КРЫЛАТЫЕ СКАКУНЫ ИЗ ПРОТОТЮРКСКОЙ МИФОЛОГИИ.

Часть 8
ﮐﻬﻨﻪ ﺘﺮﻙ ﻤﻴﺘﻮﻠﻮﺠﻴﺴﻴﻨﺪﻩﻦ ﻘﺎﻨﺎﺘﻠﻰ ﺍﺘﻼﺮ
Х.-М. Илиуф, кандидат филологических наук,
г. Семей, РК

КРЫЛАТЫЕ СКАКУНЫ ИЗ ПРОТОТЮРКСКОЙ МИФОЛОГИИ. - 889592336315

Поверхностное знание содержания астрального мифа, связанного с созвездием Большой медведицы, некоторые из рассказчиков компенсировали своими домыслами, что приводило к существенному искажению древнего предания.
КРЫЛАТЫЕ СКАКУНЫ ИЗ ПРОТОТЮРКСКОЙ МИФОЛОГИИ. - 890020846523
Рисунок 13. Пaра рогатых небесных коней-тулпаров. Скифский курган Иссык, Казахстан. V–IV в. до н.э.

Наиболее распространенное среди казахов название самого замечательного созвездия неба северного полушария – Jeti qaraqşı ‘Семь разбойников’ (букв. ‘Семь караулящих, стерегущих’). Менее известны в народе космонимы Jetigen < *Jetiğan < *Jeti qan < *Yetti qa[ğ]an ‘Семь ханов, [небесных] правителей’, Jeti qart ‘Семь старцев’ – калька монгольск. Doloon övgön, Jedegeyli (Jetigeyli). Следует сказать, что, выступая в различных ипостасях, эти персонажи приобрели немалую известность в мифологии и фольклоре многих народов Евразии и за ее пределами.
КРЫЛАТЫЕ СКАКУНЫ ИЗ ПРОТОТЮРКСКОЙ МИФОЛОГИИ. - 890020867771
Рисунок 13А. Шаманский бубен (Южная Сибирь). В центре изображен дух-хозяин бубна, по сторонам от его головы – Солнце, Луна и звезды; ниже слева Aq at, Kök at, священное дерево шамана; справа – семь духов (астеризм Ковш Большой медведицы, семь сыновей либо семь дочерей бога Ульгена) и три небесных архара (звезды Пояса Ориона)

По исходному казахскому преданию, братьям-разбойникам (Большая медведица) удалось умыкнуть красавицу Ülpildek (звезда Алькор) – одну из семерых дочерей небесного хана Ürker (астеризм Плеяды). В другом варианте мифа повествуется о похищении единственной сестры шестерых братьев (в таком виде он был занесен в Европу, где возникли новые варианты сюжета), но это результат явной девиации, которая затронула образ упомянутой девы. Появилась версия, согласно которой похитителями оказались представители астеризма Ürker, поэтому Семеро караульных должны вечно преследовать их.

Исходя из конфигурации звезд, образующих астеризм Ковш – Jeti qaraqşı, казахи делят эти светила на две группы: qaraqşılar’dıη bastawşıları ‘предводители разбойников’ (четыре звезды “тела” астеризма) и qaraqşılar’dıη qostawşıları ‘их сообщники’ (три звезды ее “хвоста”).

Приведем гипотетическое объяснение фигурам, нарисованным на одном из шаманских бубнов (рис. 13А). Основным элементом композиции следует считать антропоморфное изображение духа – хозяина шаманского инструмента. В левой стороне от него находятся лошади Aq-boz at и Kök-boz at (β и γ Малой медведицы) и мировое древо Bäy-terek, справа расположены фигуры духов – Семи братьев-разбойников (Jeti qaraqşı – Большая медведица), ниже нарисованы фигуры трех архаров (Üş arqar – Пояс Ориона). Возможно, рядом с рисунком дерева изображены не пара небесных коней, а жеребец охотника Когалдай-мергена и его собака (судя по меньшим размерам и коротким ногам второго животного).

Эсхатологический миф, бытовавший у казахов, приводит в своем труде А.И. Левшин. Изложенный им вариант имеет существенное отличие: братья-разбойники заменены степными хищниками: “Не разделяя звезд, составляющих Большую медведицу (джиды-каракчи), киргизы говорят, что они состоят из семи волков, которые гонятся за бегущими от них двумя лошадьми, акбузат (белый мерин) и кукбузат (серый мерин) и что, когда первые, догнав сих последних, съедят их, то сделается преставление света. Сближение их будет знаком приближающейся кончины мира” [33, c. 357].

Мифологические образы семи братьев стали персонажами сказок, появившихся в устном творчестве разных евразийских народов: это семь разбойников или воров и даже семь гномов. Нередко они были представлены в роли семерых молодцев, обладавших чудесными талантами; в некоторых произведениях фольклора их число сократилось до трех героев или наоборот увеличилось до девяти или двенадцати. Например, в казахской сказке “Девять братьев” упоминаются девять сыновей престарелых супругов; в даосской традиции – девять сыновей божественной пары, обитавшей на звездах Большой медведицы.

Демифологизация фигурантов астрального предания и значительные изменения в его сюжете со временем привели к возникновению анекдотических рассказов, где семь персонажей изображаются кретинами, совершающими глупые поступки [34, c. 115–132].

Известный исследователь фольклора А.Н. Афанасьев в своем труде “Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов”, касаясь небесных светил, связанных с казахским этиологическим мифом, сообщает: “Северную Полярную звезду казаки называют: Прикол-звезда; в Томской губ. она известна под именем: Кол-звезда, а киргизы величают ее Темир-казык, что буквально значит: “железный кол” [Прикол – это небольшой, четверти в полторы, железный кол, на тупом конце которого приделано кольцо; когда нужно пустить лошадь на траву, наездник вдавливает в землю прикол по самое кольцо и привязывает к нему лошадь на длинной веревке или аркане].

Три малые звездочки четвертой величины из группы Малой медведицы, идущие в сторону от Полярной звезды и образующие собою род дуги, принимаются киргизами за аркан, привязанный к приколу. Следующие за ними две звезды второй и третьей величины считают они за двух иноходцев, а семь больших и малых звезд, составляющих группу Большой медведицы, – за семь караульщиков, приставленных оберегать коней от дьявола-волка; иноходцы эти принадлежат двум первенствующим архангелам”.

Обращает на себя внимание то, что в изложенном варианте сказания произошла инверсия: семь легендарных братьев уже не покушаются на похищение двух небесных коней, но сами стерегут их от чудовищного волка.

По одной версии предания, известной у казахов, две лошади принадлежат двум богатырям, в которых персонифицированы яркие звезды Капелла и Вега, находящиеся по обе стороны от Большой медведицы. По другому мнению, две звезды, связанные с Полярной звездой, – белые скакуны бога Тенгри (Temir qazıq’nıη qası’ndağı qos jarıq juldız – Täηir’diη aq-boz tulparları). Небесный страж Küzetşi (звезда Тубан), охраняет двух небесных коней от Семи воров-конокрадов. Если те украдут лошадей, то нападут на звездное скопление Ürker (астеризм Плеяды), и тогда наступит конец света…

Небольшая ошибка содержится в самом начале следующего рассказа: “Созвездие Малой медведицы – это два брата, которые стерегут своих коней. Привязали они своих коней к Темир-казыку, так казахи называют Полярную звезду, и охраняют от семи разбойников. А семь разбойников – созвездие Большой медведицы. Жили они на земле и досаждали людям своими набегами. Собрался народ и решил наказать их. Разбойники долго бежали от преследующих их людей, пока не оказались на небе. Но и здесь они не избавились от своих пагубных привычек. Каждую ночь они хотят украсть у братьев коней, но те зорко стерегут животных”. 

Содержание вышеприведенного абзаца верно отражает астрально-мифологические представления казахов, за исключением утверждения, что в созвездии Малой медведицы наши предки видели двух братьев: их образы, на самом деле, были связаны с Капеллой и Вегой или же с двумя светилами из созвездия Дракона (Тубан и рядом расположенная звезда).

Среди иллюстраций в книге “Петроглифы Древней Сибири” [35] имеются два наскальных рисунка, представляющих в астрально-мифологическом плане особый интерес. Один из них датируется эпохой поздней бронзы, другой – скифским временем. Оба петроглифа имеют большое сходство между собой. Антропоморфное существо, удерживающее двух лошадей, обращенных к нему передом, было условно названо “повелителем коней”. По всей видимости, это персонаж, известный у казахов под именем Küzetşi, стерегущий и/или выступающий в роли хозяина животных. Чтобы показать способность мифических коней летать как птицы, художник скифской эпохи изменил очертания передней части головы у коней, изобразив в виде птичьего клюва (рис. 14–15).

Птичьи клювы у двух фигур оседланных лошадей в определенной мере сближают их с изображениями мифических оленей. Известный казахский археолог З. Самашев упоминает о наскальных рисунках этих фантастических существ: “В эпоху поздней бронзы, и особенно в период, переходный к железному веку, в репертуаре петроглифов Казахстана появляются изображения оленей со своеобразной трактовкой морды – в виде птичьего клюва, что в некоторой степени является неоспоримым свидетельством миграции носителей этой изобразительной традиции из глубин центральноазиатских степей в западном направлении. Такие рисунки зафиксированы в горах юго-западного Алтая, в Жетысу и на юге Казахстана” [36, c. 23].
КРЫЛАТЫЕ СКАКУНЫ ИЗ ПРОТОТЮРКСКОЙ МИФОЛОГИИ. - 890020897467
Рисунок 14. Персонификация звезды Тубан – мифический сторож двух звездных жеребцов (β и γ Малой медведицы). Эпоха поздней бронзы (Гора Седловина. Южная Сибирь)
КРЫЛАТЫЕ СКАКУНЫ ИЗ ПРОТОТЮРКСКОЙ МИФОЛОГИИ. - 890020910779
Рисунок 15. Звезда Küzetşi ‘Охранник’ (Тубан) – cторож оседланных и покрытых броней звездных коней. Скифское время (Гора Оглахты, Хакасия, Сибирь)
КРЫЛАТЫЕ СКАКУНЫ ИЗ ПРОТОТЮРКСКОЙ МИФОЛОГИИ. - 890020926651
Рисунок 16. Украшение с образами крылатых коней и их хозяина (Маргиана, Cредняя Азия)

Из слов немецкого этнографа Рихарда Карутца, в начале ХХ века проводившего исследования на Мангышлаке и совершившего путешествие в Коканд, который записал казахское предание о Большой медведице, не ясно, произошла ли замена фигуры мифического сторожа небесных скакунов образом астрального царя или последний упоминается лишь как хозяин этих коней: “Семь воров похитили дочь царя на Полярной звезде; лошади царя (звезды Малой медведицы) привязаны, поэтому царь не может пойти, чтобы освободить свою дочь” [37, c. 67]. Интересная деталь: похищенная дочь хана Уркера (Плеяды) здесь названа дочерью звездного царя, обитающего на Полярной звезде.

Древний астрально-мифологический сюжет был использован ювелиром при создании украшения, которые были найдены археологами среди других предметов на юго-востоке Туркменистана в районе города Мары – при раскопках поселений древней культуры Маргуш (в священной книге зороастризма “Авесте” упоминалась как страна Моуру, позже эта область была известна под античным названием Маргиана).

Радиоуглеродная датировка артефактов, обнаруженных в песках Туркмении, показала возраст ранее неизвестной цивилизации – 2300 лет до н.э., т.е. существовавшей во времена Древнего Египта, Месопотамии, Хараппы и Мохенджо-даро.

Упомянутое маргианское (по другой, более вероятной версии – бактрийское) ювелирное изделие свидетельствует об архаичности варианта астрального предания, записанного исследователем Р. Карутцом: человек, удерживающий крылатых, имеющих рога коней, изображен в богатой одежде, его голову венчает убор, похожий на корону, поверх которой укреплено кольцо, символизирующее звезду Тубан или Полярную звезду (возможно, это кольцо представляет собой всего лишь деталь крепления украшения-подвески). Необычный изгиб туловища пары изображенных животных характерен для скифского звериного стиля, что позволяет отнести артефакт к I тыс. до н.э. (рис. 16).

Образы крылатых скакунов были известны эллинам, семитам-карфагенянам и древним обитателям Апеннинского полуострова – этрускам, судя по горельефу, найденному на месте нахождения города Тарквиний (рис. 17).
КРЫЛАТЫЕ СКАКУНЫ ИЗ ПРОТОТЮРКСКОЙ МИФОЛОГИИ. - 890020956347
Рисунок 17. Горельеф крылатых коней из терракоты. Этрусское произведение искусства, II в. до н.э. (г. Тарквиний, Италия)

Küzetşi, букв. ‘Охранник, страж’, – небольшая звезда Тубан, которая находится в составе созвездия Дракона и расположена между Малой и Большой медведицами выше Мицара. По народному преданию, он стережет двух иноходцев от Семерых разбойников. Если этим злоумышленникам удастся поймать небесных коней, они смогут впоследствии похитить дочерей хана Уркера (Плеяды).

Художественная традиция изображения пары мифических небесных коней сохранялась в русской народной вышивке, несмотря на то, что прототюркский астральный сюжет об извечном покушении семерых астральных братьев на кражу двух чудесных скакунов и их стороже не был зафиксирован у восточных славян.

Жители Курчумского района ВКО усматривали в двух звездах, расположенных между Большой и Малой медведицами, двух охранников (yeki küzetşi). Пара небесных персонажей, стерегущих лошадей от происков Семи братьев-разбойников, могла появиться по аналогии с образами двух астральных батыров, которым принадлежали эти кони.

#Илиуф #TurkicMythology #AstralMythology #ТюркскаяМифология #АстральнаяМифология

Комментарии

Комментариев нет.