ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ.

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ИРЛАНДСКИЙ КОМПОЗИТОР ДЖОН ФИЛД ПОДАРИЛ МИРУ СОВЕРШЕННО НОВУЮ ФОРМУ – НОКТЮРН, ПОЭТОМУ ЕГО ДРУЖЕСКИ НАЗЫВАЛИ «ОТЦОМ НОКТЮРНА».
Значение слова «ноктюрн»: 18 Ноктюрнов (18 Nocturnes) Джона Филда (John Field ).

ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ. - 892889061050

Ференц Лист восхищенно писал:

«До Фильда фортепианные произведения неизбежно должны были быть сонатами, рондо и т. п.
Фильд же ввел жанр, не относящийся ни к одной из этих категорий, жанр, в котором чувство и мелодия обладают верховной властью и свободно движутся, не стесненные оковами насильственных форм».

Nocturne No. 8 in E minor, H.46 (‘Melancolie’). Adagio (ОРКЕСТР):

    1. Nocturne No. 1 in E♭ major, H.24. Molto moderato

      2. Nocturne No. 2 in C minor, H.25. Moderato e molto espressivo

        3. Nocturne No. 3 in A♭ major, H.26. Un poco allegretto

          4. Nocturne No. 4 in A major, H.36. Poco Adagio

            5. Nocturne No. 5 in B♭ major, H.37.

              6. Nocturne No. 6 in F major ("Berceuse"), H.40. Andante

                7. Nocturne No. 7 in C major ("Reverie"), H.45. Traumerisch. Moderato

                  8. Nocturne No. 8 [Pastorale] in A major, H.14. Andante

                    9.Nocturne No. 9 [Romance] in E♭ major, H.30. Andantino

                      10. Nocturne No. 10 in E minor, H.46 (‘Melancolie’). Adagio

                        11. Nocturne No. 11 in E♭ major. Moderato

                          12. Nocturne No. 12 in G major, H.58. Lento

                            13. Nocturne No. 13 in D minor ("Lied ohne Worte"), H.59. Lento

                              14. Nocturne No. 14 in C major, H.60. Molto Moderato

                                15. Nocturne No. 15 in C major, H.61. Molto Moderato

                                  16. Nocturne No. 16 in F major, H.62. Molto Moderato

                                    17. Nocturne No. 17 in E major ("Nocturne pastorale"), H.65.

                                    Andante con moto

                                      18. Nocturne No. 18 in E majo

                                        r, H.13 ("Midi or Rondo Favori"). Allegretto

                                          Ноктюрн – характерный жанр романтичной музыки,

                                          Разновидность лирической миниатюры  
                                          ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ. - 892890147770

                                          Ноктю́рн (от фр. nocturne — «ночной») —

                                          Распространившееся с начала XIX века название пьес
                                          (обычно инструментальных, реже — вокальных) лирического, мечтательного характера.
                                          Французское слово nocturne в этом значении впервые применил Джон Филд в 1810-х годах, хотя итальянский термин notturno существовал ещё в XVIII веке и обозначал музыку, исполнявшуюся на открытом воздухе.
                                          Изложение музыкального материала композиций данного жанра происходит неизменно в гомофонно-гармонической фактуре, где мелодическая линия и сопровождение чётко разграничены.
                                          ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ. - 892892853178
                                          ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ. - 892893571770
                                          Благодаря этому ноктюрн можно представить как своего рода инструментальную песню, в которой гибкая, изящная мелодия зачастую накладывается на аккомпанемент с арпеджированными аккордами, вызывающими ассоциации с особо предпочитаемыми композиторами - романтиками пейзажными образами: шелестом листвы, колыханием волн и струящимся лунным светом.
                                          ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ. - 892893815994
                                          gif
                                          Произведения романтической музыки: ноктюрны со свойственным им неторопливым и спокойным темпом, обычно имеют репризную трёхчастную форму, которую можно выразить в формуле ABA.
                                          Как правило, в ноктюрнах заключительная часть повторяет первую, хотя часто с небольшими изменениями,
                                          А средний раздел своей взволнованностью и динамичностью противопоставляется крайним частям.
                                          ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ. - 892893814970
                                          gif
                                          В основе ноктюрна лежит обычно широко развитая певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню.
                                          Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются также подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для оркестров.
                                          ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ. - 892893959866
                                          gif

                                          Жанр ноктюрна возник ещё в Средневековье.

                                          Тогда ноктюрном называли часть религиозной католической службы, исполнявшуюся между полночью и рассветом (как православная заутреня).
                                          Из числа сугубо религиозных жанров ноктюрн вышел в XVIII веке, превратившись в камерное произведение, исполняемое в ночное время на открытом воздухе (Nachtmusik).
                                          К современному пониманию жанра классический ноктюрн не имел никакого отношения (не был лирической миниатюрой) и часто писался в форме сонатно-симфонического цикла (например, Маленькая ночная серенада Моцарта).  
                                          • Моцарт - Маленькая ночная серенада - 1
                                          • Моцарт - Маленькая ночная серенада - 2
                                          • Моцарт - Маленькая ночная серенада - 3
                                          • Моцарт - Маленькая ночная серенада - 4
                                          Первым композитором, писавшим ноктюрны в современном значении этого слова, являлся Джон Филд.
                                          Он создал 18 фортепианных ноктюрнов, до сих пор входящих в репертуар пианистов. 
                                          ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ. - 892890922170

                                          Филд стал основоположником нового музыкального жанра -

                                          Ноктюрна, получившего затем блестящее развитие в творчестве Ф. Шопена, а также ряда других композиторов.
                                          ---
                                          Творческие достижения Филда в этой области, его новаторство очень высоко ценил Ф. Лист:
                                          "Он открыл путь всем тем сочинениям, которые впоследствии появились под названием "Песен без слов", "Экспромтов", "Баллад" и т. п., и был родоначальником этих пьес, предназначенных для выражения внутренних и личных переживаний.
                                          Он открыл эти области, предоставившие для фантазии более изысканной, чем величественной, для вдохновения скорее нежного, чем лирического, столь же новое, как благородное поприще".

                                          18 Ноктюрнов Филда

                                          John Field ‒ 18 Nocturnes
                                          Джон Филд (1782-1837), 18 Ноктюрнов (1812-1836)
                                          В исполнении Бенджамина Фрита
                                          00: 00-Ноктюрн № 1 Ми-бемоль мажор, ч. 24
                                          03: 54-Ноктюрн № 2 до минор, ч. 25
                                          07: 36-Ноктюрн № 3 ля-бемоль мажор, Н 26
                                          12: 30-Ноктюрн № 4 ля мажор, ч. 36
                                          18: 03-Ноктюрн № 5 си-бемоль мажор, H 37
                                          20: 58-Ноктюрн № 6 "Колыбельная песня" Фа мажор, ч. 40
                                          26: 05-Ноктюрн № 7 до мажор, ч. 45
                                          31: 22-Ноктюрн № 8 ля мажор, ч. 14
                                          35: 48-Ноктюрн № 9 "романс" ми-бемоль мажор, ч. 30
                                          39: 50-Ноктюрн № 10 ми минор, ч. 46
                                          43: 02-Ноктюрн № 11 ми-бемоль мажор, н 56
                                          49: 36-Ноктюрн № 12 Соль мажор, ч. 58
                                          52: 05-Ноктюрн № 13 "Dernière Pensée" ре минор, ч. 59
                                          55: 52-Ноктюрн № 14 до мажор, ч. 60
                                          1: 04: 50-Ноктюрн № 15 до мажор, Н 61
                                          1: 10: 01-Ноктюрн № 16 Фа мажор, Н 62
                                          1: 14: 57-Ноктюрн № 17 ми мажор, ч. 13
                                          1: 26: 00-Ноктюрн № 18 "миди" ми мажор, H 54
                                          ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ. - 892890892218

                                          "Джон Филд. Родился в Ирландии в 1782. Умер в Москве в 1837. 

                                          Возведен в память о нем его благодарными друзьями и учениками": надпись на скромном памятнике на его могиле.   
                                          Но как получилось, что ирландец из протестантской семьи оказался умирающим за тысячи верст от Дублина, города, в котором он родился, в заснеженной столице Российской империи?
                                          И отчего его смерть вызвала столь широкий резонанс в музыкальных кругах Европы, не говоря уже о Москве и Санкт-Петербурге?
                                          ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ. - 892890890682
                                          Джон Филд (англ. John Field, 26 июля 1782, Дублин — 23 января 1837, Москва) — ирландский композитор, пианист и педагог, основоположник жанра фортепианного ноктюрна.

                                          Джон Фильд приехал в Санкт-Петербург осенью 1802 года.

                                          К тому времени он уже приобрел славу большого музыканта-профессионала.
                                          Свой первый концерт Джон Фильд дал в Дублинской Ассамблее еще в 1792 году.
                                          ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ. - 892895316154
                                          В раннем возрасте Фильд становится учеником итальянского музыканта Томмазо Джордани, а затем, уже в Лондоне, берет уроки у Муцио Клементи.  
                                          В 1799 году Фильд исполняет свой Первый концерт для фортепиано в Королевском театре Haymarket» в Лондоне.
                                          В начале века Муцио Клементи и Джон Фильд гастролируют по Европе, а 1802 г. - важнейшая, ставшая рубежной, веха в жизни Филда:

                                          Вместе со своим учителем он приезжает в Россию.  

                                          ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ. - 892895315642
                                           В Петербурге юный музыкант своей чудесной игрой рекламирует достоинства роялей фирмы Клементи, с большим успехом выступает в аристократических салонах, знакомится с русским музыкальным искусством. 
                                          В 1804 году он успешно дебютирует в Санкт-Петербургской филармонии.
                                          От приглашений в лучшие петербургские дома нет отбоя, у него появилось множество богатых учеников.
                                          Среди тех, кого он обучал игре, был великий русский композитор Михаил Иванович Глинка...
                                          Материальное положение коренным образом меняется. В 1805 году Филд дает концерты в Риге, Митаве, в 1806-м - в Москве.
                                          ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ. - 892895315386

                                          Постепенно у него созревает желание остаться в России навсегда.

                                          Большую роль в этом решении, вероятно, сыграло то обстоятельство, что он был тепло принят русской публикой.  
                                          ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ. - 892890846138
                                          В 1821 году музыкант переезжает в Москву и только в 1831 году на несколько лет возвращается в Европу, где возобновляет выступления.

                                          Умер Джон Фильд в Москве в 1837 году 23 января.

                                          А похороны его на Введенском кладбище состоялись в день дуэли Александра Сергеевича Пушкина…
                                          ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ. - 892890845882

                                          Не всем она открывается - душа музыки Филда,

                                          Отразившего в своем творчестве философию dolce far niente
                                          (ит. «сладкое ничегонеделание»),
                                          Получившую развитие в английской поэзии его времени и воспринятую русской культурой в 1-й четверти XIX века.
                                          Это выражение используется поэтом К. Батюшковым , затем Пушкиным в романе «Евгений Онегин»:
                                          Я был рожден для жизни мирной,
                                          Для деревенской тишины:
                                          В глуши звучнее голос лирный,
                                          Живее творческие сны.
                                          Досугам посвятясь невинным,
                                          Брожу над озером пустынным,
                                          И far niente мой закон.
                                          Я каждым утром пробужден
                                          Для сладкой неги и свободы:
                                          Читаю мало, долго сплю,
                                          Летучей славы не ловлю.
                                          Не так ли я в былые годы
                                          Провел в бездействии, в тени
                                          Мои счастливейшие дни? .
                                          ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ. - 892890845114

                                          Известно, что в 1819, 8 декабря, Пушкин слушал игру Д. Филда.

                                          Выражение Пушкина «творческие сны» можно также отнести к музыке Филда.
                                          Сейчас уже известно, какой огромный потенциал заложен в творческом сне.  
                                          Это состояние, когда человек расслаблен, находится в состоянии умственной релаксации или умиротворенного сознания - так называемая Альфа активность мозга .
                                          Ученые считают, что увеличение количества альфа волн дает чувство умиротворения, ощущения благополучия, улучшает сон и иммунную систему человека. В таком состояние человеку приходят ответы на вопросы, которые он стремится решить.
                                          Это касается творчества, бизнеса. 
                                          ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ. - 892890765498
                                          Темп жизни, стрессы негативно сказываются на психике и здоровье человека.
                                          Поэтому необходимо уметь находить внутренний покой, умиротворенное состояние, драгоценный покой ума, к которому нам надо стремиться.

                                          Музыка Филда богата покоем.

                                          Слушая или играя музыку Филда, мы испытывает состояние благословенной Far niente, созерцательной неги, состояние благоговения перед жизнью.
                                          ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ. - 892890630074

                                          Сближение Филда с русской культурой оказалось плодотворным.

                                          Кроме большого количества фортепианных пьес, в число которых входят 18 ноктюрнов, несколько сонат, вариации, фантазии, рондо и фуги, Филд написал семь концертов для фортепьяно с оркестром.
                                          На развитие мелодического таланта Филда большое влияние оказало русское музыкальное искусство, русская народная песня.

                                          Что выразилось и в стремлении к певучести звука.

                                          Филд явился создателем нового фортепианного жанра ноктюрна, где характерным является певучесть мелодии и арпеджированный, напоминающий звучание гитары аккомпанемент.  
                                          ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ. - 892889060794
                                          Первые ноктюрны, изданные в 1814 в Петербурге, принесли Филду широкую известность.
                                          Интересно предположение Листа о возможном воздействии на основоположника жанра ноктюрна петербургских белых ночей.  

                                          Филд является новатором в создании ноктюрна.

                                          Развитие этого жанра в творчестве Шопена, Листа, Грига, в «Песнях без слов» Мендельсона, в пьесах Шумана, ноктюрнах Глинки является инновацией, которая спасает от музыкальной и духовной глухоты.
                                          ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ. - 892895783866

                                          Джон Фильд. Ноктюрн № 5 си-бемоль мажор.

                                          Нежная композиция, проникнутая мягким лиризмом и элегичностью.
                                          Выразительную мелодическую линию произведения украшают искусно вплетенные в музыкальную ткань произведения изысканные пассажи.
                                          Данное сочинение Фильда любил выдающийся Антон Рубинштейн и часто вставлял его в программы своих концертов.
                                          • Orchestre Baroque d’Avignon - Nocturne No. 5 in B-Flat Major, H. 37 (Arr. For Mixed Ensemble)

                                          Композиция "Nocturne" No. 2 in C minor, H. 25 -

                                          Nocturne No. 2 in C minor. Исполнитель - Benjamin Frith                        
                                          John Field - Nocturne Nr.2 c-moll
                                          Композиторская и исполнительская манера Филда отличается певучестью и выразительностью звучания, лиризмом и романтической чувственностью, импровизационностью и изысканностью.
                                          Пение на фортепиано - одно из важнейших свойств исполнительского стиля Филда - было столь подкупающим для Глинки и многих других выдающихся русских музыкантов и ценителей музыки.
                                          Филдовская певучесть была родственна русской народной песенности.
                                          Глинка, сравнивая манеру исполнения Филда с игрой других известных пианистов, писал в "Записках", что
                                          "Игра Филда была часто смела, капризна и разнообразна, но он не обезображивал искусство шарлатанством и не рубил пальцами к о т л е т, подобно большей части новейших модных пьянистов".
                                          ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ. - 892889060538

                                          Ноктюрн Шопена, пожалуй, самый известный из романтических;

                                          Именно ноктюрновая фактура (пленительная мелодия, парящая над аккомпанементом, состоящим из баса и ритмической фигурации изысканной гармонии) стала визитной карточкой композитора.  
                                          ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ. - 892889060282
                                          Шуман чутко изобразил музыкальный стиль Шопена, поместив его своеобразный музыкальный портрет в одну из пьес фортепианного цикла «Карнавал» (№ 12 — лирический ноктюрн).

                                            Ноктюрны писали также Карл Черни, Ференц Лист, Эдвард Григ, русские композиторы — Глинка (два своих ноктюрна он написал под впечатлением от музыки Филда), Балакирев, Чайковский и другие композиторы.
                                            ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ. - 892889060026
                                            Среди оркестровых сочинений этого жанра наиболее известен ноктюрн из музыки Феликса Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь».
                                            • Феликс Менделъсон-Бартолъди - "Ноктюрн" из музыки к комедии Шекспира "Сон в летнюю ночь"
                                            Выдающимся образцом импрессионистической музыки являются

                                            Три ноктюрна («Облака», «Празднества», «Сирены»)

                                            Клода Дебюсси.
                                            • Кливлендский СО и хор п/у Пьера Булеза - К.Дебюсси. 3 ноктюрна (1.Облака 2.Празднества 3.Сирены)
                                            Стив Коффи-Лунное Поле
                                            Стив Коффи-Лунное Поле
                                            В XX веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не лирические ночные грёзы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира.

                                            Начало этому положил ещё Роберт Шуман в цикле Nachtstücke,

                                            (Ноктюрн)
                                              Более активно такой подход проявился в сочинениях Пауля Хиндемита (Сюита «1922»),
                                              • Hüseyin Sermet - Suite 1922, Op. 26: III. Pièce nocturne

                                              Белы Бартока («Ночная музыка») и ряда других композиторов.
                                              ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ. - 890396630970
                                              gif
                                              ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ. - 885937663418
                                              gif

                                              Комментарии

                                              Комментариев нет.