РОЖДЕСТВЕНСКИЙ БАЛЕТ П И ЧАЙКОВСКОГО **ЩЕЛКУНЧИК**

18 декабря 1892 года состоялась премьера бессмертного балета П.И.Чайковского **ЩЕЛКУНЧИК**

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ БАЛЕТ П И ЧАЙКОВСКОГО **ЩЕЛКУНЧИК** - 962038859194

Пётр Ильич Чайковский (1840–1893)

Сюита из балета `Щелкунчик` (1892), Op. 71a
  • Петр Ильич Чайковский - Сюита из балета Щелкунчик, Op. 71а
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ БАЛЕТ П И ЧАЙКОВСКОГО **ЩЕЛКУНЧИК** - 962038982586

Сделано в Мариинке, «раскручено» в Большом

Большой театр поставил «Щелкунчика» на 27 лет позже, чем Мариинка, уже после в разрушенной войной и революцией стране.
Но даже это не сказалось на размахе постановки.
В первой версии (1919 года) вся сцена представляла собой огромный стол, сервированный кофейным сервизом, из которого «выпархивали» танцоры.
Декорациями занимался художник Константин Коровин — друг живописца Валентина Серова и поэта Константина Бальмонта.
А вот хореографию ставил выпускник всё того же Императорского театрального училища, известный балетмейстер Александр Горский.
Классическая версия "Щелкунчик"а в постановке Большого театра Союза ССР 1977 года.
Классическая версия "Щелкунчик"а в постановке Большого театра Союза ССР 1977 года.
Самый громкий успех выпал на московскую версию «Щелкунчика» Юрия Григоровича — именно в этой редакции уже советский балет объездил весь мир.
С лёгкой руки Григоровича постановка превратилась из детской сказки в сложный философский спектакль о недостижимости счастья и о мире фантазий.
А ёлка начала двигаться по сцене — приближаться к зрителям и отдаляться.
Постановка увидела свет в 1966 году и с тех пор не покидает
репертуар ГАБТа.
Сцена из балета П. Чайковского «Щелкунчик» в постановке Начо Дуато в Михайловском театре.
Сцена из балета П. Чайковского «Щелкунчик» в постановке Начо Дуато в Михайловском театре.

От Клары до Маши

Балет менялся вместе со страной.
Сначала «немецкое происхождение» сказки сыграло с ней злую шутку.
После начала Первой мировой войны в угоду «антинемецким» настроениям некоторые герои приобрели русские имена, Мари стала Машей.
Некоторые, но не все — отрицательного персонажа по-прежнему звали Фрицем.
Увеличивалось количество актов (вместо двух становилось три), Машу танцевала то одна балерина, то две (ребёнок и взрослая), появлялись новые трактовки.
Так, Рудольф Нуреев придумал другую концовку: в ней щелкунчиком оказывался помолодевший волшебник, который может оживлять игрушки.
Неизменно было одно: над балетом работали профессионалы и лучшие артисты своей эпохи.
Например, в классическом варианте Вайнонена дирижировал лично Евгений Мравинский.
Сейчас музыкальным руководителем питерской постановки «Щелкунчика» является маэстро Валерий Гергиев, а ГАБТ исполняет спектакль Юрия Григоровича.
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ БАЛЕТ П И ЧАЙКОВСКОГО **ЩЕЛКУНЧИК** - 962039341498
За многие годы изменилось и отношение к балету Чайковского как произведению искусства.
«Щелкунчик» на заре своей истории был постановкой «не для всех» (поход в Мариинку не могли себе позволить не только крестьяне и ремесленники, но и многие представители тогдашнего среднего класса).
Затем, пройдя через революционное время, снова стал балетом для «культурной элиты».
Сейчас же «Щелкунчик» фактически снова стал постановкой для богатых, на которую многие приходят как на статусное событие или светский раут.
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ БАЛЕТ П И ЧАЙКОВСКОГО **ЩЕЛКУНЧИК** - 962039324858
Третья версия "Щелкунчика" вышла из-под пера Петра Ильича Чайковского в виде двухактного балета и впервые была показана публике в 1892 году.
Третья версия "Щелкунчика" вышла из-под пера Петра Ильича Чайковского в виде двухактного балета и впервые была показана публике в 1892 году.

Комментарии

Комментариев нет.