К началу 1940-х годов двухосный БА-20 с приводом только на задние колеса уже не соответствовал требованиям, которые военные предъявляли к бронеавтомобилям.
Удлинение БА-20 до БА-21 успеха не принесло, - потяжелевшая машина с тем же 50-сильным двигателем и огромным зазором между первым и вторым мостами стала мучительно непроходимой по местности. Вместо ожидаемого прироста от увеличения числа ведущих колес вышло только хуже. Армия остро нуждалась в небольшой разведывательно-связной бронемашине, обладавшей хорошей подвижностью и высокой проходимостью. Разработка автомобиля, первоначально имевшего обозначение БА-23, была начата зимой 1937 года конструкторами Выксунского завода ДРО Калясниковым, Мирошиным, Суховым и Лаврентьевым. Она рассматривалась как замена автомобилям БА-20 и ФАИ, которые были слабо защищены и обладали недостаточной проходимостью. Для разработки была выбрана трёхосная ходовая часть автомобиля ГАЗ-22 от НАТИ (не путать с послевоенным универсалом на базе ГАЗ-21) с колёсной формулой 6 × 4.
Проект получил одобрение руководства предприятия, и в начале 1938 года его представили военной комиссии, предварительно переименовав в ЛБ-23 в честь Лаврентия Берии. Официально ТТЗ на проектирование и изготовление прототипа легкого трехосного разведывательного бронеавтомобиля начальник АБТУ РККА Д. Павлов утвердил 10 июля, назначив срок исполнения к концу текущего года. Однако завод ДРО с этим поручением не справился и закончил сборку только 1 мая 1939, поскольку был сильно загружен текущими заказами. Осенью рассматривался вопрос о переводе его производственных мощностей на сборку БА-10, которые тогда стали основным типом среднего бронеавтомобиля в СССР. Внешне бронеавтомобиль напоминал БА-21, незначительно отличаясь формой корпуса. Он собирался при помощи сварки из катаных броневых листов толщиной от 6 до 11 мм, что защищало от попадания пуль калибром менее 9 мм. Для входа и выхода экипажа из машины в бортах корпуса имелись прямоугольные двери. Габариты - длина корпуса 4226 мм, ширина 1778 мм, высота 2263 мм, клиренс 185 мм. Снаряженная масса составляла 3,5 т. Слева в отделении управления сидел водитель справа от него — командир машины. Перед ним в лобовом листе корпуса в шаровой установке был смонтирован 7,62-мм пулемет ДТ. Командиру приходилось не только вести огонь из пулемета, но и поддерживать радиосвязь с помощью радиостанции 71 - ТК-1, оборудованной штыревой антенной. На крыше корпуса была установлена башня кругового вращения, вооруженная 7,62-мм пулеметом ДТ и обслуживаемая третьим членом экипажа. Боекомплект к пулеметам состоял из 1890 патронов.
Ходовая часть бронеавтомобиля включала 6 односкатных колёс с подвеской на полуэллиптических рессорах с пулестойкими шинами ГК с двумя задними ведущими осями. Основные элементы трансмиссии заимствовали от шасси ГАЗ-22. При использовании 50-сильного двигателя ГАЗ-М1 скорость броневика не превышала 52 км/ч. Из-за установки бронекорпуса, серьёзно увеличившего нагрузку, было принято решение установить на ЛБ-23 карбюраторный двигатель Dodge мощностью 75 л.с., но он лишь увеличил массу машины до 3500 кг, не дав существенных преимуществ – только скорость по шоссе возросла до 75 км/ч. Вместо двух бензобаков общей ёмкостью 100 литров, как на БА-21, установили один на 66 литров, что немного уменьшило массу машины, но одновременно сократило запас хода по шоссе с 350 до 200 км. Машина преодолевала подъемы крутизной 20° и броды до 80 см. ЛБ-23 трудно было назвать полноценной боевой машиной. В докладе от 10 мая 1939 года на имя замнаркома обороны К. Ворошилова сообщалось следующее: «Легкий бронеавтомобиль ЛБ-23… рассматривается АБТУ РККА как макет, так как изготовление его производилось без предварительного утверждения технического проекта и макета».
Тем не менее, летом-осенью 1939 года ЛБ-23 прошел всесторонние испытания на НИБТ-полигоне. В ходе их проведения выяснилось, что новый тип бронемашины по динамическим показателям превосходит БА-21, но по весовым характеристикам, вооружению и другим ходовым качествам не удовлетворяет требованиям бронетанковых сил РККА. Неполноприводность сказала свое слово – на испытаниях броневик попросту застрял в грязи. Военная комиссия пришла к выводу, что серийно строить бронемашины типа БА-21 и ЛБ-23 не будет рациональным, так как их предполагаемое улучшение тактико-технических показателей было достигнуто ценой утяжеления машины. Позднее ЛБ-23 пытались адаптировать, создав в 1940 году химический вариант БА-23Х, который имел ходовую часть от трёхосного грузовика ЗИС-6 и комплект химического оборудования. К началу Великой Отечественной войны единственный образец ЛБ-23 числился в ряду машин, предназначенных для самообороны полигона. На 8 октября 1941 года бронеавтомобиль находился в ремонте и был не на ходу. По всей видимости, ЛБ-23, надобность в котором полностью отпала, отправили на слом.
★Линия Огня★ Fire Line
К началу 1940-х годов двухосный БА-20 с приводом только на задние колеса уже не соответствовал требованиям, которые военные предъявляли к бронеавтомобилям.
Удлинение БА-20 до БА-21 успеха не принесло, - потяжелевшая машина с тем же 50-сильным двигателем и огромным зазором между первым и вторым мостами стала мучительно непроходимой по местности. Вместо ожидаемого прироста от увеличения числа ведущих колес вышло только хуже. Армия остро нуждалась в небольшой разведывательно-связной бронемашине, обладавшей хорошей подвижностью и высокой проходимостью.
Разработка автомобиля, первоначально имевшего обозначение БА-23, была начата зимой 1937 года конструкторами Выксунского завода ДРО Калясниковым, Мирошиным, Суховым и Лаврентьевым. Она рассматривалась как замена автомобилям БА-20 и ФАИ, которые были слабо защищены и обладали недостаточной проходимостью. Для разработки была выбрана трёхосная ходовая часть автомобиля ГАЗ-22 от НАТИ (не путать с послевоенным универсалом на базе ГАЗ-21) с колёсной формулой 6 × 4.
Внешне бронеавтомобиль напоминал БА-21, незначительно отличаясь формой корпуса. Он собирался при помощи сварки из катаных броневых листов толщиной от 6 до 11 мм, что защищало от попадания пуль калибром менее 9 мм. Для входа и выхода экипажа из машины в бортах корпуса имелись прямоугольные двери. Габариты - длина корпуса 4226 мм, ширина 1778 мм, высота 2263 мм, клиренс 185 мм. Снаряженная масса составляла 3,5 т.
Слева в отделении управления сидел водитель справа от него — командир машины. Перед ним в лобовом листе корпуса в шаровой установке был смонтирован 7,62-мм пулемет ДТ. Командиру приходилось не только вести огонь из пулемета, но и поддерживать радиосвязь с помощью радиостанции 71 - ТК-1, оборудованной штыревой антенной. На крыше корпуса была установлена башня кругового вращения, вооруженная 7,62-мм пулеметом ДТ и обслуживаемая третьим членом экипажа. Боекомплект к пулеметам состоял из 1890 патронов.
ЛБ-23 трудно было назвать полноценной боевой машиной. В докладе от 10 мая 1939 года на имя замнаркома обороны К. Ворошилова сообщалось следующее: «Легкий бронеавтомобиль ЛБ-23… рассматривается АБТУ РККА как макет, так как изготовление его производилось без предварительного утверждения технического проекта и макета».
К началу Великой Отечественной войны единственный образец ЛБ-23 числился в ряду машин, предназначенных для самообороны полигона. На 8 октября 1941 года бронеавтомобиль находился в ремонте и был не на ходу. По всей видимости, ЛБ-23, надобность в котором полностью отпала, отправили на слом.
Источники: https://aviarmor.net/tww2/armored_cars/ussr/lb-23.htm
http://zonwar.ru/bronetexnika/armored_IIMV/LB-23.html
https://strangernn.livejournal.com/333667.html
#бронетехника_мира #несерийное