Картину “Сивка-бурка” написал русский художник Виктор Васнецов в период 1919-1926 гг. Все мы знаем, что она – иллюстрация к мифологической, литературной сцене, а проще говоря – любимой с детства одноименной сказке.
Любопытный, неординарный сюжет и богатая палитра не мешают полотну нести сочетание романтизма и символизма.
Основная нить этой сказки – частое явление в русском фольклоре: герой побеждает с помощью магических сил. Здесь Иванушке-дурачку исполняет желания чудесный конь, которого тот поймал топтавшим отцовскую пшеницу. Например, превращает его в прекрасного молодца.
Царь обещает отдать дочь замуж за того, кому удастся ее поцеловать. На полотне – момент, когда Иван допрыгивает на верном Сивке-бурке до окон высокого терема красавицы и целует ее.
Удивленная толпа зевак осталась где-то внизу, конь вознес героя едва не до небес и словно застыл в прыжке. Это ощущение усиливается развевающимися полами кафтана Иванушки-дурачка и гривой красавца-жеребца.
Картина останавливает взгляд именно на центральных персонажах. Общее настроение сюжета – живое, торжественное. Яркое синее небо, наряженное пушистыми облаками, роскошные одежды парня и девушки, великолепное, мощное животное с сияющей гривой – от всего этого на сердце становится радостно, празднично, светло.
Палитру полотна составляют чистые оттенки красного, белого и синего цветов. Картинка намеренно плоская; единственный объем – тень жеребца на тереме.
Несмотря на мифологическую природу, иллюстрация восхитительна в своей ординарности, как мысль и сюжет самой сказки “Сивка-бурка”.
В картине «Сивка-бурка» Васнецов, чтобы показать полёт чудесного коня в воздухе, использует удачное композиционное решение: он располагает людей в нижней части полотна. В верхней же части мы видим облака, поэтому зрителю кажется, что Сивка-бурка парит над землёй. Ещё больше этот эффект усиливает тень коня, бегущая по стенам башни, и полы кафтана Ивана, развевающиеся по ветру.
Виктор Васнецов в последние годы жизни особенно устремился к былинно-сказочной тематике. Он активно работал над циклом картин «Поэма семи сказок, одной из которых и стала «Сивка-бурка».
Васнецов, по сути, всегда стремился донести до людей то же, что и самое доброе народное творчество: нет непреодолимых ситуаций, добро в конечном счете побеждает зло.
“Сивка-бурка” В.М.Васнецова относится к незаконченным работам его последних лет.
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926 гг.) - русский живописец. Брат А. Васнецова.
Виктор Михайлович родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье священника.
Учится в духовном училище и продолжил учебу в духовной семинарии, где брал уроки рисования.
Нарушив волю отца и не став священником, он оставляет учебу в духовной семинарии на предпоследнем году (философского класса).
В 1867 году Васнецов отправляется в Сенкт-Петербург поступать в Академию художеств, но не смог поступить в неё сразу. Но, при поддержке Ивана Крамского, Васнецов год занимался в школе Общества поощрения художников. И в 1868 году поступает в академию.
С 1874-го года молодой художник начинает выставляться на передвижных выставках. В 70-х гг. как жанрист ("С квартиры на квартиру", "Книжная лавочка", "Военная телеграмма")
"С квартиры на квартиру"
"Книжная лавочка"
"Военная телеграмма"
С 80-х гг. писал монументальные, полные поэзии полотна на тему русского эпоса и народных сказок ("После побоища Игоря Святославича с половцами", "Витязь на распутье", "Алёнушка", "Иван-Царевич на сером волке", "Богатыри").
"После побоища Игоря Святославича с половцами"
"Витязь на распутье"
"Алёнушка"
"Иван-Царевич на сером волке"
В 1899-м году с картиной «Богатыри» у Васнецова открывается первая персональная выставка в Москве.
Васнецов писал также портреты, создавал проекты архитектурных сооружений, эскизы декораций и костюмов к спектаклям. По рисункам Васнецова сооружен фасад Третьяковской галереи в Москве.
Эксиз Васнецова для фасада Третьяковской галереи в Москве: эскиз фасада Третьяковской галереи
В 1893 году Васнецов становится действительным членом Академии Художеств.
В 1912 году ему и его потомкам было пожаловано дворянское звание (достоинство).
После 1917 года он продолжает работу над картинами со сказочной тематикой. В 1918 году участвовал в проекте по созданию единого обмундирования для РККА, как один из разработчиков головного убора «богатырки» (позже названной «будёновка»).
Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве. #живопись
Кругозор
Виктор Васнецов «Сивка-бурка», 1926 год
Любопытный, неординарный сюжет и богатая палитра не мешают полотну нести сочетание романтизма и символизма.
Основная нить этой сказки – частое явление в русском фольклоре: герой побеждает с помощью магических сил. Здесь Иванушке-дурачку исполняет желания чудесный конь, которого тот поймал топтавшим отцовскую пшеницу. Например, превращает его в прекрасного молодца.
Царь обещает отдать дочь замуж за того, кому удастся ее поцеловать. На полотне – момент, когда Иван допрыгивает на верном Сивке-бурке до окон высокого терема красавицы и целует ее.
Картина останавливает взгляд именно на центральных персонажах. Общее настроение сюжета – живое, торжественное. Яркое синее небо, наряженное пушистыми облаками, роскошные одежды парня и девушки, великолепное, мощное животное с сияющей гривой – от всего этого на сердце становится радостно, празднично, светло.
Палитру полотна составляют чистые оттенки красного, белого и синего цветов. Картинка намеренно плоская; единственный объем – тень жеребца на тереме.
Несмотря на мифологическую природу, иллюстрация восхитительна в своей ординарности, как мысль и сюжет самой сказки “Сивка-бурка”.
В картине «Сивка-бурка» Васнецов, чтобы показать полёт чудесного коня в воздухе, использует удачное композиционное решение: он располагает людей в нижней части полотна. В верхней же части мы видим облака, поэтому зрителю кажется, что Сивка-бурка парит над землёй.
Ещё больше этот эффект усиливает тень коня, бегущая по стенам башни, и полы кафтана Ивана, развевающиеся по ветру.
Виктор Васнецов в последние годы жизни особенно устремился к былинно-сказочной тематике. Он активно работал над циклом картин «Поэма семи сказок, одной из которых и стала «Сивка-бурка».
Васнецов, по сути, всегда стремился донести до людей то же, что и самое доброе народное творчество: нет непреодолимых ситуаций, добро в конечном счете побеждает зло.
“Сивка-бурка” В.М.Васнецова относится к незаконченным работам его последних лет.
Виктор Михайлович родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье священника.
Учится в духовном училище и продолжил учебу в духовной семинарии, где брал уроки рисования.
Нарушив волю отца и не став священником, он оставляет учебу в духовной семинарии на предпоследнем году (философского класса).
Васнецов писал также портреты, создавал проекты архитектурных сооружений, эскизы декораций и костюмов к спектаклям. По рисункам Васнецова сооружен фасад Третьяковской галереи в Москве.
В 1912 году ему и его потомкам было пожаловано дворянское звание (достоинство).
После 1917 года он продолжает работу над картинами со сказочной тематикой. В 1918 году участвовал в проекте по созданию единого обмундирования для РККА, как один из разработчиков головного убора «богатырки» (позже названной «будёновка»).
Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве.
#живопись