Сергей Рахманинов.

Фантазия (Сюита No. 1)
для двух фортепиано (1893)

Сергей Рахманинов. - 899562947258

Сергей Васильевич Рахманинов / Sergei Rachmaninoff

Сюита № 1 (Фантазия) для двух фортепиано, Op. 5 (1893)
1. Баркарола
  • Рахманинов (Ашкенази и Превин) - Сюита № 1 для 2-х ф-но, op. 5 - 1ч. Баркарола
2. «И ночь, и любовь...»
  • Рахманинов (Ашкенази и Превин) - Сюита № 1 для 2-х ф-но, op. 5 - 2ч. И ночь, и любовь
3. «Слезы»
  • Рахманинов (Ашкенази и Превин) - Сюита № 1 для 2-х ф-но, op. 5 - 3ч. Слёзы
4. «Светлый праздник»
  • Рахманинов (Ашкенази и Превин) - Сюита № 1 для 2-х ф-но, op. 5 - 4ч. Светлый праздник
Сергей Рахманинов. - 965003882682

Фантазия (Сюита No. 1) для двух фортепиано

Композитор Сергей Рахманинов
Год создания 1893. Дата премьеры 30.11.1893
Жанр фортепианные, камерные и инструментальные
Фантазия для двух фортепиано, переименованная позднее
в Сюиту № 1, создана Сергеем Рахманиновым в 1893 г.
Первоначально заглавие – Фантазия – подчеркивает стремление к яркой образности, красочной звукописи.
С конкретностью, «картинностью» воплощаемых образов связаны и заглавия, а также стихотворные эпиграфы, которыми снабжены три из четырех частей сюиты.
Они позаимствованы из произведений разных поэтов –
Михаила Юрьевича Лермонтова, Федора Ивановича Тютчева,
Джорджа Гордона Байрона.
В произведении, созданном молодым композитором, проявляются типичные черты рахманиновского музыкального языка –
в частности, остинатность, но здесь этот признак получает своеобразное преломление в импрессионистском духе.
Черты импрессионизма, проявившиеся здесь в большей степени, чем в каком-либо другом творении Рахманинова, выражаются в единстве музыкальных образов – в каждой из частей сюиты господствует одно настроение.
Музыкальное развитие строится не на драматических контрастных сопоставлениях, а на раскрытии тонких оттенков чувства.
Сергей Рахманинов. - 965003945402

Сергей Васильевич Рахманинов / Sergei Rachmaninoff

Сюита № 1 (Фантазия) для двух фортепиано, Op. 5 (1893)
1. Баркарола
    Первая часть сюиты получила жанровое заглавие «Баркарола», эпиграфом к ней стали строки из «Венеции» – стихотворения, которое Лермонтов написал в юности:
    Меж тем вдали то грустный, то веселый
    Раздался звук обычной баркаролы.
    Сергей Рахманинов. - 965003832250
    Впечатление идиллического музыкального пейзажа создает первая тема, вращающаяся вокруг терцового звука тонического трезвучия. Она обаятельна, но в ней нет экспрессии, эмоционального накала. Излагается она в октаву у второго фортепиано, в то время как в партии первого звучат триольные мотивы, напоминающие всплески воды.
    В среднем разделе появляется тема песенного склада.
    Особую выразительность придают ей альтерированные ступени,
    а смена минора одноименным мажором просветляет ее колорит.
    Мелодия излагается в регистре, соответствующем диапазону тенора, что согласуется с жанровой природой баркаролы (песня гондольера).
    В коде появляется минорный вариант темы среднего раздела, звучащий в нюансе ppp.
    Сергей Рахманинов. - 964718038458

    Сергей Васильевич Рахманинов / Sergei Rachmaninoff

    Сюита № 1 (Фантазия) для двух фортепиано, Op. 5 (1893)
    2. «И ночь, и любовь...»
      Эпиграфом ко второй части – «И ночь, и любовь…» –
      стал фрагмент из поэмы Байрона «Паризина», повествующий
      о любовном томлении под соловьиное пение « в тени ветвей»:
      Эта пьеса являет собою пример тончайшей звукописи, прекрасно передающей поэтическое настроение байроновских строк:
      То час, когда в тени ветвей
      Поет влюбленный соловей,
      Когда звучат любви обеты,
      Огнем живительным согреты,
      И ветра шум, и плеск волны
      Какой-то музыки полны...
      Своеобразна форма пьесы, музыкальный материал развивается свободно.
      В довольно продолжительном вступлении можно усмотреть следование романтическим традициям – в призывных интонациях, сопоставляемых
      с аккордами, слышится имитация валторны.
      В следующем разделе, напоминающем каденцию, пассажи и легкие мелодические фигуры подражают соловьиному пению, упоминаемому поэтом.
      Страстная тема снабжена ремаркой «Amoroso» («Любовно»), но вскоре она трансформируется в остинатное нисходящее хроматическое движение, звучащее чрезвычайно томно.
      Эти ходы постепенно истаивают на фоне баса, который почти не отклоняется от тоники.
      Сергей Рахманинов. - 964718037434

      Сергей Васильевич Рахманинов / Sergei Rachmaninoff

      Сюита № 1 (Фантазия) для двух фортепиано, Op. 5 (1893)
      3. «Слезы»
        Третью часть – «Слезы» – композитор связал с тютчевским стихотворением «Слезы людские».
        Творческий замысел имел иной источник – воспоминания о печальном колокольном звоне, который композитор в детстве слышал в Новгороде, однако имитации звукового колорита колокольного звона в пьесе нет.
        Нисходящий ход из четырех звуков, излагаемый ровными длительностями в медленном темпе, можно связать и с ударами большого колокола, и с капающими и застывающими слезами.
        Эта скорбная мелодическая фигура не меняет своего характера и размеренного ритма, неоднократно повторяясь в процессе варьирования в разных вариантах.
        Кода приобретает характер скорбного шествия.
        Сергей Рахманинов. - 965003978170

        Сергей Васильевич Рахманинов / Sergei Rachmaninoff

        Сюита № 1 (Фантазия) для двух фортепиано, Op. 5 (1893)
        4. «Светлый праздник»
          Если в трех первых частях сюиты господствовала элегическая лирика, то часть четвертая – «Светлый праздник» – отличается эпической монументальностью.
          Здесь тоже звучат интонации колокольного звона, но не скорбного, а праздничного.
          Пьеса перекликается с «Воскресной увертюрой» Николая Андреевича Римского-Корсакова, с картиной колокольного звона из «Бориса Годунова» Модеста Петровича Мусоргского.
          «Колокольная» фактура создается наслоением многообразных ритмических вариантов.
          Суровая эпическая тема излагается в мощной аккордовой фактуре, напоминающей хоровое пение.
          Сергей Рахманинов. - 965003987386
          Крупным сочинением концертного плана является Фантазия (картины) ор. 5 (1893), впоследствии получившая наименование Первой сюиты для двух фортепиано.
          В самом заглавии этого произведения подчеркнуто стремление к красочному звукописному воплощению образов.
          Каждая из четырех частей цикла снабжена стихотворным эпиграфом, поясняющим авторский замысел.
          Отталкиваясь от образов текста, он создает свободные музыкальные парафразы на них.
          В Фантазии, быть может, больше, чем в каком-либо другом из сочинений молодого Рахманинова, ощущаются свойственные его музыке черты импрессионистичности.
          Сергей Рахманинов. - 964717753018
          Сергей Рахманинов. - 964717752762
          Сергей Рахманинов. - 964717752506
          Сергей Рахманинов. - 964717752250
          Сергей Рахманинов. - 964717751994
          Сергей Рахманинов. - 964717751738
          Сергей Рахманинов. - 964717751482
          Сергей Рахманинов. - 964717751226
          Сергей Рахманинов. - 964717750970
          Сергей Рахманинов. - 964717750714
          Сергей Рахманинов. - 964717750458
          Сергей Рахманинов. - 964717753274
          Сергей Рахманинов. - 964717749946
          Сергей Рахманинов. - 964717749690
          «Сегодня твисты он танцует, а завтра Родиной фарцует!»

          Комментарии

          Комментариев нет.