АЛЬФРЕД ШНИТКЕ: ФОРТЕПИАННЫЙ КВИНТЕТ (1976), op.108

АЛЬФРЕД ШНИТКЕ: ФОРТЕПИАННЫЙ КВИНТЕТ (1976), op.108 - 942961108410
Альфред Шнитке (1934–1998) Фортепианный квинтет (1976), op.108
Alfred Schnittke Piano Quintet Op.108
    Фортепианный квинтет
    Фортепианный квинтет

    Альфред Шнитке. Фортепианный квинтет (1976), op.108

    Квинтет «In memoriam» создавался с 1972 по 1976 год и был посвящен памяти матери композитора.
    Произведение представляет собой проникновенное сочинение-размышление о жизни и смерти.
    АЛЬФРЕД ШНИТКЕ: ФОРТЕПИАННЫЙ КВИНТЕТ (1976), op.108 - 942960893370
    Квинтет написан для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели, что соответствует классическому тембровому составу   
    Произведение отличается  типом драматургии, где идея преодоления смерти многократно осмыслена.
    Такой тип сочинения характерен для более позднего периода творчества Альфреда Шнитке.
    Основной смысл Квинтета как победы над смертью
    АЛЬФРЕД ШНИТКЕ: ФОРТЕПИАННЫЙ КВИНТЕТ (1976), op.108 - 942960946106
    В структуре произведения пять частей.
     Их, в свою очередь, можно расчленить на разделы: минорный – первые четыре части и мажорный – финал.
    Все пять частей тяготеют к медленному темпу:
    I. Moderato
    II. Tempo di Valse } attacca
    III. Andante
    IV. Lento
    V. Moderato pastorale } attacca
    • Элисо Вирсаладзе, Квартет имени Бородина - Фортепианный квинтет, соч. 108: I. Moderato
    • Элисо Вирсаладзе, Квартет имени Бородина - Фортепианный квинтет, соч. 108: II. Tempo di Valse
    • Элисо Вирсаладзе, Квартет имени Бородина - Фортепианный квинтет, соч. 108: III. Andante
    • Элисо Вирсаладзе, Квартет имени Бородина - Фортепианный квинтет, соч. 108: IV. Lento
    • Элисо Вирсаладзе, Квартет имени Бородина - Фортепианный квинтет, соч. 108: V. Moderato pastorale
    АЛЬФРЕД ШНИТКЕ: ФОРТЕПИАННЫЙ КВИНТЕТ (1976), op.108 - 942961177530

    ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ВСТУПЛЕНИЕ:

    Квинтет начинается с развернутого фортепианного вступления.
    Открывающий его двухтактный мотив является тематической основой последующих частей.
    В этой исключительно значимой теме возникает важнейшая лейтинтонация – малосекундовый ход.
    Сама первая часть носит сосредоточенный, скорбный характер.
    Важное место отведено репетиции на звуке «gis», которая проходит у рояля в третьей октаве.
    Ее мерное движение напоминает неизбежный ход времени.
    Остальные инструменты поочередно проводят начальную тему вступления,
    хотя в ее основном ритмическом виде она появляется лишь у первой скрипки.

    ВТОРАЯ ЧАСТЬ.

    Вторая часть – единственная, носящая ярко выраженный жанровый характер.

    Это ностальгический вальс.

    Думается, выбор был не случайным.
    Возможно, он был обусловлен воспоминаниями о Вене.
    По стилю данный вальс примыкает к серии шостаковических не танцуемых вальсов.

    ТРЕТЬЯ И ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТИ.

    Andante и Lento снова восстанавливают медитативный характер.
    Каждая из этих частей представляет собой некий парафраз части первой.

    ПЯТАЯ ЧАСТЬ.

    Moderato pastorale – самая яркая часть.
    В ней собраны все важнейшие тематические элементы предшествующих разделов.
    Она единственная носит ярко выраженную тональную окраску – Des-dur.
    АЛЬФРЕД ШНИТКЕ: ФОРТЕПИАННЫЙ КВИНТЕТ (1976), op.108 - 942960961978

    Фортепиано в сочинении.

    Как и во Второй скрипичной сонате, в Фортепианном квинтете оно выполняет три функции, из которых ведущей становится солирующая.
    Основной тематический материал первой части и финала излагается, прежде всего, в партии фортепиано.
    В самой же ее ткани ведущим моментом является подражание манере игры струнных смычковых инструментов, тогда фактура становится одноголосной, как в финале:
    АЛЬФРЕД ШНИТКЕ: ФОРТЕПИАННЫЙ КВИНТЕТ (1976), op.108 - 942960656314
    В первой же части исходное звучание фортепиано было подчеркнуто подражанием струнному квартету.
    «Первый мотив Квинтета – отмечает Шнитке, – до-диез, ре, до-диез, си-диез, до-диез.
    При этом под до-диезом располагается мажорный квартсекстаккорд от до.
    Это расщепление на до и до-диез является основной интонационной идеей всего сочинения, которая находит некоторое разрешение в финале,
    но не в каком-то разрешении до-диеза, а в том, что самый неустойчивый звук становится опорой, то есть тональностью (ре-бемоль мажор) последней части квинтета»
    АЛЬФРЕД ШНИТКЕ: ФОРТЕПИАННЫЙ КВИНТЕТ (1976), op.108 - 942960988858

    ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ВСТУПЛЕНИЕ

    АЛЬФРЕД ШНИТКЕ: ФОРТЕПИАННЫЙ КВИНТЕТ (1976), op.108 - 942960708282
    Солирующая функция, хоть и представлена скромно
    (небольшое вступление в первой части и заключение в пятой),
    Носит главенствующий характер.
    Именно здесь рождаются основные лейтинтонации сочинения.

    Третью функцию выполняет аккомпанемент.

    Особенно ярко он предстает, естественно, во второй части:
    АЛЬФРЕД ШНИТКЕ: ФОРТЕПИАННЫЙ КВИНТЕТ (1976), op.108 - 942960818618
    В камерных сочинениях центрального и позднего периодов творчества фортепиано играет у композитора все более заметную роль.

    Рояль трактуется как равноправный участник ансамбля,

    Яркая тембровая краска, которая, объединяясь с другими инструментами, представляет собой общее звуковое поле.
    А. Шнитке и Л. Исакадзе перед служебным ходом в Большой зал Московской консерватории в день концерта VI фестиваля советской музыки «Московская осень» (29 октября 1984)
    А. Шнитке и Л. Исакадзе перед служебным ходом в Большой зал Московской консерватории в день концерта VI фестиваля советской музыки «Московская осень» (29 октября 1984)
    Музыку одного из последних выдающихся композиторов 20 века в полной мере открывает век 21
    Время показывает неиссякаемый интерес исследователей и слушателей к творчеству Альфреда Шнитке, включая малоизвестные и ранее неизданные сочинения.

    Фильм об Альфреде Шнитке

    Я, немецкий композитор из России - Монолог Альфреда Шнитке
    АЛЬФРЕД ШНИТКЕ: ФОРТЕПИАННЫЙ КВИНТЕТ (1976), op.108 - 942961044666
    АЛЬФРЕД ШНИТКЕ: ФОРТЕПИАННЫЙ КВИНТЕТ (1976), op.108 - 942961200058
    АЛЬФРЕД ШНИТКЕ: ФОРТЕПИАННЫЙ КВИНТЕТ (1976), op.108 - 942961199802
    АЛЬФРЕД ШНИТКЕ: ФОРТЕПИАННЫЙ КВИНТЕТ (1976), op.108 - 942961199546

    Комментарии

    Комментариев нет.