КАК ПОСТРОЕНА МУЗЫКА К БАЛЕТУ «ЩЕЛКУНЧИК»?

ПОЧЕМУ ОНА СОВСЕМ НЕ ДЕТСКАЯ?

КАК ПОСТРОЕНА МУЗЫКА К БАЛЕТУ «ЩЕЛКУНЧИК»? - 962330916282
gif

Пётр Ильич Чайковский (1840–1893)

Балет `Щелкунчик` (1891-92), Op. 71
«Щелкунчик» — балет в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
  • Чайковский П.И. - Балет Щелкунчик Op.71
КАК ПОСТРОЕНА МУЗЫКА К БАЛЕТУ «ЩЕЛКУНЧИК»? - 962331907514
gif
После появления «Щелкунчика» 23 марта 1892 года из-под пера великого русского композитора Петра Ильича Чайковского зимнее рождественское время нашего мира обрело новое звучание.
Звучание томительно-сказочное, романтическое, с роскошными арфовыми переливами, звенящими стеклами елочных игрушек челесты,
с густо-темными «гофмановскими» пассажами бас-кларнета,
с пафосом благородных, сладостно-теплых возгласов валторн Вальса цветов.
КАК ПОСТРОЕНА МУЗЫКА К БАЛЕТУ «ЩЕЛКУНЧИК»? - 962331011514
gif
И это звучание Рождества — последнее в нашем мире, находящееся на краю своего конца. Последнее. Прощальное. Созданное прощальным. «Эта музыка прощальная», — такая мысль охватывает при прослушивании «Щелкунчика».

У Пастернака есть такие строки о Рождестве:
«…Все шалости фей, все дела чародеев,
Все елки на свете, все сны детворы…»
«Рождественская звезда», 1947
КАК ПОСТРОЕНА МУЗЫКА К БАЛЕТУ «ЩЕЛКУНЧИК»? - 962331037626
gif
Бодрое, радостное, предпраздничное, но хрупкое состояние детства окутывает нас независимо от возраста и времени жизни сразу же, с первого аккорда моцартианской по духу увертюры.
Здесь Чайковский предстает верным наследником Моцарта.

Пётр Ильич Чайковский (1840–1893)

Балет `Щелкунчик` (1891-92), Op. 71
«Щелкунчик» — балет в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
Пролог (Увертюра)
  • Евгений Светланов, Государственный симфонический оркестр СССР, Пётр Ильич Чайковский - Щелкунчик, соч. 71a: I. Маленькая увертюра
Театр классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва.
Театр классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва.
Музыка «Щелкунчика» ни в коем случае не детская музыка, она предназначена не только для детей и не только для взрослых.
Она предназначена для человека.
Маленького или большого — здесь суть не в этой разнице.
Да, она говорит на языке ребенка.
Ребенка умного, серьезного, ранимого, задумчивого.
Ребенка, ждущего чуда Рождества, задумчиво прислонившегося лбом к замерзшему окну, в том состоянии уязвимости, которое прозрел Лермонтов:
«И верится, и плачется,
И так легко, легко...»
«Молитва», 1839
Чайковский Петр Ильич
Чайковский Петр Ильич
Таким навсегда «стеклянным ребенком», как называла его няня Фанни Дюрбах, остался сам Чайковский.
Но ему в момент написания партитуры балета было отнюдь не легко:
«Главная причина моего отчаяния была та, что я тщетно напрягал свои усилия к работе. Ничего не выходило, кроме мерзости»
  • Пётр Ильич Чайковский, USSR Bolshoi Theatre Orchestra, Геннадий Рождественский - Марш (из балета "Щелкунчик", соч. 71)
Бодрая, мальчишеская, маршевая поэтика партии Щелкунчика — увертюра очерчивает как раз эту образность.
Поэтика теплой вечной женственности в образе Клары, которая впервые раскрывается в ее колыбельной Щелкунчику, в ее заботе, полной девической непосредственности.
  • Пётр Ильич Чайковский - Картина 3 сцена 2 - Прибытие Мари и Щелкунчика
Щелкунчик в Кремлевском дворце
Щелкунчик в Кремлевском дворце
Поэтика гофмановского сумрака, фатума, зла, которую вносит в действие… Дроссельмейер, а не мыши.
Появление Дроссельмейера с мрачноватой темой у альтов в сопровождении двух тромбонов слегка отодвигает благостное праздничное действие у елки.
Выход Дроссельмейера
  • Петр Ильич Чайковский - Выход Дроссельмейера
В увертюре внезапно возникает взволнованная интонация из «фатального» языка Шестой симфонии, вызывая в душе тень легкого смятения.
  • Пётр Ильич Чайковский - Картина 1 сцена 3 - Детский галоп и выход родителей
КАК ПОСТРОЕНА МУЗЫКА К БАЛЕТУ «ЩЕЛКУНЧИК»? - 962329733050
«Может, показалось?..»
Или в самом сказочном Вальсе снежных хлопьев — щемяще-тоскливая линия мелодии у тембра низких флейт вытягивается из вступительного изображения поземки и вдруг резонирует в пустоту.
Это «тянущая» русская тоска посреди глубоких снегов, вымерзшая линия бесконечного заснеженного горизонта.
Говоря о Вальсе снежных хлопьев, музыковед Б.В. Асафьев подмечает:
«Вращательное и спиральное движение вьюги ритмически и интонационно родное» для русской музыки, заложенное в ее корне».
  • Пётр Ильич Чайковский - Картина 2 сцена 2 - Вальс снежных хлопьев
КАК ПОСТРОЕНА МУЗЫКА К БАЛЕТУ «ЩЕЛКУНЧИК»? - 962329771450
В знаменитом Pas de deux он наконец позволяет себе разжать пружину ограничения жанром: это высказывание не могло не разлиться потоком гаммы и в кульминации достигнуть трагедийной вершины с излюбленным Чайковским противодвижением симфонических пластов.
Pas de deux
  • Петр Ильич Чайковский (Petr Tchaikovsky) - Pas de deux 1 Dance of the Prince and the Sugar-Plum Fairy
КАК ПОСТРОЕНА МУЗЫКА К БАЛЕТУ «ЩЕЛКУНЧИК»? - 962329841082
Лирический пафос Pas de deux «предслышится» в ночной сцене роста елки в первом акте.
В авторских эскизах к «Щелкунчику» эта сцена выделяется следами особо напряженной работы: в ней наибольшее количество помарок и исправлений.
На сцене мы видим грандиозное действо растущей елки, но в музыке — «растущая» душа Клары и ее любовь.
Это масштабная симфоническая картина, построенная на развертывании секвенции — непрерывного восходящего волнообразного повторения одного мотива, наполненного страстной устремленностью.
Рост елки
  • Пётр Ильич Чайковский - Картина 1 сцена 1 - Украшение и зажигание елки
Балет Щелкунчик в исполнении Академии русского балета
Балет Щелкунчик в исполнении Академии русского балета
…Когда скрипки начинают эту мелодию, ошеломляет горячая задушевность и серьезность первого, незнакомого, но уже совершенного в своей полноте большого чувства.
Первое чувство самое серьезное.
Только дети на пороге взросления могут познать всю глубину чувства, ибо оно первозданно.

Ночная сцена первого акта — наполнена страхами юной Клары.
В ней сплетаются сказочное и человеческое, зарождающаяся тема любви к Щелкунчику, мирное, колыбельное, снежное и битва с мышиным королем.
Девочка остается в одиночестве, ей не спится.
Музыка наполняется мышиной возней с мотивами фатума (духовые соло), оттенками увеличенного лада, загадочными репликами низкой флейты с «перебегающими» арфовыми глиссандо на фоне дрожащего тремоло струнных, то ли с «гумилевским»6 мерцанием крысиных глазок, то ли с их писком у флейт пикколо.
Чайковский даже использует здесь свою излюбленную «фатальную» последовательность аккордов у медных духовых на органном пункте ля у литавр, с ремаркой «Ей страшно» в духе «Пиковой дамы».

Ночная сцена
  • Пётр Ильич Чайковский - Картина 1 сцена 6 - Отъезд гостей. Ночь
КАК ПОСТРОЕНА МУЗЫКА К БАЛЕТУ «ЩЕЛКУНЧИК»? - 962329921466
Вся эта музыка будто была уже проиллюстрирована Пушкиным с невероятной точностью в «Стихах, сочиненных во время бессонницы»:
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня,
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня…
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Темный твой язык учу...
1830 г.

Особенно будоражит последняя строчка, скорее всего добавленная уже Жуковским: «Темный твой язык учу...»
КАК ПОСТРОЕНА МУЗЫКА К БАЛЕТУ «ЩЕЛКУНЧИК»? - 962331514298
Второй акт балета призван напомнить о жанре балета-феерии и разогнать ночь и переживания первого акта.
«Мне предстоит сделать очень смелый музыкальный фокус...
Второе действие балета можно сделать удивительно эффектно,
но оно требует тонкой, филигранной работы...»
Чайковский Композитор превратил дивертисмент в харáктерную симфоническую сюиту, в которой номера сопоставлены по контрасту.
Фокус удался: дивертисмент превратился в россыпь жемчужин.
Балет Щелкунчик в исполнении Академии русского балета.
Балет Щелкунчик в исполнении Академии русского балета.
Испанский танец Шоколада
  • Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР - "Щелкунчик", Op.71, Действие 2, Дивертисмент (Шоколад: испанский танец)
КАК ПОСТРОЕНА МУЗЫКА К БАЛЕТУ «ЩЕЛКУНЧИК»? - 962330142906

Арабский танец Кофе

  • Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР - "Щелкунчик", Op.71, Действие 2, Дивертисмент (Кофе: арабский танец)
Быстрый темпераментный испанский танец Шоколада с блестящим соло трубы и кастаньетами сменяется «пряным» медленным арабским танцем Кофе, в котором спрятано настоящее чудо:
грузинская народная колыбельная «Иав нана», записанная Ипполитовым-Ивановым.
Как точен заунывный мягкий «дудуковый» мотив-тембр рефрена у кларнетов и английского рожка, обрамляющий каждую строфу песни!

Грузинская народная колыбельная «Иав нана»
  • Майя Джабуа, Нана Санеблидзе, Тамрико Хорава, Мзиури - Колыбельная
КАК ПОСТРОЕНА МУЗЫКА К БАЛЕТУ «ЩЕЛКУНЧИК»? - 962330261690
Оркестровка китайского танца Чая лучится противопоставлением двух крайних регистров оркестра
(самых низких звуков фаготов и самых высоких — флейт)

Китайский танец Чая

  • Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР - Сюита из балета "Щелкунчик" (Характеристические танцы), Op.71-a, д. Китайский танец
Трепак. Русский танец. Чайковский "Щелкунчик"
Трепак. Русский танец. Чайковский "Щелкунчик"
Удалой русский трепак проносится широким мазком.

Русский трепак

  • Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР - "Щелкунчик", Op.71, Действие 2, Дивертисмент (Трепак: русский танец)
Балет Щелкунчик танец пастушков
Балет Щелкунчик танец пастушков
Марионеточный танец пастушков галантно шепчет солирующей группой флейт на фоне низких pizzicato.
  • Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР - "Щелкунчик", Op.71, Действие 2, Дивертисмент (Танец пастушков)
Французские полишинели бойко завершают дивертисмент народной песенкой «Жирофле-Жирофля».
  • Петр Ильич Чайковский - Полишинель (клоун)
КАК ПОСТРОЕНА МУЗЫКА К БАЛЕТУ «ЩЕЛКУНЧИК»? - 962330565306

Вальс цветов

  • Симфонический оркестр и детский хор ГАБТ СССР, Г.Рождественский - №13 Вальс цветов
Балет Щелкунчик Вальс Цветов
Балет Щелкунчик Вальс Цветов
В знаменитом Вальсе цветов и pas de deux с вариациями сконцентрирована вся лирическая, драматическая и, наконец, трагедийная сила балета.
КАК ПОСТРОЕНА МУЗЫКА К БАЛЕТУ «ЩЕЛКУНЧИК»? - 962330591162

Вариация Феи Драже.

  • Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР - Сюита из балета "Щелкунчик" (1892): Харизматические танцы, соч. 71-a: Танец феи Драже
Мистическую точку в спектакле ставит именно Фея Драже.
После ее двухминутной вариации будет помпезное завершение в большом балетном стиле — кода, финальный вальс и апофеоз.
КАК ПОСТРОЕНА МУЗЫКА К БАЛЕТУ «ЩЕЛКУНЧИК»? - 962330698682

Финальный вальс

  • Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР - "Щелкунчик", Op.71, Действие 2, Па-де-де. Танец Принца Оршада и Феи Драже (Финальный вальс)

Апофеоз

  • Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР - Сюита из балета "Щелкунчик" (Характеристические танцы), Op.71-a Па-де-де
КАК ПОСТРОЕНА МУЗЫКА К БАЛЕТУ «ЩЕЛКУНЧИК»? - 962330617530

Пётр Ильич Чайковский (1840–1893)

Сюита из балета `Щелкунчик` (1892), Op. 71a
1. Ouverture
2. Marche
3. Danse de la fée dragée
4. Danse russe
5. Danse arabe
6. Dance chinoisе
7. Dance des mirletons
8. Valse des fleurs
  • Петр Ильич Чайковский - Сюита из балета Щелкунчик, Op. 71а
КАК ПОСТРОЕНА МУЗЫКА К БАЛЕТУ «ЩЕЛКУНЧИК»? - 962330605242

Комментарии

  • 11 янв 15:51
    ВОЛШЕБНАЯ ИСТОРИЯ О ЛЮБВИ, СМЕЛОСТИ, СИЛАХ ДОБРА И ЗЛА "ЩЕЛКУНЧИК" В ИСПОЛНЕНИИ УЧАЩИМИСЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ АКАДЕМИИ РУССКОГО БАЛЕТА ИМЕНИ А. Я. ВАГАНОВОЙ. https://ok.ru/video/5817508301456
    "Щелкунчик". Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой (2022)