Комментарии
- 2 июл 2023 15:47Валентина ГордееваКрасивые очень работы.. А что касается Помпадур..... Никто не хочет стареть.. И фаворитка тоже.. Вот так и осталась на портретах молодой и красивой с кукольным личиком
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Кругозор
Буше и Помпадур. Почему маркиза не постарела?
Первым его учителем был Франсуа Лемуан. В семнадцать лет Буше ушел к гравёру Жану-Франсуа Карса, начал зарабатывать на жизнь и обзаводиться знакомствами.
В 1723 году Франсуа Буше получил Римскую премию Королевской академии живописи и ваяния, но съездить в Рим ему удалось лишь в 1727 году.
В 1733 году тридцатилетний Буше женился на семнадцатилетней Мари-Жанн Бюзо, которую он писал как нимфу на многих своих картинах.
Мадам стала его поклонницей. Буше писал ее портреты не один раз, с интервалом в 3−4 года. Что в них бросается в глаза — некоторое однообразие поз и почти полное подобие лиц, разница разве что в нарядах.
Маркиза де Помпадур прожила 43 года и скончалась в 1764 году. На самом раннем портрете работы Буше ей было 29 лет, на самом позднем — 38. Но лица практически не отличаются!
Естественно предположить, что это было пожелание мадам: она упорно не хотела стареть и запретила художнику менять ее лицо. Есть еще одно подозрение: на самом первом портрете она приказала ему омолодить ее.
Мало того, два портрета — 1756 и 1758 годов, написаны «под копирку»: на портрете 1758 года изменился фон, исчез подсвечник со столика, цвет платья стал синим (кому-то понадобилась уменьшенная копия?).
Так она старела или нет? Ответ однозначный — да, старела.
Сохранился портрет «Мадам Помпадур за вышивкой», написанный в 1763 году Франсуа Хубертом Дрюисом (François-Hubert Drouais):В других творениях Буше не был настолько однообразен, в них бушуют краски, буйствует природа, обнажаются и буйствуют тела. Пристрастие Франсуа к соблазнительной плоти не у всех встречало одобрение.
Например, Дени Дидро (энциклопедист, философ, писатель) был весьма категоричен в характеристике творений художника:
«…его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость».
Прошло больше 200 лет. Мало кто знает, кто такой Дени Дидро, еще меньше людей знакомо с его сочинениями. А картины Буше радуют глаз красками, красотой природы и женского тела.
Что же касается мадам Помпадур — Буше оставил нам портреты фаворитки французского короля с неувядающей прелестью кукольного личика.
При этом половина из них будут портретами одного человека – одиозной и блистательной маркизы де Помпадур.
Имя госпожи де Помпадур стало нарицательным еще при её жизни. Её любовная связь с Людовиком XV продолжалась не более пяти лет, но влияние простиралось гораздо дальше и длилось дольше.
Привечала многих талантливых писателей и художников (и Буше как раз входил в это число). Но была деспотична и мстительна: не один десяток литераторов оказывался в кутузке после того, как осмеливался написать слово против госпожи де Помпадур.
«После нас хоть потоп!» – именно ей приписывают это крылатое выражение.
Образ Помпадур двоится. Те, кому она перешла дорогу, считали её корыстолюбивой, мстительной и циничной. Те же, кому она покровительствовала, наоборот, превозносили её за учтивость и тонкий ум.
Буше, безусловно, принадлежит к числу вторых. Маркиза приблизила его к себе около 1748 года. Буше занимался оформлением её покоев, через неё получал заказы, с её же подачи через несколько лет возглавил Королевскую мануфактуру гобеленов.
Госпожа де Помпадур любила стиль рококо, а Буше считала гениальным художником. Не мудрено, что именно ему она доверяла писать портреты.
#живопись