ИХ СИМВОЛИКА. Ещё в начале XIX в. создатели вышивок помнили смысловое значение украс, жив был и образ чтения узоров. Содержание вышитого узора к концу XIX в. стало забываться и вышивальщицы не всегда могли дать правильное объяснение выполненных ими вышивок, зная только, что в них заключена сила добра. В настоящее время учёные пытаются проникнуть в прошлое и раскрыть первоначальный смысл народного узорочья, они сопоставляют археологические памятники, исследуют хозяйственную деятельность создателей орнамента и их мировоззрение, привлекают данные фольклора и языка. Важное значение ученые придают самим узорам, их смысловым обозначениям и местным названиям. В то же время орнамент русской народной вышивки используется наукой как полноценный исторический источник. На примере вышитых рушников Белгородской области можно попытаться проникнуть в прошлое и раскрыть смысл узорочья. Но раскрыть все тайны, к сожалению, уже не удастся, а узнать возможно только смысл некоторых символов. Прежде чем говорить о символах, нужно понять, составляющей чего они являются. Символ является частью узора и орнамента. #Узор - это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, пятен, теней. #Орнамент - это узор из сочетания геометрических, растительных, зооморфных, антропоморфных знаков или смешения их между собой. В основе своей он строится на ритмичном чередовании и организованном расположении этих элементов. Растительный и геометрический, растительный и зооморфный, геометрический и антропоморфный могут сочетаться между собой. Постоянно чередующийся элемент орнамента называют #раппорт. Геометрический орнамент присущ всей славянской мифологии. Он очень прост, состоит из геометрических фигур - крестов, ромбов, квадратов, крутов, точек, прямых, пунктирных и зигзагообразных линий и т.д. В основе растительного орнамента лежит стремление перенести в вышивку красоту природы. Даже предельно условные узоры возникли в результате наблюдения реально существующих в природе форм. Потому растительный орнамент состоит из стилизованных растений, трав, цветов, бутонов, ягод, листьев и плодов деревьев (яблоки, орехи). В зооморфном (зверообразном) орнаменте присутствуют стилизованные изображения животных, птиц, насекомых, обитающих в данной местности. Например, из животных изображали лошадь, оленя; из птиц — петуха, голубя, кукушку, утку, гуся, и даже сову; из насекомых - муху, бабочку, паука, летучих жуков. Антропоморфный (человекообразный) орнамент состоит из стилизованных изображений женской и мужской фигуры или полуфигур, как с поднятыми, так и с опущенными руками. Символ же в вышивке - это своего рода условный знак, несущий информацию, а символика совокупность этих символов. Язык русской народной вышивки - это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют холст и нить. Понятие «писать» в древности имело значение «украшать» и «изображать». А «строчить письмо» значило вышивать «строкой», назнаменовывая один за другим ряд символических знаков. На Белгородчине рукодельницы вышивали рушники строкой, это те, которые вышиты в технике «тамбурный шов», сам способ шва заключается в том, что можно вышивать непрерывно по рисунку. В нём стежок за стежком - петелька за петелькой вышивается узор «строкой». Этот шов в рушниках распространён в Ракитянском районе Белгородской области. Народная художественная вышивка Белгородчины при своей единой стилевой основе очень разнообразна. В каждом районе она имеет свои отличия и особенности. Наиболее распространены рушники вышитые косым крестиком, его еще называют простым крестом, им вышивали повсеместно. Реже встречаются рушники, вышитые клеткой или еще ее называют вышивка росписью, чаще всех она встречается в Новооскольском и Яковлевском районах. Рушники, вышитые счетной гладью, двойным крестом (болгарский крест), встречаются в Чернянском, Ивнянском, Шебекинском и Валуйском районах. К строчевым швам относится простая и сложная мережка, эту скромную белую строчевую вышивку с геометрическими мотивами вполне можно назвать общерусской, она встречается почти повсеместно, и наша область не стала исключением. Распространены на Белгородчине рушники, вышитые в смешанной технике, в них сочетается счётная гладь и роспись, а также крест и болгарский крест, крест роспись, и др. Цветовая гамма орнамента, надо заметить, в рушниках Белгородской области чаше всего чёрно-красная, либо только красная, реже только черная. Преобладание черного цвета в вышивке нашей области говорит о чернозёмной почве, красный цвет означает свет, солнце. Появление в вышивке рушников других цветов (голубого, синего, фиолетового, жёлтого, оранжевого, оттенков зеленого и других) объясняется внедрением городской моды после Великой Отечественной войны. Источник "Символика орнамента в Белгородских вышитых рушниках" Бондарь О.Н. #Это_интересно #вышивка #рушник #музей #бгмнк #музейнароднойкультуры31
Музей народной культуры
ЭЛЕМЕНТЫ ВЫШИТОГО ОРНАМЕНТА В РУШНИКАХ.
ИХ СИМВОЛИКА.
Ещё в начале XIX в. создатели вышивок помнили смысловое значение украс, жив был и образ чтения узоров. Содержание вышитого узора к концу XIX в. стало забываться и вышивальщицы не всегда могли дать правильное объяснение выполненных ими вышивок, зная только, что в них заключена сила добра. В настоящее время учёные пытаются проникнуть в прошлое и раскрыть первоначальный смысл народного узорочья, они сопоставляют археологические памятники, исследуют хозяйственную деятельность создателей орнамента и их мировоззрение, привлекают данные фольклора и языка. Важное значение ученые придают самим узорам, их смысловым обозначениям и местным названиям. В то же время орнамент русской народной вышивки используется наукой как полноценный исторический источник.
На примере вышитых рушников Белгородской области можно попытаться проникнуть в прошлое и раскрыть смысл узорочья. Но раскрыть все тайны, к сожалению, уже не удастся, а узнать возможно только смысл некоторых символов. Прежде чем говорить о символах, нужно понять, составляющей чего они являются. Символ является частью узора и орнамента.
#Узор - это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, пятен, теней. #Орнамент - это узор из сочетания геометрических, растительных, зооморфных, антропоморфных знаков или смешения их между собой. В основе своей он строится на ритмичном чередовании и организованном расположении этих элементов. Растительный и геометрический, растительный и зооморфный, геометрический и антропоморфный могут сочетаться между собой. Постоянно чередующийся элемент орнамента называют #раппорт.
Геометрический орнамент присущ всей славянской мифологии. Он очень прост, состоит из геометрических фигур - крестов, ромбов, квадратов, крутов, точек, прямых, пунктирных и зигзагообразных линий и т.д. В основе растительного орнамента лежит стремление перенести в вышивку красоту природы. Даже предельно условные узоры возникли в результате наблюдения реально существующих в природе форм. Потому растительный орнамент состоит из стилизованных растений, трав, цветов, бутонов, ягод, листьев и плодов деревьев (яблоки, орехи). В зооморфном (зверообразном) орнаменте присутствуют стилизованные изображения животных, птиц, насекомых, обитающих в данной местности. Например, из животных изображали лошадь, оленя; из птиц — петуха, голубя, кукушку, утку, гуся, и даже сову; из насекомых - муху, бабочку, паука, летучих жуков.
Антропоморфный (человекообразный) орнамент состоит из стилизованных изображений женской и мужской фигуры или полуфигур, как с поднятыми, так и с опущенными руками.
Символ же в вышивке - это своего рода условный знак, несущий информацию, а символика совокупность этих символов.
Язык русской народной вышивки - это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют холст и нить. Понятие «писать» в древности имело значение «украшать» и «изображать». А «строчить письмо» значило вышивать «строкой», назнаменовывая один за другим ряд символических знаков. На Белгородчине рукодельницы вышивали рушники строкой, это те, которые вышиты в технике «тамбурный шов», сам способ шва заключается в том, что можно вышивать непрерывно по рисунку. В нём стежок за стежком - петелька за петелькой вышивается узор «строкой». Этот шов в рушниках распространён в Ракитянском районе Белгородской области.
Народная художественная вышивка Белгородчины при своей единой стилевой основе очень разнообразна. В каждом районе она имеет свои отличия и особенности. Наиболее распространены рушники вышитые косым крестиком, его еще называют простым крестом, им вышивали повсеместно. Реже встречаются рушники, вышитые клеткой или еще ее называют вышивка росписью, чаще всех она встречается в Новооскольском и Яковлевском районах. Рушники, вышитые счетной гладью, двойным крестом (болгарский крест), встречаются в Чернянском, Ивнянском, Шебекинском и Валуйском районах.
К строчевым швам относится простая и сложная мережка, эту скромную белую строчевую вышивку с геометрическими мотивами вполне можно назвать общерусской, она встречается почти повсеместно, и наша область не стала исключением. Распространены на Белгородчине рушники, вышитые в смешанной технике, в них сочетается счётная гладь и роспись, а также крест и болгарский крест, крест роспись, и др.
Цветовая гамма орнамента, надо заметить, в рушниках Белгородской области чаше всего чёрно-красная, либо только красная, реже только черная. Преобладание черного цвета в вышивке нашей области говорит о чернозёмной почве, красный цвет означает свет, солнце. Появление в вышивке рушников других цветов (голубого, синего, фиолетового, жёлтого, оранжевого, оттенков зеленого и других) объясняется внедрением городской моды после Великой Отечественной войны.
Источник "Символика орнамента в Белгородских вышитых рушниках" Бондарь О.Н.
#Это_интересно #вышивка #рушник #музей #бгмнк #музейнароднойкультуры31