Комментарии
- 16 июл 2023 10:14Прав Распутин! Какое детство, когда надо было помогать родителям. Прополка, поливка, заготовка сена, да много чего ещё. В колхозе прополка кукурузы и подсолнуха, потом заготовка силоса, надо было помогать родителям, так детство и прошло. Мы не задумывались ,какое у нас было детство, так все жили.
- 16 июл 2023 12:25Только многие счастье в этом нашли, а некоторые...до сих пор жалуются на судьбу... А какой слог! Какие образы! Так и видишь ЭТО, как в кино... И себя в то время... счастливое не смотря ни на что! Люди были ДРУГИМИ...!
- 16 июл 2023 12:51Так же моя жена пахала как лошадь, вставала в 5 утра и понеслось скотину покорми, напои , отправь на выпас, кушать приготовь , всех накорми, постирай, а потом , на сенокосе, сено сие тали , бегом домой, обед свари , накорми, пока мужики отдыхают, посуду помой , опять сенокос, е вечеру скотина приходит домой, опять накорми, напои, ужин приготовь , и все день прошел!
- 16 июл 2023 12:55Какое острое желание облегчить жизнь маме! Вот это самовоспитание и самопреодоление! Переживание счастья, когда мама плакала от благодарности! Чистые души!
- 16 июл 2023 13:10Татьяна, а какие обиды? Мы об этом никогда не задумывались. Это сейчас на старости лет вспоминаешь и сравниваешь. А тогда детство, отрочество, родители, которые нас во всем поддерживали . Другой жизни мы не знали.
- 16 июл 2023 13:18Я не про обиды, а про отношение к ТОМУ времени.. с позиции нынешнего... Ну не было тогда того, что есть сейчас, а многие начинают ныть: и того-то не было, и трудно, и работали ( кстати по 8 часов на работе, а не по 12, как сейчас) зато ЛЮДИ были, в большинстве своём, чисты, мудры, порядочны.
- 16 июл 2023 13:26Татьяна, я не помню сколько часов мы работали. А люди и тогда и сейчас были разными. А вот хороших людей было больше, с этим я с Вами соглашусь. Но они и сейчас есть, просто к тарости круг общения уменьшается, замыкается на семье, дети, внуки и этого достаточно.
- 16 июл 2023 13:34Я с Вами не согласна, я живу в городе, смотрю на реакции и общение людей со стороны... Да и здесь, в чатах, Вы разве не наблюдаете эту тенденцию? Хотя безусловно, с Вами согласна, хороших людей много... Просто они тише, не так агрессивны и не выпячиваются.
- 16 июл 2023 13:43Татьяна, я тоже в городе живу. Замечаю, особенно в метро, культура поведения оставляет желать лучшего. Но это наши дети, внуки, видимо мы с Вами допустили промахи в воспитании. Пенять нужно на себя.
- 16 июл 2023 13:47А по поводу "сколько часов работали".. В деревне, в страду рабочий день и тогда, как и сейчас, не нормированный
А в остальном, в основном, был восьмичасовой.. - 16 июл 2023 13:48За своих детей мне не стыдно.( если это не ответ "сама дура"
- 16 июл 2023 13:58Татьяна, я за своих тоже спокойный. Слава Богу, дети и внуки достойные люди.
- 16 июл 2023 15:05нас 4 детей,мама придумала нам дочка дежурить по 2 дня в неделю и 4 отдыхать, брату вода дрова уголь.. отдельно задание по огороду. прополкп и поливка. время было и помогать и отдыхать.. читали просто "запоем"особенно зимой, записаны в 3 библиотеки каждый и перечитывали все книги и свои и те что приносили брат и сестры.. Готовить мама научила . просто буднично. и шить и белить. Все пригодилось в жизни спасибо маме .
- 16 июл 2023 17:53Труд-- надежный спутник для человека.Он всегда ждет, не предает и вознаграждает. Человек в труде себя утверждает в жизни.
- 16 июл 2023 22:10Очень жаль,что у Валентина Распутина погибла дочь Мария в 2006году,в авиакатастрофе!Замечательный писатель,человек порядочный,!Светлая ему память!
- 16 июл 2023 23:32Очень любила читать его книги.Много печаталось раньше в журнале читали всей семьёй.
- 17 июл 2023 11:36Вспоминаем с теплотой и радостью потому, что были причастны к каждому делу,к каждому результату с малых лет- к стогу сена, которое сгребали, к кадке с водой, которую носили ведрами, к гусятам, которых пасли на речке, ко всему!
- 17 июл 2023 12:40Человек с детства приучен к труду и обязанности, во взрослой жизни не станет подлецом...
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Литературный салон "Страницы книг"
:Ирина Лисовая (Бикша)
Валентин Распутин "Красный день"
Вспоминаю себя, мне тринадцать лет. Мы живем в леспромхозовском поселке, я только что вернулся на летние каникулы из школы, которая находится в райцентре, в пятидесяти километрах от дома. Живем без отца, нас у матери трое, я самый старший.С вечера мать начинает тяжело вздыхать: завтра и послезавтра, в пятницу и субботу, общественная баня, мать — банщица. Ей надо натаскать с речки подле Ангары по крутому красному яру сотни ведер воды, чтобы заполнить два огромных чана. Руки у матери вытянуты, болят, болит и спина, а на коромысле воду по крутяку не поднять, коромысло не годится.
Я уже решил, слушая мать, что утром помогу ей, хоть она и не просит, считая, что после школы надо дать мальчишке отдохнуть. Но что такое «помогу»? Это значит, что я с ведрами и она с ведрами, на узкой каменистой тропке не разойтись, и мать то и дело будет заставлять меня отдыхать. Уставая сама, она считает, что я, мальчишка, устаю еще больше, что детские мои силенки надрывать нельзя.
Поэтому я решаю поступить по-другому. Светает летом рано, по первому же свету можно подняться и до того, как уберется по дому мать, перетаскать хоть пол-Ангары. Но для этого надо подняться так, чтобы не разбудить мать. И я выдумываю, что мне в избе душно, я буду спать в сенях.
Утром вскакиваю часа в четыре. Еще сумерки, прохладные, знобкие, но с чистым небом, обещающим красный день. Бегу, согреваясь, к бане, отмыкаю ее и заглядываю в чан — в тот, который на топке. Дна не видать, это преисподняя, туда провалится с потрохами все что угодно. Но делать нечего, я берусь за ведра и скатываюсь к речке. Она шумит, прыгает по камням, над Ангарой рядом стоит парок. Плещу себе из речки в лицо, на мгновение замираю. Все, теперь вперед.
Часов у меня нет, я знаю только, что надо торопить-ся. Подъем занимает минуту-полторы, но взбегать при-ходится с задержанным дыханием. Чуть расслабишься, чтобы перевести дух,— сдвинуться потом трудно. И я еще от воды разбегаюсь с поднятыми на руках ведрами, чтобы не задевать о камни, и все равно заде-ваю, все равно плещу на себя. Остатки приношу в чан, и они булькают где-то так глубоко, что едва слышны. Потом снова вниз. Вверх и вниз, вверх и вниз, десятки и десятки раз. Запалившись, припадаю к речке, жадно пью; от пота и наплесков я мокр с головы до ног, но обсыхать некогда.
И я успеваю. Но, возвращаясь домой, я знаю, что такое усталость. Меня качает. В избе у нас еще тихо, я осторожно приоткрываю дверь в сенцы, отметив, что мать не выходила, сбрасываю мокрую одежду в угол и залезаю под одеяло. Все равно матери разогревать топку, все равно ей идти. Вот удивится-то! Так и подогнутся под нею ноги! Я моментально засыпаю.
Просыпаюсь от плача. Дверь из избы в сенцы приоткрыта, и я слышу, как топчутся вокруг матери сестренка с братишкой, как она сквозь слезы что-то отвечает им. И плачет, и плачет. И чувствую, как у самого у меня проступают слезы, как сладким страданием забивает горло. Так хорошо!..
...Мы жили в непролазной нужде, видели, каково приходится нашим матерям накормить-обшить нас, и взять на себя доступную нам, ребятишкам, долю их трудов было для нас так же естественно, как съесть кусок хлеба. Подталкивать к помощи нас не приходилось. У матери радостей было в те суровые годы еще меньше, чем у нас, всякая радость от нас и шла, и мы своим услужением старались ее доставить. Мы рано становились взрослыми, и, с точки зрения иных теоретиков воспитания, детства у нас не было.
В самом деле: где ему быть? С семи годочков верхом на лошади возишь копны в сенокосную страду, с десяти кормишь ушицей всю семью, с двенадцати боронишь колхозные поля, с четырнадцати пашешь, как взрослый мужик... Не бывали мы в пионерских лагерях, не слыхали об «Артеке», костры жгли в лесу да у Ангары больше за делом; за ягодой, за грибами шли с ведрами, чтобы принести домой, на острова плавали, чтобы нарвать дикий лук и чеснок... С малых лет в работе, в пособи, как говорилось о ребятишках, но почему же тогда с такой радостью, с такой полнотой и теплотой, с таким чувством необъятности выпавшего нам счастья вспоминаются те годы? Детство есть детство, это верно. Оно, открывая мир, удивляется и радуется любой малости. Но и при этом никогда не соглашусь я, что мы были чем-то обделены (кроме, быть может, книг, которые узнавали позже), напротив, считаю, что повезло нам с выпавшими на детство трудными годами, ибо тогда не было времени на воспитание, а шли мы вместе со взрослыми ото дня к дню и шли, естественно, научаясь любви, состраданию, трудам и правилам, которые вкладываются в нравственность... А уж как мы верили, что наступят лучшая жизнь! И она наступила.
Валентин Распутин "Красный день".
Портрет писателя В.Г. Распутина с матерью Ниной Ивановной и дочерью Машей. А.И. Алексеев.1979-1981 гг. Иркутск.