Барельефный памятник песне, «Священной войне» Москва.
Начался особый этап Второй мировой войны — жесточайшая советско-германская война, которую в России и на постсоветском пространстве принято называть Великой Отечественной войной. У этой войны есть свои бессмертные символы. Один из них — песня «Священная война», впервые прозвучавшая 26 июня 1941 года.
…В числе главных московских «адресов» Великой Отечественной войны — площадь Белорусского вокзала. Отсюда в июньские дни 41-го года отправлялись на Западный фронт воинские эшелоны, провожаемые родными, близкими, друзьями. И именно здесь состоялась премьера выдающегося по своему воздействию произведения — песни «Священная война».
История ее создания и премьеры удивительна! Стихи, начинавшиеся с призыва «вставай, страна огромная», наполненные болью и яростью по отношению к врагу, поэт Лебедев-Кумач написал за одну ночь. Еще четыре часа понадобилось для того, чтобы родилась музыка. Ее автором стал композитор и военный дирижер, создатель легендарного Ансамбля песни и пляски Российской Армии Александр Александров. Этот ансамбль готовил патриотический концерт-напутствие для уезжающих на фронт бойцов и решил представить в нем новое сочинение. Сохранилась архивная запись с воспоминаниями сына Александра Александрова — Бориса Александрова, который стал преемником отца на посту руководителя ансамбля. А тогда, в июне 1941 года, Борис Александров дирижировал премьерным исполнением песни на Белорусском вокзале.
«Он, когда пришел на репетицию, то написал на доске текст и ноты, — рассказывает Борис Александров об отце, — потому что некогда было их печатать. Все мы сразу переписали себе эти ноты и слова и быстро выучили. На другой день мы уже выступали с новой песней на Белорусском вокзале, и войска, которые отправлялись на фронт, так с этой песней и поехали. А потом ее запел весь советский народ». По современной оценке специалистов, «Священная война» — не только гениально написанная песня, а исключительно редкий образец военного гимна: она предельно точно выражала цели, во имя которых должна была сражаться армия, и при этом была одинаково обращена ко всем патриотам громадной страны вне зависимости от их национальности, профессии, веры. Как признаются ветераны Великой Отечественной войны, «на фронте мы вставали и ложились под эту песню, она звучала в нас, когда мы шли в бой».
Сегодня на фасаде здания Белорусского вокзала в Москве можно увидеть один из самых необычных мемориальных символов — барельефный памятник песне, «Священной войне». Здесь изображены идущие к поезду солдаты, провожающие их матери и жены с детьми, спешащие заключить, может быть, в последнее объятье своих любимых. Здесь, конечно, изображены выступающие перед воинами музыканты ансамбля Александрова. И в центре он сам — вскинув руки над «прорезающими» барельеф густыми клубами паровозного дыма, держа острую, как штык, дирижерскую палочку…
Памятники мира.
Барельефный памятник песне, «Священной войне» Москва.
…В числе главных московских «адресов» Великой Отечественной войны — площадь Белорусского вокзала. Отсюда в июньские дни 41-го года отправлялись на Западный фронт воинские эшелоны, провожаемые родными, близкими, друзьями. И именно здесь состоялась премьера выдающегося по своему воздействию произведения — песни «Священная война».
История ее создания и премьеры удивительна! Стихи, начинавшиеся с призыва «вставай, страна огромная», наполненные болью и яростью по отношению к врагу, поэт Лебедев-Кумач написал за одну ночь. Еще четыре часа понадобилось для того, чтобы родилась музыка. Ее автором стал композитор и военный дирижер, создатель легендарного Ансамбля песни и пляски Российской Армии Александр Александров. Этот ансамбль готовил патриотический концерт-напутствие для уезжающих на фронт бойцов и решил представить в нем новое сочинение. Сохранилась архивная запись с воспоминаниями сына Александра Александрова — Бориса Александрова, который стал преемником отца на посту руководителя ансамбля. А тогда, в июне 1941 года, Борис Александров дирижировал премьерным исполнением песни на Белорусском вокзале.
«Он, когда пришел на репетицию, то написал на доске текст и ноты, — рассказывает Борис Александров об отце, — потому что некогда было их печатать. Все мы сразу переписали себе эти ноты и слова и быстро выучили. На другой день мы уже выступали с новой песней на Белорусском вокзале, и войска, которые отправлялись на фронт, так с этой песней и поехали. А потом ее запел весь советский народ».
По современной оценке специалистов, «Священная война» — не только гениально написанная песня, а исключительно редкий образец военного гимна: она предельно точно выражала цели, во имя которых должна была сражаться армия, и при этом была одинаково обращена ко всем патриотам громадной страны вне зависимости от их национальности, профессии, веры. Как признаются ветераны Великой Отечественной войны, «на фронте мы вставали и ложились под эту песню, она звучала в нас, когда мы шли в бой».
Сегодня на фасаде здания Белорусского вокзала в Москве можно увидеть один из самых необычных мемориальных символов — барельефный памятник песне, «Священной войне». Здесь изображены идущие к поезду солдаты, провожающие их матери и жены с детьми, спешащие заключить, может быть, в последнее объятье своих любимых. Здесь, конечно, изображены выступающие перед воинами музыканты ансамбля Александрова. И в центре он сам — вскинув руки над «прорезающими» барельеф густыми клубами паровозного дыма, держа острую, как штык, дирижерскую палочку…