ИХ СИМВОЛИКА. Украшение рушников - неисчерпаемая сокровищница народной фантазии. Но при этом всё же на крестьянских тканях, скорее всего, воплощались какие-то древние народные образы и символы, олицетворяющие собой мироздание. Можно заметить что на рушниках, рубахах, подзорах и даже на головных уборах повторяется раскидистое древо, часто с большими плодами, увенчанное солнцем и окружённое птицами. На всех вышивках эти узоры в общих чертах похожи друг на друга и легко узнаются. Они словно находятся вне времени и пространства, схематизированы и обобщены, а их контур очищен от случайных деталей. Как и во всяком другом каноническом искусстве, в вышивке подобный характер изображений со строго определённой композицией, цветовым решением и техникой исполнения складывался веками и являет собой духовный и художественный опыт многих поколений, это же относится к Белгородской области. Но нас в первую очередь интересует их смысловое значение. В рушниках изображали представление о трёхъярусности мира, в которое верили наши предки - это верхний ярус (мир богов), средний ярус (мир живых), нижний ярус (мир мёртвых). В верхнем ярусе изображали «древо жизни». Символ древа жизни напоминает дерево или растение с поднятыми либо опущенными ветвями, стеблями. Продолжением древа жизни является ещё и небесная твердь, которая вышивалась прямой линией, а то и несколькими параллельными линиями от широкой до узкой. В среднем ярусе вышивали символы плодородия, также рожаниц, холмы, реки, поля, засеянные поля, земную твердь, знаки благополучия. В нижнем ярусе зигзагообразные линии изображали мир мёртвых. Каждый ярус на рушнике был обязательно отделён друг oт друга вышитыми полосками или пропущенными невышитыми полосами ткани, никогда не соединялись между собой символы верхнего или нижнего ярусов со средним. В рушниках, вышитых с начала XX в., довольно часто встречаются орнаменты с неправильным изображением трёхъярусной системы мира, бывает, что отсутствует один из ярусов, часто имеет место переставление символов того или иного яруса между собой. Это, к большому сожалению, говорит о том, что была в значительной степени утрачена преемственность поколений, и вышивальщицы уже не придавали большого значения символам и их расположению. Отсюда узорочье перестало нести глубокое содержание и смысл, основанный на местных традициях и обычаях. Но всё же узоры Белгородской народной вышивки, совершенные по орнаменту и гармоничные по колориту, представляют собой ценнейшее наследие современной художественной культуры. А сама вышивка в свою очередь является неумирающим видом народного искусства. Знакомство с узорочьем рушников Белгородской области даёт представление о самобытности местных традиций и обрядов, также даёт возможность узнать значения некоторых символов, дошедших до наших дней, но, к сожалению, в настоящее время науке не дано показать полной картины языка символов и расшифровать полный смысл вышитых узоров, а только предполагать, что означал тот или иной символ. Но остаётся надежда, что когда-то в будущем учёным удастся раскрыть полный смысл семантики в целом. Источник "Символика орнамента в Белгородских вышитых рушниках" Бондарь О.Н. #Это_интересно #вышивка #рушник #музей #бгмнк #музейнароднойкультуры31
Музей народной культуры
ЭЛЕМЕНТЫ ВЫШИТОГО ОРНАМЕНТА В РУШНИКАХ.
ИХ СИМВОЛИКА.
Украшение рушников - неисчерпаемая сокровищница народной фантазии. Но при этом всё же на крестьянских тканях, скорее всего, воплощались какие-то древние народные образы и символы, олицетворяющие собой мироздание. Можно заметить что на рушниках, рубахах, подзорах и даже на головных уборах повторяется раскидистое древо, часто с большими плодами, увенчанное солнцем и окружённое птицами. На всех вышивках эти узоры в общих чертах похожи друг на друга и легко узнаются. Они словно находятся вне времени и пространства, схематизированы и обобщены, а их контур очищен от случайных деталей.
Как и во всяком другом каноническом искусстве, в вышивке подобный характер изображений со строго определённой композицией, цветовым решением и техникой исполнения складывался веками и являет собой духовный и художественный опыт многих поколений, это же относится к Белгородской области. Но нас в первую очередь интересует их смысловое значение.
В рушниках изображали представление о трёхъярусности мира, в которое верили наши предки - это верхний ярус (мир богов), средний ярус (мир живых), нижний ярус (мир мёртвых).
В верхнем ярусе изображали «древо жизни». Символ древа жизни напоминает дерево или растение с поднятыми либо опущенными ветвями, стеблями. Продолжением древа жизни является ещё и небесная твердь, которая вышивалась прямой линией, а то и несколькими параллельными линиями от широкой до узкой.
В среднем ярусе вышивали символы плодородия, также рожаниц, холмы, реки, поля, засеянные поля, земную твердь, знаки благополучия.
В нижнем ярусе зигзагообразные линии изображали мир мёртвых.
Каждый ярус на рушнике был обязательно отделён друг oт друга вышитыми полосками или пропущенными невышитыми полосами ткани, никогда не соединялись между собой символы верхнего или нижнего ярусов со средним.
В рушниках, вышитых с начала XX в., довольно часто встречаются орнаменты с неправильным изображением трёхъярусной системы мира, бывает, что отсутствует один из ярусов, часто имеет место переставление символов того или иного яруса между собой. Это, к большому сожалению, говорит о том, что была в значительной степени утрачена преемственность поколений, и вышивальщицы уже не придавали большого значения символам и их расположению. Отсюда узорочье перестало нести глубокое содержание и смысл, основанный на местных традициях и обычаях. Но всё же узоры Белгородской народной вышивки, совершенные по орнаменту и гармоничные по колориту, представляют собой ценнейшее наследие современной художественной культуры.
А сама вышивка в свою очередь является неумирающим видом народного искусства. Знакомство с узорочьем рушников Белгородской области даёт представление о самобытности местных традиций и обрядов, также даёт возможность узнать значения некоторых символов, дошедших до наших дней, но, к сожалению, в настоящее время науке не дано показать полной картины языка символов и расшифровать полный смысл вышитых узоров, а только предполагать, что означал тот или иной символ. Но остаётся надежда, что когда-то в будущем учёным удастся раскрыть полный смысл семантики в целом.
Источник "Символика орнамента в Белгородских вышитых рушниках" Бондарь О.Н.
#Это_интересно #вышивка #рушник #музей #бгмнк #музейнароднойкультуры31