Террористы против страны тюльпанов.

Часть 1-я.
1970-е годы стали для многих западноевропейских стран «свинцовыми годами» политического терроризма. Не избежала этой участи и маленькая Голландия, в которой подняли голову приехавшие из далёкой Индонезии молуккские радикалы. Решающую роль в борьбе с террористами сыграло недавно созданное Подразделение особой поддержки (BBE) Корпуса морской пехоты.
Всплеск терроризма в Нидерландах был связан с колониальным прошлым этой страны, а именно с Индонезией. Христианизированные уроженцы южной части Молуккских островов, прежде всего Амбона, были одной из опор власти голландцев над далёкой колонией. Прозванные другими островитянами «беланда хитам» («чёрные голландцы»), они традиционно составляли костяк колониальной армии КНИА и местной администрации. В подавляющем большинстве «беланда хитам» сохранили верность колонизаторам и в ходе войны за независимость Индонезии, а после её окончания попытались добиться собственной независимости, провозгласив Южно-Молуккскую республику (Републик Малуку Селатан — РМС).

Демонстрация сторонников РМС в Нидерландах, 1960-е годы
Демонстрация сторонников РМС в Нидерландах, 1960-е годы
Индонезийские войска к концу 1950 года сокрушили РМС, а к началу 1960-х годов покончили и с партизанским движением. Тысячи бывших молуккских солдат колониальной армии и членов их семей нашли убежище в Нидерландах. Там продолжало действовать правительство РМС в изгнании, издавались газеты, существовала военизированная организация.
К началу 1970-х годов выросло первое поколение молуккцев, не видевших родины, но выращенных в непоколебимой вере в сказочный рай, разрушенный демоническими яванцами, и фанатично преданных делу РМС. Они всё больше ненавидели Голландию, не желавшую ни интегрировать их в своё общество, ни решительно поддержать РМС. Именно из их среды и вышли террористы, бросившие вызов голландскому государству.
Впервые молуккские террористы заявили о себе в 1970 году, накануне первого официального визита президента Индонезии в бывшую метрополию. На рассвете 31 августа три десятка молодых молуккцев захватили резиденцию посла Индонезии в элитном пригороде Гааги, убив при этом голландского полицейского. После переговоров с премьер-министром и министром иностранных дел Нидерландов молуккцы сдались, отделавшись незначительными сроками тюремного заключения.
Резиденция индонезийского посла в пригороде Гааги, 1970 год
Резиденция индонезийского посла в пригороде Гааги, 1970 год
Весной 1975 года, благодаря информации криминального авторитета Этьена Урки, полиции удалось арестовать 37 молуккцев, планировавших захватить королевский дворец Сустлейк под Утрехтом и взять в заложники королеву Юлиану. А в декабре 1975 года террористам удалось нанести первый серьёзный удар.
В 10:07 2 декабря 1975 года сработал стоп-кран, и обычная электричка Гронинген — Зволле остановилась в чистом поле возле деревушки Вейстер в провинции Дренте на северо-востоке Нидерландов. Машинист Ганс Брам выглянул из кабины, чтобы понять, в чём причина, — и сразу столкнулся с двумя вооружёнными людьми. Он бросился назад в кабину и получил несколько пуль вслед. Лежащего в луже крови машиниста прикончил очередью в голову из своего «Узи» лидер террористов Эли Хахури.
Захваченный поезд в Вейстере, современная реконструкция
Захваченный поезд в Вейстере, современная реконструкция
Семеро молодых молуккцев, захвативших поезд, требовали, чтобы Нидерланды признали РМС, а для себя — автобус в аэропорт Схипхол и самолёт в неназванную страну. Чтобы подтвердить серьёзность своих намерений, террористы расстреляли солдата-призывника Лео Бутлера, а через два дня та же участь постигла молодого экономиста Берта Биерлинга. В заложниках у молуккцев оставалось 30 человек.
Около полудня 4 декабря 1975 года тело Биерлинга упало на железнодорожную насыпь около Вейстера. Вскоре после этого другая группа из шести юношей-молуккцев ворвалась в здание индонезийского консульства, расположенного в старинном амстердамском районе Оуд-Зюд. В ходе акции погиб индонезиец, пытавшийся бежать через окно.
После второго захвата Нидерланды фактически оказались на военном положении. Жандармерия с бронетехникой взяла под охрану правительственные здания и главные дороги, полиция массово останавливала и проверяла машины, полицейские в касках и с оружием сопровождали все поезда. С террористами велись затяжные переговоры, пока голландский контртеррористический спецназ BBE искал пути к проведению операции.
Блокпост жандармерии на улице Амстердама, 1975 год
Блокпост жандармерии на улице Амстердама, 1975 год
Личный состав BBE во главе с командиром майором Руудом Клоппенбургом был развёрнут в Вейстере, на старинной ферме рядом с железной дорогой. Сначала планировалось, что спецназовцы прибудут на соседний путь в товарном поезде, груженом шпалами, взорвут двери и ворвутся внутрь. Но проведённая в депо в Гронингене тренировка показала, что в чистом поле практически невозможно точно остановить поезд, а попытки вскрыть двери взрывом чреваты большой опасностью для атакующих. Новый план предусматривал, что когда минимум пять террористов одновременно окажутся в прицелах снайперов, те откроют огонь, и спецназовцы пойдут в атаку с помощью бронетехники, таранящей двери. 32 раза спецназовцы выходили на исходные позиции, но так и не получили приказа.
Так как все действующие оперативники BBE находились в Вейстере, в Амстердаме пришлось действовать сборной группе из бывших бойцов BBE во главе с преподавателем Королевского морского института майором Дрисом Кноппиеном. Выйдя на крыши, спецназовцы так и не смогли найти подходящие двери, чтобы проникнуть в здание.
Боец BBE на амстердамской крыше, 1975 год
Боец BBE на амстердамской крыше, 1975 год
Предложение майора Кноппиена перекрыть отопление в консульстве мэр Амстердама отклонил как бесчеловечное. В итоге решено было использовать аэропортовский погрузчик, который поднял бы группу спецназовцев на платформе на уровень балкона на верхнем этаже. Но в Амстердаме политики не хотели давать добро на любую силовую операцию без гарантий отсутствия жертв. Раздражённый Кноппиен позднее сказал: «Если хочешь взять заложников, то это надо делать именно в Амстердаме».
Освобождение заложников из поезда в Вейстере, 1975 год
Освобождение заложников из поезда в Вейстере, 1975 год
Кризис удалось разрешить после долгих переговоров и личного вмешательства Йосины Сумокил — вдовы первого лидера РМС, расстрелянного индонезийцами: женщина пользовалась непререкаемым авторитетом в молуккской общине. 14 декабря 1975 года сдались захватчики поезда, а 19 декабря их примеру последовали террористы в консульстве.

Продолжение следует.

#спецназ_мира #войны_сражения_битвы #терроризм

Комментарии

Комментариев нет.