Комментарии
- 11 ноя 2020 01:26Целиком и полностью согласна с вышеприведенными комментариями!
- 11 ноя 2020 13:17Светлая память гениальному актеру! Кстати, у Эраста Гарина был такой "пунктик", он всегда боролся в русском языке с иностранными англонизированными словами и мгновенно переводил их на русский. Терпеть не мог употребления в разговоре!
- Комментарий удалён.
- Комментарий удалён.
- Комментарий удалён.
- Комментарий удалён.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь


🧡
Литературный салон "Страницы книг"
:Виктор и Галина Муравченко
118 лет назад, 10 ноября 1902 года, в Рязани родился Эраст Павлович Гарин.
Эраст Гарин относился к плеяде “недооцененных” актеров советского театра и кино. Сказочный король, нерешительный жених, напористый профессор археологии — это лишь начало внушительного списка его ролей. А сколько он мог бы их еще сыграть?
Эраст Гарин родился 10 ноября (28 октября) 1902 года только в Рязани. На самом деле никакой он - не Гарин, а - Герасимов. Гарин прицепился к нему как репей в пьесе Княжнина "Сбитенщик". С тех пор и пошло - Эраст Гарин.
Ну и Рязань в пору русского средневековья не была ещё Рязанью, а - Переславлем-Рязанским. Рязань - это поэзия русской провинции.
Гаринский типаж - мещанин из слободки, но с амбициями купца - сразу пришёлся ко двору. Артист Гарин появился на свет из самодеятельного театра Красной армии. Поначалу он и не собирался быть артистом, а просто попал в горнило Гражданской войны. На дворе 1919 год. С этим театром судьба и забросила его в Москву, где он попался на глаза Мейерхольду.
Вспомним незабвенного жениха Эпаминонда Максимовича Апломбова из фильма Исидора Анненского "Свадьба". Мещане Жигаловы, у которых на выданье дочь Даша, к ужасу своему узнают, что чиновник Апломбов, ежедневно обедавший у них и зарекомендовавший себя женихом, жениться вовсе не собирается. В данном случае жених с большим трудом согласился, поставив условием обязательное присутствие на свадьбе генерала:Я не Спиноза какой-нибудь, чтоб выделывать ногами кренделя. Я человек положительный и с характером и не вижу никакого развлечения в пустых удовольствиях...
Фильм Анненского - редкий случай с целой россыпью звёзд от Грибова, Яншина до Раневской. И Апломбов Гарина в этом блистательном ряду - центральная фигура, вокруг которой плетётся интрига, сжимается пружина сюжета. Вот такого Чехова больше не будет. Это - классика.А как сегодня играют Чехова? Плохо играют. Чехова жалко...
Всё это воплотить смог только Эраст Гарин, мейерхольдово семечко упало в хорошую почву. В знаменитом спектакле Мейерхольда "Горе уму" Чацкого играл Гарин. Это звучит как парадокс. Предложение Мейерхольда показалось странным прежде всего самому актеру. Последовала ответная реплика: "Всеволод Эмильевич, я - не любовник, мне бы Кюхельбекера сыграть..." После премьеры "Горе уму" один критик с написал: опять у Мейерхольда все наоборот.
Но разве эксцентричный Кюхля - Чацкий наоборот? Ведь декабрист Вильгельм Кюхельбекер тоже числится в прототипах героя грибоедовской комедии. Чацкий Гарина был эксцентричен, и это имело свой резон и свое оправдание в той грандиозной игре, которую затеял на сцене режиссер. Сам Гарин очень верно замечает: "У Мейерхольда все было как раз не наоборот, а скорее навыворот".
В 30-е годы Гарину будет особенно нелегко оставаться на экране самим собой. Юрий Слеша, шутил однажды, что открыл лавку метафор. Сначала ему казалось, что он быстро разбогатеет, у него был великолепный товар. Но дорогие метафоры покупатели не брали, а раскупали дешевые. Он едва сводил концы с концами. Лавку пришлось прикрыть.
Зрителям запомнился еще один образ, созданный Гариным в фильме. Это Альфред Терентьевич Тараканов из "Музыкальной истории". История неприхотливая, о том, как молодой шофер такси, обаятельный паренек с прекрасными вокальными данными, страстно и навсегда полюбил оперную сцену и девушку. Всего он достиг. Были, правда, кое-какие неприятности, недоразумения, курьезы. И путался под ногами у высокой любви мелкий пошляк и завистник Федя Тараканов. Это сюжет. А в целом фильм получился, пожалуй, о другом. Мелкий пошляк стал высоким. Большая любовь несколько потеряла в масштабе. Разве что вокальные данные остались хорошими - шофера играл молодой Лемешев. С годами забылось, из-за чего ссорились герои, как они мирились, но не забылась нелепая фигура Альфреда Тараканова, гордо выступающего в ярком оперении пошлейших афоризмов - "согласно теории сохранения личности, одеколон не роскошь, а предмет ширпотреба и культурной жизни".
Эрасту Гарину особенно впору придутся сказки-комедии Евгения Шварца. Перед войной он сыграет в "Тени" на сцене Ленинградского театра комедии. После войны - Короля в фильме "Золушка". Потом Короля в спектакле "Обыкновенное чудо". Потом вновь Короля в "Каине XVIII". И еще раз Короля в "Обыкновенном чуде", но уже на экране.
В "Золушке" он - добродушнейший из королей, какие только правили в жизни и в сказках,- веселый, общительный, восторженный и суматошный. Будто и не король, а мальчишка какой-нибудь . Если он радуется, то беспредельно, безудержно, упоенно, "Позвольте вам представить,- обращается Король к гостям - девушку волшебно одетую, сказочно прекрасную, сверхъестественно искреннюю и таинственно скромную".
Трудно себе представить, сколько персонажей говорят голосом Эраста Гарина. Гусь Мартин из "Заколдованного мальчика" и ещё один гусь из "Лягушки путешественницы", Верлиока и незабвенный ослик Иа из мультика "Винни-Пух "...
По материалам книги "Комики мирового экрана. "
Cultural Capital
#ГалинаМуравченко
#ЛитСалон