МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМЕНИ ПЕТРА ИЛЬИЧА ЧАЙКОВСКОГО ИСПОЛНЯЕТСЯ 155 лет
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Большой зал
Сочинения первого профессора Московской Консерватории Петра Ильича Чайковского: Первый концерт для фортепиано с оркестром и Четвёртая Симфония
Герберт фон Караян, Святослав Рихтер, Wiener Symphoniker, Пётр Ильич Чайковский - Концерт для фортепиано с оркестром №1, I часть
Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР - Симфония №4 Фа минор, Op.36, 1. Andante sostenuto - Moderato con anima
Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР - Симфония №4 Фа минор, Op.36, 2. Andantino in modo di canzona
Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР - Симфония №4 Фа минор, Op.36, 3. Scherzo: Pizzicato ostinato - Allegro
Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР - Симфония №4 Фа минор, Op.36, 4. Finale: Allegro con fuoco
В этом году Консерватории исполняется 155 лет и 120 лет со дня открытия её Большого зала
Одно из самых известных музыкальных учебных заведений России и мира по праву гордится своими блистательными выпускниками, среди которых Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Альфред Шнитке, Мстислав Ростропович, Родион Щедрин, Святослав Рихтер, Александра Пахмутова, Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Денис Мацуев… За полтора века из этих стен вышло великое множество блестящих исполнителей, певцов, композиторов, дирижеров. Трудно представить, что всего полтора с небольшим столетия назад профессионального музыкального образования в России не существовало, талантливые музыканты учились в частных учебных заведениях либо за рубежом, а многие из композиторов, имена которых сегодня составляют гордость мировой культуры, консерваторского диплома не имели, получив специальность правоведа, медика или военного.
У ИСТОКОВ
Само название учреждения происходит от латинского «conservare» — сохранять. Так изначально назывались сиротские приюты в Италии, где детей обучали ремеслам и музыке для того, чтобы они могли стать певчими в храмах. Со временем музыкальное образование стало основным, а возможность обучения была предоставлена всем желающим — за плату. Первые консерватории, в близком к современному пониманию этого слова, возникли в Европе в XVIII–XIX веках. В России профессиональное обучение музыке началось значительно позже.
У его истоков стояли два брата — Антон и Николай Рубинштейны.
Любовь к музыке и Антону, и Николаю еще в детстве привили в семье. Первым учителем мальчиков была их мама, Калерия Христофоровна, одаренная пианистка. С детского возраста братья много концертировали в России и Европе, занимались у лучших преподавателей. Именно они, со всей своей любовью к музыке и блестящими организаторскими способностями, сумели в короткий срок вывести музыкальное образование в России на мировой уровень.
Русские пианисты, дирижеры и педагоги Николай Рубинштейн (слева) и Антон Рубинштейн
Благодаря усилиям старшего, выдающегося исполнителя и композитора Антона Рубинштейна, в 1862 году в Российской империи открылась Санкт-Петербургская консерватория.
Она была создана на базе учебных классов Русского музыкального общества.
А спустя четыре года консерватория появится и в Москве. Она станет делом всей жизни для младшего из братьев — пианиста и дирижера Николая Рубинштейна, который станет ее первым директором и профессором фортепианного класса.
МОСКОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Как и в Санкт-Петербурге, в Москве консерватория начиналась с открытия отделения Русского музыкального общества. Главной задачей общества было просвещение публики, его члены организовывали концерты и открывали музыкальные школы, что сыграло ключевую роль в становлении русской музыкальной культуры.
Руководителем отделения общества в Москве стал 25-летний Николай Рубинштейн.
Со всей энергией он занялся организацией хора, проведением концертов и открытием общедоступных бесплатных музыкальных классов: все расходы общество взяло на себя. Еженедельные концерты симфонического оркестра, где за дирижерским пультом почти всегда стоял он сам, знакомили московскую публику не только с произведениями признанных европейских классиков, но и с сочинениями русских композиторов — современников.
Москва, Государственная консерватория имени П.И. Чайковского, 1953 год
Для создания Московской консерватории, о которой мечтал Рубинштейн, были необходимы средства. Помогла поддержка со стороны императорской семьи и меценатов. Внес личные средства и сам Рубинштейн. Ему еще не раз придется отдавать на нужды учебного заведения собственные деньги, зачастую даже брать в долг на эти цели и расплачиваться затем гонорарами за свои концерты. Рассказывают, что на десятилетие консерватории директору подарили большой серебряный поднос с рваными расписками и векселями, которые были оплачены его друзьями.
«ХОЗЯИН МУЗЫКАЛЬНОЙ МОСКВЫ»
Свои двери для студентов Московская консерватория открыла 1 сентября 1866 года. В 1871 году учебное заведение переехало в дом семьи Воронцовых на Большой Никитской. К преподаванию в только что открывшейся консерватории были привлечены лучшие музыканты современности. Игре на фортепиано учили Николай Рубинштейн, Карл Вебер, Николай Зверев — будущий наставник Рахманинова, на скрипке — Фердинанд Лауб и Людвиг Минкус. Историю и теорию церковного пения в России преподавал протоиерей Дмитрий Разумовский — основатель русской школы музыкальной истории Средневековья. Теорию музыки и гармонию читал 26-летний Петр Чайковский, только что окончивший Санкт-Петербургскую консерваторию. Он, кстати, и жил в этом же доме, в одной квартире с Николаем Рубинштейном: директор консерватории взял небогатого музыканта под свою опеку. В воспоминаниях Чайковского немало трогательных моментов, в которых он описывает, как Рубинштейн приобретал для него одежду и поддерживал деньгами.
Группа профессоров консерватории перед ее зданием, начало 1890-х годов
Благодаря усилиям Николая Рубинштейна финансовым директором Московского отделения Российского музыкального общества и консерватории стал Сергей Третьяков, брат основателя Третьяковской галереи. В работу был вовлечен и промышленник Николай Алексеев, будущий городской глава, много сделавший для развития Москвы.
ДОМ ДЛЯ МУЗЫКИ
Учеба в консерватории была платной и недешевой: 100 рублей в год. Срок обучения составлял шесть лет.
В начале 90-х годов XIX века было принято решение о кардинальной перестройке дома Воронцовых.
Знаменитая сегодня на весь мир фасадная стена главного корпуса с полуротондой на уровне двух нижних этажей — это то, что было сохранено от исторической постройки, все остальное было практически выстроено заново, и в 1898 году преподаватели и студенты получили возможность заниматься в новых классных помещениях. В том же году был освящен и открыт Малый зал
.В 1901 году состоялось торжественное открытие Большого зала.
Во время концерта в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, 1966 год Строительство нового здания консерватории и Большого зала стало главной задачей для Василия Сафонова, возглавившего учебное заведение в 1889 году. Как и первый директор Московской консерватории, он убедил власти и московское купечество вложиться в строительство нового здания: 400 тысяч рублей внес император Александр II, более 200 тысяч пожертвовал купец Солодовников, среди других филантропов — сахарозаводчик Харитоненко, кондитер Абрикосов, золотопромышленник Рукавишников. Мебель оплатил текстильный фабрикант Морозов, мраморные лестницы за свой счет установил архитектор Загорский, который к тому же работал над этим проектом безвозмездно, а железнодорожный магнат Cергей фон Дервиз, дети которого учились у Чайковского, подарил консерватории орган работы крупнейшего французского мастера XIX века Аристида Кавайе-Колля.
Орган A. Cavaille-Coll, подаренный консерватории Сергеем фон Дервизом в 1899 году
И все же самое главное украшение и нового здания, и Большого концертного зала — это его уникальная акустика. Здесь важна каждая мелочь, и заслуга архитектора Загорского — в том, что он это прекрасно понимал и тщательно работал над деталями проекта. И подбор строительных материалов, и двойной потолок с воздушной подушкой, и раковина эстрады, отражающая звук, – все здесь важно, все работает на то, чтобы сделать Большой зал Московской консерватории одной из лучших концертных площадок в мире. В 1983 году в комплекс зданий Московской консерватории вошла городская усадьба Колычевых, здание XVIII–XIX веков, с прекрасным залом, некогда построенным для Синодального певческого училища. Сегодня мы знаем этот зал как Рахманиновский, имя он получил в 1986 году, а открыл его концерт Святослава Рихтера: так два выпускника Московской консерватории «встретились» во времени и пространстве спустя годы после окончания учебы.
Сегодня Московская консерватория имеет статус университета — это подчеркивает уникальность музыкального вуза и его особое место в русской культуре. А в память об основателе консерватории создан музей его имени, ставший основой для экспозиции Музея музыкальной культуры имени Глинки. Гордится вуз и своей легендарной библиотекой, которая носит имя Танеева: она входит в топ-5 крупнейших музыкальных библиотек мира по количеству единиц хранения — более 1,5 миллиона экземпляров. Еще одна достопримечательность консерватории — витраж с изображением святой Цецилии, покровительницы музыкантов. Он находился в Большом зале, но в годы Великой Отечественной войны был разбит. Долгие годы это место занимала картина Репина «Славянские композиторы», но затем витраж был восстановлен, и с 2011 года Цецилия вернулась на свое место.
В 1954 году перед зданием установлен памятник великому композитору работы скульптора Веры Мухиной. Когда-то Чайковский преподавал здесь теоретические дисциплины, а сегодня, кажется, не просто взмахивает рукой в дирижерском жесте, а приветствует новые поколения музыкантов, которые принесут славу своей альма-матер в будущем.
В ГОСТЯХ У КОРОЛЕВЫ МУЗЫКИ.
МУЗЫКА, СОЗДАННАЯ НА ВЕКА.
МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМЕНИ ПЕТРА ИЛЬИЧА ЧАЙКОВСКОГО ИСПОЛНЯЕТСЯ 155 летМосковская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Большой зал
Сочинения первого профессора Московской Консерватории Петра Ильича Чайковского: Первый концерт для фортепиано с оркестром и Четвёртая СимфонияВ этом году Консерватории исполняется 155 лет и 120 лет со дня открытия её Большого зала
Одно из самых известных музыкальных учебных заведений России и мира по праву гордится своими блистательными выпускниками, среди которых Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Альфред Шнитке, Мстислав Ростропович, Родион Щедрин, Святослав Рихтер, Александра Пахмутова, Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Денис Мацуев…За полтора века из этих стен вышло великое множество блестящих исполнителей, певцов, композиторов, дирижеров.
Трудно представить, что всего полтора с небольшим столетия назад профессионального музыкального образования в России не существовало, талантливые музыканты учились в частных учебных заведениях либо за рубежом, а многие из композиторов, имена которых сегодня составляют гордость мировой культуры, консерваторского диплома не имели, получив специальность правоведа, медика или военного.
У ИСТОКОВ
Само название учреждения происходит от латинского «conservare» — сохранять.Так изначально назывались сиротские приюты в Италии, где детей обучали ремеслам и музыке для того, чтобы они могли стать певчими в храмах.
Со временем музыкальное образование стало основным, а возможность обучения была предоставлена всем желающим — за плату.
Первые консерватории, в близком к современному пониманию этого слова, возникли в Европе в XVIII–XIX веках. В России профессиональное обучение музыке началось значительно позже.
У его истоков стояли два брата — Антон и Николай Рубинштейны.
Любовь к музыке и Антону, и Николаю еще в детстве привили в семье. Первым учителем мальчиков была их мама, Калерия Христофоровна, одаренная пианистка. С детского возраста братья много концертировали в России и Европе, занимались у лучших преподавателей.Именно они, со всей своей любовью к музыке и блестящими организаторскими способностями, сумели в короткий срок вывести музыкальное образование в России на мировой уровень.
Русские пианисты, дирижеры и педагоги Николай Рубинштейн (слева) и Антон Рубинштейн
Благодаря усилиям старшего, выдающегося исполнителя и композитора Антона Рубинштейна, в 1862 году в Российской империи открылась Санкт-Петербургская консерватория.Она была создана на базе учебных классов Русского музыкального общества.
А спустя четыре года консерватория появится и в Москве. Она станет делом всей жизни для младшего из братьев — пианиста и дирижера Николая Рубинштейна, который станет ее первым директором и профессором фортепианного класса.МОСКОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Как и в Санкт-Петербурге, в Москве консерватория начиналась с открытия отделения Русского музыкального общества.Главной задачей общества было просвещение публики, его члены организовывали концерты и открывали музыкальные школы, что сыграло ключевую роль в становлении русской музыкальной культуры.
Руководителем отделения общества в Москве стал 25-летний Николай Рубинштейн.
Со всей энергией он занялся организацией хора, проведением концертов и открытием общедоступных бесплатных музыкальных классов: все расходы общество взяло на себя.Еженедельные концерты симфонического оркестра, где за дирижерским пультом почти всегда стоял он сам, знакомили московскую публику не только с произведениями признанных европейских классиков, но и с сочинениями русских композиторов — современников.
Москва, Государственная консерватория имени П.И. Чайковского, 1953 год
Для создания Московской консерватории, о которой мечтал Рубинштейн, были необходимы средства. Помогла поддержка со стороны императорской семьи и меценатов.Внес личные средства и сам Рубинштейн. Ему еще не раз придется отдавать на нужды учебного заведения собственные деньги, зачастую даже брать в долг на эти цели и расплачиваться затем гонорарами за свои концерты.
Рассказывают, что на десятилетие консерватории директору подарили большой серебряный поднос с рваными расписками и векселями, которые были оплачены его друзьями.
«ХОЗЯИН МУЗЫКАЛЬНОЙ МОСКВЫ»
Свои двери для студентов Московская консерватория открыла 1 сентября 1866 года. В 1871 году учебное заведение переехало в дом семьи Воронцовых на Большой Никитской.К преподаванию в только что открывшейся консерватории были привлечены лучшие музыканты современности.
Игре на фортепиано учили Николай Рубинштейн, Карл Вебер, Николай Зверев — будущий наставник Рахманинова, на скрипке — Фердинанд Лауб и Людвиг Минкус. Историю и теорию церковного пения в России преподавал протоиерей Дмитрий Разумовский — основатель русской школы музыкальной истории Средневековья.
Теорию музыки и гармонию читал 26-летний Петр Чайковский, только что окончивший Санкт-Петербургскую консерваторию. Он, кстати, и жил в этом же доме, в одной квартире с Николаем Рубинштейном: директор консерватории взял небогатого музыканта под свою опеку.
В воспоминаниях Чайковского немало трогательных моментов, в которых он описывает, как Рубинштейн приобретал для него одежду и поддерживал деньгами.
Группа профессоров консерватории перед ее зданием, начало 1890-х годов
© Московская государственная консерватория имени П.И. ЧайковскогоБлагодаря усилиям Николая Рубинштейна финансовым директором Московского отделения Российского музыкального общества и консерватории стал Сергей Третьяков, брат основателя Третьяковской галереи. В работу был вовлечен и промышленник Николай Алексеев, будущий городской глава, много сделавший для развития Москвы.
ДОМ ДЛЯ МУЗЫКИ
Учеба в консерватории была платной и недешевой: 100 рублей в год. Срок обучения составлял шесть лет.В начале 90-х годов XIX века было принято решение о кардинальной перестройке дома Воронцовых.
Знаменитая сегодня на весь мир фасадная стена главного корпуса с полуротондой на уровне двух нижних этажей — это то, что было сохранено от исторической постройки, все остальное было практически выстроено заново, и в 1898 году преподаватели и студенты получили возможность заниматься в новых классных помещениях.В том же году был освящен и открыт Малый зал
.В 1901 году состоялось торжественное открытие Большого зала.
Строительство нового здания консерватории и Большого зала стало главной задачей для Василия Сафонова, возглавившего учебное заведение в 1889 году. Как и первый директор Московской консерватории, он убедил власти и московское купечество вложиться в строительство нового здания:
400 тысяч рублей внес император Александр II, более 200 тысяч пожертвовал купец Солодовников, среди других филантропов — сахарозаводчик Харитоненко, кондитер Абрикосов, золотопромышленник Рукавишников. Мебель оплатил текстильный фабрикант Морозов, мраморные лестницы за свой счет установил архитектор Загорский, который к тому же работал над этим проектом безвозмездно, а железнодорожный магнат Cергей фон Дервиз, дети которого учились у Чайковского, подарил консерватории орган работы крупнейшего французского мастера XIX века Аристида Кавайе-Колля.
Орган A. Cavaille-Coll, подаренный консерватории Сергеем фон Дервизом в 1899 году
© Московская государственная консерватория имени П.И. ЧайковскогоИ все же самое главное украшение и нового здания, и Большого концертного зала — это его уникальная акустика.
Здесь важна каждая мелочь, и заслуга архитектора Загорского — в том, что он это прекрасно понимал и тщательно работал над деталями проекта.
И подбор строительных материалов, и двойной потолок с воздушной подушкой, и раковина эстрады, отражающая звук, – все здесь важно, все работает на то, чтобы сделать Большой зал Московской консерватории одной из лучших концертных площадок в мире.
В 1983 году в комплекс зданий Московской консерватории вошла городская усадьба Колычевых, здание XVIII–XIX веков, с прекрасным залом, некогда построенным для Синодального певческого училища.
Сегодня мы знаем этот зал как Рахманиновский, имя он получил в 1986 году, а открыл его концерт Святослава Рихтера: так два выпускника Московской консерватории «встретились» во времени и пространстве спустя годы после окончания учебы.
Восстановленный витраж «Святая Цецилия» в фойе Большого зала Московской консерватории ©
Сегодня Московская консерватория имеет статус университета — это подчеркивает уникальность музыкального вуза и его особое место в русской культуре.А в память об основателе консерватории создан музей его имени, ставший основой для экспозиции Музея музыкальной культуры имени Глинки.
Гордится вуз и своей легендарной библиотекой, которая носит имя Танеева: она входит в топ-5 крупнейших музыкальных библиотек мира по количеству единиц хранения — более 1,5 миллиона экземпляров.
Еще одна достопримечательность консерватории — витраж с изображением святой Цецилии, покровительницы музыкантов. Он находился в Большом зале, но в годы Великой Отечественной войны был разбит. Долгие годы это место занимала картина Репина «Славянские композиторы», но затем витраж был восстановлен, и с 2011 года Цецилия вернулась на свое место.
С 1940 года консерватория носит имя Чайковского.
В 1954 году перед зданием установлен памятник великому композитору работы скульптора Веры Мухиной.Когда-то Чайковский преподавал здесь теоретические дисциплины, а сегодня, кажется, не просто взмахивает рукой в дирижерском жесте, а приветствует новые поколения музыкантов, которые принесут славу своей альма-матер в будущем.