Ведь среди нищих попадаются и пьяницы, и всякие другие люди. – Я вспоминаю святителя Иоанна Златоуста, который говорил, обращаясь к своей пастве: если вы знаете, что этот человек, которому вы сейчас дадите копеечку, ее точно пропьет, – не подавайте; если вы подадите, зная, что он ее пропьет, то становитесь соучастником его пьянки. Но это о тех, о которых люди уже знают, что они пропьют. А если мы, проходя мимо людей, которые просят милостыню, начнем рассуждать: «подавать или не подавать», то будем уже совершать суд над этими людьми. Хотим мы или не хотим, но мы их судим: пропьет – не пропьет, продаст – не продаст, отдаст – не отдаст... Не совершайте суд. Я вспоминаю одного человека, который подавал людям милостыню, а его близкий друг ему говорит: «Зачем ты им подаешь? Они же не нуждаются или пропьют». И он ответил: «Я не буду их судить, пусть их Господь судит. Я делаю то, что я должен делать. Для меня лучше и легче подать. Я ведь тоже могу оказаться на их месте в любой момент: от сумы и от тюрьмы не зарекайся. И я могу в любой момент, как и они, просить милостыню. Так лучше я буду раздавать, чем просить. Я не буду судить людей, я им просто подаю. «Господи, я ради Тебя подаю, ради Христа. Примите ради Христа». А суд над ними я не хочу совершать. Пусть Господь их Сам судит». Поэтому не судите. Но если вы знаете, что кто-то из ваших близких или знакомых точно пропьет, тогда давайте ему какие-то продукты. Я иногда это советую, а мне потом люди рассказывают, как они спрашивали: «Хочешь, мы тебе хлеба дадим, покормим? Ты просишь милостыню, тебе надо на хлебушек, пойдем, я дам тебе хлеба», а человек говорит: «Нет, мне хлеба не надо, дай денег». – «Ах, если тебе хлеба не надо, а надо денег, тогда иди и зарабатывай». Так что если у Вас есть возможность такого общения, тогда поговорите, если Вы знаете, что человек недобросовестно просит. Ко мне как-то раз, еще в Рязанском епархиальном управлении, подошел человек и говорит: «Батюшка, помоги». Я ему ответил, что мы не подаем возле епархиального управления, и спросил: «А что Вы хотите?» Он говорит: «Батюшка, мне кушать не на что, подайте». – «Если Вы кушать хотите, сходите вот сюда, в монастырь, скажите, что я благословил, Вас там покормят». Он ответил: «Я не пойду туда. Мне надоела уже эта гречка, там все время угощают гречкой». – «О, брат! Ты еще и разборчив, так ты, оказывается, не голодный!» – «Не хочешь подавать, ну и не надо», – повернулся и ушел. Но есть люди, которые действительно нуждаются. А есть люди, которые нуждаются, но стесняются просить. Поэтому я в таких случаях часто вспоминаю святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, который еще в юности своей знал, искал таких людей, которые нуждаются. Именно поэтому Господь дал ему особый дар – помогать людям, потому что он при жизни своей искал таких людей: не ждал, когда к нему обратятся, а сам искал и помогал. Вот в этом, наверное, заключается очень важная составляющая совершения дел милосердия. Митрополит Минский и Заславский Павел
Могилевская епархия. Центр защиты материнства.
:Оксана Шурхаева
Как подавать милостыню.
Ведь среди нищих попадаются и пьяницы, и всякие другие люди.
– Я вспоминаю святителя Иоанна Златоуста, который говорил, обращаясь к своей пастве: если вы знаете, что этот человек, которому вы сейчас дадите копеечку, ее точно пропьет, – не подавайте; если вы подадите, зная, что он ее пропьет, то становитесь соучастником его пьянки. Но это о тех, о которых люди уже знают, что они пропьют.
А если мы, проходя мимо людей, которые просят милостыню, начнем рассуждать: «подавать или не подавать», то будем уже совершать суд над этими людьми. Хотим мы или не хотим, но мы их судим: пропьет – не пропьет, продаст – не продаст, отдаст – не отдаст... Не совершайте суд. Я вспоминаю одного человека, который подавал людям милостыню, а его близкий друг ему говорит: «Зачем ты им подаешь? Они же не нуждаются или пропьют». И он ответил: «Я не буду их судить, пусть их Господь судит. Я делаю то, что я должен делать. Для меня лучше и легче подать. Я ведь тоже могу оказаться на их месте в любой момент: от сумы и от тюрьмы не зарекайся. И я могу в любой момент, как и они, просить милостыню. Так лучше я буду раздавать, чем просить. Я не буду судить людей, я им просто подаю. «Господи, я ради Тебя подаю, ради Христа. Примите ради Христа». А суд над ними я не хочу совершать. Пусть Господь их Сам судит».
Поэтому не судите. Но если вы знаете, что кто-то из ваших близких или знакомых точно пропьет, тогда давайте ему какие-то продукты. Я иногда это советую, а мне потом люди рассказывают, как они спрашивали: «Хочешь, мы тебе хлеба дадим, покормим? Ты просишь милостыню, тебе надо на хлебушек, пойдем, я дам тебе хлеба», а человек говорит: «Нет, мне хлеба не надо, дай денег». – «Ах, если тебе хлеба не надо, а надо денег, тогда иди и зарабатывай». Так что если у Вас есть возможность такого общения, тогда поговорите, если Вы знаете, что человек недобросовестно просит.
Ко мне как-то раз, еще в Рязанском епархиальном управлении, подошел человек и говорит: «Батюшка, помоги». Я ему ответил, что мы не подаем возле епархиального управления, и спросил: «А что Вы хотите?» Он говорит: «Батюшка, мне кушать не на что, подайте». – «Если Вы кушать хотите, сходите вот сюда, в монастырь, скажите, что я благословил, Вас там покормят». Он ответил: «Я не пойду туда. Мне надоела уже эта гречка, там все время угощают гречкой». – «О, брат! Ты еще и разборчив, так ты, оказывается, не голодный!» – «Не хочешь подавать, ну и не надо», – повернулся и ушел.
Но есть люди, которые действительно нуждаются. А есть люди, которые нуждаются, но стесняются просить. Поэтому я в таких случаях часто вспоминаю святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, который еще в юности своей знал, искал таких людей, которые нуждаются. Именно поэтому Господь дал ему особый дар – помогать людям, потому что он при жизни своей искал таких людей: не ждал, когда к нему обратятся, а сам искал и помогал. Вот в этом, наверное, заключается очень важная составляющая совершения дел милосердия.
Митрополит Минский и Заславский Павел