«Праздник праздников»: как отмечали Пасху в России до революции и после

Для жителя дореволюционной России Пасха была одним из главных праздников в году — наравне с Рождеством и, пожалуй, значимее Нового года. Светлое Христово Воскресение всегда отмечали с особым размахом. После революции, когда церковь отделили от государства, праздник оказался под запретом, но народ не спешил отказываться от традиций — Пасха сохранилась даже в СССР.
Дореволюционная Пасха: неделя тишины и всеобщего ликования
Современники вспоминали, что вся Страстная неделя в царской России была нерабочей: люди могли спокойно молиться, готовиться к празднику и посвящать время духовным размышлениям. Москва в эти дни преображалась.
«В шесть часов прекратилось трамвайное движение, и постоянно раздражающий гул города, достигший особенного напряжения в предпраздничные дни, стал понемногу уменьшаться, и к восьми вечера Москва совсем затихла. Поредела толпа, потемнели и опустели магазины, куда-то исчезли извозчики, затихли гудки автомобилей, и непривычная странно-величавая тишина опустилась над столицей. Часа два длилось это торжественное молчание, почти ничем не нарушаемое. Только после десяти на опустелых улицах начали появляться пешеходы, а к одиннадцати огромные толпы потянулись к Кремлю», — писал бытописатель Владимир Руга, описывая пасхальный вечер 1913 года.
В те времена Кремль ещё не был закрытой территорией, и многие горожане шли именно туда — слушать пасхальный благовест. Детей, правда, не всегда брали с собой — самых маленьких оставляли дома ждать родителей к праздничному столу.
Пасхальный стол: куличи, окорок и «греческие бабы»
Поскольку в дореволюционной России почти все соблюдали Великий пост, на пасхальном столе обязательно были мясные угощения — особенно окорок, которым «разговлялись» после долгого воздержания. Подавали и церковное вино — кагор, который разбавляли водой даже для детей.
За неделю до праздника магазины начинали готовиться к ажиотажу: цены на творог, яйца, окорок и готовые куличи могли резко подскочить. Особой популярностью пользовались заказные пасхи и куличи — их продавали в огромных количествах.
«Скоро Пасха! В булочных — белые колпачки на окнах с буковками "Х. В." Даже наш Воронин, у которого "крысы в квашне ночуют", выставил картонку: "Принимаются заказы на куличи, пасхи и греческие бабы"», — вспоминал Иван Шмелёв в книге «Лето Господне».
«Греческая баба» — забытый ныне пасхальный пирог с миндалём и лимонной цедрой. Но главным украшением стола, конечно, были куличи. Их пекли по разным рецептам: сметанные, сливочные, заварные. Особо ценились «кружевные» куличи, для которых требовалось не меньше 150 яиц! Хозяйки верили: пока тесто подходит, нельзя громко разговаривать, хлопать дверьми или открывать окна — иначе осядет. Готовый кулич не резали вдоль, а только поперёк, а верхушку сохраняли, чтобы нижняя часть не зачерствела.
Пасхальные традиции: христосование, катание яиц и палиндромы
Праздничный стол оставался накрытым всю Светлую неделю, превращаясь в место для застольных игр. Одна из популярных забав — сочинение палиндромов (фраз, которые читаются одинаково слева направо и наоборот).
«Сенсация! Поп яйца снес!» — якобы воскликнул как-то пианист Владимир Софроницкий.
Другой традиционной игрой было катание яиц:
«В зале раскладывали ковры или ватные одеяла, и по ним с лубков катали яйца. Иногда к детям присоединялись взрослые, и на кону собиралось десятка два яиц», — вспоминал А. М. Достоевский, брат писателя.
Особое место занимало христосование — троекратный поцелуй в знак любви и равенства перед Богом. В XIX веке даже императоры христосовались с подданными, включая солдат и крестьян. Николай I считал, что этот обряд сближает царскую семью с народом, и приучал к нему своих детей.
Пасхальные подарки: от крашенок до ювелирных яиц
Чаще всего дарили пасхальные яйца — не только крашеные, но и декоративные. Богатые горожане заказывали яйца из бисера, фарфора или драгоценных металлов. В моду вошли пасхальные открытки, которые с 1894 года разрешили печатать частным издателям. Над их оформлением работали даже известные художники — Лев Бакст, Александр Бенуа. Великая княгиня Ольга Александровна, сестра Николая II, рисовала открытки, которые потом расходились по всей стране.
Пасха в СССР: от запретов до «Весенних» кексов
После революции большевики не сразу запретили Пасху — в первые годы им было не до того. Но к 1920-м началась активная борьба с религией: тех, кто ходил в церковь, могли уволить с работы или исключить из комсомола. Вместо крестного хода устраивали «комсомольскую Пасху» — антирелигиозные шествия.
При Хрущёве гонения усилились: за посещение службы ставили на учёт. Однако после войны народ стал более религиозным, и при Брежневе преследования ослабли.
«Леонид Ильич любил целоваться — а это ведь пасхальная традиция!»
В 1970-х в магазинах появились куличи, скромно названные «Весенними» кексами, и творожная масса с изюмом — аналог пасхи. Красители для яиц не продавались, поэтому хозяйки использовали луковую шелуху, а формы для куличей мастерили из консервных банок.
Пасха сегодня: возрождение традиций
Сейчас Пасха вновь стала главным праздником для православных христиан. С нарядными куличами, крашеными яйцами, пасхальными службами и радостными возгласами:
— Христос воскресе!
— Воистину воскресе!
Праздник праздников продолжает жить, объединяя поколения.

«Праздник праздников»: как отмечали Пасху в России до революции и после - 971578203512

Комментарии