КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» (ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ «ВСТАВАЙТЕ ЛЮДИ РУССКИЕ»)
Государственный хор и симфонический оркестр кинематографии п/у Эмина Хачатуряна - Кантата Вставайте, люди русские (Из к/ф "Александр Невский")
Академический Ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова feat. Геннадий Саченюк - Вставайте, люди русские! [Из кантаты "Александр Невский"]
"ВСТАВАЙТЕ ЛЮДИ РУССКИЕ" - ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ.
Это хоровая песня не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. Во время Великой Отечественной войны хор "Вставайте, люди русские" часто звучал по радио. Фильм "Александр Невский" показывали на фронтах солдатам Советской Армии.
Один из участников обороны Севастополя вспоминает:
"Потрясающее впечатление производила песня "Вставайте, люди русские" Усиленная резонансом подземелья, она властно захватывала душу".
С давних пор на Руси существовал обычай - возвещать о важных событиях ударами набатного колокола. Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в его первой части (как и "Песня об Александре Невском" это хор написан в трехчастной форме.)
В мелодии, в ее настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы.
Ритм марша подчеркивает героический характер музыки.
И здесь мы наблюдаем сочетание народных песенных традиций с прокофьевскими современными музыкальными приемами. Так, например, для ладовой окраски мелодии характерна переменность, идущая от русской народной песни: Мелодия "переливается" из до минора в ми бемоль мажор, но следующую фразу Прокофьев смело начинает в, казалось бы, далекой ("чужой") тональности до-бемоль мажор, которая в свою очередь переходит в ми бемоль минор. Богатство и смелость гармонических и тональных красок - одна из характерных черт музыки Прокофьева.
Средняя часть хора написана в ре мажоре
( После ми бемоль мажора, в котором окончилась первая часть, снова происходит яркая смена тональных красок: ми-бемоль мажор-ре мажор).
Появляется новая тема - певучая, привольная, светлая,
В ГОСТЯХ У КОРОЛЕВЫ МУЗЫКИ.
СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ.
КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» (ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ «ВСТАВАЙТЕ ЛЮДИ РУССКИЕ»)
"ВСТАВАЙТЕ ЛЮДИ РУССКИЕ" - ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ.
Это хоровая песня не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю.Во время Великой Отечественной войны хор "Вставайте, люди русские" часто звучал по радио.
Фильм "Александр Невский" показывали на фронтах солдатам Советской Армии.
Один из участников обороны Севастополя вспоминает:
"Потрясающее впечатление производила песня "Вставайте, люди русские"Усиленная резонансом подземелья, она властно захватывала душу".
Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в его первой части (как и "Песня об Александре Невском" это хор написан в трехчастной форме.)
Ритм марша подчеркивает героический характер музыки.
И здесь мы наблюдаем сочетание народных песенных традиций с прокофьевскими современными музыкальными приемами.Так, например, для ладовой окраски мелодии характерна переменность, идущая от русской народной песни:
Мелодия "переливается" из до минора в ми бемоль мажор, но следующую фразу Прокофьев смело начинает в, казалось бы, далекой ("чужой") тональности до-бемоль мажор, которая в свою очередь переходит в ми бемоль минор.
Богатство и смелость гармонических и тональных красок - одна из характерных черт музыки Прокофьева.
Средняя часть хора написана в ре мажоре
( После ми бемоль мажора, в котором окончилась первая часть, снова происходит яркая смена тональных красок: ми-бемоль мажор-ре мажор).Появляется новая тема - певучая, привольная, светлая,
Напоминающая некоторые темы из "Русланы" Глинки.Эту мелодию хор поет на слова
"На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу"