Обзор статей из журнала «Научные и технические библиотеки». Внедрение в сферу деятельности человека технологий, основанных на искусственном интеллекте (ИИ), открывает перед библиотеками новые перспективы: совершенствуются традиционные и появляются новые формы и способы оказания библиотечно-информационных услуг. Новые информационные технологии успешно используются в поддержку чтения. По данным научной электронной библиотеки eLIBRARY, за 12 лет отечественные исследователи опубликовали более ста научных работ по использованию инструментов ИИ в библиотеках. Предлагаем вам познакомиться со статьями из журнала «Научные и технические библиотеки» за 2024-2025 гг,
Нещерет М. Ю. Нейросети в библиотеке: новое в библиографическом обслуживании / М. Ю. Нещерет // Научные и технические библиотеки. – 2024. – № 1. – С. 105-128. Цель статьи кандидата педагогических наук, ведущего научного сотрудника Российской государственной библиотеки Марины Юрьевны Нещерет – дать представление о технологиях искусственного интеллекта (ИИ) применительно к сфере библиографического обслуживания на основе анализа профессиональной литературы и выборочного мониторинга сайтов российских и зарубежных библиотек. Особое внимание уделяется одному из самых популярных инструментов ИИ – искусственным нейросетям. На конкретных примерах показано, как ИИ используется в библиографическом обслуживании и обеспечивающих его областях библиотечно-информационной деятельности, включая индексирование информации. Приведённые примеры раскрывают потенциал ИИ для повышения качества и эффективности операций библиографического обслуживания, улучшения пользовательских сервисов, таких как взаимодействие с пользователями с помощью чат-ботов, расширенный библиографический поиск, предоставление справок, персонализированное распространение информации и др. Инструменты ИИ, в том числе нейросети, также находят применение в процессах извлечения метаданных и формирования библиографических записей. В настоящее время наиболее развитыми услугами являются библиотечные чат-боты и системы интеллектуального анализа текстов. Проведённое исследование показывает, что технологии ИИ позволяют библиотекам успешно решать текущие задачи библиографического обслуживания пользователей. Сделан вывод о том, что потенциал ИИ ещё недостаточно изучен, не в полной мере выявлены его положительные и отрицательные стороны. Можно предполагать, что расширение сферы применения ИИ позволит существенно повысить качество и эффективность библиографического обслуживания, уровень компетентности персонала библиографических служб, внедрить новые виды и формы библиографических услуг.
Гильдебрант Г. В. Цифровое чтение, цифровой читатель: в поисках определения / Г. В. Гильдебрант / Научные и технические библиотеки. – 2024. – № 12. – С. 64-79. Статья кандидата социологических наук, сотрудника ГПНТБ России Галины Валентиновны Гильдебрант посвящена изучению цифрового чтения. Автором предпринята попытка типологизировать цифровое чтение, выделить критерии классификации цифровых читателей. Приведены признанные в библиотечной сфере классификации традиционных читателей: по культуре чтения, структуре читательских интересов, по мотивам обращения к книге. Сделан обзор российских и зарубежных исследований цифрового и традиционного чтения, выявлены общие тенденции и заметные отличия. Отмечены следующие закономерности: понимание и запоминаемость традиционных текстов значительно выше, цифровое чтение пользуется большей популярностью у молодёжи, спрос на аудиокниги растёт, особенно в Китае. На основе анализа исследований выявлены положительные и отрицательные стороны цифрового чтения (снижение когнитивных способностей современных читателей, психологические проблемы при реализации коммуникативных функций). Автором предложено определение цифрового читателя, разработаны дополнительные признаки для типологизации: по сенситивным качествам восприятия информации (то есть готовности к развитию определенных навыков или качеств), методам поиска, информационной гигиене, а также по способности к формированию критического отношения к получаемой в процессе чтения информации.
Моисеева Н. А. Чат-боты как один из трендов цифровизации библиотечного сервиса / Н. А. Миосеева // Научные и технические библиотеки. – 2024. – № 12. – С. 120-138. Цифровая трансформация современного общества характеризуется стремительным развитием искусственного интеллекта (Artificial Intelligence – AI) – одним из долгосрочных и перспективных векторов цифровизации библиотечной отрасли. Чат-боты c AI успешно оказывают некоторые библиотечные услуги и выполняют задачи, традиционно закреплённые в библиотечно-информационном обслуживании (БИО) за людьми. Исследование кандидата педагогических наук, доцента кафедры «Прикладная математика и фундаментальная информатика» Омского государственного технического университета Натальи Александровны Моисеевой направлено на изучение потенциала технологии чат-ботов, раскрытие особенностей и типов библиотечных чат-ботов, а также рисков, связанных с использованием этой технологии в библиотечном сервисе. Всё это позволит выявить, как технология чат-ботов меняет и дополняет БИО. В статье использовались общенаучный диалектический метод, теоретический анализ и обобщение содержания научной и специальной технической литературы, нормативных документов в области AI и цифровизации библиотечного дела. Результаты исследования определили базовый функционал технологии чат-ботов: интерактивный способ для персонализированного диалогового общения с читателем, экономически эффективный виртуальный справочный инструмент для решения повседневных библиотечных задач. Выявлено, что технология чат-ботов – один из трендов цифровизации дистанционной коммуникации с читателем, удовлетворения его информационных и социально-культурных потребностей круглосуточно в режиме онлайн. Автор подчёркивает, что обладая огромным интеллектуально-технологическим потенциалом, чат-боты не могут заменить библиотекарей и их личное взаимодействие с читателями, но способны дополнять их функции, автоматизировать выполнение большинства рутинных библиотечных услуг, тем самым позволяя персоналу библиотеки сосредоточиться на сложных взаимодействиях с посетителями и решении творческих профессиональных задач.
Митрошин И. А. Применение возможностей искусственного интеллекта в информационно-библиотечной деятельности // И. А Митрошин // Научные и технические библиотеки. – 2025. – № 1. – С. 120-134. В статье старшего научного сотрудника ГПНТБ Ивана Андреевича Митрошина представлены основные понятия искусственного интеллекта, методов машинного анализа и машинного обучения. Показаны основные возможности использования в библиотеках и информационных центрах чат-ботов СhatGPT, GigaChat (нейросеть от СБЕРа), «Алиса» (виртуальный помощник от компании Яндекс). В качестве помощников эти технологии могут использоваться для поиска ресурсов и их оценки, организации контента, разработки рекомендательных материалов, дайджестов, а также при подготовке переводов зарубежных публикаций, кратких обзоров статей и др. Рассмотрена возможность включения чат-бота на сайт для оказания пользователям первичной поддержки, в том числе в нерабочее время. В статье представлена информация о применении ИИ при систематическом обзоре литературы. Сокращается количество публикаций в процессе отбора, экономится время. Показаны перспективы использования ИИ для повышения точности ответа на поисковые запросы в автоматизированных библиотечных системах и для дальнейшего развития служб личного кабинета читателя. Автор делает вывод, что несмотря на недостаточный уровень развития технологий, невозможность полной замены человека, высокие материальные затраты на внедрение и др., методы и алгоритмы ИИ, машинного обучения и анализа уже сейчас позволяют автоматизировать ряд процессов обработки информации, выявлять закономерности и тенденции, а также предсказывать потребности пользователей. Это открывает новые возможности для развития и совершенствования предоставляемых услуг в библиотеках и информационных центрах.
Ковалевский А. В. Модель коммуникации с искусственным интеллектом ДРУГ как методологический подход к составлению и оценке промптов / А. В. Ковалевский // Научные и технические библиотеки. – 2025. – № 7. – С. 142-163. В статье Алексея Викентьевича Ковалевского – сотрудника отдела электронных ресурсов Научной библиотеки Белорусского национального технического университета представлена авторская модель коммуникации с искусственным интеллектом, основанная на принципах доброжелательности, рациональности, уточнения и гносеологичности (ДРУГ) и разработанная как методологический подход к промп-тинжинирингу в библиотечной деятельности. Цель исследования – описание данной модели и демонстрация её практического применения и эффективности. Методология исследования включала разработку модели, создание серии промптов различной «силы» на основе её принципов и тестирование с использованием шести моделей нейросетей для решения задачи анализа библиографических данных. Результаты тестирования показали прямую зависимость качества ответов нейросетей от уровня проработки промпта в соответствии с моделью ДРУГ. Практическая значимость исследования заключается в предложении методологической основы для повышения эффективности и качества взаимодействия библиотечных специалистов с искусственным интеллектом, а также в возможности использования модели для разработки практических рекомендаций и образовательных программ по промпт-инжинирингу в библиотечной сфере.
Промт (от англ. prompt — подсказка) — это текстовый запрос, инструкция или команда, которую пользователь дает нейросети для выполнения конкретной задачи, например, генерации текста, изображения, кода или решения другой задачи. Чем точнее сформулирован промт, тем выше вероятность получить качественный и релевантный результат от искусственного интеллекта.
Промпт-инжиниринг (prompt engineering) — это процесс создания, оптимизации и тестирования текстовых запросов (промптов) для взаимодействия с большими языковыми моделями (LLM) и другими генеративными нейросетями. Цель состоит в том, чтобы сформулировать промпт таким образом, чтобы получить максимально точный, релевантный и полезный ответ от ИИ, используя его возможности для решения конкретных задач.
Журнал «Научные и технические библиотеки» выходит в электронном виде. Для читателей открыт доступ в электронный архив периодических изданий ИВИС. Познакомиться со статьями вы можете, пройдя по ссылке https://eivis.ru/basic/details. Логин и пароль для входа можно узнать по телефонам: +7902-100-20-88 (отдел периодики), +7902-100-42-44, 8(8362)45-29-12 (информационно-библиографический отдел) или на сайте журнала «НТБ» https://ntb.gpntb.ru/jour.
Материал подготовлен С. Г. Горбуновой, главным библиографом информационно-библиографического отдела.
Национальная библиотека имени С.Г. Чавайна РМЭ
ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИСТ.
Обзор статей из журнала «Научные и технические библиотеки».
Внедрение в сферу деятельности человека технологий, основанных на искусственном интеллекте (ИИ), открывает перед библиотеками новые перспективы: совершенствуются традиционные и появляются новые формы и способы оказания библиотечно-информационных услуг. Новые информационные технологии успешно используются в поддержку чтения. По данным научной электронной библиотеки eLIBRARY, за 12 лет отечественные исследователи опубликовали более ста научных работ по использованию инструментов ИИ в библиотеках. Предлагаем вам познакомиться со статьями из журнала «Научные и технические библиотеки» за 2024-2025 гг,
Нещерет М. Ю. Нейросети в библиотеке: новое в библиографическом обслуживании / М. Ю. Нещерет // Научные и технические библиотеки. – 2024. – № 1. – С. 105-128.
Цель статьи кандидата педагогических наук, ведущего научного сотрудника Российской государственной библиотеки Марины Юрьевны Нещерет – дать представление о технологиях искусственного интеллекта (ИИ) применительно к сфере библиографического обслуживания на основе анализа профессиональной литературы и выборочного мониторинга сайтов российских и зарубежных библиотек. Особое внимание уделяется одному из самых популярных инструментов ИИ – искусственным нейросетям. На конкретных примерах показано, как ИИ используется в библиографическом обслуживании и обеспечивающих его областях библиотечно-информационной деятельности, включая индексирование информации. Приведённые примеры раскрывают потенциал ИИ для повышения качества и эффективности операций библиографического обслуживания, улучшения пользовательских сервисов, таких как взаимодействие с пользователями с помощью чат-ботов, расширенный библиографический поиск, предоставление справок, персонализированное распространение информации и др. Инструменты ИИ, в том числе нейросети, также находят применение в процессах извлечения метаданных и формирования библиографических записей. В настоящее время наиболее развитыми услугами являются библиотечные чат-боты и системы интеллектуального анализа текстов. Проведённое исследование показывает, что технологии ИИ позволяют библиотекам успешно решать текущие задачи библиографического обслуживания пользователей. Сделан вывод о том, что потенциал ИИ ещё недостаточно изучен, не в полной мере выявлены его положительные и отрицательные стороны. Можно предполагать, что расширение сферы применения ИИ позволит существенно повысить качество и эффективность библиографического обслуживания, уровень компетентности персонала библиографических служб, внедрить новые виды и формы библиографических услуг.
Гильдебрант Г. В. Цифровое чтение, цифровой читатель: в поисках определения / Г. В. Гильдебрант / Научные и технические библиотеки. – 2024. – № 12. – С. 64-79.
Статья кандидата социологических наук, сотрудника ГПНТБ России Галины Валентиновны Гильдебрант посвящена изучению цифрового чтения. Автором предпринята попытка типологизировать цифровое чтение, выделить критерии классификации цифровых читателей. Приведены признанные в библиотечной сфере классификации традиционных читателей: по культуре чтения, структуре читательских интересов, по мотивам обращения к книге. Сделан обзор российских и зарубежных исследований цифрового и традиционного чтения, выявлены общие тенденции и заметные отличия. Отмечены следующие закономерности: понимание и запоминаемость традиционных текстов значительно выше, цифровое чтение пользуется большей популярностью у молодёжи, спрос на аудиокниги растёт, особенно в Китае. На основе анализа исследований выявлены положительные и отрицательные стороны цифрового чтения (снижение когнитивных способностей современных читателей, психологические проблемы при реализации коммуникативных функций). Автором предложено определение цифрового читателя, разработаны дополнительные признаки для типологизации: по сенситивным качествам восприятия информации (то есть готовности к развитию определенных навыков или качеств), методам поиска, информационной гигиене, а также по способности к формированию критического отношения к получаемой в процессе чтения информации.
Моисеева Н. А. Чат-боты как один из трендов цифровизации библиотечного сервиса / Н. А. Миосеева // Научные и технические библиотеки. – 2024. – № 12. – С. 120-138.
Цифровая трансформация современного общества характеризуется стремительным развитием искусственного интеллекта (Artificial Intelligence – AI) – одним из долгосрочных и перспективных векторов цифровизации библиотечной отрасли. Чат-боты c AI успешно оказывают некоторые библиотечные услуги и выполняют задачи, традиционно закреплённые в библиотечно-информационном обслуживании (БИО) за людьми. Исследование кандидата педагогических наук, доцента кафедры «Прикладная математика и фундаментальная информатика» Омского государственного технического университета Натальи Александровны Моисеевой направлено на изучение потенциала технологии чат-ботов, раскрытие особенностей и типов библиотечных чат-ботов, а также рисков, связанных с использованием этой технологии в библиотечном сервисе. Всё это позволит выявить, как технология чат-ботов меняет и дополняет БИО. В статье использовались общенаучный диалектический метод, теоретический анализ и обобщение содержания научной и специальной технической литературы, нормативных документов в области AI и цифровизации библиотечного дела. Результаты исследования определили базовый функционал технологии чат-ботов: интерактивный способ для персонализированного диалогового общения с читателем, экономически эффективный виртуальный справочный инструмент для решения повседневных библиотечных задач. Выявлено, что технология чат-ботов – один из трендов цифровизации дистанционной коммуникации с читателем, удовлетворения его информационных и социально-культурных потребностей круглосуточно в режиме онлайн. Автор подчёркивает, что обладая огромным интеллектуально-технологическим потенциалом, чат-боты не могут заменить библиотекарей и их личное взаимодействие с читателями, но способны дополнять их функции, автоматизировать выполнение большинства рутинных библиотечных услуг, тем самым позволяя персоналу библиотеки сосредоточиться на сложных взаимодействиях с посетителями и решении творческих профессиональных задач.
Митрошин И. А. Применение возможностей искусственного интеллекта в информационно-библиотечной деятельности // И. А Митрошин // Научные и технические библиотеки. – 2025. – № 1. – С. 120-134.
В статье старшего научного сотрудника ГПНТБ Ивана Андреевича Митрошина представлены основные понятия искусственного интеллекта, методов машинного анализа и машинного обучения. Показаны основные возможности использования в библиотеках и информационных центрах чат-ботов СhatGPT, GigaChat (нейросеть от СБЕРа), «Алиса» (виртуальный помощник от компании Яндекс). В качестве помощников эти технологии могут использоваться для поиска ресурсов и их оценки, организации контента, разработки рекомендательных материалов, дайджестов, а также при подготовке переводов зарубежных публикаций, кратких обзоров статей и др. Рассмотрена возможность включения чат-бота на сайт для оказания пользователям первичной поддержки, в том числе в нерабочее время. В статье представлена информация о применении ИИ при систематическом обзоре литературы. Сокращается количество публикаций в процессе отбора, экономится время. Показаны перспективы использования ИИ для повышения точности ответа на поисковые запросы в автоматизированных библиотечных системах и для дальнейшего развития служб личного кабинета читателя. Автор делает вывод, что несмотря на недостаточный уровень развития технологий, невозможность полной замены человека, высокие материальные затраты на внедрение и др., методы и алгоритмы ИИ, машинного обучения и анализа уже сейчас позволяют автоматизировать ряд процессов обработки информации, выявлять закономерности и тенденции, а также предсказывать потребности пользователей. Это открывает новые возможности для развития и совершенствования предоставляемых услуг в библиотеках и информационных центрах.
Ковалевский А. В. Модель коммуникации с искусственным интеллектом ДРУГ как методологический подход к составлению и оценке промптов / А. В. Ковалевский // Научные и технические библиотеки. – 2025. – № 7. – С. 142-163.
В статье Алексея Викентьевича Ковалевского – сотрудника отдела электронных ресурсов Научной библиотеки Белорусского национального технического университета представлена авторская модель коммуникации с искусственным интеллектом, основанная на принципах доброжелательности, рациональности, уточнения и гносеологичности (ДРУГ) и разработанная как методологический подход к промп-тинжинирингу в библиотечной деятельности. Цель исследования – описание данной модели и демонстрация её практического применения и эффективности. Методология исследования включала разработку модели, создание серии промптов различной «силы» на основе её принципов и тестирование с использованием шести моделей нейросетей для решения задачи анализа библиографических данных. Результаты тестирования показали прямую зависимость качества ответов нейросетей от уровня проработки промпта в соответствии с моделью ДРУГ. Практическая значимость исследования заключается в предложении методологической основы для повышения эффективности и качества взаимодействия библиотечных специалистов с искусственным интеллектом, а также в возможности использования модели для разработки практических рекомендаций и образовательных программ по промпт-инжинирингу в библиотечной сфере.
Промт (от англ. prompt — подсказка) — это текстовый запрос, инструкция или команда, которую пользователь дает нейросети для выполнения конкретной задачи, например, генерации текста, изображения, кода или решения другой задачи. Чем точнее сформулирован промт, тем выше вероятность получить качественный и релевантный результат от искусственного интеллекта.
Промпт-инжиниринг (prompt engineering) — это процесс создания, оптимизации и тестирования текстовых запросов (промптов) для взаимодействия с большими языковыми моделями (LLM) и другими генеративными нейросетями. Цель состоит в том, чтобы сформулировать промпт таким образом, чтобы получить максимально точный, релевантный и полезный ответ от ИИ, используя его возможности для решения конкретных задач.
Журнал «Научные и технические библиотеки» выходит в электронном виде. Для читателей открыт доступ в электронный архив периодических изданий ИВИС. Познакомиться со статьями вы можете, пройдя по ссылке https://eivis.ru/basic/details. Логин и пароль для входа можно узнать по телефонам: +7902-100-20-88 (отдел периодики), +7902-100-42-44, 8(8362)45-29-12 (информационно-библиографический отдел) или на сайте журнала «НТБ» https://ntb.gpntb.ru/jour.
Материал подготовлен С. Г. Горбуновой, главным библиографом информационно-библиографического отдела.