От слова вышить произошло слово вышивка, что значить украсить шитьём, изобразить шитьём. Украшали вышивкой женскую и мужскую одежду, рушники, скатерти, набожники, подузорники,наволочки и др. Термин рушник распространён в южнорусских губерниях Европейской России. Рушником называют полотенце, это полотнище белой ткани домашнего или реже фабричного производства, отделанное вышивкой, тканым цветным узором, лентами, кружевом, тесьмой, бахромой. В.И.Даль в «Толковом словаре живого великорусскою языка» трактует рушник как утиральник, а полотенце - ручник, рукотерник, утиральник, ширинка, то и другое это короткое полотнище для утирания лица или рук. Большую роль в жизни человека играл вышитый рушник, он сопровождал его от рождения до смерти. Орнаментированный рушник является неотъемлемым атрибутом многих обрядов и обычаев. С ним всегда встречали дорогих гостей хлебом-солью. Свою особую роль играл он в родильных и крестильных обрядах, а также широко использовался в свадебном обряде. А когда умирал человек, рушник повязывали ему на шею и вкладывали в правую руку, покрывали полотенцем гроб и на рушниках опускали его в могилу. В течение сорока дней после смерти рушник выкладывали на подоконник, веря, что в нём «отдыхает» душа умершего. А в дни поминовений вывешивали рушник за окно, чтобы «пришедшие» умершие родители по нему вошли в дом. Рушники дарили в церковь, вешали в часовни, украшали ими праздничные берёзки, обетные, придорожные и намогильные кресты. Не менее сорока рушников необходимо было вышить девушке к свадьбе. Самое большое и нарядное, «рукобитное» - жениху в знак согласия невесты и её родителей на брак. Рушниками (полотенцами) одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд- привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все. кто участвовал в поездке, также были ими «намечены»: жених и невеста держали полотенца в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди, поезжане - на свои головные уборы. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали рушниками. Сегодня, как и сотни лет назад, не стареет древнее искусство тканых и вышитых рушников, которые являются традиционным украшением народного жилища. Развешанные в горнице по стенам они придают ей праздничность и уют. Немаловажное значение имело и то, что для выполнения вышивки на рушнике и не только, требовались несложные приспособления, на приобретение которых тратились незначительные деньги. Полотно, нитки, пяльцы имелись в каждом крестьянском доме. Красители получали из растений, которые собирали па полях и в лесах, а также ягод, коры и др. Небольшие траты нужны были только на приобретение игл, недостающих красителей и, частично, ниток для вышивки. Ткань для рушников ткали в домашних условиях на ткацких станах из конопляных нитей, а именно из мужской особи конопли, которую называли «замашки» (пенька). Ткань, сотканную из этих нитей, называли посконь, а в Белгородской области ее называли замашный холст. Льняные нити использовались для этих целей реже. Фактура конопляного и льняного полотна позволяет по счёту нитей ткани точно повторить даже самые сложные узоры. Лишь во второй половине XIX в. всё чаще стали применять покупные хлопчатобумажные нити, а также и покупные хлопчатобумажные ткани, такие как миткаль - неотбеленная хлопчатобумажная ткань, тонкая или более плотная, после отбелки миткаль получал название мадаполам, а после отбелки и сильного прокрахмаливания коленкор. Использовалось и сочетание разных нитей, например, нити основы брали более грубые (конопляные), а для утка использовали льняные или хлопчатобумажные. Такое сочетание нитей придавало ткани необычную фактуру, мягкость, долговечность, а также становилось приятным на ощупь. Сотканную домотканную конопляную и льняную ткань отбеливали. Чаше всего летом в солнечный жаркий день брали рулоны холстов, замачивали их в колодезной воде или чаще всего в реке, озере если такие имелись, мокрыми расстилали рядом с водоёмом по траве, после высыхания повторяли процедуру много раз, переворачивая холсты с одной стороны на другую до тех пор, пока прямые лучи солнца съедят всю желтизну и серость ткани, придавая ей белоснежный вид. Нитки для вышивки рушников использовались в основном покупные хлопчатобумажные, реже мягкие крученые шерстяные нити, которые назывались гарус. С появлением нитей «мулине», «ирис» после Великой Отечественной войны стали использовать и их. Ширина полотна рушника, вытканного на стане в Белгородской области варьировалась примерно от 29см до 50см, а длина от 1,5м до 3,5 - 5м. Источник "Символика орнамента в Белгородских вышитых рушниках" Бондарь О.Н. #Это_интересно #вышивка #рушник #холст #музей #музейнароднойкультуры31 #бгмнк
Музей народной культуры
Вышитый рушник и его роль в жизни человека.
От слова вышить произошло слово вышивка, что значить украсить шитьём, изобразить шитьём. Украшали вышивкой женскую и мужскую одежду, рушники, скатерти, набожники, подузорники,наволочки и др.
Термин рушник распространён в южнорусских губерниях Европейской России. Рушником называют полотенце, это полотнище белой ткани домашнего или реже фабричного производства, отделанное вышивкой, тканым цветным узором, лентами, кружевом, тесьмой, бахромой. В.И.Даль в «Толковом словаре живого великорусскою языка» трактует рушник как утиральник, а полотенце - ручник, рукотерник, утиральник, ширинка, то и другое это короткое полотнище для утирания лица или рук.
Большую роль в жизни человека играл вышитый рушник, он сопровождал его от рождения до смерти. Орнаментированный рушник является неотъемлемым атрибутом многих обрядов и обычаев. С ним всегда встречали дорогих гостей хлебом-солью. Свою особую роль играл он в родильных и крестильных обрядах, а также широко использовался в свадебном обряде. А когда умирал человек, рушник повязывали ему на шею и вкладывали в правую руку, покрывали полотенцем гроб и на рушниках опускали его в могилу. В течение сорока дней после смерти рушник выкладывали на подоконник, веря, что в нём «отдыхает» душа умершего. А в дни поминовений вывешивали рушник за окно, чтобы «пришедшие» умершие родители по нему вошли в дом. Рушники дарили в церковь, вешали в часовни, украшали ими праздничные берёзки, обетные, придорожные и намогильные кресты.
Не менее сорока рушников необходимо было вышить девушке к свадьбе. Самое большое и нарядное, «рукобитное» - жениху в знак согласия невесты и её родителей на брак. Рушниками (полотенцами) одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд- привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все. кто участвовал в поездке, также были ими «намечены»: жених и невеста держали полотенца в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди, поезжане - на свои головные уборы. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали рушниками.
Сегодня, как и сотни лет назад, не стареет древнее искусство тканых и вышитых рушников, которые являются традиционным украшением народного жилища. Развешанные в горнице по стенам они придают ей праздничность и уют.
Немаловажное значение имело и то, что для выполнения вышивки на рушнике и не только, требовались несложные приспособления, на приобретение которых тратились незначительные деньги.
Полотно, нитки, пяльцы имелись в каждом крестьянском доме. Красители получали из растений, которые собирали па полях и в лесах, а также ягод, коры и др. Небольшие траты нужны были только на приобретение игл, недостающих красителей и, частично, ниток для вышивки.
Ткань для рушников ткали в домашних условиях на ткацких станах из конопляных нитей, а именно из мужской особи конопли, которую называли «замашки» (пенька). Ткань, сотканную из этих нитей, называли посконь, а в Белгородской области ее называли замашный холст. Льняные нити использовались для этих целей реже. Фактура конопляного и льняного полотна позволяет по счёту нитей ткани точно повторить даже самые сложные узоры. Лишь во второй половине XIX в. всё чаще стали применять покупные хлопчатобумажные нити, а также и покупные хлопчатобумажные ткани, такие как миткаль - неотбеленная хлопчатобумажная ткань, тонкая или более плотная, после отбелки миткаль получал название мадаполам, а после отбелки и сильного прокрахмаливания коленкор.
Использовалось и сочетание разных нитей, например, нити основы брали более грубые (конопляные), а для утка использовали льняные или хлопчатобумажные. Такое сочетание нитей придавало ткани необычную фактуру, мягкость, долговечность, а также становилось приятным на ощупь. Сотканную домотканную конопляную и льняную ткань отбеливали. Чаше всего летом в солнечный жаркий день брали рулоны холстов, замачивали их в колодезной воде или чаще всего в реке, озере если такие имелись, мокрыми расстилали рядом с водоёмом по траве, после высыхания повторяли процедуру много раз, переворачивая холсты с одной стороны на другую до тех пор, пока прямые лучи солнца съедят всю желтизну и серость ткани, придавая ей белоснежный вид.
Нитки для вышивки рушников использовались в основном покупные хлопчатобумажные, реже мягкие крученые шерстяные нити, которые назывались гарус. С появлением нитей «мулине», «ирис» после Великой Отечественной войны стали использовать и их. Ширина полотна рушника, вытканного на стане в Белгородской области варьировалась примерно от 29см до 50см, а длина от 1,5м до 3,5 - 5м.
Источник "Символика орнамента в Белгородских вышитых рушниках" Бондарь О.Н.
#Это_интересно #вышивка #рушник #холст #музей #музейнароднойкультуры31 #бгмнк