Комментарии
- 23 июл 2023 17:44Валентина ГордееваКак всегда... Во всем -ищите женщину.... А плакаты очень красивые... Вот , что значит - судьба.. Встретились в нужное время и в нужном месте
🏻
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Кругозор
Роль актрисы Сары Бернар в судьбе художника Альфонса Мухи
История одной афиши
Афиши и иллюстрации с прекрасными женщинами Альфонса Мухи сегодня известны во всем мире. Хотя его талант, увы, не всегда давал пропуск к признанию. Альфонсу Мухе помог случай.Скромный иллюстратор оказался в нужное время в нужном месте.
Как именно чешскому художнику удалось добиться успеха в Париже и какую роль в этом сыграла знаменитая актриса Сара Бернар?
Альфонс Муха родился в городе Иванчице (современная Чехия). В числе детских талантов юного Мухи был певческий голос и любовь к рисованию.
Впоследствии Муха устроился на работу декоративным живописцем (готовил театральные декорации), а затем в 1879 году переехал в Вену, чтобы работать в ведущей венской театральной дизайнерской компании, параллельно продолжая свое художественное образование.
Альфонс Муха переехал в Париж в 1887 году и продолжил свое обучение в Академии Коларосси, одновременно работая над журнальными и рекламными иллюстрациями.
Эти навыки впоследствии очень помогли Мухе выполнить свое знаковое и решающее в карьере произведение.
Сара Бернар и Муха
Парижская актриса Сара Бернар (1844-1923) сыграла самую влиятельную роль в карьере художника Альфонса Мухи. Выполненная афиша к пьесе «Жисмонда» сделала его знаменитым. Муха сделал огромный скачок вперед и как мужчина, и как профессиональный художник благодаря сотрудничеству и дружбе с величайшей сценической личностью эпохи.Легенда гласит, что в день Святого Стефана (26 декабря) Муха, в то время скромный иллюстратор, помог своему коллеге исправить недочеты в типографии Лемерсье.
И в тот самый момент знаменитая актриса позвонила в типографию со срочной просьбой подготовить афишу для ее пьесы.
Поскольку, по счастливому стечению обстоятельств, все художники были в отпуске, Муха взял эту задачу на себя. Несмотря на отсутствие опыта в создании плакатов, Муха воспользовался этой возможностью, и, к его собственному изумлению, «Божественная Сара» восхитилась результатом.
«Жисмонда»
Длинная узкая форма, тонкие пастельные тона и неподвижность фигуры почти в натуральную величину привнесли ноту достоинства, новизны и свежести в традиционный дизайн плакатов.
Афиши с Бернар моментально стали желанным приобретением для коллекционеров, многие из которых использовали самые различные методы для их покупки (дело доходило даже до того, что коллекционеры выходили на улицы ночью и срезали их со щитов).
Обрадованная успехом «Жисмонды», Сара Бернар предложила Мухе контракт на изготовление сценических и костюмированных нарядов, а также постеров.
В соответствии с этим контрактом, Муха выпустил еще ряд постеров для постановок Бернар: «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет».
Взаимовыгодное сотрудничество
Сотрудничество между Мухой и Сарой Бернар было взаимовыгодным. Плакаты Мухи увековечили «божественный» образ актрисы, закрепив ее культовый статус.Наследие
За свою карьеру Альфонс Муха создал множество картин, плакатов, рекламных объявлений и книжных иллюстраций, а также дизайны для ювелирных изделий, ковров, обоев и театральных декораций.Все эти работы первоначально считались индивидуальным стилем Мухи, а ныне известны как ар-нуво (по-французски «новое искусство»).
Работы Мухи часто изображали красивых и здоровых молодых женщин в расплывчатых, неоклассических одеждах, окруженных пышными цветами.
Очень часто женщины в работах Мухи окружены ореолами, словно святые. В отличие от своих коллег - производителей плакатов - Муха использовал более светлые пастельные тона.
«Я думаю, что экспозиция внесла важный вклад в привнесение эстетических ценностей в декоративно-прикладное искусство».
Среди многих других достижений Муха был также основателем чешского масонства.