Это удивительный регион, который славится своей самобытностью, национальным колоритом, уникальным культурно-историческим наследием, природными богатствами и гостеприимными жителями. Представляем вашему вниманию композиторов Республики Коми.
Чисталев Прометей Ионович (1921-1988)
Композитор, музыковед, фольклорист, заслуженный деятель литературы и искусства Коми АССР (1965), член Союза композиторов СССР (1968), лауреат Государственной премии Коми АССР (1972), кандидат искусствоведения (1974), заслуженный работник культуры РСФСР (1981), первый председатель Союза композиторов Коми. Родился 27 февраля в п. Нювчим. Проучившись на физико-математическом факультете КГПИ чуть меньше двух лет, уехал преподавать математику в Визингскую школу. С октября 1940 по июль 1946 он находился на военной службе, воевал на III Прибалтийском фронте. В свободные часы занимался армейской художественной самодеятельностью. Награжден медалью "За боевые заслуги". Одна из первых песен «Величальная Москве» сельского учителя П. И. Чисталева была в 1949 году признана лучшей на Республиканском конкурсе самодеятельных композиторов. В 1957 году за песню «Твоя невеста где-то рядом» (на слова И. Вавилина в переводе А. Мурзина) он получил награду на Всесоюзном конкурсе в честь VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Успех первых опытов, связанный с использованием фольклорных истоков, усилил давний интерес Чисталева к музыке своего народа. Работая научным сотрудником в течение многих лет, выезжая в фольклорные экспедиции, он исследовал народное музыкальное искусство. Он – автор книги «Коми народные инструменты» и соавтор книги «Коми народные танцы». Его материалы о коми музыкальной культуре включены в сборники «Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки» (1994) и «Зырянский мир. Очерки о традиционной культуре народа коми» (2004), в «Музыкальную энциклопедию» (1971), пятитомную «Историю музыки народов СССР» (1973), в «Большую советскую энциклопедию» (1973). Интенсивную научную деятельность П. И. Чисталев сочетал с творчеством. В 1964 году, впервые обратившись к театральному жанру, он сочинил музыкальную комедию «Цветы в снегах» (пьеса Г. Истомина), которая с успехом шла в Тюменском драматическом театре. В спектаклях Коми республиканского драматического театра (ныне Государственный академический театр драмы им. В. Савина Республики Коми), поставленных по пьесам коми авторов, композитор создавал ощутимую национальную атмосферу действия. В музыкальной комедии «Деревенька моя» (либретто В. Блинова и Л. Ильчукова) яркое впечатление производила сцена народного гулянья. Творческую фантазию композитора всегда питала коми песенность, и лучшие произведения написаны им в жанре песенной лирики. Среди произведений, составивших его авторские сборники, такие простые и задушевные песни, как «Не найти дорогу к дому» (на стихи В. Власова в переводе В. Журавлева), «Весною ходит по земле любовь» (на стихи А. Ванеева), «Ижемский платок» (на стихи С. Попова в переводе Н. Мирошниченко). Инструментальные композиции Чисталева, например, «Танец с чипсанами», вошли в «золотой фонд» Государственного ансамбля песни и танца Республики Коми им. В. Морозова «Асъя кыа». П. И. Чисталев неоднократно принимал участие и был одним из организаторов фольклорных фестивалей, оказывал помощь мастерам народных музыкальных инструментов. Его задачей было не просто сохранение национального инструментария, но и внедрение его в концертную практику. Результатом работы ученого с мастером – резчиком по дереву В. Я. Павловым, стало включение в репертуар ансамбля «Асъя кыа» концертного номера «Веселые постучалочки». Научная, творческая и общественная деятельность композитора в значительной мере способствовала открытию в республике Союза композиторов.
Государственный ансамбль песни и танца Республики Коми имени Виктора Морозова - Частушкаяс (Коми частушки)
Государственный ансамбль песни и танца Республики Коми имени Виктора Морозова - Мой край суров
Государственный ансамбль песни и танца Республики Коми имени Виктора Морозова - Величальная
Осипов Александр Георгиевич (1923-1973)
Родился 15 марта 1923 года в селе Сторожевск Корткеросского района Коми ССР. Рано проявившийся музыкальный талант предвещал ему блестящее будущее. Воспитанник Усть–Куломского детского дома, он впоследствии учился в Вологодском музыкальном училище игре на домре, параллельно осваивая скрипку. После переезда в Сыктывкар, судьба привела его в оркестр народных инструментов в только что созданном ансамбле песни и танца Коми АССР. Война резко повернула весь его жизненный путь. Вернувшись с фронта после тяжелого ранения, молодой музыкант уже не мог заниматься прежней своей работой (ранение безнадежно повредило левую руку). Поэтому всю дальнейшую жизнь Осипов посвятил песенно–хоровому искусству. Работая хормейстером в ансамбле песни и танца Коми ССР, он много пишет для хора и солистов; его песни, романсы тут же исполнялись замечательным певцом, заслуженным артистом Коми ССР П. А. Осиповым. В 1947 году А. Осипов поступил учиться в Горьковскую консерваторию (до 1949 года), затем продолжил свое образование дирижера–хоровика в Московском музыкально–педагогическом институте им. Гнесиных; закончил его в аспирантуре Московской консерватории у профессора К.Б. Птицы (1964 год). На время учебы падают годы расцвета композиторского, исследовательского и исполнительского дарования А. Осипова. Как хормейстер, он был связан с ансамблем песни и танца Коми ССР, с хорами г. Грозного, с хором Сыктывкарского радио (одновременно, в 1954—1959 годах, ему пришлось быть художественным руководителем Коми республиканской филармонии и работать в Сыктывкарском музыкальном училище). А. Осипов–исследователь внес неоценимый вклад в развитие коми национальной фольклористики и музыкознания. Композитор ищет различные материалы, посвященные коми народному творчеству, неоднократно выезжает в фольклорные экспедиции в разные районы Коми республики (записано более 200 песен), в результате чего пишет кандидатскую диссертацию "Песни народа коми". Это первое исследование, изучающее музыку коми народных песен. В своем труде Осипов прослеживает историю собирания и изучения народных напевов; главную ценность составляет раздел, в котором тщательнейшим образом рассматривается структура напева. "Коми напевы я начал записывать с 1940 года. Будучи оркестрантом, а затем руководителем оркестра русских народных инструментов в ансамбле песни и пляски Коми ССР, мне все время приходилось инструментовать и обрабатывать народные песни. Особенно интенсивно я стал собирать песни, когда сам начал сочинять музыку". А. Осипов. А. Осипов — автор многочисленных исследовательских и публицистических статей о музыке, печатавшихся в журналах "Советская музыка", "Музыкальная жизнь", газетах "Советская Россия", "Правда", газетах и журналах местного значения. Среди них очерки о творчестве коми композиторов: Я. Перепелицы, П. Чисталева, Г. Дехтярова, А. Воронцова, В. Мастеницы; работы об известных деятелях национального музыкального искусства — скрипаче И. В. Оплеснине, певце П. А. Осипове и других. Одна из основных заслуг А. Осипова состоит в том, что он собрал, обработал и опубликовал все мелодии (26 песен) выдающегося коми драматурга, поэта и композитора Виктора Савина. А. Г. Осипов стал первым профессиональным композитором Коми республики. Изданы (в Сыктывкаре и Москве) сборники его песен и романсов на стихи коми поэтов: И. Куратова, Н. Фролова, С. Попова, Ф. Щербакова, А. Мурзина, А. Размыслова, М. Лебедева, Г. Юшкова и других, в том числе сборники "Четыре песни" (1955 г.), "Лирические.песни" (1956 г.), "Песни и романсы" (1957 г.), "Коми советские песни" (1960 г.). Кроме песен, Осипов написал музыку к спектаклям драматического театра; есть у него также музыкальная комедия ("Когда цветет черемуха", соавтор О. Рассадин): инструментальная музыка ("Мелодия" для кларнета и фортепиано)... Но певца народа узнают по его песням. Осипова знают и ценят в Коми по давно полюбившимся песням, романсам и хорам, проникнувшим в душу каждого, кто раз услышал эти замечательно распевные мелодии. А. Осипов по своей натуре лирик, и даже патриотические мотивы находят у него преломление чисто лирическое ("Менам отчизна" на стихи Ф. Щербакова, "Ов, миян республика!" на стихи С. Попова). Песни его легко запоминаются именно благодаря глубокой, чистой, как родник, лирике, трогающей самые тонкие струны человеческой души. Мелодия льется естественно, беспрепятственно, в ней удивительная простота и внутренняя гармония; от этих мелодий словно теплеет северная земля, которую с такой любовью воспел композитор. Красота осиповских песен поистине неисчерпаема: как непохожи друг на друга и как по–разному совершенны песни "Кор ми аддзысьлам тэкöд", "Катшасинъяс", хор а капелла "Югыд тувсов вой". Глубок по значительности мысли и чувства лирико–патриотический романс "Эн шуöй тi", воспевающий суровый, но благодатный и богатый Коми край — своего рода признание в любви родной земле преданного ей сына и вдохновенного певца.
Не указан - Югыд тувсов вой
Не указан - Кöкöй (Кукушка)
Не указан - Катшасинъяс
Перепелица Яков Сергеевич (1927-1990)
Композитор, педагог, заслуженный деятель искусств Коми АССР (1961), заслуженный работник культуры РСФСР (1965), лауреат Государственной премии Коми АССР (1969), член Союза композиторов СССР (1972). Яков Сергеевич Перепелица родился 13 октября 1927 года в с. Весёлое Липетского района Харьковской области. В 1935 году семья приехала в г. Сыктывкар к отцу, где он жил в вольной высылке с 1930 года. В 1942 году окончил семь классов общеобразовательной школы. Музыкальное образование получал сначала в Сыктывкарской детской музыкальной школе (1940–1942), а потом в Сыктывкарском музыкальном училище (ныне Республиканский колледж искусств) по классу баяна у преподавателя К. В. Козлова. Уроки композиции брал у преподавателей В. В. Микошо и В. В. Моренова. В декабре 1942 года Я. С. Перепелица был зачислен в штат служащих Концертно-эстрадного бюро (ныне Коми республиканская филармония) сначала учеником баяниста, а затем баянистом. Долгое время, с 1944 по 1956 гг. он работал в Государственном ансамбле песни и пляски Коми АССР (ныне Государственный ансамбль песни и танца Республики Коми им. В. Морозова «Асья кыа») – баянистом, концертмейстером и хормейстером. С 1858 по 1979 гг. Я. С. Перепелица преподавал в Сыктывкарском музыкальном училище, а с 1979 по 1990 гг. был председателем Союза композиторов Коми АССР. Я. С. Перепелица – депутат Верховного Совета Коми АССР шестого созыва (1963–1966), член Центральной ревизионной комиссии Союза композиторов СССР (1979), был депутатом городского Совета народных депутатов, членом коллегии Министерства культуры Коми АССР. Награжден Орденом Трудового Красного знамени (1971). Яков Сергеевич Перепелица умер 7 июля 1990 года. Похоронен в г. Сыктывкаре.
Творчество Якова Перепелицы
Творческая деятельность Я. Перепелицы началась в национальном ансамбле песни и пляски. Молодой баянист побывал с концертами во многих деревнях и селах республики, и, аккомпанируя певцам и танцорам, он использовал интонации и ритмы местного фольклора. Черты коми песен и наигрышей затем проявились и в его первых песнях и пьесах для баяна. Усвоив основы композиции под руководством В. В. Микошо, Я. Перепелица обратился к созданию произведения крупной формы. Он автор первого национального балета «Яг морт». Мелодический дар Я. Перепелицы, а также его умение разнообразить ритмический рисунок и пользоваться яркими контрастами обеспечили успех балета. Премьера «Яг морта» (либретто Г. Тренева) в 1961 году стала большим достижением коми музыкальной культуры, настоящим подарком к 40-летию Коми АССР. Балет в течение десятилетий держался в репертуаре Республиканского музыкального театра Коми АССР (ныне Государственный театр оперы и балета Республики Коми) и служил эталоном воплощения национального начала в искусстве. В 2006 году была осуществлена его новая постановка. В дальнейшем творческая энергия Я. С. Перепелицы устремилась по двум руслам – театральные сочинения и песенный жанр. Многие постановки драматического театра, в том числе пьесы коми авторов сопровождались его музыкой. В 1963 году с большим успехом прошла премьера первой оперетты «Песни к звездам» (либретто Э. Попова), а в 1964 году был поставлен детский мюзикл «Тидль и Дудль». Результатом занятий композитора на творческих курсах в г. Сыктывкаре, проведенных преподавателем Горьковской консерватории В. В. Мореновым, явилось создание оперы «На Илыче» (по поэме С. Попова), премьера которой состоялась в 1971 году. Лучшие страницы оперы входили в репертуар солистов музыкального театра столицы. В 1987 году увидел свет рампы балет Я. С. Перепелицы «Домна Каликова», посвященный коми героине Гражданской войны Домне Каликовой. Партитура его свидетельствовала о новом уровне мышления автора. Постановку московского хореографа Б. И. Мягкова отличали высокие достоинства, но ей не было суждено повторить успех «Яг морта». В песенном творчестве Я. С. Перепелицы представлены едва ли не все разновидности жанра – хоровые, массовые, патриотические, пионерские. Самой широкой популярностью пользовалась его лирика, в которой звучала любовь к «малой родине» – «Деревенька моя», «Над речкой Вымь», «Красная рябина» (на стихи В. Кушманова). «Коми ань» на стихи Г. Юшкова – это лирический гимн коми женщине-труженице, «Песня о Сыктывкаре» – символ столицы республики. В Коми книжном издательстве были опубликованы 4 авторских сборника Я. С. Перепелицы – «Северяночка» (1965), «Радость лесная моя» (1968), «Песни, арии, хоры» (1973), «Красная рябина» (1986). Большое впечатление произвел «Реквием памяти сыктывкарцев, погибших в Великую Отечественную войну» для солиста, смешанного хора и оркестра на стихи В. Кушманова, который был исполнен на открытии мемориала «Вечная слава» в 1981 году. Среди произведений Я. Перепелицы – концертные пьесы для баяна, сюита для оркестра народных инструментов «Праздник оленеводов», Фантазия на коми темы для двух фортепиано и другие инструментальные произведения. Композитор оказывал большую помощь самодеятельным авторам, организуя их учебу, редактируя песенные сборники («Песни северной земли», 1988). Более 20 лет Я. С. Перепелица преподавал в музыкальном училище искусство игры на баяне. Среди его учеников – заслуженные артисты Коми АССР, Лауреаты II Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах и народной песни В. Данилочкин и В. Майсерик (1979, Первая премия).
Государственный ансамбль песни и танца Республики Коми имени Виктора Морозова - Красная рябина
Государственный ансамбль песни и танца Республики Коми имени Виктора Морозова - Песня о Сыктывкаре
Государственный ансамбль песни и танца Республики Коми имени Виктора Морозова - Величальная Северу
Рочев Александр Андреевич (1937-1995)
Композитор, педагог, член Союза композиторов СССР (1972), заслуженный деятель искусств Коми ССР (1991) Александр Андреевич Рочев родился 19 октября 1937 года в с. Усть-Цильма Усть-Цилемского района Коми АССР (ныне Республика Коми) в рабочей семье. С трехлетнего возраста жил в с. Шошка Сыктывдинского района. В 1951 году окончил Шошкинскую семилетнюю школу и переехал в г. Сыктывкар, где окончил десять классов средней школы (1954). С 1955 по 1959 гг. учился в Сыктывкарском музыкальном училище (ныне Республиканский колледж искусств) по классу баяна. С 1958 по 1960 гг. работал преподавателем по классу баяна и сольфеджио в Сыктывкарской детской музыкальной школе, а затем (до марта 1964 года) – преподавателем по классу баяна и музыкально-теоретических дисциплин в Республиканском культурно-просветительном училище (ныне Коми республиканский колледж культуры им. В. Чисталева). С марта 1964 по 1972 гг. А. А. Рочев был директором Детской музыкальной школы Эжвинского района г. Сыктывкара. В 1966 году А. А. Рочев заочно окончил Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных) и получил квалификацию педагога по классу баяна, а затем – Горьковскую (ныне Нижегородская) государственную консерваториию им. М. И. Глинки по классу композиции А. А. Нестерова и получил диплом композитора и педагога музыкального училища по музыкально-теоретическим предметам (1971). С июня 1972 по 1973 гг. он был начальником Отдела искусств и учебных заведений Министерства культуры Коми АССР (ныне Министерство культуры Республики Коми). С 1974 по 1978 гг. работал преподавателем по классу баяна в Детской музыкальной школе Эжвинского района г. Сыктывкара, а с 1978 по 1981 гг. – преподавателем по классу баяна и композиции в Сыктывкарской детской музыкальной школе. С 1982 года вышел на пенсию. Награжден почетными грамотами Министерства культуры Коми АССР (1970, 1971), значком «Отличник культурного шефства над селом» Министерства культуры СССР и Центрального комитета работников культуры (1973). Александр Андреевич Рочев умер 24 сентября 1995 года. Похоронен в с. Шошка. Творчество Александра Рочева А. Рочев, с детства обладая большими музыкальными способностями, научился играть на гармонике еще в сельской школе. В Сыктывкаре, после окончания 10 класса, его приняли без специальной подготовки в музыкальное училище в класс баяна и первые произведения он написал в период учебы. Уже в 1961 году в газете «Югыд туй» была опубликована его песня «Здравствуй, Вычегда!». Плодотворным периодом в творчестве А. Рочева стали композиторские курсы, когда он сочинил Квартет для 2-х скрипок, альта и виолончели и вокальный цикл «На Север!» на стихи коми поэтов. Вокальному циклу Рочева «Октябрь» на Республиканском конкурсе, посвященном 50-летию Великого Октября в 1967 году, была присуждена Вторая премия. В консерватории, в классе композитора А. А. Нестерова он сочинил Вокальный цикл на стихи И. Куратова, Струнный квартет и Концерт для тубы с оркестром. Овладев приемами композиторской техники, А. А. Рочев создал произведения крупных жанров – Симфонию в честь 200-летия г. Сыктывкара, кантату «Коми земля» для солистов, хора и оркестра на стихи С. Попова, оперу «Кудым ош» на сюжет из коми-пермяцких сказаний. В музыке А. А. Рочева всегда ощущалось национальное начало. Так, его яркое произведение – «Фантазия для кларнета и струнного оркестра» основано на сопоставлении двух контрастных коми напевов. Но композитор не цитировал образцы народной песенности, а воплощал ее дух в характерных мелодических и ритмических оборотах. Особенно это удавалось ему в вокальных произведениях на стихи И. Куратова. Обращаясь к его поэзии время от времени, и проникаясь идеями основоположника коми национальной литературы, композитор выразил в своей музыке весь драматизм судьбы поэта. Творческие успехи А. Рочева отмечены Министерством культуры Республики Коми. На Втором Коми республиканском фестивале профессионального искусства, посвященном ХХV съезду КПСС, А. Рочеву вручен Диплом второй степени за создание цикла песен и романсов, посвященных съезду (г. Сыктывкар, 1976). В 1993 году композитору присвоено звание «Лауреат Республиканского конкурса профессиональных исполнителей коми национальных произведений» с присуждением Премии Республиканского фонда культуры им. В. Савина. В течение многолетней педагогической деятельности композитор раскрывал перед детьми мир родной природы, фантастических образов в пьесах для фортепиано, для флейты, гобоя, фагота в сопровождении фортепиано – «Лунная дорожка», «Песня Леля», «Пляска деда», «Капризуля», «Попрыгунья», «Сказочка». Значительно расширив жанровую сферу коми музыкального профессионального творчества, обогатив его новыми образами, включив в нее поэзию И. Куратова, А. А. Рочев способствовал развитию коми культуры.
Государственный ансамбль песни и танца Республики Коми имени Виктора Морозова - Лебединая родина
Центральная библиотека им. А.М.Горького (Арзамас)
Ручьи красивых мелодий : музыка Республики Коми
22 августа Республике Коми исполняется 100 лет.
Это удивительный регион, который славится своей самобытностью, национальным колоритом, уникальным культурно-историческим наследием, природными богатствами и гостеприимными жителями. Представляем вашему вниманию композиторов Республики Коми.Чисталев Прометей Ионович (1921-1988)
С октября 1940 по июль 1946 он находился на военной службе, воевал на III Прибалтийском фронте. В свободные часы занимался армейской художественной самодеятельностью. Награжден медалью "За боевые заслуги". Одна из первых песен «Величальная Москве» сельского учителя П. И. Чисталева была в 1949 году признана лучшей на Республиканском конкурсе самодеятельных композиторов. В 1957 году за песню «Твоя невеста где-то рядом» (на слова И. Вавилина в переводе А. Мурзина) он получил награду на Всесоюзном конкурсе в честь VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Успех первых опытов, связанный с использованием фольклорных истоков, усилил давний интерес Чисталева к музыке своего народа. Работая научным сотрудником в течение многих лет, выезжая в фольклорные экспедиции, он исследовал народное музыкальное искусство. Он – автор книги «Коми народные инструменты» и соавтор книги «Коми народные танцы». Его материалы о коми музыкальной культуре включены в сборники «Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки» (1994) и «Зырянский мир. Очерки о традиционной культуре народа коми» (2004), в «Музыкальную энциклопедию» (1971), пятитомную «Историю музыки народов СССР» (1973), в «Большую советскую энциклопедию» (1973).
Интенсивную научную деятельность П. И. Чисталев сочетал с творчеством. В 1964 году, впервые обратившись к театральному жанру, он сочинил музыкальную комедию «Цветы в снегах» (пьеса Г. Истомина), которая с успехом шла в Тюменском драматическом театре.
В спектаклях Коми республиканского драматического театра (ныне Государственный академический театр драмы им. В. Савина Республики Коми), поставленных по пьесам коми авторов, композитор создавал ощутимую национальную атмосферу действия.
В музыкальной комедии «Деревенька моя» (либретто В. Блинова и Л. Ильчукова) яркое впечатление производила сцена народного гулянья.
Творческую фантазию композитора всегда питала коми песенность, и лучшие произведения написаны им в жанре песенной лирики.
Среди произведений, составивших его авторские сборники, такие простые и задушевные песни, как «Не найти дорогу к дому» (на стихи В. Власова в переводе В. Журавлева), «Весною ходит по земле любовь» (на стихи А. Ванеева), «Ижемский платок» (на стихи С. Попова в переводе Н. Мирошниченко). Инструментальные композиции Чисталева, например, «Танец с чипсанами», вошли в «золотой фонд» Государственного ансамбля песни и танца Республики Коми им. В. Морозова «Асъя кыа».
П. И. Чисталев неоднократно принимал участие и был одним из организаторов фольклорных фестивалей, оказывал помощь мастерам народных музыкальных инструментов. Его задачей было не просто сохранение национального инструментария, но и внедрение его в концертную практику. Результатом работы ученого с мастером – резчиком по дереву В. Я. Павловым, стало включение в репертуар ансамбля «Асъя кыа» концертного номера «Веселые постучалочки».
Научная, творческая и общественная деятельность композитора в значительной мере способствовала открытию в республике Союза композиторов.
Осипов Александр Георгиевич (1923-1973)
Война резко повернула весь его жизненный путь. Вернувшись с фронта после тяжелого ранения, молодой музыкант уже не мог заниматься прежней своей работой (ранение безнадежно повредило левую руку). Поэтому всю дальнейшую жизнь Осипов посвятил песенно–хоровому искусству. Работая хормейстером в ансамбле песни и танца Коми ССР, он много пишет для хора и солистов; его песни, романсы тут же исполнялись замечательным певцом, заслуженным артистом Коми ССР П. А. Осиповым.
В 1947 году А. Осипов поступил учиться в Горьковскую консерваторию (до 1949 года), затем продолжил свое образование дирижера–хоровика в Московском музыкально–педагогическом институте им. Гнесиных; закончил его в аспирантуре Московской консерватории у профессора К.Б. Птицы (1964 год). На время учебы падают годы расцвета композиторского, исследовательского и исполнительского дарования А. Осипова. Как хормейстер, он был связан с ансамблем песни и танца Коми ССР, с хорами г. Грозного, с хором Сыктывкарского радио (одновременно, в 1954—1959 годах, ему пришлось быть художественным руководителем Коми республиканской филармонии и работать в Сыктывкарском музыкальном училище).
А. Осипов–исследователь внес неоценимый вклад в развитие коми национальной фольклористики и музыкознания.
Композитор ищет различные материалы, посвященные коми народному творчеству, неоднократно выезжает в фольклорные экспедиции в разные районы Коми республики (записано более 200 песен), в результате чего пишет кандидатскую диссертацию "Песни народа коми". Это первое исследование, изучающее музыку коми народных песен. В своем труде Осипов прослеживает историю собирания и изучения народных напевов; главную ценность составляет раздел, в котором тщательнейшим образом рассматривается структура напева.
"Коми напевы я начал записывать с 1940 года. Будучи оркестрантом, а затем руководителем оркестра русских народных инструментов в ансамбле песни и пляски Коми ССР, мне все время приходилось инструментовать и обрабатывать народные песни. Особенно интенсивно я стал собирать песни, когда сам начал сочинять музыку". А. Осипов.
А. Осипов — автор многочисленных исследовательских и публицистических статей о музыке, печатавшихся в журналах "Советская музыка", "Музыкальная жизнь", газетах "Советская Россия", "Правда", газетах и журналах местного значения. Среди них очерки о творчестве коми композиторов: Я. Перепелицы, П. Чисталева, Г. Дехтярова, А. Воронцова, В. Мастеницы; работы об известных деятелях национального музыкального искусства — скрипаче И. В. Оплеснине, певце П. А. Осипове и других.
Одна из основных заслуг А. Осипова состоит в том, что он собрал, обработал и опубликовал все мелодии (26 песен) выдающегося коми драматурга, поэта и композитора Виктора Савина.
А. Г. Осипов стал первым профессиональным композитором Коми республики.
Изданы (в Сыктывкаре и Москве) сборники его песен и романсов на стихи коми поэтов: И. Куратова, Н. Фролова, С. Попова, Ф. Щербакова, А. Мурзина, А. Размыслова, М. Лебедева, Г. Юшкова и других, в том числе сборники "Четыре песни" (1955 г.), "Лирические.песни" (1956 г.), "Песни и романсы" (1957 г.), "Коми советские песни" (1960 г.). Кроме песен, Осипов написал музыку к спектаклям драматического театра; есть у него также музыкальная комедия ("Когда цветет черемуха", соавтор О. Рассадин): инструментальная музыка ("Мелодия" для кларнета и фортепиано)...
Но певца народа узнают по его песням. Осипова знают и ценят в Коми по давно полюбившимся песням, романсам и хорам, проникнувшим в душу каждого, кто раз услышал эти замечательно распевные мелодии. А. Осипов по своей натуре лирик, и даже патриотические мотивы находят у него преломление чисто лирическое ("Менам отчизна" на стихи Ф. Щербакова, "Ов, миян республика!" на стихи С. Попова).
Песни его легко запоминаются именно благодаря глубокой, чистой, как родник, лирике, трогающей самые тонкие струны человеческой души. Мелодия льется естественно, беспрепятственно, в ней удивительная простота и внутренняя гармония; от этих мелодий словно теплеет северная земля, которую с такой любовью воспел композитор.
Красота осиповских песен поистине неисчерпаема: как непохожи друг на друга и как по–разному совершенны песни "Кор ми аддзысьлам тэкöд", "Катшасинъяс", хор а капелла "Югыд тувсов вой". Глубок по значительности мысли и чувства лирико–патриотический романс "Эн шуöй тi", воспевающий суровый, но благодатный и богатый Коми край — своего рода признание в любви родной земле преданного ей сына и вдохновенного певца.
Перепелица Яков Сергеевич (1927-1990)
Яков Сергеевич Перепелица родился 13 октября 1927 года в с. Весёлое Липетского района Харьковской области. В 1935 году семья приехала в г. Сыктывкар к отцу, где он жил в вольной высылке с 1930 года.
В 1942 году окончил семь классов общеобразовательной школы.
Музыкальное образование получал сначала в Сыктывкарской детской музыкальной школе (1940–1942), а потом в Сыктывкарском музыкальном училище (ныне Республиканский колледж искусств) по классу баяна у преподавателя К. В. Козлова. Уроки композиции брал у преподавателей В. В. Микошо и В. В. Моренова.
В декабре 1942 года Я. С. Перепелица был зачислен в штат служащих Концертно-эстрадного бюро (ныне Коми республиканская филармония) сначала учеником баяниста, а затем баянистом.
Долгое время, с 1944 по 1956 гг. он работал в Государственном ансамбле песни и пляски Коми АССР (ныне Государственный ансамбль песни и танца Республики Коми им. В. Морозова «Асья кыа») – баянистом, концертмейстером и хормейстером.
С 1858 по 1979 гг. Я. С. Перепелица преподавал в Сыктывкарском музыкальном училище, а с 1979 по 1990 гг. был председателем Союза композиторов Коми АССР.
Я. С. Перепелица – депутат Верховного Совета Коми АССР шестого созыва (1963–1966), член Центральной ревизионной комиссии Союза композиторов СССР (1979), был депутатом городского Совета народных депутатов, членом коллегии Министерства культуры Коми АССР.
Награжден Орденом Трудового Красного знамени (1971).
Яков Сергеевич Перепелица умер 7 июля 1990 года. Похоронен в г. Сыктывкаре.
Творчество Якова Перепелицы
Творческая деятельность Я. Перепелицы началась в национальном ансамбле песни и пляски. Молодой баянист побывал с концертами во многих деревнях и селах республики, и, аккомпанируя певцам и танцорам, он использовал интонации и ритмы местного фольклора.Черты коми песен и наигрышей затем проявились и в его первых песнях и пьесах для баяна. Усвоив основы композиции под руководством В. В. Микошо, Я. Перепелица обратился к созданию произведения крупной формы.
Он автор первого национального балета «Яг морт». Мелодический дар Я. Перепелицы, а также его умение разнообразить ритмический рисунок и пользоваться яркими контрастами обеспечили успех балета.
Премьера «Яг морта» (либретто Г. Тренева) в 1961 году стала большим достижением коми музыкальной культуры, настоящим подарком к 40-летию Коми АССР. Балет в течение десятилетий держался в репертуаре Республиканского музыкального театра Коми АССР (ныне Государственный театр оперы и балета Республики Коми) и служил эталоном воплощения национального начала в искусстве. В 2006 году была осуществлена его новая постановка.
В дальнейшем творческая энергия Я. С. Перепелицы устремилась по двум руслам – театральные сочинения и песенный жанр. Многие постановки драматического театра, в том числе пьесы коми авторов сопровождались его музыкой. В 1963 году с большим успехом прошла премьера первой оперетты «Песни к звездам» (либретто Э. Попова), а в 1964 году был поставлен детский мюзикл «Тидль и Дудль».
Результатом занятий композитора на творческих курсах в г. Сыктывкаре, проведенных преподавателем Горьковской консерватории В. В. Мореновым, явилось создание оперы «На Илыче» (по поэме С. Попова), премьера которой состоялась в 1971 году. Лучшие страницы оперы входили в репертуар солистов музыкального театра столицы.
В 1987 году увидел свет рампы балет Я. С. Перепелицы «Домна Каликова», посвященный коми героине Гражданской войны Домне Каликовой. Партитура его свидетельствовала о новом уровне мышления автора. Постановку московского хореографа Б. И. Мягкова отличали высокие достоинства, но ей не было суждено повторить успех «Яг морта».
В песенном творчестве Я. С. Перепелицы представлены едва ли не все разновидности жанра – хоровые, массовые, патриотические, пионерские.
Самой широкой популярностью пользовалась его лирика, в которой звучала любовь к «малой родине» – «Деревенька моя», «Над речкой Вымь», «Красная рябина» (на стихи В. Кушманова). «Коми ань» на стихи Г. Юшкова – это лирический гимн коми женщине-труженице, «Песня о Сыктывкаре» – символ столицы республики.
В Коми книжном издательстве были опубликованы 4 авторских сборника Я. С. Перепелицы – «Северяночка» (1965), «Радость лесная моя» (1968), «Песни, арии, хоры» (1973), «Красная рябина» (1986).
Большое впечатление произвел «Реквием памяти сыктывкарцев, погибших в Великую Отечественную войну» для солиста, смешанного хора и оркестра на стихи В. Кушманова, который был исполнен на открытии мемориала «Вечная слава» в 1981 году.
Среди произведений Я. Перепелицы – концертные пьесы для баяна, сюита для оркестра народных инструментов «Праздник оленеводов», Фантазия на коми темы для двух фортепиано и другие инструментальные произведения.
Композитор оказывал большую помощь самодеятельным авторам, организуя их учебу, редактируя песенные сборники («Песни северной земли», 1988). Более 20 лет Я. С. Перепелица преподавал в музыкальном училище искусство игры на баяне. Среди его учеников – заслуженные артисты Коми АССР, Лауреаты II Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах и народной песни В. Данилочкин и В. Майсерик (1979, Первая премия).
Рочев Александр Андреевич (1937-1995)
Александр Андреевич Рочев родился 19 октября 1937 года в с. Усть-Цильма Усть-Цилемского района Коми АССР (ныне Республика Коми) в рабочей семье.
С трехлетнего возраста жил в с. Шошка Сыктывдинского района. В 1951 году окончил Шошкинскую семилетнюю школу и переехал в г. Сыктывкар, где окончил десять классов средней школы (1954). С 1955 по 1959 гг. учился в Сыктывкарском музыкальном училище (ныне Республиканский колледж искусств) по классу баяна.
С 1958 по 1960 гг. работал преподавателем по классу баяна и сольфеджио в Сыктывкарской детской музыкальной школе, а затем (до марта 1964 года) – преподавателем по классу баяна и музыкально-теоретических дисциплин в Республиканском культурно-просветительном училище (ныне Коми республиканский колледж культуры им. В. Чисталева).
С марта 1964 по 1972 гг. А. А. Рочев был директором Детской музыкальной школы Эжвинского района г. Сыктывкара.
В 1966 году А. А. Рочев заочно окончил Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных) и получил квалификацию педагога по классу баяна, а затем – Горьковскую (ныне Нижегородская) государственную консерваториию им. М. И. Глинки по классу композиции А. А. Нестерова и получил диплом композитора и педагога музыкального училища по музыкально-теоретическим предметам (1971).
С июня 1972 по 1973 гг. он был начальником Отдела искусств и учебных заведений Министерства культуры Коми АССР (ныне Министерство культуры Республики Коми).
С 1974 по 1978 гг. работал преподавателем по классу баяна в Детской музыкальной школе Эжвинского района г. Сыктывкара, а с 1978 по 1981 гг. – преподавателем по классу баяна и композиции в Сыктывкарской детской музыкальной школе. С 1982 года вышел на пенсию.
Награжден почетными грамотами Министерства культуры Коми АССР (1970, 1971), значком «Отличник культурного шефства над селом» Министерства культуры СССР и Центрального комитета работников культуры (1973).
Александр Андреевич Рочев умер 24 сентября 1995 года. Похоронен в с. Шошка.
Творчество Александра Рочева
А. Рочев, с детства обладая большими музыкальными способностями, научился играть на гармонике еще в сельской школе. В Сыктывкаре, после окончания 10 класса, его приняли без специальной подготовки в музыкальное училище в класс баяна и первые произведения он написал в период учебы. Уже в 1961 году в газете «Югыд туй» была опубликована его песня «Здравствуй, Вычегда!».
Плодотворным периодом в творчестве А. Рочева стали композиторские курсы, когда он сочинил Квартет для 2-х скрипок, альта и виолончели и вокальный цикл «На Север!» на стихи коми поэтов. Вокальному циклу Рочева «Октябрь» на Республиканском конкурсе, посвященном 50-летию Великого Октября в 1967 году, была присуждена Вторая премия.
В консерватории, в классе композитора А. А. Нестерова он сочинил Вокальный цикл на стихи И. Куратова, Струнный квартет и Концерт для тубы с оркестром.
Овладев приемами композиторской техники, А. А. Рочев создал произведения крупных жанров – Симфонию в честь 200-летия г. Сыктывкара, кантату «Коми земля» для солистов, хора и оркестра на стихи С. Попова, оперу «Кудым ош» на сюжет из коми-пермяцких сказаний.
В музыке А. А. Рочева всегда ощущалось национальное начало. Так, его яркое произведение – «Фантазия для кларнета и струнного оркестра» основано на сопоставлении двух контрастных коми напевов. Но композитор не цитировал образцы народной песенности, а воплощал ее дух в характерных мелодических и ритмических оборотах.
Особенно это удавалось ему в вокальных произведениях на стихи И. Куратова. Обращаясь к его поэзии время от времени, и проникаясь идеями основоположника коми национальной литературы, композитор выразил в своей музыке весь драматизм судьбы поэта.
Творческие успехи А. Рочева отмечены Министерством культуры Республики Коми. На Втором Коми республиканском фестивале профессионального искусства, посвященном ХХV съезду КПСС, А. Рочеву вручен Диплом второй степени за создание цикла песен и романсов, посвященных съезду (г. Сыктывкар, 1976). В 1993 году композитору присвоено звание «Лауреат Республиканского конкурса профессиональных исполнителей коми национальных произведений» с присуждением Премии Республиканского фонда культуры им. В. Савина.
В течение многолетней педагогической деятельности композитор раскрывал перед детьми мир родной природы, фантастических образов в пьесах для фортепиано, для флейты, гобоя, фагота в сопровождении фортепиано – «Лунная дорожка», «Песня Леля», «Пляска деда», «Капризуля», «Попрыгунья», «Сказочка».
Значительно расширив жанровую сферу коми музыкального профессионального творчества, обогатив его новыми образами, включив в нее поэзию И. Куратова, А. А. Рочев способствовал развитию коми культуры.