13 июня 1912 года в Москве открылся Музей изящных искусств имени Александра III, нынешний Пушкинский музей.

Идеологом его создания стал Иван Владимирович Цветаев, профессор кафедры теории и истории искусства Московского университета, доктор римской словесности, историк искусства и отец Марины Цветаевой.
Открытие музея в сопровождении матери и дочерей посетил Николай II. В этот же день Цветаев (на втором фото справа от императора) стал первым директором музея.
Событие вызвало большой интерес со стороны общественности: в первые годы средняя посещаемость составляла 700-800 человек в будние дни, а в выходные — 2500 человек. Согласно легенде, первым посетителем еще закрытого музея стал истопник Алексей, который работал у Ивана Цветаева и попросил провести его внутрь (в начале XX века вход в учреждения культуры простолюдинам был воспрещен).
В оформлении музейной экспозиции Цветаеву помогали Василий Поленов, Игорь Грабарь, Константин Коровин, Федор Шехтель и другие известные деятели русской культуры. Так, в первую экспозицию, представленную на открытии, вошли слепки со скульптур раннего средневековья и эпохи Возрождения: с оригиналов римских и греческих скульптур делались формы, которые потом заливались гипсом.
Окончательно художественная экспозиция сложилось в 1948 году, после передачи в музей собрания Государственного музея нового западного искусства, созданного на основе коллекций Ивана Морозова и Сергея Щукина. В этот период в коллекцию музея вошли знаменитые работы «Бульвар Капуцинок в Париже» Клода Моне, «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега, «Обнаженная» Пьера Огюста Ренуара, «Мост через Марну в Кретее» и два вида горы Сен-Виктуар Поля Сезанна, «Красные виноградники в Арле» и «Прогулка заключенных» Винсента Ван Гога, а также полотна Анри Матисса, Поля Гогена, Пьера Боннара, Андре Дерена и Фернана Леже.
На сегодняшний день экспозиция Пушкинского состоит из более чем 670 тысяч предметов и включает коллекцию слепков с античных статуй, художественные произведения, археологические находки, а также собрание предметов из Древнего Египта и Древнего Рима.
Фрагмент из очерка свидетельницы событий Марины Цветаевой «Открытие музея», написанного в 1933 году:
«Белое видение лестницы, владычествующей над всем и всеми. У правого крыла — как страж — в нечеловеческий и даже не в божественный: в героический рост — микеланджеловский Давид. Гости, в ожидании государя, разбредаются по залам. Вдруг — звон, грохот, испуг, отскок, серебряные осколки и потоки: это восемнадцатилетний зять моего отца задел поднос с кавказскими водами, побежавшими и засверкавшими, как породившие их источники. Старички, удостоверившись, что не бомба, успокаиваются. Старики, старики, старики. Ордена, ордена, ордена. Ни лба без рытвин, ни груди без звезды. Мой брат и муж здесь единственно — молодые. Группа молодых великих князей не в счет, ибо это именно группа: мраморный барельеф. Мнится, что сегодня вся старость России притекла сюда на поклон вечной юности Греции. Живой урок истории и философии: вот что время делает с людьми, вот что — с богами. Вот что время делает с человеком, вот что (взгляд на статуи) — с человеком делает искусство. И, последний урок: вот что время делает с человеком, вот что человек делает со временем. Но я об этом, по молодости лет, не думаю, я только чувствую жуть».

13 июня 1912 года в Москве открылся Музей изящных искусств имени Александра III, нынешний Пушкинский музей. - 972657674872
13 июня 1912 года в Москве открылся Музей изящных искусств имени Александра III, нынешний Пушкинский музей. - 972657675640
13 июня 1912 года в Москве открылся Музей изящных искусств имени Александра III, нынешний Пушкинский музей. - 972657675128
13 июня 1912 года в Москве открылся Музей изящных искусств имени Александра III, нынешний Пушкинский музей. - 972657675384
13 июня 1912 года в Москве открылся Музей изящных искусств имени Александра III, нынешний Пушкинский музей. - 972657675896

Комментарии

  • 13 июн 18:00
    Неизвестно, на сколько затянулось бы строительство музея и состоялось ли бы вообще, если бы не огромный вклад - финансовый и организационный - Юрия Степановича Нечаева- Мальцова, богатого промышленника и щедрого мецената. Вот что вспоминала Марина Цветаева: «Слово «музей» мы, дети, неизменно слышали в окружении имен: великий князь Сергей Александрович, Нечаев-Мальцов, Роман Иванович Клейн и еще Гусев-Хрустальный. Первое понятно, ибо великий князь был покровителем искусств, архитектор Клейн понятно тоже (он же строил Драгомиловский мост через Москва-реку), но Нечаева-Мальцова из Гусева-Хрустального нужно объяснить. Нечаев-Мальцов был крупнейший хрусталезаводчик в городе Гусеве, потому и ставшем Хрустальным… Нечаев-Мальцов стал главным, широко говоря — единственным жертвователем музея, таким же его физическим создателем, как отец — духовным. (Даже такая шутка по Москве ходила: «Цветаев-Мальцов»)». И далее: «Нечаев-Мальцов на музей дал три миллиона, покойный государь – триста тысяч. Музей Александра III есть четырнадцатилетний бессребреный труд моего отца и три мальцовских таких же бессребреных миллиона».
  • Комментарий удалён.
  • 14 июн 03:21
    Великие люди!
  • Комментарий удалён.