28 янв 2023
Классика Мирового кино: «Генералы песчаных карьеров»
В народе их называют - «генералы песчаных карьеров». Эти парни готовы сражаться за кусок хлеба. Однако, и у них есть сердца, есть желание любить и быть любимыми. Поэтому, когда безпризорники знакомятся с девушкой Дорой и ее братом, которых родственники выгнали на улицу, «капитаны песка» дают новым сиротам кров, еду и защиту. Добрая и отзывчивая Дора быстро вливается в мужской коллектив, заменяя одиноким мальчишкам и сестру, и мать. Вместе они совершают немало дерзких ограблений, не подозревая, что дни их «коммуны» сочтены…
52 года назад в июле 1971 года фильм «Генералы песчаных карьеров» был впервые показан в СССР во время Московского кинофестиваля и был с восторгом встречен зрителями. В июле 1973 «Генералы песчаных карьеров» вышел во Всесоюзный прокат и сразу стал культовым фильмом для миллионов молодых зрителей. Фильм стал лучшим иностранным фильмом года с результатом 43,2 млн зрителей.
В США фильм вышел весьма ограниченным прокатом, популярностью у зрителей не пользовался и на настоящий момент о нем никто не знает и не помнит. Хотя, следует сделать поправочку: в США о нем кое-кто помнит, но эти кое-кто - выходцы из бывшего СССР.
Фильм потрясал ужасной несправедливостью, с которой сталкивались подростки, до которых не было никому дела, которые вынуждены были сами добывать себе кусок хлеба. Было очень жаль главную героиню. Ну, и, конечно, нельзя не вспомнить совершенно изумительный саундтрек к фильму.
Этот фильм звучит как реквием против несправедливости и бездушия.
Этот фильм про тысячи загубленных душ, не нашедших себя или отвергнутых в этом мире. Некоторым из которых, возможно, суждено стать святыми, и которые сотрут с земли память о сытых и уверенных в себе, бездушных и безсовестных людях, не признающих сострадания и равнодушных к трагедии ближних.
Этот фильм — также о фарисеях-лицемерах, прикрывающихся Богом, о тех, кто назвавшись служителями Бога ради своего собственного блага, чинят зло ежедневно, постоянно и неизменно ради личного благополучия.
Великий Жоржи Амаду написал свое послание Миру еще в 1937-м. По-началу, произведение «Капитаны песка» воспринималось, как повествование о локальном бедствии бездомных детей Бразилии, оно разойдется по миру незабываемым романом, а потом, фильмом - через 30 с лишним лет, который станет вечным напоминанием о зле и бездуховности и, одновременно, гимном человеческой доброте и милосердию.
Фильм заставлял нас плакать и идти в кинотеатр еще и еще раз...
52 года назад в июле 1971 года фильм «Генералы песчаных карьеров» был впервые показан в СССР во время Московского кинофестиваля и был с восторгом встречен зрителями. В июле 1973 «Генералы песчаных карьеров» вышел во Всесоюзный прокат и сразу стал культовым фильмом для миллионов молодых зрителей. Фильм стал лучшим иностранным фильмом года с результатом 43,2 млн зрителей.
В США фильм вышел весьма ограниченным прокатом, популярностью у зрителей не пользовался и на настоящий момент о нем никто не знает и не помнит. Хотя, следует сделать поправочку: в США о нем кое-кто помнит, но эти кое-кто - выходцы из бывшего СССР.
Фильм потрясал ужасной несправедливостью, с которой сталкивались подростки, до которых не было никому дела, которые вынуждены были сами добывать себе кусок хлеба. Было очень жаль главную героиню. Ну, и, конечно, нельзя не вспомнить совершенно изумительный саундтрек к фильму.
Этот фильм звучит как реквием против несправедливости и бездушия.
Этот фильм про тысячи загубленных душ, не нашедших себя или отвергнутых в этом мире. Некоторым из которых, возможно, суждено стать святыми, и которые сотрут с земли память о сытых и уверенных в себе, бездушных и безсовестных людях, не признающих сострадания и равнодушных к трагедии ближних.
Этот фильм — также о фарисеях-лицемерах, прикрывающихся Богом, о тех, кто назвавшись служителями Бога ради своего собственного блага, чинят зло ежедневно, постоянно и неизменно ради личного благополучия.
Великий Жоржи Амаду написал свое послание Миру еще в 1937-м. По-началу, произведение «Капитаны песка» воспринималось, как повествование о локальном бедствии бездомных детей Бразилии, оно разойдется по миру незабываемым романом, а потом, фильмом - через 30 с лишним лет, который станет вечным напоминанием о зле и бездуховности и, одновременно, гимном человеческой доброте и милосердию.
Фильм заставлял нас плакать и идти в кинотеатр еще и еще раз...
Леонид:
- Я увидел этот фильм без малого сорок пять лет назад. А где-то год назад мне вдруг стрельнуло посмотреть его снова. Так бывает: живешь себе, занимаешься чем-то обычным, и вдруг память выдает картинку... Или мелодию... Или слова... Или забытые ощущения...
Происходит это случайно, как может показаться. Но случайностей в жизни нет. И кому-то для чего-то было надо, чтобы я вспомнил именно это, заданное возникшей картинкой и зазвучавшими в голове словами или мелодией. Но как только я начал смотреть этот фильм, оказалось, что он у меня в памяти сохранен. Почти полностью. И я помню и сюжет, и актеров и, конечно, главную песню фильма.
А бывает так, что смотришь фильм, а потом оказывается (ближе к концу уже), что ты его уже видел. Год или два назад. Но память его не сохранила, скорее всего, за ненадобностью. Таких фильмов сегодня много. Которые ни уму, ни сердцу. И наших, и зарубежных. А вот фильм «Генералы песчаных карьеров», вышедший на экраны страны в первой половине 70-х годов прошлого столетия, задел тогда за живое всех. И молодых, и не очень.
Почему? Потому что это был фильм-потрясение.
Молодежь выходила притихшая, пожилые люди вытирали слезы. Нет, когда я смотрел «Генералов» первый раз, я не плакал: подростки в массе своей отнюдь не сентиментальны. Я был захвачен действом фильма целиком и полностью. Я сидел не в кинозале. Я был там, с этими ребятами-безпризорниками, обделенными благами жизни и, тем не менее, свободными. Живущими по своим законам, придуманным ими самими, но не навязанными извне. И зрители это понимали. Особенно пожилые. Они вряд ли могли четко и связно объяснить словами, почему плачут. А ведь некоторые рыдали даже, когда звучала знаменитая песня «Марш рыбаков» бразильского композитора Каимми Доривала. Хотя нет, знаменитой (сейчас это называется хитом) она станет чуть позже, когда фильм «прокатится» по всей стране, и песню перепоет квартет «Аккорд». Уже в русской и совсем не дословной версии, как «Песню о безпризорном мальчишке»:
Я начал жизнь в трущобах го-оро-одски-их,
и добрых сло-ов я не слыха-ал.
Когда ласкали вы детей сво-ои-их,
я есть проси-л, я замерза-ал.
И увидав меня не пря-ачте-е взгля-ад,
ведь я ни в чем, ни в чем не винова-ат...
Потрясением фильм являлся вовсе не потому, что был снят в Бразилии американским режиссером. Наши зрители к тому времени уже имели достаточное знакомство с западными образцами киноиндустрии. И многое нравилось...
Например: историко-приключенческий фильм «Фанфан-тюльпан»…
- Я увидел этот фильм без малого сорок пять лет назад. А где-то год назад мне вдруг стрельнуло посмотреть его снова. Так бывает: живешь себе, занимаешься чем-то обычным, и вдруг память выдает картинку... Или мелодию... Или слова... Или забытые ощущения...
Происходит это случайно, как может показаться. Но случайностей в жизни нет. И кому-то для чего-то было надо, чтобы я вспомнил именно это, заданное возникшей картинкой и зазвучавшими в голове словами или мелодией. Но как только я начал смотреть этот фильм, оказалось, что он у меня в памяти сохранен. Почти полностью. И я помню и сюжет, и актеров и, конечно, главную песню фильма.
А бывает так, что смотришь фильм, а потом оказывается (ближе к концу уже), что ты его уже видел. Год или два назад. Но память его не сохранила, скорее всего, за ненадобностью. Таких фильмов сегодня много. Которые ни уму, ни сердцу. И наших, и зарубежных. А вот фильм «Генералы песчаных карьеров», вышедший на экраны страны в первой половине 70-х годов прошлого столетия, задел тогда за живое всех. И молодых, и не очень.
Почему? Потому что это был фильм-потрясение.
Молодежь выходила притихшая, пожилые люди вытирали слезы. Нет, когда я смотрел «Генералов» первый раз, я не плакал: подростки в массе своей отнюдь не сентиментальны. Я был захвачен действом фильма целиком и полностью. Я сидел не в кинозале. Я был там, с этими ребятами-безпризорниками, обделенными благами жизни и, тем не менее, свободными. Живущими по своим законам, придуманным ими самими, но не навязанными извне. И зрители это понимали. Особенно пожилые. Они вряд ли могли четко и связно объяснить словами, почему плачут. А ведь некоторые рыдали даже, когда звучала знаменитая песня «Марш рыбаков» бразильского композитора Каимми Доривала. Хотя нет, знаменитой (сейчас это называется хитом) она станет чуть позже, когда фильм «прокатится» по всей стране, и песню перепоет квартет «Аккорд». Уже в русской и совсем не дословной версии, как «Песню о безпризорном мальчишке»:
Я начал жизнь в трущобах го-оро-одски-их,
и добрых сло-ов я не слыха-ал.
Когда ласкали вы детей сво-ои-их,
я есть проси-л, я замерза-ал.
И увидав меня не пря-ачте-е взгля-ад,
ведь я ни в чем, ни в чем не винова-ат...
Потрясением фильм являлся вовсе не потому, что был снят в Бразилии американским режиссером. Наши зрители к тому времени уже имели достаточное знакомство с западными образцами киноиндустрии. И многое нравилось...
Например: историко-приключенческий фильм «Фанфан-тюльпан»…
Он был показан во времена Хрущевской оттепели, открывшей дорогу многим интересным фильмам, которые по сюжету и тематике в СССР попросту не могли появиться. Например, вестерны вроде «Великолепной семерки».
Я был мальчишкой, когда «казали» «Фанфана-тюльпана». Романтико-мелодраматическая подоплека фильма, снятого еще до моего рождения, меня волновала мало, зато драки на шпагах! Вообще драки! Приключения! Было за что переживать. К тому же советские люди воочию увидели считающегося другом нашей страны Жерара Филипа, исполняющего роль Фанфана (его дублировал Владимир Трошин), и смогли впервые полюбоваться мордашкой и, главное, бюстом молоденькой Джины Лоллобриджиды.
А фильм «Великолепная семерка», показанный в начале 60-х?
Я был мальчишкой, когда «казали» «Фанфана-тюльпана». Романтико-мелодраматическая подоплека фильма, снятого еще до моего рождения, меня волновала мало, зато драки на шпагах! Вообще драки! Приключения! Было за что переживать. К тому же советские люди воочию увидели считающегося другом нашей страны Жерара Филипа, исполняющего роль Фанфана (его дублировал Владимир Трошин), и смогли впервые полюбоваться мордашкой и, главное, бюстом молоденькой Джины Лоллобриджиды.
А фильм «Великолепная семерка», показанный в начале 60-х?
Таких кинолент большинство советских людей еще не видывали. Классический вестерн! Стрельба, погони, кровь. Именно то, что надо для мальчишки! Да и взрослого мужчину такие фильмы захватывали и заставляли ерзать по фанерному сиденью откидного стула. Мне же шибко понравился Чарльз Бронсон, играющий в «Великолепной семерке» роль Бернардо. И я с того момента пытался смотреть все фильмы с его участием...
«Великолепная семерка» крепко вдарила по советским моральным устоям. Возмутились педагоги: пошто-де, люди в фильме бьют один другого по физиономиям и даже стреляют друг в друга? Это, дескать, плохо скажется на воспитании молодых людей и вообще тлетворно. Негоже потакать низменным чувствам людей, что принято «у них» и недопустимо «у нас». Сам Хрущев пожалел, похоже, что пропустил картину на экраны, заявив однажды журналисту из Америки, что, несмотря на хорошую игру актеров, фильм «Великолепная семерка» по своему воспитательному воздействию на советскую молодежь попросту вреден.
Еще более вредным по эмоциональному воздействию на подрастающее поколение оказался фильм «Фантомас», вышедший на экраны страны в 1967 году.
«Великолепная семерка» крепко вдарила по советским моральным устоям. Возмутились педагоги: пошто-де, люди в фильме бьют один другого по физиономиям и даже стреляют друг в друга? Это, дескать, плохо скажется на воспитании молодых людей и вообще тлетворно. Негоже потакать низменным чувствам людей, что принято «у них» и недопустимо «у нас». Сам Хрущев пожалел, похоже, что пропустил картину на экраны, заявив однажды журналисту из Америки, что, несмотря на хорошую игру актеров, фильм «Великолепная семерка» по своему воспитательному воздействию на советскую молодежь попросту вреден.
Еще более вредным по эмоциональному воздействию на подрастающее поколение оказался фильм «Фантомас», вышедший на экраны страны в 1967 году.
Фурор он произвел, ни с чем не сравнимый. Конечно, хорошо, что за просмотр фильма более 45 миллионов человек отдали государству свою денежку. Однако кто считал, сколько было запущено пластмассовых дымовушек в подъездах домов и подожжено газет в почтовых ящиках с оставлением рядом надписей «Fantomas», и какое количество подобных надписей красовалось на стенах домов и заборов? Одно можно сказать: очень и очень много. Люди смеялись над комичным комиссаром полиции Жювом в исполнении Луи де Фюнеса, а Фантомасу сочувствовали и желали в душе, чтобы у него все получилось...
Однако, «Фанфан-тюльпан», «Фантомас» и даже «Великолепная семерка» были наполнены условностями. Первые два фильма были сказочны и фантастичны. «Великолепная семерка» был из незнакомых нам реалий и вообще «не из нашего времени». Все эти картины являлись как бы невзаправдышными. А вот «Генералы песчаных карьеров» были совершенно иным фильмом...
Было в этом фильме нечто такое, что вызывало слезы. Конечно, было жалко этих мальчишек-безпризорников, до коих никому нет дела, и которые вынуждены выживать в боли и страданиях, борясь всеми способами за кусок хлеба. Но жалко было все же не до такой степени, чтобы рыдать в голос. А ведь плакали и люди сентиментальные, и те, кто таковыми отнюдь не являлся. Почему?
Было жалко Дору, прибившуюся к этим мальчишкам и ставшую им и матерью, и старшей сестрой, а Буллиту любимой.
Однако, «Фанфан-тюльпан», «Фантомас» и даже «Великолепная семерка» были наполнены условностями. Первые два фильма были сказочны и фантастичны. «Великолепная семерка» был из незнакомых нам реалий и вообще «не из нашего времени». Все эти картины являлись как бы невзаправдышными. А вот «Генералы песчаных карьеров» были совершенно иным фильмом...
Было в этом фильме нечто такое, что вызывало слезы. Конечно, было жалко этих мальчишек-безпризорников, до коих никому нет дела, и которые вынуждены выживать в боли и страданиях, борясь всеми способами за кусок хлеба. Но жалко было все же не до такой степени, чтобы рыдать в голос. А ведь плакали и люди сентиментальные, и те, кто таковыми отнюдь не являлся. Почему?
Было жалко Дору, прибившуюся к этим мальчишкам и ставшую им и матерью, и старшей сестрой, а Буллиту любимой.
И умершую от лихорадки. Ее похороны в море исполнены невероятного драматизма. Совсем иного, нежели выжимающего слезу в нескончаемых мыльных операх, что заполонят экраны наших телевизоров в 90-е годы.
Но, было еще нечто в этом фильме, от чего хотелось плакать. Может быть, заставлял слезиться глаза океанский ветер, которого никогда не случится вздохнуть. Возможно, это была простая жалость к себе, ибо жизнь, другая, не понятная и размеренная, о которой все знаешь наперед, но непредсказуемая и яркая, пусть и менее благополучная той, что есть, проходит и пройдет мимо. И иной жизни не будет.
И еще – замечательная музыкальна тема фильма, эмоционально усиливающая драматизм сюжета и линии персонажей. И как вершина, вызывающая уже бурю пробужденных чувств, – пронзительная песня-гимн...
И еще – замечательная музыкальна тема фильма, эмоционально усиливающая драматизм сюжета и линии персонажей. И как вершина, вызывающая уже бурю пробужденных чувств, – пронзительная песня-гимн...
В США премьера фильма состоялась в июле 1971 года.
Фильм снял американский кинопродюсер, режиссер и сценарист Холл Бартлетт.
Холл Бартлетт - американский кинопродюсер, режиссер и сценарист. Родился 27 ноября 1922 года, умер 7 сентября 1993 года.
Фильм выпускался в трех вариантах названия - The Sandpit Generals, The Defiant и The Wild Pack
Фильм выпускался в трех вариантах названия - The Sandpit Generals, The Defiant и The Wild Pack
Сюжет основан на романе бразильского писателя Жоржи Амаду "Капитаны песков".
Жоржи Леал Амаду ди Фария - бразильский писатель, журналист, общественный и политический деятель. Родился 10 августа 1912 года, умер 6 августа 2001 года.
В США Генералы не получили коммерческого успеха и не были популярны в прокате из-за социалистического контекста.
По той же причине фильм был запрещен в Бразилии, но стал культовым в Советском Союзе, так газета "Комсомольская правда" назвала картину "Лучшим иностранным фильмом 1974 года".
Жоржи Леал Амаду ди Фария - бразильский писатель, журналист, общественный и политический деятель. Родился 10 августа 1912 года, умер 6 августа 2001 года.
В США Генералы не получили коммерческого успеха и не были популярны в прокате из-за социалистического контекста.
По той же причине фильм был запрещен в Бразилии, но стал культовым в Советском Союзе, так газета "Комсомольская правда" назвала картину "Лучшим иностранным фильмом 1974 года".
Мелодичные саундтреки были написаны бразильским певцом и автором песен Доривалом Каимми.
Доривал Каимми - бразильский певец, автор песен, актер и художник, Творчество музыканта способствовало рождению бразильского босса-нова движения. Родился 30 апреля 1914 года, умер 16 августа 2008 года.
Культовой в Советском Союзе стала музыкальная тема фильма - "Marchа dos Реsсаdores" и самба "Дора" в исполнении Доривала Каимми с дочерью Наной.
В 1974 году история бразильских безпризорников имела огромный успех в советском кинопрокате. Ещё успешнее стала песня, которая быстро превратилась в «народную» и пелась под гитару во дворах. Интересно, что из доброго десятка русских версий ни одна не имела отношения к оригинальной рыбацкой тематике. Зато они имели отношение к фильму – прежде всего, к его социальному содержанию.
Наиболее известной стала версия вокального квартета АККОРД с текстом Юрия Цейтлина. Она вышла на гибкой пластинке в журнале «Кругозор» и даже имела видеоролик, где вокал-квартет почему-то пел песню, сидя в автомобиле.
Наиболее известной стала версия вокального квартета АККОРД с текстом Юрия Цейтлина. Она вышла на гибкой пластинке в журнале «Кругозор» и даже имела видеоролик, где вокал-квартет почему-то пел песню, сидя в автомобиле.
Отношение к сюжету фильма имела и версия Югославской певицы Вани Стойкович (русский вариант текста песни написал Илья Резник)
Вскоре, после премьеры, появилось несколько кавер-версий хита на русском языке.
Одна из них от ВИА "Тайфун"
Одна из них от ВИА "Тайфун"
ВИА "Тайфун" - образован в 1971 году Виктором Кофановым в г. Кадиевка (Стаханов) Ворошиловградской (Луганской) области. Оригинальный состав Виктор Кофанов - бас-гитара, Александр Лобзин – гитара, Александр Фридман - гитара, Игорь Пышков - клавиши, Алексей Норбеков – барабаны, Александр Подгорный - вокал.
Существует мнение, что в версии ВИА "Тайфун" стихи не выдерживают никакой критики, но есть и другое, альтернативное, что это лучший русский кавер бразильского хита.
Существует мнение, что в версии ВИА "Тайфун" стихи не выдерживают никакой критики, но есть и другое, альтернативное, что это лучший русский кавер бразильского хита.
Исполнил вариант песни Виталий Черницкий, солист ВИА Аргонавты (г. Белая Халуница), известный по авторским песням фильма "Пацаны".
ВИА Аргонавты - Печально чайки над кормой кружат (запись 1976 г. кадры из фильма Генералы песчаных карьеров).mp4
А также и Алексей Кортнев с группой Несчастный случай...
Судьба актеров «Генералах песчаных карьеров» спустя 50 лет после выхода фильма.
в трущобах городских...
... и добрых слов
я не слыхал...
... когда ласкали
вы детей своих...
... я есть просил
... я замерзал...