Что такое «Листомания»?

Как гениальный пианист-сердцеед головы девушкам кружил
и стал европейской иконой музыки

Что такое «Листомания», или Как гениальный пианист-сердцеед головы девушкам кружил и стал европейской иконой музыки
Что такое «Листомания», или Как гениальный пианист-сердцеед головы девушкам кружил и стал европейской иконой музыки

Любовные мотивы в музыке Ференца Листа.

Композитор считается «певцом рыцарской любви».
В его лирике воплощаются самые нежные любовные переживания.
Одно из произведений, посвящённое любви, —
Ноктюрн №3 «Грёзы любви».
Он создан на основе романса и посвящён
Каролине Петровне Витгенштейн, которую Лист считал
«источником всех его радостей и исцелительницей его страданий».
Любовные мотивы присутствуют в симфонической поэме «Прелюды». Музыка произведения полна томления, ожидания, предчувствия любви. Вторая тема поэмы воплощает все светлые надежды героя,
его мечты о счастье и любви, светлые грёзы юности.
👂Слушаем Ноктюрны «Грёзы любви».

Ференц Лист (1811–1886)

3 ноктюрна (`Грезы любви` / `Liebesträume`)
для фортепиано (1850): № 3, S.541, № 3
1. Hohe Liebe (Возвышенная любовь)
  • Guillaume Vincent - Liebesträume, S. 541: No. 1 in A-Flat Major, Hohe Liebe
2. Seliger Tod (Блаженная смерть)
  • Guillaume Vincent - Liebesträume, S. 541: No. 2 in E-Flat Major, Seliger Tod
3. O lieb, so lang du lieben kannst (Люби, пока любить ты можешь)
(Самый известный Ноктюрн №3 «Грёзы любви)

    Ференц Лист (1811–1886)

    Песня `O lieb, so lang du lieben kannst` (`Люби, пока любить ты можешь`)
    для голоса и фортепиано, S.298
    1845, на стихи Фердинанда Фрейлиграта
    Люби, пока любить ты можешь.
    Иль час ударит роковой,
    И станешь с поздним сожаленьем,
    Ты над могилой дорогой.

    О сторожи, чтоб сердце свято
    Любовь хранило, берегло, —
    Пока его другое любит
    И неизменно и тепло.

    Тем, чья душа тебе открыта,
    О дай им больше, больше дай!
    Чтоб каждый миг дарил им счастье —
    Ни одного не отравляй!

    И сторожи, чтоб слов обидных —
    Порой язык не произнес;
    О Боже! он сказал без злобы —
    А друга взор уж полон слёз!
    (Перевод А.Н. Плещеева)
    • James Last - Liebestrдume- O Lieb, so lang du lieben kannst, for voice & piano No. 3, S. 298

    Ференц Лист (1811–1886)

    Симфоническая поэма № 3 `Прелюды` (1854-55), S. 97
    `Les préludes`, по Ж.Oтрану и А.Ламартину
    «Книга жизни и грёз, это — дивная книга»
    Альфонса де Ламартина в переводе Христины Алчевской:
    Книга жизни и грёз, это — дивная книга,
    Нам её не открыть, не закрыть без небес;
    В ней любимой страницы, как тайны чудес,
    Не вернешь никогда, как прошедшего мига…
    И прочитанный, блеклый, отживший листок
    Сам отходит в бездонную Лету:
    Жаждешь видеть страницу любви и привета
    И лишь видишь конец — он уже недалёк.
      Особенности музыкальной композиции:
      В поэме присутствует один главный мотив —
      до-си-ми, который порождает все остальные темы.
      Героическая главная тема звучит мощно и торжественно
      у тромбонов, фаготов и низких струнных.
      Связующая и побочная темы контрастируют главной,
      рисуя образ героя с другой стороны — мечты о счастье, о любви.
      Симфоническая поэма «Прелюды» Ференца Листа
      передаёт разные эмоции и чувства, среди них:
      Таинственность и загадочность — отрывистые тихие звуки
      первых тактов производят такое впечатление.
      Уверенность и горделивое сознание своей силы —
      эти чувства звучат в главной партии поэмы.
      Мечты о счастье и любви, светлые грёзы юности —
      их воплощает связующая партия.
      Напряжённость и напоминание о трудностях —
      в показе конечного торжества сохраняется напряжённость развития,
      что напоминает о трудностях, которые пришлось преодолеть герою на пути к победе.
      Ликование и радость — под конец поэмы
      возникает картина массового народного ликования, при этом сохраняется напряжённость развития,
      что говорит о продолжении борьбы и радости от неё.
      «Прелюды» — произведение, полное
      героического и жизнеутверждающего пафоса,
      далёкое от трагизма и скорбных философских размышлений.
      Слева направо: Ференц Лист, фотография Ф. Ганфштенгля, 1858 год. \ Ференц Лист, Миклош Барабаш, 1847 год.
      Слева направо: Ференц Лист, фотография Ф. Ганфштенгля, 1858 год. \ Ференц Лист, Миклош Барабаш, 1847 год.
      Буйные толпы и падающие в обморок фанаты, визжащие от восторга. И нет, это не концерт K-Pop или Beatles, как подумали многие.
      Это была самая настоящая Листомания.
      Все это безумие было ради одного человека:
      Ференца Листа.
      Пока пианист-виртуоз колесил по Европе, женщины
      от Парижа до Берлина и Вены сходили с ума по молодому сердцееду.
      К тридцати годам он стал иконой эпохи романтической музыки.
      Как молодой музыкант достиг такой популярности –

      Предыстория

      Листомания. Фото: budapestfreeevents.com.
      Листомания. Фото: budapestfreeevents.com.
      Ференц Лист - венгерский пианист-виртуоз и композитор.
      Среди его многочисленных заметных сочинений
      двенадцать симфонических поэм, два (завершённых) фортепианных концерта, несколько священных хоровых произведений и
      большое разнообразие сольных фортепианных пьес.
      Совершенно справедливо Ференца Листа называют
      первой музыкальной звездой в мире.
      Гламурный пианист объехал с гастролями всю Европу.
      Куда бы он ни шёл, Ференц вызывал восторг как у мужчин, так и у женщин.
      У него была привычка заставлять поклонниц совершать какие-то безумные поступки. Женщины, как сообщается,
      дрались из-за носовых платков,
      которые использовал Лист, или
      превращали его сломанные струны пианино в браслеты.
      Поклонницы буквально сходили по нему с ума. Они наклеивали изображение Ференца на свои броши и камеи,
      крали пряди срезанных волос, остатки недопитого им кофе и
      даже окурки сигар, оставленные музыкантом.
      В концертных залах царило столпотворение,
      вызывая самый настоящий ажиотаж.
      И в скором времени эту одержимость окрестили «Листоманией».

      Краткая биография

      Слева направо: Портрет Ференца Листа, Ари Шеффер. Мари де Флавиньи, графиня д Агуль.
      Слева направо: Портрет Ференца Листа, Ари Шеффер. Мари де Флавиньи, графиня д Агуль.
      Отец Листа, Адам Лист, был чиновником на службе у принца Николаса Эстерхази, чей дворец в Айзенштадте часто посещали многие знаменитые музыканты.
      Адам Лист был талантливым музыкантом-любителем,
      игравшим на виолончели в придворных концертах.
      К тому времени, когда Ференцу исполнилось пять лет,
      он уже увлёкся игрой на фортепиано, и вскоре отец стал давать ему уроки.
      Он начал проявлять интерес как к церковной, так и к цыганской музыке. Он превратился в религиозного ребёнка, благодаря влиянию своего отца, который в юности провёл два года в ордене францисканцев.
      Слева направо: Ференц Лист. Козима Лист (сестра композитора).
      Слева направо: Ференц Лист. Козима Лист (сестра композитора).
      Ференц пристрастился к написанию музыки в восемь лет
      Когда ему было всего девять лет, он впервые выступил в качестве концертного пианиста в Шопроне и Позсони (ныне Братислава, Словакия).
      Его игра так впечатлила местных венгерских магнатов,
      что они выделили деньги на оплату его музыкального образования в течение следующих шести лет.
      Адам получил отпуск со своего поста и отвёз сына в Вену,
      где он брал уроки игры на фортепиано у Карла Черни,
      композитора и пианиста, который был учеником
      Людвига ван Бетховена, и изучал композицию у Антонио Сальери, музыкального руководителя при венском дворе.
      Он дал несколько концертов в Вене с большим успехом.
      Легенда о том, что Бетховен присутствовал на одном из концертов Листа и поцеловал вундеркинда в лоб, считается не правдоподобной, но Ференц определённо встречался с Бетховеном.
      Портрет Бетховена с партитурой Missa Solemnis («Торжественная месса») кисти Карла Штилера, 1820 год. \ Фото: wikipedia.org.
      Портрет Бетховена с партитурой Missa Solemnis («Торжественная месса») кисти Карла Штилера, 1820 год. \ Фото: wikipedia.org.
      Лист переехал со своей семьёй в Париж в 1823 году,
      по пути давая концерты в Германии.
      Ему было отказано в приёме в Парижскую консерваторию,
      потому что он был иностранцем.
      Вместо этого он учился у Антонина Рейха, теоретика,
      который был учеником брата Йозефа Гайдна Михаэля, и Фердинандо Паэра, директора Итальянского театра в Париже и композитора лёгких опер.
      Парижский дебют Листа 7 марта 1824 года был сенсационным.

      Вскоре последовали другие концерты, а также поездка в Лондон в июне. В следующем году он снова совершил турне по Англии,
      играя для Георга IV в Виндзорском замке, а также посетив Манчестер,
      где впервые была исполнена его новая грандиозная увертюра.
      Эта пьеса была использована в качестве увертюры
      к одноактной опере «Дон Санче», которая была исполнена
      в Парижской опере в октябре 1825 года.
      В 1826 году он совершил турне по Франции и Швейцарии, а
      в следующем году снова вернулся в Англию.
      Будучи нервно истощенным, Лист выразил желание
      стать священником.
      Отец повёз его в Булонь принимать морские ванны,
      чтобы поправить здоровье, именно там Адам умер от брюшного тифа.
      Ференц вернулся в Париж и послал за своей матерью,
      чтобы она присоединилась к нему.
      Она вернулась в австрийскую провинцию Штирия во время его гастролей.
      Антонио Сальери.
      Антонио Сальери.
      Теперь Ференц занимался преподаванием фортепиано,
      а в 1828 году влюбился в одну из своих учениц.
      Когда её отец настоял на разрыве этой привязанности,
      Лист снова тяжело заболел.
      Считалось, что он был так близок к смерти,
      что его некролог появился в парижской газете.
      После болезни он пережил длительный период депрессии
      и сомнений по поводу своей карьеры.
      Больше года он не прикасался к пианино, и только стараниями матери его отговорили от вступления в священство.
      Он испытывал сильный религиозный пессимизм.
      В этот период Ференц испытывал активную неприязнь
      к карьере виртуоза.
      Он восполнил свой прежний недостаток образования,
      много читая, и вступил в контакт со многими ведущими творцами того времени, включая Альфонса де Ламартина, Виктора Гюго и Генриха Гейне.
      После Июльской революции 1830 года, приведшей к отречению французского короля Карла X и коронации Луи-Филиппа,
      он набросал Революционную симфонию.
      Автограф Ференца Листа.  Фото: snappygoat.com.
      Автограф Ференца Листа. Фото: snappygoat.com.
      Между 1830 и 1832 годами он познакомился с тремя людьми,
      которым суждено было оказать большое влияние на его творческую жизнь.
      В конце 1830 года он впервые встретился с Гектором Берлиозом и услышал первое исполнение его фантастической симфонии.
      От Берлиоза он унаследовал командование романтическим оркестром.
      Ференц совершил, казалось бы, невозможный подвиг -
      переписал фантастическую симфонию Берлиоза для фортепиано в 1833 году.
      Также он помог Берлиозу, переписав другие его произведения
      и сыграв их на концерте.
      В марте 1831 года он впервые услышал игру Никколо Паганини.
      И вновь заинтересовавшись виртуозной техникой, решил перенести некоторые фантастические скрипичные эффекты Паганини на фортепиано, написав фантазию на тему своей «Кампанеллы».
      В это время он также познакомился с Фредериком Шопеном,
      чей поэтический стиль музыки оказал глубокое влияние на Листа.
      Друзьями талантливого юноши стали Александр Дюма, Оноре де Бальзак, Гектор Берлиоз.
      Часто творческая элита Парижа собиралась в салоне умной, тонкой красавицы Мари д'Агу из рода Флавиньи, подруги Жорж Санд.
      В её особняке Лист и познакомился с кумиром публики
      - Фредериком Шопеном.
      (За пианино Ф. Лист. У его ног Мари д’Агу. В центре сидит Ж. Санд, положив руку на Дюма. Позади стоят Гюго и Россини, обнимающий Паганини за плечи.)
      (За пианино Ф. Лист. У его ног Мари д’Агу. В центре сидит Ж. Санд, положив руку на Дюма. Позади стоят Гюго и Россини, обнимающий Паганини за плечи.)
      Лист в разном возрасте
      Лист в разном возрасте

      Комментарии

      Комментариев нет.