Комментарии
- 1 апр 2020 15:37Людмила Голубых (Васицкая)Конечно, ужас. Нет завода, нет классных рабочих, нет классной продукции. И никакой бомбежки не было, и не было войны с танками и артобстрелами. Враг был другой. И он до сих пор стоит у наших ворот.
- 1 апр 2020 15:51Валентина ПогодинаБольно.....
- 1 апр 2020 16:08Елена Аксененко (Подсохина)До чего довела глупость людская, рванули придурки в капитализм и развалили то, что расхватали по карманам. И ведь те же самые люди не хотят узнавать себя в нынешних украинцах, опять у них, пока ещё сытых, виноват невиновный, а не они сами.
- 1 апр 2020 16:23Ольга Назарова-ВасильеваПо всей стране стоят руины крупных заводов.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
О Героях Былых Времен
Наследие Советского Союза
№-21.Орский завод тракторных прицепов
Расположенный в промышленном центре восточного Оренбуржья, завод считался одним из самых молодых предприятий, некогда входивших в состав Министерства автомобильной промышленности СССР. Решение о его строительстве было принято ещё в 1969 году, а первую профильную продукцию завод выпустил в 1976 году. Получается, что его фактически можно считать побратимом нынешнего КАМАЗа как по возрасту, так и по масштабности проекта, который предусматривал освоение тракторных прицепов грузоподъёмностью 9–12 т с мощностью около 50 тыс. единиц в год.
Основными причинами организации столь крупномасштабного производства явились два фактора. Во-первых, к концу 1960-х стало остро не хватать тракторных прицепов для работы в составе с тракторами «Кировец» высокого тягового класса, которые тогда массово стали появляться на селе и в промышленности. Во-вторых, требовалось вывести производство тракторных прицепов с Мытищинского машиностроительного завода, которому ещё в 1950-х навязали эту непрофильную тематику, не позволявшую наращивать мощности по производству автосамосвалов и продукции оборонного значения.
Таким образом, определилось основное направление деятельности нового предприятия, строительство которого в пригороде Орска началось в 1971 году, а выпуск тракторных прицепов на предприятии стартовал 5 ноября 1976 года. Вообще, надо сказать, что вплоть до начала 1990-х годов ОЗТП всецело занимался только тракторной прицепной техникой. В частности, при заводе в 1978 году было организовано всесоюзное ГСКБ по тракторным прицепам, функции которого ранее выполняло головное КБ по прицепам (г. Балашов, Саратовская обл.), совмещавшее до этого автомобильную и сельскохозяйственную тематику. Вновь образованное в Орске бюро не только разрабатывало перспективные модели для последующего внедрения в производство, но и вело работы по стандартизации, авторскому надзору и испытаниям всех тракторных прицепов в стране, в том числе и тех, что выпускались предприятиями, входившими в состав других ведомств (министерства тракторной промышленности, В / О «Союзсельхозтехника», МВД и др.). Несмотря на это, в производственном плане всё же нашлось место для автомобильной техники. В частности, в соответствии с приказом ВПО «Союзавтоприцеп» о расширении производства ТНП завод получил конструкторскую документацию и с 1982 года освоил производство прицепов ММЗ-81021 к легковым автомобилям, причём, что интересно, ОЗТП являлся крупнейшим их изготовителем в СССР: только в 1985 году он изготовил 12 374 шт.
Кроме того, в рамках оборонзаказа на предприятии серийно выпускали низкорамные прицепы-шасси ГКБ-782Б (тип 2ПН-4М), которые были предназначены для последующей установки на них различных спецустановок. Наиболее распространёнными были кузова-фургоны типа «К» и «КМ», а также топливные цистерны. При этом на заводе велись работы по усовершенствованию конструкции этого прицепа. Так, был разработан модернизированный вариант низкорамного прицепа модели 8411 типа 2ПН-4М1. Основным его отличием стала переработанная схема кинематики управления передней осью, что было обусловлено необходимостью улучшить показатели управляемости и исключить виляние прицепа на дороге. Однако после того, как армейские испытания опытных образцов в 21 НИИИ МО не выявили принципиальных улучшений в этом направлении, тема была закрыта.
К началу 1990-х ОЗТП являлся крупнейшим в мире (!) производителем тракторных прицепов (в 1990 г. выпущено 23 809 шт., в 1991 г. – 23 558 шт.), а его экспортным возможностям мог позавидовать иной автозавод: по объёмам поставок на внешние рынки в разные годы предприятие выходило на второе место (после АвтоВАЗа) среди других предприятий МАП. Тракторные прицепы поставляли через В / О «Трактороэкспорт» не только на хорошо пролоббированные рынки стран народной демократии и им сочувствующих, но и устойчиво пользовались большим спросом в капиталистических странах, в частности в ФРГ, Финляндии, Дании, Голландии и Австрии. Интересно, что уже в новой России интерес западных потребителей к технике ОЗТП не пропал. Завод продолжал проектировать и выпускать различные тракторные прицепы для нужд европейских стран, причём в Германии даже организовали их окраску и сборку под собственным брендом фирмы Spiegel (нем. – зеркало, яблочко мишени).
Пройдя процедуру приватизации, предприятие получило новое наименование АООТ «ОЗТП – Сармат». Ту же марку в честь сарматов (древнего кочевого народа, некогда населявшего обширную территорию от современного Казахстана до Украины) получили и выпускаемые прицепы. Вместе с тем экономические реалии наступивших 1990-х годов, когда платежеспособный спрос на прицепную технику (как военную, так и тракторную) стал резко падать, заставили диверсифицировать производство.
Параллельно в 1993 году был начат выпуск автоприцепов-самосвалов «Сармат-85264», первых коммерческих автомобильных прицепов завода. Базовым тягачом для них сначала был ЗИЛ-ОЗТП-4517, а с 1996 года их стали предлагать к автосамосвалу ОЗТП-4524 на шасси КамАЗ. При этом завод продолжал до 1997 года сборку самосвалов КамАЗ-55111, а в 1995 году даже изготовил опытно-промышленную партию из 16 таких машин с дизелем Renault MIDR 06.02.26 (опытный образец изготовлен ещё в 1994 году).
Однако всё же наиболее ярким непрофильным проектом для предприятия стало производство автобусов. Этому предшествовала целая череда событий. Так, быстрый износ городского транспорта и невозможность закупки дорогостоящих автобусов подтолкнули администрацию Оренбургской области обратить свой взгляд на простые и дешёвые автобусы «Альтерна», которые тогда проталкивал Минтранс РФ в рамках федеральной программы развития производства городских автобусов. К этому проекту в январе 1995 года подключилась Акционерная транспортная компания «Оренбургавтотранс», которая заключила договор с ТОО «Альтерна» на закупку документации, стапелей и комплектующих для организации сборки автобусов. Для нового производства выделили целый корпус на территории подконтрольного «Оребургавтотрансу» Производственно-технического комбината (г. Оренбург, пр-т Победы, 126). Но несмотря на это при постройке первых машин выявились проблемы со сваркой основания и каркаса кузова – самого ответственного участка работы. Оказалось, что дело это хлопотное, и для него необходимы соответствующие компетенции. Где их взять? И тут в июне 1995 года пришёл на помощь ОЗТП, который на тот момент, будучи в процессе своего первого банкротства (по решению суда от 19 апреля 1995 года), активно нуждался в загрузке производства и искал заказы. Было создано новое юрлицо – ЗАО по производству автобусов «Оренорь», куда и вошли со своими долями АООТ «ОЗТП – Сармат», АООТ АТК «Оренбругавтотранс», АООТ «Орфин» и правительство Оренбургской области. Через него ОЗТП получил из Оренбурга всю КД и стапели для сварки каркасов.
В I квартале 1997 года в НТЦ завода начались работы по глубокой модернизации выпускаемых «Альтерн». Главными новшествами здесь явились новый двигатель КамАЗ под экологические нормы Euro 1, обновлённый дизайн, усиление каркаса кузова и связанные с этим улучшенные обзорность, вентиляция, а также отопление салона. 15 июля 1998 года у здания областной администрации в Оренбурге состоялась первая презентация опытных образцов модернизированных городских автобусов, получивших новое название «Надежда»: автобус среднего класса модели 4225 и особо большой автобус модели 6221. На протяжении 1999 года шла подготовка производства, и в конце 1999 года изготовлена первая партия средних автобусов, а в 2000 году выпущены и первые две серийные машины модели 6221. На протяжении этого времени завод продолжал серийно выпускать «Альтерны» первого поколения – последняя из них (сочленённая, модели 6230) была изготовлена в начале 2000 года.
На протяжении второй половины 1990-х завод жил не только и не столько автобусами, которые порой приносили одни убытки. Тогда завод активно занимался разработкой новых типов автомобильных прицепов. К примеру, была создана линейка топливных цистерн на базе прицепов (мод. 8603 на 10 200 л), полуприцепов (мод. 9640 на 20 000 л и мод. 96401 с объёмом котла 17 500 л), прицепы-роспуски мод. 8802 к автомобилям «Урал», полуприцепы-автовозы мод. 9305 и бортовые полуприцепы мод. 93051, а также прицепы мод. 8232 к легковым автомобилям. Не затухала и тема самосвальной техники: в 1998 году разработан вариант и изготовлена большая партия сельскохозяйственных автопоездов ОЗТП-45171+«Сармат-8589» на шасси МАЗ-5337. В 1997 году был изготовлен и опытный образец автоцистерны на шасси КамАЗ-55111. Но при этом основной продукцией оставались тракторные прицепы.
Часть уже бывших работников завода пытались сохранить хотя бы остатки производства. Так было образовано ОАО «ПО «Сармат», которое сохранило преемственность в отношении КД и смогло на недолгое время на части территории уже бывшего ОЗТП наладить производство прицепной техники. Пройдя через череду реорганизаций и ликвидаций, производство прицепов «Сармат» сегодня известно как ООО «Орские прицепы» (до этого ООО МО «Сармат»). Здесь выпускают широкую линейку тракторных прицепов (как самосвальных, так и шасси), продолжают выпуск прицепов ГКБ-872М для нужд Министерства обороны России, прицепов-цистерн, легковых прицепов, а также разрабатывают новые модели. Одной из свежих новинок лета 2016 года является автомобильный прицеп-самосвал «Сармат-8589А» грузоподъёмностью 14 т для работы с КАМАЗом.
В свое время часть завода ОЗТП выкупили собственники из других городов. Сейчас они разобрали цеха и сдали их на металл. Завод мертв. По документам эти развалины проходят как ЗАО «Орский завод тракторных прицепов».
#РазрушеноУНас