную секцию для солидности сказал. Побоялся, что не передадут, если поймут, что это личное… То есть… не совсем личное, конечно… В общем, я хотел вас пригласить в следующее воскресенье в нашу школу, где я провожу неофициально шахматный кружок для наших учащихся. Приходите где-нибудь после 15.00… Хорошо? И мы с вами сыграем.

- Отлично, я обязательно приду!

Лена с улыбкой слушала его сумбурную речь, которую она оценила по-своему: волнуется, значит, она его тоже зацепила.

Весь вчерашний вечер и сегодняшний день ее не покидали мысли о нем, она боялась, что они больше не встретятся… И вот, он нашел ее!!!

- Кому это ты звонила? – выглянула из своей комнаты мама.

- Кому-то, - сделала загадочный вид Лена и не смогла сдержать счастливой улыбки.

- Да не уж-то ты влюбилась! – всплеснула руками мама, - неужели я дождалась этого момента? Наконец-то моя Снегурочка растаяла? Хотя за окном еще довольно снежно.

- Да, мам, - отмахнулась Лена, - это просто… приглашение сыграть партию в шахматы. От того самого парня, который у меня выиграл на турнире. Представляешь, как заманчиво?

- Ох, опять эти шахматы! - мамина улыбка сразу же исчезла, - опять они врываются в нашу жизнь! Опять хотят все испортить! Дочь, не надо, не встречайся с ним!

Лицо Лены вытянулось, она остолбенело уставилась на мать:

- Мам, ты чего? Давай я сама буду решать, с кем мне встречаться! Мне уже 21 год. Я вполне взрослая девочка. И хватит мне про шахматы всякие ужасы рассказывать! Надоело!!!

В голосе дочери появились жесткие нотки, не свойственные ей, она резко развернулась и исчезла в своей комнате, прикрыв за собой дверь.

Там легла на кровать и разревелась, как маленькая. Все обиды, которые накопились за ее небольшую жизнь, вдруг собрались с силами и рванули наружу, прорвав плотину. Перед глазами встало лицо отца – его обнадеживающая улыбка, такая мягкая и родная. Как будто она его видела пять минут назад.

- Папочка, где же ты? – жалобно протянула она, - как мне тебя не хватает! Как мне тебя найти?

С этими мыслями она уснула. А ночью ей вдруг приснился отец, впервые за все эти годы.

- Дочка, - сказал он с грустной улыбкой, - пришла пора нам встретиться, мне нужна твоя помощь.

- А где тебя найти? Где? – встрепенулась Лена.

- Запомни адрес: Чапаева, 37. Там я сейчас живу… в подвале…

Лена проснулась словно от толчка, села на кровати с колотящимся сердцем и вытаращенными глазами.

- В подвале? Что значит… в подвале?

Ее покрыл липкий пот, потом она потрясла головой, огляделась по сторонам и с облегчением выдохнула:

- Фуххх, это же просто сон! Приснится же такое! Ну у меня и воображение…

Она усмехнулась, приходя в себя. Легла обратно, нырнув под одеяло. В голове все еще звучало: Чапаева, 37! Интересно, где это? Хоть у них и небольшой городок, но всех улиц она не знала. Скорее всего, частный сектор…

Она еще долго лежала, размышляя над сном, потом его перебили мысли о Владимире, о предстоящей встрече, и она уснула с улыбкой на губах.

***

Неделя пролетела незаметно, в какой-то сладкой эйфории. Ее уроки с играми, которые она когда-то придумала в студенческие годы, дети восприняли на ура. Она сама удивлялась, с какой легкостью и энтузиазмом дети впитывали знания.

Небольшая проверочная работа, проведенная в субботу по пройденным темам, ее просто поразила – 14 пятерок и 6 четверок по русскому и 16 пятерок и 4 четверки по математике! И то четверки - за небольшие недочеты из-за невнимательности. Уму непостижимо!!!

Она просто не верила своим глазами. Еще раз пробежалась по работам своих троечников – сомнений не было: все решено правильно, пройденный материал усвоен прекрасно. Особенно для этих ребят.

Лена сидела и плакала от счастья, когда к ней заглянул директор школы. Увидев ее заплаканное лицо и открытые тетради, он понял все по-своему:

- Что? Много двоек?

- Нет, наоборот! – Лена улыбнулась ему сквозь слезы, - даже троек нет!

Ничего не понимая, он подошел к ее столу, полистал несколько тетрадей. Точно: одни пятерки и несколько четверок! Все еще не веря своим глазами, он в недоумении смотрел то на нее, то на тетради.

- Они что, под диктовку писали?

- Да нет же, нет! – воскликнула Елена Яковлевна, - они сами все это написали!

- Не может быть! Вы им что волшебную пилюлю дали?

- Получается…

- Тааак, - директор подозрительно посмотрел на нее.

Она перехватила его взгляд, и вдруг ее прошиб холодный пот: ведь если узнают, что она обучала детей по собственной программе, ей не поздоровится. Могут и из школы уволить!

Ей резко стало плохо. Нет, ни в коем случае нельзя, чтобы они узнали!


Глава 8.

Елена Яковлевна сидела, застигнутая врасплох, и не знала, что сказать. Как выкрутиться.


Директор продолжал сверлить ее тяжелым пронизывающим взглядом. И она решила сделать первый шаг – была не была! На вранье карьеру не построить.

- Дмитрий Анатольевич, - она твердо посмотрела ему в глаза, - я их заинтересовала… шахматами. Мы заключили соглашение, что если они хорошо поработают, не будут баловаться, быстро сделают уроки, то мы в конце продленки поиграем в шахматы. Поэтому я и попросилась заменить Марию Сергеевну, когда это идея пришла мне в голову.

Она замерла в ожидании, зная, насколько консервативны в этой школе учителя, включая директора. Видя, как его брови взметнулись вверх от удивления, быстро продолжила:

- Знаете, как я вам благодарна, что вы меня тогда на турнир отправили? И в мою жизнь вошли шахматы. И я даже… почти победила…

Расчет оказался верным. Лицо директора заметно посветлело, когда он вспомнил этот триумф. Заметив это, Лена воодушевленно продолжила:

- А знаете, кто меня первым научил играть в шахматы? Никита Самойлов, который больше всех нарушал дисциплину в классе. Представляете? И я подумала: ведь все дети любят играть! Ради игры на все готовы, даже на хорошую учебу. И я придумала премировать их за хорошие оценки игрой в шахматы. И как видите – получилось!

Брови директора изумленно взметнулись вверх:

- Но где вы взяли столько шахмат?

- Сами нарисовали, - призналась Лена и вытащила из ящика стола расчерченные и раскрашенные шахматные «доски» с вырезанными фигурками. Целую кипу. Разложила их на столе.

Рассматривая самодельные шахматы, директор удивлено качал головой, потом улыбнулся:

- А вы молодец, Елена Яковлевна! Второй раз меня удивляете. Я рад, что тот турнир стал для вас не просто счастливой случайностью, а открыл для вас новые возможности в вашей работе. Помог найти общий язык с неуправляемым классом. Так держать! Только не переусердствуйте, сами знаете, что любые новаторства встречают на своем пути недоброжелателей, - он многозначительно поднял указательный палец вверх, - помните об этом.

Директор ушел, а Лена еще долго сидела, обессиленная, приходя в себя и обдумывая его слова. Кажется, начальник ее одобрил. Что ж, лиха беда начало! Будем надеяться, что и остальные новшества он со временем примет. По крайней мере не будет втыкать ей палки в колеса. Ну а что касается недоброжелателей… что ж, повоюем!

***

В воскресенье Лена встала чуть свет, чего с ней уже давно не бывало. Обычно в выходные она валялась чуть ли не до обеда, устраивая себе ленивый день, чтобы отдохнуть за всю неделю. Но сегодня она проснулась полседьмого, как обычно. Взглянула на будильник, вспомнила, что воскресенье и, потянувшись по-кошачьи, хотела продолжить утренний сон, как вдруг ее молнией пронзила мысль, что сегодня она увидит Его! И все. Сон, как рукой сняло. Волнение накрыло горячей волной. Внутри все затрепетало, словно она идет не в шахматы играть, а на свидание. Такого с ней еще ни разу не было.

- Да хватит тебе придумывать, - попыталась она себя утихомирить, - ты его заинтересовала исключительно, как партнерша по шахматам, больше ничего. А его дрожащий от волнения голос можно расценивать только как предвкушение захватывающей игры. Мама права: шахматисты - азартный народ и ради хорошей игры они на все готовы. Отец вон даже бросил свою семью из-за шахмат…

Лене стало обидно и горько, словно она только что уличила Владимира в самых подлых намерениях. Потом ей стало смешно от этих мыслей.

- Господи. Я уже уподобляюсь маме, - усмехнулась она про себя, - просто не нужно питать лишних иллюзий. А лучше вообще никаких.

Честно говоря, Лене не везло в личной жизни. Парни, которые ей нравились, не обращали на нее никакого внимания. Зато те, которые ее начинали раздражать после первого свидания, потом прохода ей не давали, караулили, навязывались, требовали свиданий. А когда она, не выдержав, объявляла, что не хочет больше встречаться, потому что они слишком разные - злились, чувствуя себя оскорбленными, и обвиняли ее в том, что она дала надежду, а потом подло бросила. И девушка долго чувствовала себя виноватой.

После двух таких тяжелых разрывов, Лена больше не рисковала. Если парень звал ее на свидание, она говорила, что уже занята. И они отставали. А Лена чувствовала облегчение.

Вот и сегодня, хоть сердце и трепетало при мысли о предстоящей встрече, она строго себе сказала:

- Не обольщайся, смотри на него только, как на партнера в игре!

В два часа она уже была готова – одета в самое любимое синее платье, связанное мамой.

Платье она берегла только для особых случаев, и сейчас не смогла удержаться, чтобы не принарядиться.

- Мам, я пошла, - крикнула она уже на пороге, обуваясь.

В этот момент дверь маминой спальни открылась, и оттуда вышла мама, бледная, как мел, еле держась за стенку. В два прыжка Лена оказалась рядом:

- Мамочка, что с тобой?!!

Глава 9.

«Скорая» приехала буквально через пять минут. Фельдшер, грузная высокая женщина, шумно поздоровалась и торопливо прошла к постели больной. Увидев ее бледное лицо, всплеснула руками:

- Наташка… Терехова, ты что ли? Сколько лет, сколько зим!!! Только и встречаю своих бывших одноклассников в постели, иначе не получается. Ну рассказывай, что стряслось?

Наталья слабо улыбнулась:

- Привет, Марин. Да не знаю, что-то резко скрутило меня, вон даже дочку пришлось вернуть с порога.

Марина быстро обернулась к Лене, оценивающе ее оглядела и одобрительно кивнула:

- Красавица! Но не обижайся, на тебя не похожа! Вылитая - Яшка Никифоров! Надо же, как природа постаралась! Или ваша любовь неземная? Да не смущайся, - продолжала словоохотливая одноклассница, расценив нахмуренные брови Натальи по-своему, - все мы еще со школы знали про вашу любовь, только слепой ее не видел. Ну а дочка – прямое тому подтверждение, никаких экспертиз не нужно.

Лена напряглась – впервые она услышала хоть что-то об отце. А главное – его фамилию. В чувство девушку привел голос фельдшера:

- Собери-ка, дочка, мамины вещи, отвезу я ее в больницу, пусть уже там диагноз ставят, не хочу рисковать.

Лена бросилась собирать вещи, но краем уха слышала громкий голос Марины:

- Как он, кстати, поживает, Яков-то? Тоже сто лет его не видела. Что?!!Разошлись? Надо же! Никогда бы не подумала! Вот и верь после этого… в любовь неземную.

Всю дорогу до больницы Лена мучительно размышляла. За этот короткий миг она получила столько информации о своем таинственном отце. Сколько не получала за всю свою жизнь. Мама никогда о нем не рассказывала, выбросив его из их жизни раз и навсегда. А в душе Лены поселилась обида на него, что он исчез так внезапно, бросил ее. Она тоже старалась о нем не думать. И вот… в последнее время посыпались звоночки от него. Первый - это шахматы, а теперь эта… по-видимому, совсем неслучайная встреча. Жаль, не удалось с Мариной поговорить наедине. Эти мысли роились в голове Лены, пока маму осматривали в приемном покое. Фельдшер сама отвела ее туда, а когда вышла, сразу подошла к девушке:

- Не волнуйся, по всей видимости, обострение остеохондроза. Укольчики поделают пару недель и будет, как новенькая.

- Спасибо вам огромное, - облегченно вздохнула Лена и только набрала в грудь воздуху, чтобы задать волнующий вопрос, как Марина ее опередила:

- А скажи мне, девочка, где сейчас твой отец? Ты с ним общаешься?

- Нет, последний раз я видела его… лет 17 назад.

- Ни фига себе!!! И что… больше ни разу?

- Нет!

- С ума сойти. А он жив?

Лена вздрогнула.

- А почему вы такое спрашиваете? Вы что-то знаете?

- Знаю только то, как он вас любил, как он тобой гордился. Он не мог просто так отказаться от тебя. Не видеть целых 17 лет!!! Ребенка и жену, на которых не мог надышаться! Это что-то сродни фантастики, ты меня извини. Что-то тут нечисто.

Лена слушала ее, затаив дыхание. Но вдруг не выдержала:

- Он предал нас, бросил, ради другой…

Марина вытаращила на нее глаза, словно увидела приведение, и непроизвольно перекрестилась:

- Господи прости, наверное, я ничего не понимаю в этой жизни. Прости за пафос, но мне проще думать, что только смерть его могла с вами разлучить.

Она быстро взглянула часы:

- Извини, совсем нет времени, и так задержалась…

Лена с отчаянием уцепилась за рукав ее куртки:

- Еще минуточку можно? Скажите, пожалуйста, а кто ближе всех общался с моим отцом? Может, он знает, как его найти?

Марина пожала плечами, раздумывая:

- Даже не знаю… Многие разъехались. Хотя, подожди… кажется, его шахматные друзья-коллеги на месте. Сходи на радиозавод, спроси Макарова Сергея... Отчества, к сожалению, не знаю. А теперь – прости, бежать нужно…

С этими словами Марина сочувственно улыбнулась девушке, похлопала ее по плечу и помчалась. А Лена пыталась вспомнить, где же она слышала уже такую фамилию? Ведь совсем недавно. Ах, да!!! У нее даже мороз пробежал по коже – вот это совпадение! Макаров Владимир! На свидание с которым она уже безнадежно опоздала! Нет, жизнь определенно крутит с ней замысловатые виражи. Столько совпадений!

Дождавшись диагноза врача, подтвердившего Маринин прогноз, и проводив маму до палаты, Лена взглянула на свои наручные изящные часики, которые купила с первой зарплаты. Они показывали половину четвертого. Так… Еще не все потеряно! В принципе, все приличные девушки опаздывают на первое свидание. Тем более и не свидание это вовсе, так - встреча интересов. Но в свете последних обстоятельств - желанная вдвойне!

Лена выбежала из больницы. Если поспешить, то минут через десять она будет на месте… Когда-то в школе занималась легкой атлетикой, и ноги с радостью пустились в этот марафон. Быстрее, быстрее… Только бы дождался!

Она влетела на порог школы, запыхавшаяся и раскрасневшаяся, едва не сбив с ног Владимира, который уже стоял в дверях, собираясь уходить.

- Вы все-таки пришли! – обрадовался он, - а я уже, признаться откровенно, и не надеялся.

- Извините, мама заболела, пришлось на скорой ее в больницу увезти, - выпалила Лена, пытаясь отдышаться. И сразу же с места в карьер:

- А скажите: Сергей Макаров - вам кто?

- Мой отец, - удивленно глядя на нее, ответил Владимир.

Продолжение читайте в ленте группы прямо сейчас

Яндекс Дзен
Канал
#Бальзам_для_души

https://dzen.ru/balsam2020?share_to=link

Комментарии