ЗВУКОРЯД. Все звуки объединены в общую систему, называемую звукорядом. Каждый звук в этой системе располагается по порядку, начиная от самого низкого до самого высокого. Звукоряд разделяется на октавы, которые представляют собой отрезки, содержащие наборы нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Сами ноты записываются на нотном стане — это система пяти параллельных линеек. Линии нумеруются снизу вверх, и ноты помещаются на линиях, между ними или под ними в зависимости от их высоты. Чем выше находится нотный знак на стане, тем выше он звучит.
Ноты изображаются круглыми кружками, которые могут быть заполненными или пустыми в зависимости от их продолжительности. Для экономии места нотам приписываются вертикальные линии, называемые штилями. Для обозначения длительности звука к штилям справа добавляются хвостики. Короткие ноты группируются с помощью горизонтальных линий.
При записи музыки для фортепиано используются два нотных стана: верхний стан для записи партии левой руки и нижний стан для правой руки. Оба нотоносца связываются фигурной скобкой для обозначения их взаимосвязи.
Ключи
Ключи в музыкальной нотации играют важную роль, определяя точную высоту звука. Существуют несколько типов ключей: скрипичный, басовый и альтовый, каждый из которых указывает на то, в какой октаве располагаются ноты на нотном стане. Использование ключей значительно упрощает процесс записи музыки, поскольку не требуется добавлять множество дополнительных линеек для указания высоты звуков.
Длительности
Различают ноты по их продолжительности звучания. В музыкальной нотации выделяют несколько видов нот: Целая нота звучит в течение четырех счетов: раз, два, три, четыре; Половинная нота занимает два счета: раз, два; Четвертная нота звучит на один счет; Восьмая нота занимает половину счета четвертной; Шестнадцатая нота — вдвое короче восьмой. Чтобы понять разницу между нотами, можно представить, что целая нота — это единица измерения. Все остальные ноты представляют собой части целой: 1/2, 1/4, 1/8, 1/16. Эти различные виды нот отображаются на нотном стане с использованием разных символов. Для удобства восприятия восьмые и шестнадцатые ноты часто объединяются в группы с помощью горизонтальных черточек.
Такты
Для определения времени в музыке используют такты — это отрезки с заданным числом долей. Внутри тактов могут быть разные по длительности доли, создавая ритм и пульсацию композиции. Такты на нотном стане разделяются вертикальными черточками, которые помогают визуально ориентироваться. Размер такта обозначается числовым значением, например, 3/8, 4/4, 6/8, где числитель указывает на количество долей в такте, а знаменатель — на длительность каждой доли. Кроме основных обозначений длительности, существуют дополнительные знаки: Точка, расположенная справа от ноты, увеличивает её длительность на половину исходной. Две точки увеличивают длительность на половину и четверть исходной ноты. Лига — дуга, связывающая две рядом стоящие ноты. Она продлевает длительность, если лига стоит от одной ноты к такой же ноте, которая расположена там же, где и предыдущая. Кроме того, лига может быть не только ритмическим элементом, но и важным штрихом, объединяющим группы нот в прием легата. Фермата — символ полукруга с точкой, который обозначает небольшое задержание. Фермата немного продлевает ноту: над ней можно задержаться, не обязательно оставаться в строгом ритме.
Паузы
Паузы в музыке играют такую же важную роль, как и сами ноты, поскольку они определяют ритм и структуру композиции. Как и ноты, паузы имеют различную продолжительность, которая также обозначается на нотном стане специальными символами. Эти символы отражают время молчания между музыкальными фразами или внутри тактов, и их длительность соответствует длительности звучания нот, помогая сохранить правильную темповую и ритмическую структуру произведения.
Громкость
В музыкальных нотациях всегда присутствуют указания на динамику исполнения мотивов, что определяет громкость и выразительность произведения. Эти указания представлены специальными символами в виде латинских букв: F (forte) — играть громко P (piano) — играть тихо FF (fortissimo) — играть очень громко PP (pianissimo) — играть очень тихо MF (mezzo forte) — играть средне громко MP (mezzo piano) — играть средне тихо Эти обозначения помогают музыкантам интерпретировать композицию с учетом ее динамической окраски, придавая музыке разнообразие выразительных оттенков и настроений.
Какие ноты входят в тональность?
Тональность играет ключевую роль в определении характера и атмосферы музыкальной композиции. Она состоит из двух важных компонентов — тона и наклонения. В музыкальной нотации тональность представляет собой основной звук, вокруг которого формируется весь музыкальный материал. Наклонение, в свою очередь, определяет эмоциональную окраску мелодии и может быть как минорным, придающим ей грусть и тяжесть, так и мажорным, создающим яркость и радость.
Каждая музыкальная тональность имеет свое определенное название, которое определяется двумя основными компонентами: тоника и лад. Например, если тоника — нота Фа, а лад — мажорный, то такая тональность будет называться Фа мажор. Если же тоника — нота Ля, а лад — минорный, то соответственно это будет Ля минор.
Когда играют последовательно все звуки какой-либо тональности от тоники до тоники, образуется гамма этой тональности. Например, если начать с ноты До, то гамма До мажор будет включать в себя восемь нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До.
Ноты придумали не сразу. В далеком прошлом….. В Древней Греции музыку записывали при помощи букв алфавита. В средневековой Европе для этого использовали специальные значки , которые назывались - невмы. Они выглядели как точки, черточки и запятые.
Нелегко было разобраться в таких крючках и завитушках. Притом ноты эти не перепечатывали, как в наши дни, а переписывали. Переписчики в музыке не очень разбирались, и много мелодий было испорчено до неузнаваемости. Так продолжалось до тех пор, пока не придумали нотоносец, нотный стан — пять горизонтальных линеечек, на которых и разместились нотные знаки.
А произошло это в начале XI века. Итальянский монах Гвидо д' Ареццо — Гвидо Аретинский (992—1050), музыкант и учитель пения из города Ареццо, нарисовал самые первые линеечки, по которым, словно по ступенькам, вверх и вниз побежали нотные знаки.
Правда, сначала линеечек было не пять, а четыре, и все они были разного цвета. Зато теперь у каждого музыкального знака-ноты появилась уже и графически зафиксированная высота.
Такие знаки-символы стали называться нотами. Ноты (от латинского notatio, что означает «записывание, обозначение», знак) стали размещать как на самих линиях, так и между ними. Ноты похожи на маленькие головки-овалы.
Длительность звука обозначается белой или черной головкой ноты, а по расположению ноты на нотном стане можно определить его высоту.
Аудиозапись недоступна
Ноты нужно было как-то назвать. Чтобы легче было запомнить названия звуков, Гвидо велел своим ученикам-хористам разучить молитву-гимн в честь святого Иоанна, который считался покровителем музыки и певцов. Для этой молитвы Гвидо сочинил новую мелодию, в которой каждая последующая стихотворная строчка начиналась на ступень выше предыдущей. А каждый первый слог новой строчки стал названием новой ноты. Вот и получили ноты свое первое название: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La — по начальным слогам первых шести слов молитвы-гимна.
Со временем слог Ut заменили на слог Do, а также появилось название еще для одного звука-ноты — Si, составленного из первых букв словосочетания Sancte Iohanne — Святой Иоанн. Так появился единственный на земле международный язык — язык нот, который ныне понимают все музыканты мира: ДО—РЕ—МИ—ФА—СОЛЬ—ЛЯ—СИ
Это великое изобретение сделало музыкальную память человека вечной и необъятной. Музыка записанная нотами на бумаге, может быть прочитана где угодно, кем угодно и когда угодно.
Сколько нот в музыкальной азбуке? ОТВЕТ: СЕМЬ
Есть всего семь нот на свете- До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ты запомни ноты эти И в тетрадку занеси. ДО—РЕ—МИ—ФА—СОЛЬ—ЛЯ—СИ
(Н. Кончаловская)
КРОССВОРД
Как называются значки, которыми записывается музыка? ОТВЕТ: НОТЫ
В ГОСТЯХ У КОРОЛЕВЫ МУЗЫКИ.
НОТЫ В МУЗЫКЕ: СЕКРЕТЫ ЧТЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ.
ЗВУКОРЯД
Все звуки объединены в общую систему, называемую звукорядом. Каждый звук в этой системе располагается по порядку, начиная от самого низкого до самого высокого.
Звукоряд разделяется на октавы, которые представляют собой отрезки, содержащие наборы нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Линии нумеруются снизу вверх, и ноты помещаются на линиях, между ними или под ними в зависимости от их высоты.
Чем выше находится нотный знак на стане, тем выше он звучит.
Для обозначения длительности звука к штилям справа добавляются хвостики.
Короткие ноты группируются с помощью горизонтальных линий.
Оба нотоносца связываются фигурной скобкой для обозначения их взаимосвязи.
Ключи
Ключи в музыкальной нотации играют важную роль, определяя точную высоту звука.Существуют несколько типов ключей: скрипичный, басовый и альтовый, каждый из которых указывает на то, в какой октаве располагаются ноты на нотном стане.
Использование ключей значительно упрощает процесс записи музыки, поскольку не требуется добавлять множество дополнительных линеек для указания высоты звуков.
Длительности
Различают ноты по их продолжительности звучания.В музыкальной нотации выделяют несколько видов нот:
Целая нота звучит в течение четырех счетов: раз, два, три, четыре;
Половинная нота занимает два счета: раз, два;
Четвертная нота звучит на один счет;
Восьмая нота занимает половину счета четвертной;
Шестнадцатая нота — вдвое короче восьмой.
Чтобы понять разницу между нотами, можно представить, что
целая нота — это единица измерения.
Все остальные ноты представляют собой части целой:
1/2, 1/4, 1/8, 1/16.
Эти различные виды нот отображаются на нотном стане с использованием разных символов.
Для удобства восприятия восьмые и шестнадцатые ноты часто объединяются в группы с помощью горизонтальных черточек.
Такты
Для определения времени в музыке используют такты — это отрезки с заданным числом долей.Внутри тактов могут быть разные по длительности доли, создавая ритм и пульсацию композиции.
Такты на нотном стане разделяются вертикальными черточками, которые помогают визуально ориентироваться.
Размер такта обозначается числовым значением, например, 3/8, 4/4, 6/8,
где числитель указывает на количество долей в такте, а знаменатель — на длительность каждой доли.
Кроме основных обозначений длительности, существуют дополнительные знаки:
Точка, расположенная справа от ноты, увеличивает её длительность на половину исходной.
Две точки увеличивают длительность на половину и четверть исходной ноты.
Лига — дуга, связывающая две рядом стоящие ноты.
Она продлевает длительность, если лига стоит от одной ноты к такой же ноте, которая расположена там же, где и предыдущая.
Кроме того, лига может быть не только ритмическим элементом, но и важным штрихом, объединяющим группы нот в прием легата.
Фермата — символ полукруга с точкой, который обозначает небольшое задержание.
Фермата немного продлевает ноту: над ней можно задержаться, не обязательно оставаться в строгом ритме.
Паузы
Паузы в музыке играют такую же важную роль, как и сами ноты, поскольку они определяют ритм и структуру композиции.Как и ноты, паузы имеют различную продолжительность, которая также обозначается на нотном стане специальными символами.
Эти символы отражают время молчания между музыкальными фразами или внутри тактов, и их длительность соответствует длительности звучания нот, помогая сохранить правильную темповую и ритмическую структуру произведения.
Громкость
В музыкальных нотациях всегда присутствуют указания на динамику исполнения мотивов, что определяет громкость и выразительность произведения.Эти указания представлены специальными символами в виде латинских букв:
F (forte) — играть громко
P (piano) — играть тихо
FF (fortissimo) — играть очень громко
PP (pianissimo) — играть очень тихо
MF (mezzo forte) — играть средне громко
MP (mezzo piano) — играть средне тихо
Эти обозначения помогают музыкантам интерпретировать композицию с учетом ее динамической окраски, придавая музыке разнообразие выразительных оттенков и настроений.
Какие ноты входят в тональность?
Тональность играет ключевую роль в определении характера и атмосферы музыкальной композиции.Она состоит из двух важных компонентов — тона и наклонения.
В музыкальной нотации тональность представляет собой основной звук, вокруг которого формируется весь музыкальный материал. Наклонение, в свою очередь, определяет эмоциональную окраску мелодии и может быть как минорным, придающим ей грусть и тяжесть, так и мажорным, создающим яркость и радость.
Каждая музыкальная тональность имеет свое определенное название, которое определяется двумя основными компонентами: тоника и лад. Например, если тоника — нота Фа, а лад — мажорный, то такая тональность будет называться Фа мажор.
Если же тоника — нота Ля, а лад — минорный, то соответственно это будет Ля минор.
Когда играют последовательно все звуки какой-либо тональности от тоники до тоники, образуется гамма этой тональности.
Например, если начать с ноты До, то гамма До мажор будет включать в себя восемь нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До.
В Древней Греции музыку записывали при помощи букв алфавита.
В средневековой Европе для этого использовали специальные значки , которые назывались - невмы.
Они выглядели как точки, черточки и запятые.
Притом ноты эти не перепечатывали, как в наши дни, а переписывали.
Переписчики в музыке не очень разбирались, и много мелодий было испорчено до неузнаваемости.
Так продолжалось до тех пор, пока не придумали нотоносец, нотный стан —
пять горизонтальных линеечек, на которых и разместились нотные знаки.
Итальянский монах Гвидо д' Ареццо — Гвидо Аретинский (992—1050),
музыкант и учитель пения из города Ареццо, нарисовал самые первые линеечки, по которым, словно по ступенькам, вверх и вниз побежали нотные знаки.
Зато теперь у каждого музыкального знака-ноты появилась уже и графически зафиксированная высота.
Ноты (от латинского notatio, что означает «записывание, обозначение», знак) стали размещать как на самих линиях, так и между ними.
Ноты похожи на маленькие головки-овалы.
Чтобы легче было запомнить названия звуков, Гвидо велел своим ученикам-хористам разучить молитву-гимн в честь святого Иоанна, который считался покровителем музыки и певцов.
Для этой молитвы Гвидо сочинил новую мелодию, в которой каждая последующая стихотворная строчка начиналась на ступень выше предыдущей.
А каждый первый слог новой строчки стал названием новой ноты.
Вот и получили ноты свое первое название:
Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La — по начальным слогам первых шести слов молитвы-гимна.
Так появился единственный на земле международный язык —
язык нот, который ныне понимают все музыканты мира:
ДО—РЕ—МИ—ФА—СОЛЬ—ЛЯ—СИ
Музыка записанная нотами на бумаге, может быть прочитана где угодно, кем угодно и когда угодно.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Ты запомни ноты эти
И в тетрадку занеси.
ДО—РЕ—МИ—ФА—СОЛЬ—ЛЯ—СИ
(Н. Кончаловская)
ОТВЕТ: НОТЫ