Профессор Малинецкий 26 проц населения верят Власти

Образование в Москве
Россия на пороге образовательной и научной катастрофы. О политике, науке, образовании, ЕГЭ и Болонской системе
18 июня 2022
29K прочитали
«Мы пытаемся дать высшее образование людям, не имеющим среднего»
Один из известных советских, а затем и российских ученых — профессор Г.Н. Малинецкий, предупреждает о ситуации, сложившейся в стране и обращает внимание на катастрофическое положение в области науки и образования.
6 июня стало известно, что Россию исключили из международного образовательного соглашения, именуемого "Болонским процессом", в котором участвуют 48 стран-участниц из 49 стран, ратифицировавших Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954).
Первыми последствиями этого для страны стало решение о резком сокращении обучения бакалавров в пользу специалитета и поэтапный отказ от ЕГЭ.
О ситуации в стране и в образовании, в частности, говорит известный российский ученый, лауреат множества государственных наград и премий, профессор Г.Г. Малинецкий.
Предыстория. О политике и государстве
30 лет назад мне довелось спорить с Абелом Гезевичем Аганбегяном, советником генерального секретаря ЦК КПСС Горбачева, о том, что капитализм не подходит к России, а олихархический капитализм совсем не подходит.
Прошло 30 лет. Я, чтобы быть объективным, приведу картинки по данным из его недавней статьи.
Посмотрим, насколько же увеличился ВВП за последние 30 лет, по его оценкам, в разных странах.
Наш ВВП — на 10% (!).
В два раза — Европейское сообщество, в два с половиной раза — США и в три раза Китай.
Россия развивается медленно. Делить нечего.
Мы говорим о справедливости.
Но 1% граждан России распоряжается 60% богатства,
в то время как в проклятых Соединенных Штатах — 35%.
К чему это приводит?
Да к тому, что нашему государству не верят.
Уровень доверия населения государству в Китае — 72%,
в Италии — 46%,
во Франции — 45%,
а у нас — 26%.
Очень грустные показатели в отношении доверия к власти.
Теперь давайте посмотрим отношение 10% самых богатых и 10% самых бедных.
Мы вышли сейчас на уровень 15, в отличие от того, что было.
Мы оказываемся примерно на уровне стран Латинской Америки.
У них, естественно, возникает этот вопрос.
Как же Россия, которая имеет 1/3 всех минеральных ресурсов мира, оказывается по продолжительности жизни мужчин на 125-м месте, а вообще — на 103-м.
Здесь нужны очень существенные изменения в экономике и идеологии страны.
ВВП на душу населения.
Это результат всей 30-летней деятельности наших руководителей.
Ну, давайте посмотрим.
Мы находимся на 86-м месте,
что значительно ниже, чем, скажем, Сингапур, который не имеет никаких природных ресурсов, и существенно ниже, чем Эстония.
Когда мы сейчас говорим с украинцами, то они спрашивают, а почему же у вас-то так? Почему вы у себя порядок-то не навели? Вы хотите у нас порядок навести, так наведите вначале у себя. Поэтому этот вопрос, очевидно, перед нами будет вставать вновь и вновь.
О демографии
Дмитрий Иванович Менделеев в 1906 году дал прогноз.
В соответствии с ним у нас к 2000 году должно было быть 600 млн человек.
Для того, чтобы воспроизводилось население, нужно, чтобы на женщину приходилось не менее 2,1 ребенка.
После начала перестройки и реформ население страны не воспроизводится.
Критерий справедливости, критерий благополучия — рост населения.
Мы воспроизводимся или нет? Пока, к сожалению, нет.
Доля России в мировой экономике
В чём дело?
Доля России в мировом хозяйстве — это 1,8% глобального продукта.
Главные проблемы две.
Проблема первая.
Почему у нас нет роста…
На рисунке показано, в какой доле фирм внедряются инновации.
Германия — 56%,
Англия и Франция — более 50%,
а у нас меньше 9%. Почему? По очень простой причине.
Потому что народ у нас бедный.
Он не готов покупать инновационные товары.
Вторая вещь
состоит в том, что наша страна не настолько богата, как многие думают.
Когда началась военная операция, то немедленно выяснилось многое в отношении импортозамещения и всего прочего. Стало ясно, что массы всего у нас нет для самолетов, автомобилей, компьютеров, беспилотников…
У нас развалена была наука в целом и прикладная наука в частности.
Это произошло в 90-е годы.
В прикладном секторе научной отрасли делается 75% изобретений.
Образование и наука
Если Советский Союз был одной из самых образованных и самых читающих стран, то сейчас ситуация иная.
Международный эксперимент PISA анализирует уровень образованности 15-летних школьников 80 стран.
Если 10 лет назад мы были в третьем десятке,
то сейчас мы в четвёртом десятке,
а в первом десятке ровно те страны, которые активно занимаются политикой, связанной со справедливостью и научно-техническим развитием:
Китай, Южная Корея, Япония, Финляндия.
В шаге от пропасти
«Мы пытаемся дать высшее образование людям, не имеющим среднего»
Что касается нашего образования, то давайте отдадим себе отчёт в происходящем.
Процитирую профессора Алексея Саватеева,
который работает со школьниками и студентами:
«5% школ России имеют очень высокий уровень, лучше — только в Китае, но остальных школ уже нет».
Обращу внимание на то, что касается школьников и детей.
Когда разваливали советскую школу в течение 30 лет, вводя единый государственный экзамен (ЕГЭ), вводя болонизацию и многое другое, и тратили деньги на пустоту, на эти самые электронные доски,
то я в Думе не раз выступал на эти темы в разных партиях, в разных фракциях, и каждый раз мне говорилось, что это просто моё личное мнение.
Но теперь цифры показывают, что я был прав и развал произошёл.
А в отношении школьников здесь очень просто.
В исследовании PISA внимательно проанализировали наши школы в течение многих лет, и в результате этого определили количественные и характерные качественные показатели.
Прекрасно, что у вас отличные дети.
Но ситуация (с образованием) в России катастрофическая.
Учителя, перед которыми я выступаю, говорят,
что на одну зарплату есть нечего,
а на две уже некогда.
К сожалению, это развал. Пока достаточно активных действий и даже понимания этого нет.
Если в Советском Союзе были бесплатные секции, то сейчас каждая секция стоит 5−7 тысяч рублей в месяц,
и репетитор по 1,5 тысячи за 1 час занятий.
Во-первых,
мы готовим никудышное поколение.
Я преподаю в нескольких ведущих вузах и понимаю, что мы пытаемся дать высшее образование людям, не имеющим среднего.
Второе — посмотрите на тиражи журналов.
Вот они. В Советском Союзе журнал «Квант» имел тираж 350 тысяч, «Наука и жизнь» — 3 миллиона, «Знание — сила» — 800 тысяч.
А сейчас? «Квант» — 900 (!) экземпляров.
***
Отрывок доклада доктора физико-математических наук, профессора, действительного члена Академии военных наук, заведующего отделом математического моделирования нелинейных процессов Института прикладной математики (ИПМ) им. М. В. Келдыша РАН
Георгия Малинецкого на совещании членов экспертного совета фракции партии «Справедливая Россия — За правду» ГД РФ и представителей «Сретенского клуба»
23 мая 2022 года
Статья представлена с сокращениями. Полная версия на сайте https://izborsk-club.ru 15.06.22 г.

Комментарии

Комментариев нет.