25 июл 2020

Пьеро Форназетти

Влюбленный иллюзионист
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Итальянский декоратор и художник Пьеро Форназетти (1913-1988) стал любимым героем экстравагантного и фантазийного интерьера.
Он как никто другой научил быть верным виртуального миру — миру собственных иллюзий и несбыточной мечты.

Пьеро Форназетти - 916472697009
Знаменитого итальянца прославил образ прекрасной дамы. В начале 1950-х на страницах старого журнала он увидел портрет оперной дивы начала века и, как завороженный, начал изображать ее на своих изделиях.
Пьеро Форназетти - 916472725681
Пьеро Форназетти - 916472774833
Пьеро Форназетти - 916472811953
Дело художника продолжает его сын Барнаба, стоящий во главе предприятия Fornasetti, выпускающего лимитированные изделия по эскизам Пьеро.
Пьеро Форназетти - 916472846769
Барбана Форназетти (Barnaba Fornasetti).
---

Виртуальный «роман» Пьеро Форназетти и его музы, Лины Кавальери, длился всю жизнь — Пьеро создал более 500 вариаций лица певицы. 
Пьеро Форназетти - 916472912049
Портреты Лины украшали посуду, мебель и аксессуары, которые придумывал Форназетти, на протяжении почти полувека.
Пьеро Форназетти - 916472890801
Певица была действительно хороша, ее считали первой красавицей, но именно Форназетти сделал из нее подлинную знаменитость. 
Пьеро Форназетти - 916473002673
Пьеро Форназетти - 916473049009
«Лина воплощает для меня Женщину, — говорил Форназетти. — Не конкретного человека, но архетип, божество. Это эталон женской красоты».
Пьеро Форназетти - 916472948913
Пьеро родился в 1913 году в небольшом городке под Миланом. Но в большом доме — его родители купались в деньгах. 

Этот дом стал для впечатлительного мальчика источником многих страхов и радостей: сложная архитектура постройки напоминала лабиринт, множество лестниц усиливало это впечатление. 
Мальчик мог часами бродить в этих сказочных чертогах.

Первый опыт декоратора он получил в 10 лет, собственноручно расписав стены детской. В 17 выиграл грант на обучение в Академии изящных искусств Брера, но… оказался нерадивым студентом. 

Спустя два года тунеядства (Пьеро впоследствии признавался, что ему сразу стало скучно) его отчислили. 

Юношу это нисколько не расстроило — уже тогда он вращался в среде богемной молодежи, ни во что не ставившей академическую науку.

Пьеро поступил подмастерьем к Джо Понти и довольно быстро стал полноправным соавтором мэтра. 

Работа с Понти научила его чувствовать объем, воспринимать предмет целостно. Но только для того, чтобы эту целостность разрушить. 
Пьеро считал, что декор первичен.
Пьеро Форназетти - 916473129393
Пьеро Форназетти вместе с Джо Понти. 
---
«Стул не перестанет быть стулом, если он похож на арапа, — разъяснял он концепцию одной из своих знаковых работ, стула «Мавр». — Но вы можете обмануться. Столешница перекрывает сиденье, и вы видите только иноземца. Необычный собеседник за ужином, не правда ли?»

Форназетти был сильным графиком, и предметы собственного дизайна сначала декорировал в техники литографии. 
Пьеро Форназетти - 916473235889
Автопортрет, 1941-1945
---

Производство пришлось начинать с нуля и самому: никто не хотел браться за производство тарелок с изображением мятых газет и подмигивающих голов. 

Дизайнер открыл небольшую мастерскую и ателье в каморке рядом со своим домом в Милане. Мастерская — даже громко сказано: собственно, Пьеро купил печь для обжига керамики.

Помимо многочисленных вариаций (более 11000 эскизов, из которых до сих пор отработаны еще не все!) собственных произведений он обращался к творчеству друзей, еще тех, со студенческих лет, сюрреалиста Джорджо Де Кирико, например. 

Его критиковали, осуждали, а между тем лимитированные коллекции посуды, шкатулок и мебели расходились подчистую. Вскоре работы Форназетти стали предметом культа, попавшим на аукционы еще при жизни мастера.

Он, однако, чурался славы. Кажется, всю жизнь он прожил в том своем доме-лабиринте из своего детства, не покидая чертогов разума. 
Не меняя дома, жены, машины, если бы позволяли материалы, кажется, и одежды. 

Был столь же постоянен и в своем творчестве. Раз и навсегда избранные мотивы: лицо Лины, мириады бабочек, рыбы, как будто перерисованные из старинных атласов, вырезки из старых газет, античная архитектура он пронес через все свое творчество.

Дизайнер соединил свою любовь к графике, античной стройности и ренессансному искусству обманок, создав причудливые, фантасмагорические вещи в духе театрального реквизита. 

Он сам называл себя апологетом сюрреализма и верил, что изображает скрытую сущность предметов. Иногда, правда, сам же и сбивал пафос, заявляя во всеуслышание, что он не более чем фокусник от дизайна, которому полвека удавалось всех проводить.

Пьеро Форназетти, “великий обманщик” итальянского дизайна, считал себя простым ремесленником и называл свою фирму “мастерской”. Как и положено в ремесленном цехе, он мечтал передать свое дело сыну. 

Но его сын, Барнаба, не хотел подчиняться патриархальной традиции: в 20 лет он покинул семейный дом в Милане и отправился в Тоскану – заниматься реставрацией.
Пьеро Форназетти - 916473367985
Кабинет Пьеро Форназетти, где теперь работает его сын. На дальней стене роспись с изображением солнца, любимого образа Форназетти.
---

Прошли годы. Великий дизайнер постарел и уже не мог по-прежнему вникать во все мелочи. Бизнес Форназетти, когда-то процветавший — а среди страстных коллекционеров его вещей были режиссер Билли Уайлдер, писатель Генри Миллер и поэт Пабло Неруда, – стал приходить в упадок. 

И тогда Барнаба вернулся, чтобы спасти семейный бизнес. Через несколько лет после возвращения блудного сына, в 1988 году, Пьеро Форназетти умер.
Пьеро Форназетти - 916473399473
Художник и реставратор Барнаба Форназетти и его подруга Бетони Вернон. 
---

После смерти отца Барнаба организовал производство лучших вещей Форназетти, в том числе и лицензионное: “Отец никогда не возражал против массового производства своих работ. Для того времени это была революционная идея”.

Дом Форназетти похож на огромный красный корабль, плывущий сквозь море зелени. Участок – старая семейная собственность: абрикосовый сад посадил еще дедушка Пьеро Форназетти в начале ХХ века. 

Огромный дом в форме буквы “Г” площадью 1000 квадратных метров построил в 1948 году сам дизайнер. В нем есть две большие квартиры, мастерские и офис. 

Повсюду – мебель, которую Форназетти создавал и собирал в течение всей жизни. Все окна выходят в сад.
Пьеро Форназетти - 916473417393
Рабочий кабинет на втором этаже. У стола стоит стул “Мавр”, созданный Пьеро Форназетти в 1950-х годах. На полу — ковер, дизайнер Барнаба Форназетти.
---

В северной части дома находятся жилые помещения. Гостиная, где вдова Форназетти Джулия принимает посетителей, заполнена коллекционными вещами и редкими книгами. 
Бывшую мастерскую отца, окна которой выходят в сад, Барнаба переоборудовал под свой офис. Почти весь первый этаж занимают архивы Форназетти.
Пьеро Форназетти - 916473439153
Кабинет. На дверцах стенного шкафа — копия картины Пьеро делла Франчески “Идеальный город”, сделанная Пьеро Форназетти. Стол красного дерева создан Джованни Гарибольди. Кресла спроектированы дизайнером Джо Понти, с которым Форназетти сотрудничал 30 лет.
---

Дизайнер, украшавший свою мебель поразительной ручной графикой, любил четкую организацию труда и был внимателен к каждой мелочи – все предметы систематизированы и снабжены бирками-указателями, а все полки и ящики заполнены рисунками, записями и чертежами. 
В коридоре – подборка модных и дизайнерских журналов с 1900 по 1988 год. Даже книги в библиотеке все пронумерованы и расставлены в хронологическом порядке.
Пьеро Форназетти - 916473463217
“Большая синяя комната” — библиотека. На абажурах торшеров изображены бабочки — еще один лейтмотив творчества Форназетти.
---

Для “красной” гостевой спальни на верхнем этаже Форназетти решил подобрать на полки книги соответствующего цвета. Немножко не хватило, и он добрал количество книгами, в названии которых упоминается красный цвет: так здесь появились “Красное и черное” Стендаля и “Красная комната” Стриндберга. 

В доме есть еще “Синяя комната”, в которой Барнаба хранит свою коллекцию музыкальных дисков (всего около 2000), и ювелирная мастерская, где работает подруга Барнабы, Бетони Вернон. Она, кстати, запустила ювелирную линию “Форназетти”.
Пьеро Форназетти - 916473498801
Красная гостевая спальня. Лакированный деревянный комод, дизайнер Пьеро Форназетти.
---

Ребенком Барнаба любил играть в мастерской отца. В ход шло все, что валялось на полу, – кусочки воска, бумаги, позолоченного металла. Он давно изнутри изучил семейный бизнес – оттого с такой легкостью вернулся в середине 1980-х и теперь с удовольствием живет в эксцентричном окружении, к которому привык с детства. 

Со временем Барнаба собирается открыть в “Мастерских Форназетти” школу для талантливых молодых дизайнеров. Он надеется, что среди них найдутся достойные продолжатели традиций его отца и “семейный бизнес” сможет расшириться.
Пьеро Форназетти - 916473515697
Обманка — излюбленный прием Форназетти. На столе в комнате второго этажа — миниатюрная модель стула, дизайнер Пьеро Форназетти. На заднем плане — комод его же дизайна.
Пьеро Форназетти - 916473541809
Лестница на второй этаж. На обоях, созданных Пьеро Форназетти, нарисован Иерусалим.
---
Фамильный дом Форназетти. Два поколения. Две креативных концепции.

Свою собственную жилую половину Барнаба Форназетти, подхвативший и превративший креативную концепцию отца во всемирно известный интерьерный бренд, оформил в более спокойной и респектабельной манере, характерной для современной эстетики марки.
Пьеро Форназетти - 916473833393
Пьеро Форназетти - 916473879985
Пьеро Форназетти - 916473703601
Пьеро Форназетти - 916473715889
Пьеро Форназетти - 916473732273
Пьеро Форназетти - 916473780401
Пьеро Форназетти - 916473821361
Пьеро Форназетти - 916473858225
Пьеро Форназетти - 916474174385
Пьеро Форназетти - 916474202289
Пьеро Форназетти - 916474263217
Пьеро Форназетти - 916474285233
Пьеро Форназетти - 916474322097
Пьеро Форназетти - 916474338737
Пьеро Форназетти - 916474357937
Пьеро Форназетти - 916474373809
Пьеро Форназетти - 916474397361
Пьеро Форназетти - 916474419889

Комментарии