«НАЙДУ ЛИ КРАСКИ И СЛОВА...». РАССКАЗЫ ИЗ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКАТУЛКИ.
Русская музыка всегда была тесно связана с классической литературой, а русская опера всегда ориентировалась на Пушкина. Среди опер, написанных на сюжеты Пушкина, можно выделить «Руслан и Людмила» Глинки, «Борис Годунов» Мусоргского, «Евгений Онегин» Чайковского и «Пиковая дама» Чайковского. Секрет их популярности и долговечности заключается в том, что каждая из них создана двумя гениями – автором сюжета и автором музыки. Опера «Руслан и Людмила» была написана в 1820 году. Пушкин назвал поэму «Мое игривое творение».
Пушкин в музыке
Увертюра к опере звучит как музыкальный фейерверк.
Евгений Светланов, Государственный симфонический оркестр СССР - Руслан и Людмила: Увертюра
Опера была впервые представлена в Петербурге в 1840 году, то есть спустя пять лет после смерти поэта.
Михаил Глинка
Ария Руслана из оперы "Руслан и людмила" " О поле, поле..."
Евгений Нестеренко, Юрий Симонов, Оркестр Большого театра - Руслан и Людмила, действие II: No. 8, Ария Руслана "О, поле, поле!"
Вдруг холм, безоблачной луною В тумане бледно озарясь, Яснеет; смотрит храбрый князь — И чудо видит пред собою. Найду ли краски и слова? Пред ним живая голова. Огромны очи сном объяты; Храпит, качая шлем пернатый, И перья в темной высоте, Как тени, ходят, развеваясь. В своей ужасной красоте. Бой Руслана с головой (отрывок из поэмы " Руслан и Людмила") А.С. Пушкин.
Плакат фильма «Руслан и Людмила» (1938)
Напрасно сомневался великий поэт — он нашёл замечательные краски и слова для описания живой головы! Её устрашающий вид. мощное, как ураган, дыхание, развевающиеся в вышине перья шлема — всё это с поразительной яркостью видишь перед собой, когда читаешь «Руслана н Людмилу». Есть там и такие строчки: « И вслед раздался голос ш у м н ы й...» Представляете себе, каким «шумным» (кстати, как прекрасно здесь сказано—именно шумный, а не «громкий») должен быть голос у такой головы?
В то время, когда другой великий художник — Михаил Иванович Глинка — писал свою оперу на сюжет «Руслана и Людмилы», не было ни усилителей, ни микрофонов, придающих любому голосу звучание мощное, широкое — «шумное». Значит, техника не могла тогда прийти на помощь композитору. А ему непременно нужно было, чтобы голос живой головы звучал во много раз громче и шумнее, чем голос Руслана, которого должен был петь знаменитый певец Осип Афанасьевич Петров, обладатель необыкновенно красивого и мощного баса. Что делать? Как найти музыкальные краски, достойные красок и слов Пушкина? . . .Второй акт оперы. На сцене темно. Освещенный лучом прожектора, в задумчивости стоит Руслан. Звучит его ария: «О, поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями? ..» Постепенно светает. Из мрака в глубине сцены вырисовываются очертания великанской головы. Закрыты огромные очи под насупленными бровями; тихо покачиваются гигантскими опахалами пышные перья богатырского шлема. Голова спит. Но вот вскинулись веки, гневом загорелись глаза. .. Кто здесь блуждает? Пришлец безрассудный! Прочь! Не тревожь благородных костей!
Евгений Нестеренко, Хор Большого театра, Юрий Симонов, Оркестр Большого театра - Руслан и Людмила, действие II: No. 9, Сцена с Головой "Кто здесь блуждает"
Да, это действительно «шумный» голос! Так не споёт ни один человек. Вот именно — ни о д и н. А много? Что придумал гениальный Глинка? Внутри бутафорской головы он спрятал хор — целый мужской хор поместился в этой громадине. И поют они в унисон, то есть в один голос. Все поют одну мелодию. Создаётся впечатление, что поёт один человек. Просто? Очень просто, но и очень трудно. Ведь голоса должны сливаться, их звучание должно быть очень ровным и чистым, иначе весь эффект сразу пропадёт. Как, значит, должны спеться, как должны знать друг друга, слышать ДРУГ друга люди, поющие в таком хоре!
Евгений Нестеренко, Хор Большого театра, Юрий Симонов, Оркестр Большого театра - Руслан и Людмила, действие II: No. 10, Финал. Рассказ Головы "Нас было двое"
В ГОСТЯХ У КОРОЛЕВЫ МУЗЫКИ.
ПОГОВОРИМ О МУЗЫКЕ...
«НАЙДУ ЛИ КРАСКИ И СЛОВА...».
РАССКАЗЫ ИЗ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКАТУЛКИ.
«Руслан и Людмила» Глинки, «Борис Годунов» Мусоргского,
«Евгений Онегин» Чайковского и «Пиковая дама» Чайковского.
Секрет их популярности и долговечности заключается в том, что каждая из них создана двумя гениями – автором сюжета и автором музыки.
Опера «Руслан и Людмила» была написана в 1820 году.
Пушкин назвал поэму
«Мое игривое творение».
то есть спустя пять лет после смерти поэта.
Михаил Глинка
Ария Руслана из оперы "Руслан и людмила" " О поле, поле..."В тумане бледно озарясь,
Яснеет; смотрит храбрый князь —
И чудо видит пред собою.
Найду ли краски и слова?
Пред ним живая голова.
Огромны очи сном объяты;
Храпит, качая шлем пернатый,
И перья в темной высоте,
Как тени, ходят, развеваясь.
В своей ужасной красоте.
Бой Руслана с головой
(отрывок из поэмы " Руслан и Людмила") А.С. Пушкин.
Её устрашающий вид. мощное, как ураган, дыхание, развевающиеся в вышине перья шлема — всё это с поразительной яркостью видишь перед собой, когда читаешь «Руслана н Людмилу».
Есть там и такие строчки:
« И вслед раздался голос ш у м н ы й...»
Представляете себе, каким «шумным»
(кстати, как прекрасно здесь сказано—именно шумный, а не «громкий»)
должен быть голос у такой головы?
Значит, техника не могла тогда прийти на помощь композитору.
А ему непременно нужно было, чтобы голос живой головы звучал во много раз громче и шумнее, чем голос Руслана, которого должен был петь знаменитый певец Осип Афанасьевич Петров, обладатель необыкновенно красивого и мощного баса.
Что делать?
Как найти музыкальные краски, достойные красок и слов Пушкина?
. . .Второй акт оперы. На сцене темно. Освещенный лучом прожектора, в задумчивости стоит Руслан. Звучит его ария:
«О, поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями? ..»
Постепенно светает. Из мрака в глубине сцены вырисовываются очертания великанской головы.
Закрыты огромные очи под насупленными бровями; тихо покачиваются гигантскими опахалами пышные перья богатырского шлема.
Голова спит. Но вот вскинулись веки, гневом загорелись глаза. ..
Кто здесь блуждает? Пришлец безрассудный!
Прочь! Не тревожь благородных костей!
Что придумал гениальный Глинка?
Внутри бутафорской головы он спрятал хор —
целый мужской хор поместился в этой громадине.
И поют они в унисон, то есть в один голос. Все поют одну мелодию. Создаётся впечатление, что поёт один человек.
Просто? Очень просто, но и очень трудно.
Ведь голоса должны сливаться, их звучание должно быть очень ровным и чистым, иначе весь эффект сразу пропадёт.
Как, значит, должны спеться, как должны знать друг друга, слышать ДРУГ друга люди, поющие в таком хоре!
Смотрите видео "Руслан и Людмила А . С. Пушкин"
http://ok.ru/video/5888132515218