К 290-летию со дня РОЖДЕНИЯ ФРАНЦА ИОЗЕФА ГАЙДНА

КЛАВИРНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЙОЗЕФА ГАЙДНА

К 290-летию со дня РОЖДЕНИЯ  ФРАНЦА ИОЗЕФА ГАЙДНА - 923614131130

 Гайдн  Соната для фортепиано Ре Мажор ( Дивертисмент №3)

    Гайдн Соната ми минор

      «Гайдн обессмертил себя если не изобретением, то усовершенствованием той превосходной, идеально уравновешенной формы сонаты и симфонии, которую впоследствии Моцарт и Бетховен довели до последней степени законченности и красоты». 

      П. Чайковский.

      К 290-летию со дня РОЖДЕНИЯ  ФРАНЦА ИОЗЕФА ГАЙДНА - 923614130874
      • Haydn - Symphony No.3 in G major - I Allegro
      Йозеф Гайдн (1732-1809) – великий австрийский композитор и дирижер, старший из представителей венской классической школы, создатель музыкальных жанров (симфонии, сонаты, струнного квартета), инструментальной классической музыки в целом и классического симфонического оркестра.                                                                                    Создал большое количество произведений, лучшими из которых оказались симфонии, оратории, квартеты, сонаты для клавира.
      К 290-летию со дня РОЖДЕНИЯ  ФРАНЦА ИОЗЕФА ГАЙДНА - 923614130618
      Творчество
      «Венским классицизмом» называют музыкальный классицизм XVIII века и связывают с именами трех композиторов, живших и творивших в Вене – Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ванн Бетховена (два младших современника Гайдна).

      Гайдна называют «отцом» симфонии и квартета,

      Только в его творчестве эти жанры становятся классическими («образцовыми»).

      Для его произведений характерно:

      ·Стройность и уравновешенность формы; ·Светлый и жизнерадостный характер;
      ·Реалистическая образность;
      ·Использование народных мелодий.
      К 290-летию со дня РОЖДЕНИЯ  ФРАНЦА ИОЗЕФА ГАЙДНА - 923614130362

      Клавирное творчество Й. Гайдна

      Когда Гайдн создавал свои клавирные произведения, фортепиано постепенно вытесняла из музыкальной практики клавесин и клавикорд.                              Свои ранние сочинения Гайдн писал еще для этих старинных клавишных инструментов, а на поздних стал указывать «для клавесина или фортепиано» и, наконец «для фортепиано».
      К 290-летию со дня РОЖДЕНИЯ  ФРАНЦА ИОЗЕФА ГАЙДНА - 923614130106
      Среди его клавирных произведений самое значительное место принадлежит сольным сонатам.                                                                                                  Прежде считали, что у Гайдна их всего 52, но благодаря розыскам исследователей, это число увеличилось до 62-х.                                                      К наиболее известным из них относятся сонаты Ре мажор и ми минор.           

      В творчестве Гайдна сложился классический тип сонаты.

      Обычно она состоит из 3 частей.                                                                      Крайние, написанные в быстром темпе в основной тональности, обрамляют медленную вторую часть.
      Очень ярко особенности фортепианного стиля Гайдна выражены в его Сонате ре мажор и ми минор. 
      К 290-летию со дня РОЖДЕНИЯ  ФРАНЦА ИОЗЕФА ГАЙДНА - 923614129850

      Соната ми минор

      Это единственная из немногих минорных сонат Гайдна, где в первой части ярко выраженный лирический характер сочетается с очень быстрым темпом.

      I часть – Presto (очень быстро).

        Эта часть написана в форме сонатного аллегро.

        Экспозиция

        Показ музыкальных тем

        Главная партия (e-moll)

        Мелодия взволнованная, напряженная, беспокойная.

        Связующая партия –

        Связующий раздел, который дает постепенный переход от главное партии к побочной, от основной тональности к новой, в которой звучит побочная тема.

        Побочная партия (G-dur)

        Более спокойна, хотя подвижна.                                                                          Верхний регистр и мажорный лад придают ей светлую окраску.

        Разработка –

        Изменение музыкальных тем. Разработка основана на развитии главной темы.

        Реприза –

        Повторение музыкальных тем, где главная и побочная партии звучат в e-moll, а связующая партия сокращена.

        II часть – Andante (неторопливо).

          После взволнованной I части, II часть, как и в симфонии, вносит успокоение. Можно себе представить, что это раздумье, размышление о чем-то хорошем, светлом.                                                                                                                          II часть написана в тональности G-dur.                                                            Основная тема звучит легко, неторопливо. В музыке этой части сонаты отсутствуют яркие контрасты.

          III часть – Финал.

            Основная тема отличается грациозностью, легкостью, подвижностью, острым и четким ритмом.                                                                                          Она имеет танцевальный характер.                                                                        Построение финала близко форме рондо 
            Слушаем сонату ми минор
            • Аудиозапись недоступна
            • Аудиозапись недоступна
            • Аудиозапись недоступна
            Издавна соната была камерным жанром, она предназначалась для домашнего музицирования.  
            В его фортепианных произведениях складывался новый стиль игры на этом инструменте.                                                                                                                Он быстро понял, что на фортепиано возможно исполнить более мягкие выразительные мелодии, чем на клавесине.                                                            Начиная с Гайдна, клавесинная музыка стала уходить в прошлое, а фортепианная начинала свою историю.
            К 290-летию со дня РОЖДЕНИЯ  ФРАНЦА ИОЗЕФА ГАЙДНА - 923614129594
            Для сонат Гайдна характерны изящество и лёгкость музыки, отсутствие контраста между темами, небольшой объём и камерность звучания.
            К 290-летию со дня РОЖДЕНИЯ  ФРАНЦА ИОЗЕФА ГАЙДНА - 923740373434
            Вот настоящая музыка! Вот чем следует наслаждаться, вот что следует всасывать в себя всем, кто желает воспитать в себе здоровое музыкальное чувство, здравый вкус.

            А. Серов

            К 290-летию со дня РОЖДЕНИЯ  ФРАНЦА ИОЗЕФА ГАЙДНА - 923614129338

            Комментарии

            Комментариев нет.