Комментарии
- Предыдущие комментарии
- В начало
- 31 янв 15:39Должна быть цензура на фильмы, такие как < слово пацана > - рассчитанные в основном на детей и подростков !!!
- 31 янв 20:55Ещё Бондарчук снимал с итальянцем - **** в главной роли. Это вообще кошмар.
- 11 фев 00:05Фильм - Шедевр!!!! Бесподобная игра Настоящих и Великих Актеров!!!! СВЕТЛАЯ ИМ Память!!!!
- 16 фев 20:37Такого шедевра ,который создал Герасимов никогда не повторить ,да и зачем? Я знаю о чем говорю ,бывала в казачьих станицах еще ,когда еще Шолохов был жив. Они роман Тихий Дон больше библии почитали... Там отражена вся их жизнь ,от дедов- прадедов. А фильм и актеров благославил тоже сам Шолохо И зачем создавать жалкие пародии. Берите другие произведения ,созидайте , творите новое ,свое. Но для этого нужен талант и большой труд.
- 16 фев 20:49Пародии? А почему такое пренебрежительное отношение к именитому режиссеру? Вы смотрели фильм Урсуляка? Никто не умаляет заслуги Герасимова и тем более не говорит плохо о величайшем его творении. Но почему вы позволяете себе оскорблять труд другого человека? Странные люди...
- 16 фев 22:10А вы книгу хоть читали? В донской станице когда нибуть были? Это был особый мир и сейчас своеобразный и донестисти его смогли просто гениально ,второй раз не повторить... Это мое мнение
- 17 фев 04:02Потому что посмотрев фильм Герасимова,фильм Урсуляка вызывает отвращение,зачем большие деньги на ветер выкидывать ?!
- 17 фев 08:28Фильм Урсуляка тоже шедевр. И политическую сторону того времени он лучше показал. У Герасимова на первом месте любовная линия.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
ТИХИЙ ДОН
Всем казалось, что «Тихий Дон» снимается навека. И создателям, и актёрам, и зрителям. Бывают ли вообще фильмы «навсегда»?
Аксинью искали долго. Очень долго. Даже писали председателям колхозов в казачьих селах: посмотрите подходящую женщину среди местных жителей. В Москву приходили очень серьёзные ответы: «Получив ваше письмо, мы снова перечитали «Тихий Дон». К сожалению ничем не можем вам помочь, так как ни у нас в колхозе, ни в окрестных хуторах подходящей Аксиньи нет.»
Петру Глебову до этого хронически не везло. Ему было уже за сорок, а достойных ролей он всё так и не сыграл. Глебов даже эпизодам был рад. Как-то его коллега по театру Станиславского уходил на пробы в «Тихом Доне» и Пётр Петрович его попросил: ты бы меня пристроил хотя бы в массовку. Именно среди массовки в компании актёров, одетых в форму офицеров его вдруг увидел Сергей Герасимов. И решил попробовать.
Гримёр была удивлена: лицо этого актёра было совсем не похоже на тот образ, который они до этого искали. Между делом режиссёр немного расспросил Петра Глебова о его жизни. И выяснилось, что он учился у Станиславского, а в детстве жил в деревне, где пахал, косил, на лошадях скакал, до 15 лет гулял босиком. Герасимов был убеждён, что это и есть его Мелехов. Из-за Глебова он даже отказал своему любимому ученику Сергею Бондарчуку, который тогда уже был известным актёром.
Но режиссёр оказался в меньшинстве. Глебова долго не утверждали, и тогда Герасимов потребовал созвать всё руководство Студии имени Горького, перед которым заявил:
- Я прошу наконец принять решение и прекратить всякие происки против Глебова! Я отвечаю за картину и я вижу в нем то, что для меня ценно и дорого. В тот день директор картины догнал Глебова в студийном коридоре и сказал: ну что! Ты выиграл по трамвайному билету сто тысяч! Утвердили!
И ещё режиссёра устраивало, что на экранах этот актёр не слишком-то примелькался. Герасимов так и хотел, чтобы в его фильме было как можно меньше узнаваемых лиц, чтобы шлейф предыдущих ролей не отвлекал зрителей от картины. Самой известной среди всех претендентов на главные роли была, пожалуй, Элина Быстрицкая, которую только-только за картину «Неоконченная повесть» газета «Советская культура» объявила лучшей актрисой года.
Когда в составе советской делегации Элина Быстрицкая была в Париже, Алла Ларионова между прочим рассказала, что Сергей Герасимов прямо сейчас ищет исполнительницу на роль Аксиньи для своего фильма «Тихий Дон». Сыграть Аксинью - для Быстрицкой это была мечта всей жизни. Она решила рискнуть и позвонила Герасимову. Он пригласил её на встречу и дал прочитать небольшой фрагмент из книги Шолохова. Быстрицкая взглянула на отрывок и похолодела: ещё в студенчестве именно этот текст ей не давался, она его пыталась исполнить в институте и провалилась. Вы знаете, - сказала она Герасимову, - после Франции я не сделаю это достоверно. Я должна вспомнить книгу, представить, как всё было.
Прошло две недели, прежде чем её вызвали на пробы. Всё это время она думала, что Герасимов её забраковал, а режиссёр наоборот был убеждён, что наконец-то повстречался с по-настоящему серьёзной актрисой.
И это Михаил Александрович среди всех претенденток выбрал Быстрицкую. Потом он утверждал на роль Натальи Мелеховой Зинаиду Кириенко.
А вот Дарью Шолохов забраковал и ассистенты режиссёра заново искали подходящую кандидатуру на эту роль, пока в Горьковском драматическом театре не нашли очень органичную и темпераментную Людмилу Хитяеву.
- Не волнуйся, утопим как следует.
Эпизод гибели Дарьи снимался тринадцать раз, пока Герасимов не добился максимального правдоподобия.
После утверждения актёров, режиссёр собрал съёмочную группу и объявил: Мы начинаем работу над «Тихим Доном» вам предстоит стать другими людьми. Он предупредил мужчин, чтобы подготовили свои руки - они должны стать похожими на руки людей, работающих на земле. Такой же совет дал и актрисам: Стирайте побольше, чистите посуду, скоблите полы, наведите порядок дома. У себя всё сделаете - соседям помогите.
А однажды на съёмочной площадке в Северном Донце на хуторе Диченском появился хор казаков-пенсионеров. Оказалось, режиссёр специально пригласил людей, которые ещё помнили времена, описанные в «Тихом Доне». Они стали настоящими учителями: как должно сидеть платье, как танцевать, как петь, как ходить по улице, как говорить, сохраняя местный диалект. Актёры вслушивались в их интонации, подражали их мимике.
Лошадей для съёмок картины дали местные колхозы. Ежедневно под руководством военного консультанта картины генерал-лейтенанта Николая Осликовского проходили тренировки. Вырабатывалась настоящая посадка, актёры должны были научиться рубить шашкой, колоть пикой, скакать галопом.
В казачью среду как родной вписался Пётр Глебов. Он с местными жителями охотился, рыбачил, ходил на сенокос, а вечером во время ужина пел задушевные песни, отправлялся в ночное на лошадях. И вскоре его уже нельзя было отличить от настоящих донских казаков. Местные жители о нём говорили: наш станичник и приняли сначала его, а потом его роль безоговорочно.
Пётр Глебов Элине Быстрицкой очень не понравился. Он не похож был на её представление о Григории Мелехове и вообще она считала его неудачником: двадцать лет играть в театре и ничего не добиться! Смотрела на него сверху вниз, никакого расположения не чувствовала и даже в сценах любви оставалась равнодушной. Но потихоньку всё изменилось. Она увидела, что это глубокий и масштабный актёр.
Местные жители очень серьёзно подошли к тому, что снимается фильм о казачьей жизни. Они пооткрывали свои сундуки, пропахшие нафталином, достали свои старые костюмы и платья, украшения. И всем этим разрешали пользоваться во время съёмок. Даже предметы утвари отдавали, те предметы обихода, которые не сможет достоверно воспроизвести ни один художник. А эти детали, которые наполняли фильм атмосферой, были очень важны для режиссера. Ведь сколько, например, рассказала о характере и судьбе Пантелея Мелехова одна лишь серьга в левом ухе.
А когда снимали кадры скачущей конницы, обошлись без настоящего коня. К автомобилю приделали деревянную конструкцию, которая повторяла спину лошади. В кузове машины находился оператор Владимир Рапопорт, а его помощницу с облегченной камерой привязывали верёвкой к крылу переднего колеса и ехали со скоростью 60-70 км в час. Это дало возможность показать лицо Мелехова в бою на фоне других всадников и бойцов.
Переломный в судьбе Мелехова момент, когда в конце второй серии он рубит шашкой матросов. Один из них, как раз тот, который перед смертью смотрит на происходящие из-за плетня - ещё никому неизвестный студент ВГИКа Василий Шукшин.
Таких масштабных картин тогда ещё не снимали. Восемьдесят больших ролей и не менее четырёхсот статистов были задействованы в массовке. Но главное, что каждая роль выразительна, остается в памяти, как есаул Калмыков, которого мощно сыграл Михаил Глузский.
А с какой тщательностью подбирались актёры, можно судить по тому, как Мишатка, сын Мелехова, похож на Петра Глебова. Похож и внешностью, и по характеру. Но самое интересное, когда у него спросили фамилию, все были удивлены, что у этого семилетнего мальчика фамилия оказалась Мелехов.
Вначале зрители увидели первую и вторую серии, а через год вышла третья.
У такой масштабной картины было несколько премьер. Первым зрителем естественно был Шолохов. Осенью 1957 года он приехал в маленький просмотровый зал киностудии имени Горького, сел на второй ряд и тут же задымил сигаретой, хотя курить в кинозале не разрешалось. Ну кто сделает замечание классику? Киногруппа разместилась у него за спиной.
Когда показ закончился, все смотрели на его спину и на гору окурков в пепельнице, а вот понравилось или нет было непонятно. И когда Михаил Александрович развернул лицо, оказалось, что его глаза были заплаканы. Он потом много благодарил Герасимова и киногруппу, за то, что они с таким мастерством 1500 страниц литературной эпопеи уложили в пять часов экранного времени, за два с половиной года (год и восемь месяцев из них длились только одни съемки) смогли сделать то, на что он потратил 15 лет, что этот фильм, как он писал, «идет в одной дышловой упряжке с его романом».
Потом был показ для зрителей. Группа представила картину со сцены и перешла на балкон в кинозале, на котором все увидели актрису Нонну Мордюкову. Она-то не знала, что съёмочная группа придёт именно сюда, наоборот, хотела, чтобы её никто не заметил. Ведь она, донская казачка, была уверена, что Герасимов пригласит на роль Аксиньи её, свою ученицу. Но между ними произошёл разлад и роль досталась Быстрицкой. До конца жизни Нонна Викторовна считала это несправедливым, а вот фильм её захватил, и когда она смотрела его первый раз, отступили все обиды, осталось только мощное эпохальное кино о казачьем мире, который был разрушен событиями двадцатого века.
Но самую весомую оценку должны были дать сами казаки. Если бы они не приняли картину - вся работа оказалось бы просто напрасными усилиями. И вот настал день, когда в станицу Вешенскую, в которой жил Михаил Шолохов, привезли последнюю третью серию. Слух об этом быстро разошёлся по Дону. Казаки ехали верхом, плыли на лодках, чтобы посмотреть фильм. Его крутили без остановок трое суток подряд в маленьком клубе рядом с домом Шолохова.
В один из показов многие заметили в кинозале женщину в годах, одетую в казачье платье, которую привёл на показ сам писатель. Сразу после финальных титров она незаметно покинула зал. Казаки шептались, что это и была та самая настоящая Аксинья, с которой автор «Тихого Дона» написал этот образ.
Чуть позже Элина Быстрицкая получила письмо за подписью тридцати старейших казаков Дона с просьбой сменить фамилию Быстрицкая на Донская. Она была удостоена звания полковника казачьих войск, а Петру Глебову командование Войска Донского присвоило звание почётного генерал-майора с правом ношение формы и оружия.
#советскиефильмы #тихийдон #михаилшолохов #элинабыстрицкая #ириналисовая