19 мар 2018

9 апреля 1917 года Марсель Дюшан совершил то, что было, пожалуй, самым ярким и самым абсурдным событием из мира искусства ХХ века.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Эта история поистине легендарна. У Дюшана возникла идея представить свое произведение на выставке Общества независимых художников в Нью-Йорке, которое славилось тем, что готово было выставить в экспозиции любое творение, если только художник заплатил регистрационный взнос. Он подписал свой писсуар «Р. Мутт, 1917, «Фонтан»».

9 апреля 1917 года Марсель Дюшан совершил то, что было, пожалуй, самым ярким и самым абсурдным событием из мира искусства ХХ века. - 869175420849
Интересно здесь то, что совет Общества не захотел выставлять «Фонтан» в связи с тем, что посчитал это «произведение» чьей-то не очень смешной шуткой. 

«Это не настоящее искусство!» — заявили они. 
Дюшан, который и сам состоял в этом совете, подал в отставку в знак протеста.


А действительно ли это искусство?


Художники и интеллектуалы того времени никак не могли прийти к общему мнению, поделившись на два лагеря: одни все так же считали, что писсуар не может быть причисленным к искусству как к таковому; другие же увидели в «Фонтане» нечто принципиально новое. 

Об этом свидетельствует статья, которая, как полагают многие исследователи, была написана знаменитой художницей Беатрис Вуд.

В ней говорилось: 
«То, что сделал ли Мистер Мутт (Дюшан) фонтан своими руками или нет, не имеет значения. Он ИЗБРАЛ это. Он вдохнул в вещь жизнь, убрав его старое значение, создав для объекта новую мысль». 

Таким образом Вуд, которая следила за работами Дюшана, признала новаторскую мощь данного произведения.
9 апреля 1917 года Марсель Дюшан совершил то, что было, пожалуй, самым ярким и самым абсурдным событием из мира искусства ХХ века. - 869175451057
Дюшан всегда выступал за то, чтобы брать уже существующие предметы из реальной жизни, и модифицировать их — то есть помещать их в совершенно другой контекст, превращая утилитарную вещь из жизненного обихода в произведение искусства. 

Здесь важна, прежде всего, идея и концепция, а не сам объект — это как раз именно то, что сделало «Фонтан» одним из самых интеллектуально увлекательных и сложных предметов искусства ХХ века.

А что, в самом деле, такое — произведение искусства? 
Кому это решать — художнику или критику? 
Можно ли считать искусством саму идею, или же произведение искусства — всего лишь артефакт? 
Эти вопросы ставят под сомнение все наше понимание искусства.


Как «Фонтан» повлиял на ХХ век


За все прошедшее столетие «Фонтан» Дюшана породил несметное потомство, а также вызвал множество дискуссий относительно того, какая же задумка была у автора? Что именно хотел сказать Дюшан? Что такого новаторского сделал художник?
9 апреля 1917 года Марсель Дюшан совершил то, что было, пожалуй, самым ярким и самым абсурдным событием из мира искусства ХХ века. - 869175480241
Скорее всего, все эти вопросы, которые по сей день не нашли своих ответов, как раз и стали основой концептуализма и продолжительного воспроизведения его идей.

И несмотря на то, что появление и сама суть «Фонтана» остаются для нас неуловимыми, для многочисленных художников он стал своеобразным спусковым механизмом появления новейших идей и арт-концепций ХХ века, подчеркивая тот факт, что искусство само по себе является присваиванием.

#ЭтоИнтересно #искусство

Комментарии

Комментариев нет.