Сталинские Соколы

Пётр Кузьмич Андреев

Сталинские Соколы - 879219023209
Андреев родился в деревне Деньково 28 мая 1922 года. По национальности русский, член КПСС.В 1941 году был призван в армию, учился на лётчика. В Великой Отечественной войне участвовал с мая 1943 года. Будучи заместителем командира и штурманом эскадрильи 683-го штурмового авиационного полка, П. К. Андреев действовал в боях на Калининском и 1-ом Прибалтийском фронтах. Он участвовал в сложных наступательных операциях наших войск по прорыву глубоко эшелонированной обороны противника под Духовщиной, Смоленском. Сражался также в Витебско-Полоцкой операции, в ликвидации Восточно-Прусской группировки врага в районе Кенигсберга.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Слава.
За весь период боевых действий старший лейтенант Пётр Андреев не имел ни одного поражения, ни одного случая потери своего самолёта. Единственный раз только - 10 марта 1943 года - его слегка царапнул вражеский осколок.
Может, ему везло во всём? Родился под счастливой звездой?
Дело тут, конечно, не в везении, а в другом. Андреев был высочайшим мастером своего дела, не пасовал ни перед какими трудностями. Лететь на штурмовку? Пожалуйста, всегда готов. На его счету было 39 таких вылетов. И все высокорезультативные. Нужен разведывательный полет? И на это готов. 31 раз прочесывал на своём штурмовике тылы гитлеровцев. С большой готовностью Андреев поднимался в воздух, когда требовалось ударить как следует по отступавшим колоннам врага, по удиравшим железнодорожным эшелонам. У него было 36 таких вылетов. Выполнять с успехом любое задание ему способствовало то, что он в совершенстве владел самолётом, тактикой штурмовых ударов. Пилот смело шёл на риск, если этого требовало дело, умел по еле заметным признакам разгадывать хитрости врага.
Вот только один пример, о котором рассказал сам Пётр Кузьмич, когда приезжал к ребятам Ново-Петровской средней школы № 1, в которой до войны учился.
- В Восточной Пруссии, - вспоминал Пётр Кузьмич, - наступлению наших войск препятствовало крупное танковое соединение врага. Обнаружить немецкие машины не удавалось. Десятки раз вылетали штурмовики, чтобы сфотографировать танковую группировку,- и все безрезультатно. Пришла моя очередь. На рассвете выпал снег. Я поднялся в воздух. Подходя к намеченному району для его исследования на небольшой высоте, я заметил на нетронутой снежной глади одинокий танковый след. Он вёл к населенному пункту. Было удивительно тихо. Хоть летел я, чуть ли не по верхушкам деревьев, - никто не стрелял. От томящей тишины становилось жутко. Невольно подумал: "Раз есть танковый след, значит, машины где-то здесь?". Открываю фотокамеры и начинаю съёмку. И тут нервы гитлеровцев не выдержали - открыли бешеный огонь из зениток. Стреляли слева и справа по отношению курса моего самолета, спереди и сзади. Теперь я отчетливо видел стволы зениток. Сбросил на батареи смертельный груз и вернулся обратно на прежний курс. Это была неожиданная удача. На проявленной потом плёнке хорошо вырисовывались стоявшие в проёмах между стен домов вражеские танки. Их было более ста. Короче говоря, работёнки моим товарищам потом хватило, чтобы разнести бомбёжкой укрывшиеся танки.
Сталинские Соколы - 879219029609
Немцы боялись наших штурмовиков. Называли их "летающими танками". Андреев всё делал на своем "ИЛ-2", чтобы эта боязнь врага усиливалась. Он громил их нещадно. У него на боевом счету числилось 4 лично им уничтоженных танка, 5 бронетранспортёров, 2 железнодорожных эшелона, 93 автомашины, 8 различных складов, один большой мост.
Кстати, как Андреев разделался с мостом. Это было 29 апреля 1944 года. Четвёрка "ИЛов" вела разведку над территорией противника. Внизу летчики увидели большую колонну машин. Принимается решение:
- Атаковать!
Три штурмовика нацелили удар по колонне, а Андреев ведет самолёт к переправе, куда спешат грузовики. Обогнав колонну, он с первого же захода метким попаданием бомбы обрушил мост в реку.
Наш земляк участвовал в 14 воздушных боях с истребителями противника. И тоже с хорошим результатом провёл их. Одну машину он лично сбил пулемётно-пушечным огнём в лобовом ударе, а два истребителя - в группе с товарищами.
Есть ещё один знаменательный факт, который не обойдешь, рассказывая о боевой жизни Петра Кузьмича на фронте. Когда личный состав 683-го штурмового авиационного полка сражался с врагом под Полоцком, до лётчиков дошёл призыв уроженки этого города Зины Туснолобовой. Зина добровольцем ушла на фронт, стала санинструктором. Эта девушка вынесла с поля боя 128 советских солдат и офицеров. За отвагу, смелость была награждена орденами Красной Звезды и Красного Знамени. На передовой, под Воронежем, её приняли в партию...
А потом (это было в январе 1943 года) в бою за станцию Горшечная, которая неоднократно переходила из рук в руки, Зину Туснолобову тяжело ранило. Только на вторые сутки наши разведчики нашли её еле живую. Положили на плащ-палатку и принесли в медсанбат. Врачи всё сделали, но спасти Зине руки и ноги не смогли.
Так вот эта девушка, прикованная к больничной койке и совсем беспомощная, в 1944 году обратилась к своим сверстникам-фронтовикам с взволнованным письмом. Всем сердцем, оставаясь в строю защитников Родины, она говорила:
"Я была вашим товарищем, шла с вами в одном ряду. Теперь я не могу больше сражаться - у меня нет ни рук, ни ног... А мне 23 года. Я прошу вас: отомстите за меня, за мой родной Полоцк, за нашу истерзанную землю, за нашу растоптанную молодость!..".
На призыв отозвались тысячи и тысячи фронтовиков. Особенно близко к сердцу восприняли призыв Зины комсомольцы летчики полка, в котором служил Андреев с товарищами. Их ответ был опубликован в армейской газете. В нём каждое слово волновало:
"Дорогая Зина! Твоё письмо дошло до сердца каждого из нас, и оно зовет нас к беспощадной мести подлым палачам.
В лесу, у грозных машин, собрались мы, комсомольцы и молодежь нашей части, чтобы заверить тебя, мужественную русскую девушку, в том, что мы приложим все силы и умение для освобождения твоего родного города Полоцка, в том, что мы будем беспощадно мстить за твое горе, ибо это и наше горе.
Отныне на фюзеляже грозной машины одного из лучших летчиков-комсомольцев нашей части, кавалера двух орденов - Красного Знамени и Красной Звезды - Петра Кузьмича Андреева будет начертано: "За Зину Туснолобову!" Эта машина уже громит и выкуривает с воздуха поганых немецких псов над твоим родным городом".
Потом вспоминал Петр Кузьмич:
- Сам тот факт, что самолёт имени Зины Туснолобовой был вручен комсомольцами части мне, воодушевлял меня на подвиги. На этом самолёте-штурмовике я сделал 106 удачных боевых вылетов, участвовал в жарких схватках с врагом. Бомбил вражеские тылы, железнодорожные составы, боевую технику, его живую силу. Я мстил за раны Зины, за нашу поруганную землю.
Так дрался не только наш земляк, но весь личный состав 683-го штурмового авиационного полка, которым командовал Герой Советского Союза майор Помукчинский. И не случайно в дальнейшем этот полк уже назывался Полоцким.
Что ещё сказать в заключение? Первый бой Пётр Андреев начинал в звании старшего лейтенанта. Войну окончил подполковником, а в запас ушёл полковником. Не правда ли, яркая строка его биографии?!
После ухода в запас Андреев стал жить в подмосковном Калининграде, проводя с прежней инициативой большую военно-патриотическую работу, часто встречаясь с молодежью, рассказывая о героизме участников Великой Отечественной войны, о боевом пути своего 683-го полка, о своей 386-й штурмовой авиационной Витебской Краснознаменной ордена Суворова дивизии. Их боевые знамена теперь хранятся в Центральном музее Вооруженных Сил страны как священные реликвии.
В 1965 году Петр Кузьмич Андреев ездил на встречу с Зинаидой Михайловной Туснолобовой в её родной Полоцк. К тому времени она тоже уже была Героем Советского Союза, избиралась членом горкома партии, выступала в рабочих коллективах. Это была их первая и последняя встреча.
Сталинские Соколы - 879219041129

Комментарии

Комментариев нет.