Гайдн Соната для фортепиано Ре Мажор ( Дивертисмент №3)
Гайдн Соната ми минор
«Гайдн обессмертил себя если не изобретением, то усовершенствованием той превосходной, идеально уравновешенной формы сонаты и симфонии, которую впоследствии Моцарт и Бетховен довели до последней степени законченности и красоты».
П. Чайковский.
Haydn - Symphony No.3 in G major - I Allegro
Йозеф Гайдн (1732-1809) – великий австрийский композитор и дирижер, старший из представителей венской классической школы, создатель музыкальных жанров (симфонии, сонаты, струнного квартета), инструментальной классической музыки в целом и классического симфонического оркестра. Создал большое количество произведений, лучшими из которых оказались симфонии, оратории, квартеты, сонаты для клавира.
Творчество «Венским классицизмом» называют музыкальный классицизм XVIII века и связывают с именами трех композиторов, живших и творивших в Вене – Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ванн Бетховена (два младших современника Гайдна).
Гайдна называют «отцом» симфонии и квартета,
Только в его творчестве эти жанры становятся классическими («образцовыми»).
Для его произведений характерно:
·Стройность и уравновешенность формы; ·Светлый и жизнерадостный характер; ·Реалистическая образность; ·Использование народных мелодий.
Клавирное творчество Й. Гайдна
Когда Гайдн создавал свои клавирные произведения, фортепиано постепенно вытесняла из музыкальной практики клавесин и клавикорд. Свои ранние сочинения Гайдн писал еще для этих старинных клавишных инструментов, а на поздних стал указывать «для клавесина или фортепиано» и, наконец «для фортепиано».
Среди его клавирных произведений самое значительное место принадлежит сольным сонатам. Прежде считали, что у Гайдна их всего 52, но благодаря розыскам исследователей, это число увеличилось до 62-х. К наиболее известным из них относятся сонаты Ре мажор и ми минор.
В творчестве Гайдна сложился классический тип сонаты.
Обычно она состоит из 3 частей. Крайние, написанные в быстром темпе в основной тональности, обрамляют медленную вторую часть. Очень ярко особенности фортепианного стиля Гайдна выражены в его Сонате ре мажор и ми минор.
Соната ми минор
Это единственная из немногих минорных сонат Гайдна, где в первой части ярко выраженный лирический характер сочетается с очень быстрым темпом.
I часть – Presto (очень быстро).
Эта часть написана в форме сонатного аллегро.
Экспозиция
Показ музыкальных тем
Главная партия (e-moll)
Мелодия взволнованная, напряженная, беспокойная.
Связующая партия –
Связующий раздел, который дает постепенный переход от главное партии к побочной, от основной тональности к новой, в которой звучит побочная тема.
Побочная партия (G-dur)
Более спокойна, хотя подвижна. Верхний регистр и мажорный лад придают ей светлую окраску.
Разработка –
Изменение музыкальных тем. Разработка основана на развитии главной темы.
Реприза –
Повторение музыкальных тем, где главная и побочная партии звучат в e-moll, а связующая партия сокращена.
II часть – Andante (неторопливо).
После взволнованной I части, II часть, как и в симфонии, вносит успокоение. Можно себе представить, что это раздумье, размышление о чем-то хорошем, светлом. II часть написана в тональности G-dur. Основная тема звучит легко, неторопливо. В музыке этой части сонаты отсутствуют яркие контрасты.
III часть – Финал.
Основная тема отличается грациозностью, легкостью, подвижностью, острым и четким ритмом. Она имеет танцевальный характер. Построение финала близко форме рондо Слушаем сонату ми минор
Аудиозапись недоступна
Аудиозапись недоступна
Аудиозапись недоступна
Издавна соната была камерным жанром, она предназначалась для домашнего музицирования. В его фортепианных произведениях складывался новый стиль игры на этом инструменте. Он быстро понял, что на фортепиано возможно исполнить более мягкие выразительные мелодии, чем на клавесине. Начиная с Гайдна, клавесинная музыка стала уходить в прошлое, а фортепианная начинала свою историю.
Для сонат Гайдна характерны изящество и лёгкость музыки, отсутствие контраста между темами, небольшой объём и камерность звучания.
Вот настоящая музыка! Вот чем следует наслаждаться, вот что следует всасывать в себя всем, кто желает воспитать в себе здоровое музыкальное чувство, здравый вкус.
В ГОСТЯХ У КОРОЛЕВЫ МУЗЫКИ.
К 290-летию со дня РОЖДЕНИЯ ФРАНЦА ИОЗЕФА ГАЙДНА
КЛАВИРНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЙОЗЕФА ГАЙДНА
Гайдн Соната для фортепиано Ре Мажор ( Дивертисмент №3)
Гайдн Соната ми минор
П. Чайковский.
«Венским классицизмом» называют музыкальный классицизм XVIII века и связывают с именами трех композиторов, живших и творивших в Вене – Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ванн Бетховена (два младших современника Гайдна).
Гайдна называют «отцом» симфонии и квартета,
Только в его творчестве эти жанры становятся классическими («образцовыми»).Для его произведений характерно:
·Стройность и уравновешенность формы; ·Светлый и жизнерадостный характер;·Реалистическая образность;
·Использование народных мелодий.
Клавирное творчество Й. Гайдна
Когда Гайдн создавал свои клавирные произведения, фортепиано постепенно вытесняла из музыкальной практики клавесин и клавикорд. Свои ранние сочинения Гайдн писал еще для этих старинных клавишных инструментов, а на поздних стал указывать «для клавесина или фортепиано» и, наконец «для фортепиано».В творчестве Гайдна сложился классический тип сонаты.
Обычно она состоит из 3 частей. Крайние, написанные в быстром темпе в основной тональности, обрамляют медленную вторую часть.Очень ярко особенности фортепианного стиля Гайдна выражены в его Сонате ре мажор и ми минор.
Соната ми минор
Это единственная из немногих минорных сонат Гайдна, где в первой части ярко выраженный лирический характер сочетается с очень быстрым темпом.I часть – Presto (очень быстро).
Экспозиция
Показ музыкальных темГлавная партия (e-moll)
Мелодия взволнованная, напряженная, беспокойная.Связующая партия –
Связующий раздел, который дает постепенный переход от главное партии к побочной, от основной тональности к новой, в которой звучит побочная тема.Побочная партия (G-dur)
Более спокойна, хотя подвижна. Верхний регистр и мажорный лад придают ей светлую окраску.Разработка –
Изменение музыкальных тем. Разработка основана на развитии главной темы.Реприза –
Повторение музыкальных тем, где главная и побочная партии звучат в e-moll, а связующая партия сокращена.II часть – Andante (неторопливо).
III часть – Финал.
Слушаем сонату ми минор
В его фортепианных произведениях складывался новый стиль игры на этом инструменте. Он быстро понял, что на фортепиано возможно исполнить более мягкие выразительные мелодии, чем на клавесине. Начиная с Гайдна, клавесинная музыка стала уходить в прошлое, а фортепианная начинала свою историю.
А. Серов