Первоначально это небольшое инструментальное произведение импровизационного характера без какой-либо конкретной формы, служащее вступлением к последующей музыке, исполняющееся на лютне, струнном клавишном инструменте или органе
Которое, как правило, пишется для фортепиано, отличается небольшим объемом и не имеет установленной формы
Первыми прелюдиями были произведения для лютни эпохи Возрождения (XVв.) Это были короткие вступления, предшествовавшие крупным пьесам. Лютнисты часто играли прелюдии, чтобы проверить настройку инструмента или акустику помещения перед выступлением
Прелюдия, не скованная строгими и четкими рамками правил,
Подготавливала настроение будущей пьесы и в то же время исполнителю позволяла продемонстрировать виртуозное мастерство, изобретательность
Французский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения, а также музыковед и композитор Жан-Жак Руссо (1712-1778) в одном из своих трактатов подчёркивает важность этого музыкального акта: «Особенно в прелюдии великие музыканты, освобождённые от этого крайнего подчинения правилам, которые навязывают им на бумаге, освещают эти научные традиции, восхищающие их слушателей. Здесь недостаточно быть хорошим композитором или иметь хорошую клавиатуру, а также иметь отлично подготовленную руку, необходимо настоящее чутьё мастера»
Первым композитором, использовавшим такой жанр, стал
Луи Куперен (1626 - 1661)
После него клавесинные прелюдии без обозначения длительностей писали многие композиторы вплоть до первой половины XVIII века: Жан-Анри д'Англеберта (1629-1691), Элизабет Жаке де ла Гуерре (1665-1729), Франсуа Куперина (1668-1733) Жан-Филипп Рамо (1683-1764), чей первый сборник клавесинных пьес (1706) был издан именно с подобным вступлением В XVII веке во Франции начали появляться клавишные прелюдии, которые использовались в качестве вступлений к частям клавесинной сюиты *Если творчество Куперена было кульминацией французской клавесинной школы, то завершителем ее стал Рамо https://www.youtube.com/watch?v=26EzKYruFDk
06:54
Louis Couperin Suite en ré, Gustav Leonhardt (2001).mp4
В Германии XVII века появились многочастные прелюдии. Северо-немецкие композиторы, такие как Дитрих Букстехуде или Николай Брунс в своих прелюдиях сочетали свободную импровизацию и части, написанные по строгим канонам контрапункта (обычно это были миниатюрные фуги)
Аудиозапись недоступна
Nikolaus Bruns - Preludia i fuga e-moll
Южно- и центрально немецкие композиторы не следовали такому способу построения прелюдий, и их произведения оставались импровизационными, включая лишь небольшие элементы контрапункта или вовсе обходясь без него Небольшую, обычно открывающую богослужение органную прелюдию Букстехуде разворачивает в масштабную, насыщенную контрастами музыкальную композицию, обычно пятичастную, включающую в себя последование трех импровизаций и двух фуг. Импровизации были призваны отразить иллюзорно-хаотический, непредсказуемо-стихийный мир бытия, фуги — его философское осмысление.
Некоторые из фуг органных фантазий по трагическому напряжению звучания, величию сопоставимы только с лучшими фугами Баха. Сочетание импровизаций и фуг в единое музыкальное целое создавало объемную картину многоэтапных переключений от одного уровня понимания и восприятия мира к другому, с их динамической спаянностью, напряженной драматургической линией развития, устремленной к концу. Органные фантазии Букстехуде — уникальное художественное явление в истории музыки. Они во многом повлияли на органные сочинения Баха. В течение второй половины XVII века немецкие композиторы начали писать двойные произведения, объединяя прелюдию с фугой в той же тональности. Одним из первых таких композиторов был Иоганн Пахельбель
Д. Букстерхуде - Прелюдия и фуга ре-минор
Наиболее многочисленными и известными сегодня являются прелюдии и фуги И. С. Баха В творчестве Баха одновременно сложился двухчастный устойчивый цикл прелюдии и фуги. В нем свободно развертывающая музыкальная мысль прелюдии контрастирует с четкой организацией материала в фуге, которая строго подчиняется закона
Большинство прелюдий Баха написаны в форме темы и вариации,
«Хорошо темперированный клавир» оказал влияние почти на всех значительных композиторов последующих эпох, многие из них написали свои циклы из 12 или 24 прелюдий, которые располагались, как и у Баха, по тональностям
Иоганн Каспар Фердинанд Фишер
Был одним из первых немецких композиторов, перенёсших французский музыкальный стиль конца XVII века на немецкую клавирную музыку, заменяя стандартную увертюру на прелюдию.
Сборник Фишера «Ariadne musica» —
Это цикл клавирных произведений, состоящий из прелюдий с фугами. Этот цикл стал предшественником более известного цикла И. С. Баха «Хорошо темперированного клавира», состоящего из двух томов, содержащих по 24 прелюдии и фуги, который стал подлинной энциклопедией разных типов прелюдий.
Elisabeth Joyé - Ariadne Musica: Prélude No. 13 et fugue
Elisabeth Joyé - Ariadne Musica: Prélude No. 1 et fugue
Elisabeth Joyé - Ariadne Musica: Prélude No. 15 et fugue
Elisabeth Joyé - Ariadne Musica: Prélude No. 3 et fugue
Токкатные и скерцозные, скорбные и торжественные, сосредоточенные на размышлении о самых серьезных проблемах бытия и танцевальные, кажется, им доступны все области содержания
«Второе рождение» жанра прелюдии произошло в творчестве Фридерика Шопена (1810-1849), который сумел раскрыть неисчерпаемые выразительные возможности инструментальной миниатюры Ф.Шопен первый, кто создал цикл из 24 прелюдий в качестве самостоятельных произведений. Они написаны во всех мажорных и минорных тональностях и поражают богатством поэтических переживаний, неповторимостью, неожиданностью эмоциональных контрастов и целостностью каждого запечатленного в них облика.
Антон Рубинштейн назвал прелюдии Шопена «жемчужинами»
Frederic Francois Chopin (Фредерик Франсуа Шопен) - 24 Preludes, Op. 28: No. 8 In F Sharp Minor
Frederic Francois Chopin (Фредерик Франсуа Шопен) - 24 Prleudes, Op. 28: No. 13 In F Sharp Major
Frederic Francois Chopin (Фредерик Франсуа Шопен) - 24 Preludes, Op. 28: No. 23 In F Major
Владимир Ашкенази - 24 прелюдии op.28
Освободившись от изначального предназначения вступительной пьесы, прелюдия получила развитие в творчестве композиторов последующих поколений, которые писали прелюдии как самостоятельные произведения. Особенно большое влияние на последующих композиторов оказали два тома
Ещё раньше, в 1894 г., К.Дебюсси пишет симфоническую прелюдию «Послеполуденный отдых фавна», которая только в году превратится во всемирно известный балет В. Нижинского
Евгений Мравинский, Симфонический оркестр Ленинградской филармонии - Послеполуденный отдых фавна, L. 86
Цикл из двадцати четырёх прелюдий, созданных Дебюсси в конце творческого пути завершил, по существу, развитие этого жанра в западноевропейской музыке, наиболее значительными явлениями которого до сих пор были прелюдии Баха и Шопена. Каждая из прелюдий имеет программное название, указанное в конце пьесы ( этим автор как бы подчёркивает нежелание "навязывать" свой замысел исполнителю и слушателю.
Прелюдии имеют совершенно законченную и стройную форму.
Мы почти не найдём прелюдий типа набросков, эскизов или просто импровизаций. Большая свобода высказывания заключена у Дебюсси в довольно строгие рамки композиции 1. Танцовщицы Дельфы 00: 00 2. Паруса 03:38 3. Ветра в равнине, 08:06 4. Звуки и ароматы вращаются в вечернем воздухе 10: 13 5. Холмы Анакапри 14:08 6. Шаги на снегу 17: 40 7. Что видел западный ветер 22: 05 8. девушка с волосами цвета льна 25: 19 9. Прерванная серенада 28:28 10. Затонувший собор 30:58 11. Танец Пека 38: 25 12. Менестрели 40:59 13. Туман 43:27 14. Мертвые листья 46:58 15. Ворота Альгамбры 50:58 16. Феи - прелестные танцовщицы 54:06 17. Вереск 57:20 18. Генерал Лявин, эксцентрик 01:00:27 19. Терраса, освещаемая лунным светом 1: 03: 05 20. Ундина 01:07:37 21. В знак уважения С.Пиквику 1:11:01 22. Канопа 01:13:26 23. Чередующиеся терции 01:16:41 24. Фейерверк
1:24:07
Préludes (complete 24) - Claude Debussy - Krystian Zimerman
Значительное развитие жанр прелюдии получил и в русской музыке. В его понимание русские и советские композиторы привнесли свою национальную специфику. Прелюдии С.Рахманинова масштабно-концертные, вызывают картинные и зримые ассоциации. Прелюдии А.Скрябина – утонченные, мечтательные, которые исполнены в дерзновенных порывах. И так не похожие между собой прелюдии Д.Шостаковича, Д. Кабалевского, Р. Щедрина, А. Шнитке Д. Д. Шостакович — цикл из 24 прелюдий и фуг, 1951, и более ранний цикл из 24 прелюдий для фортепиано. https://www.youtube.com/watch?v=mM0xtmGywZQ
03:36
Сергей Рахманинов. Прелюдия №5 G-минор. Играет автор.
Форму прелюдий использовали и другие композиторы XX века, когда сочиняли «сюиты», навеянные музыкой Барокко. Такими были прелюдии Мориса Равеля (цикл «Могила Куперена», 1914—1917) и Арнольда Шёнберга (сюита для фортепиано оp. 25, 1921—1923) Некоторые современные композиторы-авангардисты, также создавали достаточно непривлекательные вступления. Например, «Прелюдия для медитации» Джона Кейджа (1944) написана для фортепиано, в то время как «Прелюдия» Франсуа-Бернара Маше (1959) и «Прелюдия» Бранимира Сакача (1961) обращается к электронным ресурсам и алеаторным (рискованным) методам
Р. Щедрин стремится к сжатости, лаконизму («вложить слушателю кодовую информацию») изложения материала, к тесному соотношению между собой его частей без каких-либо связующих звеньев. Так, Вторая симфония представляет собой цикл из 25 прелюдий, Балет «Чайка» построен по тому же принципу. Полифоническая тетрадь из двадцати пяти прелюдий второй том 24 прелюдий и фуг.
Родион Щедрин (р. 1932) Симфония № 2;
(25 прелюдий для полного симфонического оркестра) I. 6 Прелюдий (Прелюдии I-VI) 0:00 II. 3 Прелюдии (Прелюдии VII-IX) 10:20 III. 5 Прелюдий (Прелюдии X-XIV) 15:23 Геннадий Рождественский, дирижер Большой симфонический оркестр Московского радио
"Это произведение очень сложное в исполнении и требует от каждого оркестранта самого лучшего. Что касается ее формы, то симфония состоит из двадцати пяти прелюдий для оркестра, и в каждом случае музыка должна сказать что-то новое...".
"Кроме того, самое главное - это чувство меры.
В средствах сильного выражения должно быть двойное чувство меры". Партитура Второй симфонии Щедрина была опубликована в Москве в 1969 году издательством "Советский композитор Пресс". Ему предшествует короткий отрывок из романа А. Твардовского
"День, когда закончилась война":
К вам, павшие в той битве мировой За наше счастье на земле суровой, К вам, наравне с живыми, голос свой Я обращаю в каждой песне новой.
Живое многоголосие окружающего мира отражается в пристрастии композитора к полифонии — и как принципу организации музыкального материала, манере письма, и как к типу мышления. «Полифония — это метод существования, ибо жизнь наша, современное бытие стали полифоничными». Эта мысль композитора подтверждается практически.
В ГОСТЯХ У КОРОЛЕВЫ МУЗЫКИ.
"ЧТО ТАКОЕ ПРЕЛЮДИЯ В МУЗЫКЕ?"
Прелюдия
Прелюдия – слово, пришедшее к нам из латинского языкаPreludium – играю предварительно, делаю Вступление –
Первоначально это небольшое инструментальное произведение импровизационного характера без какой-либо конкретной формы, служащее вступлением к последующей музыке, исполняющееся на лютне, струнном клавишном инструменте или органеСловарь музыкальных терминов. 2012
У прелюдии есть и второе значениеПрелюдия – полноценное законченное музыкальное произведение,
Которое, как правило, пишется для фортепиано, отличается небольшим объемом и не имеет установленной формыЭто были короткие вступления, предшествовавшие крупным пьесам. Лютнисты часто играли прелюдии, чтобы проверить настройку инструмента или акустику помещения перед выступлением
Прелюдия, не скованная строгими и четкими рамками правил,
Подготавливала настроение будущей пьесы и в то же время исполнителю позволяла продемонстрировать виртуозное мастерство, изобретательность«Особенно в прелюдии великие музыканты, освобождённые от этого крайнего подчинения правилам, которые навязывают им на бумаге, освещают эти научные традиции, восхищающие их слушателей. Здесь недостаточно быть хорошим композитором или иметь хорошую клавиатуру, а также иметь отлично подготовленную руку, необходимо настоящее чутьё мастера»
Луи Куперен (1626 - 1661)
После него клавесинные прелюдии без обозначения длительностей писали многие композиторы вплоть до первой половины XVIII века:Жан-Анри д'Англеберта (1629-1691), Элизабет Жаке де ла Гуерре (1665-1729), Франсуа Куперина (1668-1733) Жан-Филипп Рамо (1683-1764), чей первый сборник клавесинных пьес (1706) был издан именно с подобным вступлением В XVII веке во Франции начали появляться клавишные прелюдии, которые использовались
в качестве вступлений к частям клавесинной сюиты
*Если творчество Куперена было кульминацией французской клавесинной школы, то завершителем ее стал Рамо
https://www.youtube.com/watch?v=26EzKYruFDk
Небольшую, обычно открывающую богослужение органную прелюдию Букстехуде разворачивает в масштабную, насыщенную контрастами музыкальную композицию, обычно пятичастную, включающую в себя последование трех импровизаций и двух фуг. Импровизации были призваны отразить иллюзорно-хаотический, непредсказуемо-стихийный мир бытия, фуги — его философское осмысление.
В течение второй половины XVII века немецкие композиторы начали писать двойные произведения, объединяя прелюдию с фугой в той же тональности. Одним из первых таких композиторов был Иоганн Пахельбель
В творчестве Баха одновременно сложился двухчастный устойчивый цикл прелюдии и фуги. В нем свободно развертывающая музыкальная мысль прелюдии контрастирует с четкой организацией материала в фуге, которая строго подчиняется закона
Большинство прелюдий Баха написаны в форме темы и вариации,
Используя один и тот же мотив темы с подражанием, инверсией, модуляции или ретроградной темой, а также другими методами, задействованными в этой барочной формеhttps://www.youtube.com/watch?v=ml7pbMQA7AU&list=RDml7pbMQA7AU&start_radio=1&t=81
Иоганн Каспар Фердинанд Фишер
Был одним из первых немецких композиторов, перенёсших французский музыкальный стиль конца XVII века на немецкую клавирную музыку, заменяя стандартную увертюру на прелюдию.Сборник Фишера «Ariadne musica» —
Это цикл клавирных произведений, состоящий из прелюдий с фугами.Этот цикл стал предшественником более известного цикла И. С. Баха «Хорошо темперированного клавира», состоящего из двух томов, содержащих по 24 прелюдии и фуги, который стал подлинной энциклопедией разных типов прелюдий.
Ф.Шопен первый, кто создал цикл из 24 прелюдий в качестве самостоятельных произведений. Они написаны во всех мажорных и минорных тональностях и поражают богатством поэтических переживаний, неповторимостью, неожиданностью эмоциональных контрастов и целостностью каждого запечатленного в них облика.
Антон Рубинштейн назвал прелюдии Шопена «жемчужинами»
https://www.youtube.com/watch?v=2rzTutR_4uIИмпрессионистских прелюдий (1910,1913) Клода Дебюсси (1862-1918).
Ещё раньше, в 1894 г., К.Дебюсси пишет симфоническую прелюдию «Послеполуденный отдых фавна», которая только в году превратится во всемирно известный балет В. НижинскогоКаждая из прелюдий имеет программное название, указанное в конце пьесы ( этим автор как бы подчёркивает нежелание "навязывать" свой замысел исполнителю и слушателю.
Прелюдии имеют совершенно законченную и стройную форму.
Мы почти не найдём прелюдий типа набросков, эскизов или просто импровизаций.Большая свобода высказывания заключена у Дебюсси в довольно строгие рамки композиции
1. Танцовщицы Дельфы 00: 00
2. Паруса 03:38
3. Ветра в равнине, 08:06
4. Звуки и ароматы вращаются в вечернем воздухе 10: 13
5. Холмы Анакапри 14:08
6. Шаги на снегу 17: 40
7. Что видел западный ветер 22: 05
8. девушка с волосами цвета льна 25: 19
9. Прерванная серенада 28:28
10. Затонувший собор 30:58
11. Танец Пека 38: 25
12. Менестрели 40:59
13. Туман 43:27
14. Мертвые листья 46:58
15. Ворота Альгамбры 50:58
16. Феи - прелестные танцовщицы 54:06
17. Вереск 57:20
18. Генерал Лявин, эксцентрик 01:00:27
19. Терраса, освещаемая лунным светом 1: 03: 05
20. Ундина 01:07:37
21. В знак уважения С.Пиквику 1:11:01
22. Канопа 01:13:26
23. Чередующиеся терции 01:16:41
24. Фейерверк
В его понимание русские и советские композиторы привнесли свою национальную специфику.
Прелюдии С.Рахманинова масштабно-концертные, вызывают картинные
и зримые ассоциации. Прелюдии А.Скрябина – утонченные, мечтательные, которые исполнены в дерзновенных порывах. И так не похожие между собой прелюдии Д.Шостаковича, Д. Кабалевского, Р. Щедрина, А. Шнитке
Д. Д. Шостакович — цикл из 24 прелюдий и фуг, 1951, и более ранний цикл из 24 прелюдий для фортепиано.
https://www.youtube.com/watch?v=mM0xtmGywZQ
Некоторые современные композиторы-авангардисты, также создавали достаточно непривлекательные вступления. Например, «Прелюдия для медитации» Джона Кейджа (1944) написана для фортепиано, в то время как «Прелюдия» Франсуа-Бернара Маше (1959) и «Прелюдия» Бранимира Сакача (1961) обращается к электронным ресурсам и алеаторным (рискованным) методам
Родион Щедрин (р. 1932) Симфония № 2;
(25 прелюдий для полного симфонического оркестра)I. 6 Прелюдий (Прелюдии I-VI) 0:00
II. 3 Прелюдии (Прелюдии VII-IX) 10:20
III. 5 Прелюдий (Прелюдии X-XIV) 15:23 Геннадий Рождественский, дирижер
Большой симфонический оркестр Московского радио
Говоря о своей Второй симфонии, Щедрин заявил:
"Это произведение очень сложное в исполнении и требует от каждого оркестранта самого лучшего. Что касается ее формы, то симфония состоит из двадцати пяти прелюдий для оркестра, и в каждом случае музыка должна сказать что-то новое..."."Кроме того, самое главное - это чувство меры.
В средствах сильного выражения должно быть двойное чувство меры".Партитура Второй симфонии Щедрина была опубликована в Москве в 1969 году издательством "Советский композитор Пресс".
Ему предшествует короткий отрывок из романа А. Твардовского
"День, когда закончилась война":
К вам, павшие в той битве мировойЗа наше счастье на земле суровой,
К вам, наравне с живыми, голос свой
Я обращаю в каждой песне новой.