ЗНАМЕНИТЫЕ СИМФОНИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ Ф. ЛИСТА, РИХАРДА ШТРАУСА, КЛОДА ДЕБЮССИ, АЛЕКСАНДРА СКРЯБИНА, АНАТОЛИЯ ЛЯДОВА, М.К.ЧЮРЛЕНИСА, СЕРГЕЯ РАХМАНИНОВА. Лист вошел в историю симфонической музыки как создатель нового жанра – одночастной симфонической поэмы. Его название вызывает мгновенные ассоциации с атмосферой поэзии и наглядно отражает ту связь музыки и литературы. Симфоническая поэма воплощает конкретное программное содержание, порой очень сложное.
Подобно фантазии или рапсодии, симфоническая поэма не имеет стандартной структуры. Но это связано со специфической целью: средствами музыки рассказать о чем - то.
Это понятие появилось в музыкальном искусстве в 1854 году: венгерский композитор Ференц Лист дал определение «симфоническая поэма» своему оркестровому сочинению «Тассо», первоначально задуманному как увертюра. Этим определением он хотел подчеркнуть, что «Тассо» — не просто программное музыкальное произведение. Чрезвычайно тесно связано оно с поэзией своим содержанием. Симфоническая поэма "Тассо"
В дальнейшем Лист написал еще двенадцать симфонических поэм. Самая известная среди них — «Прелюды». В основе её стихотворение французского поэта - романтика Ламартина «Прелюды» (точнее «Прелюдии»), в котором вся жизнь человеческая рассматривается как ряд эпизодов — «прелюдий», ведущих к смерти.
Ролик недоступен
«Прелюды» – третья по счету симфоническая поэма Листа. Ее название и программа заимствовано композитором из одноименного стихотворения французского поэта Ламартина.
Однако Лист значительно отошел от основной идеи стихотворения, посвященного раздумьям о бренности человеческого существования. Он создал музыку, полную героического, жизнеутверждающего пафоса.
gif
Начало поэмы очень характерно для Листа, который обычно отказывается от торжественных вступлений и многие произведения начинает тихо, как бы затаенно. В «Прелюдах» отрывистые тихие звуки первых тактов производят впечатление таинственности, загадочности.
gif
Затем возникает типично романтический мотив вопроса , выражая «ключевую» начальную фразу программы: «Жизнь наша не есть ли ряд прелюдий к неведомому гимну, первую торжественную ноту которого возьмет смерть?»), то есть вопрос о смысле жизни.
gif
Выросшая из мотива вопроса, но приобретающая определенность самоутверждения, героическая главная тема звучит мощно и торжественно.
gif
Побочная , согласно программному замыслу, – тема любви. Ее связь с основным мотивом более опосредованная.
gif
С главной темой побочная оказывается в красочном, «романтическом» соотношении. Особую теплоту и задушевность придает побочной звучание валторн, удвоенных альтами.
gif
Любовная идиллия побочной партии в разработке сменяется жизненными бурями, батальными сценами и, наконец, большим эпизодом пасторального характера: «герой» ищет на лоне природы отдохновения от треволнений жизни. Все это вызывает ассоциации с яростными порывами ветра. Эпизод бури отличается яркой картинной изобразительностью.
gif
Следующий же раздел – пасторальный – напоминает медленную часть. Его тема, поочередно исполняемая различными духовыми инструментами, в целом является новой. Однако и здесь, в прозрачном звучании пасторальных наигрышей, мелькает «интонация вопроса», словно и на лоне природы герой не может отрешиться от своих сомнений.
gif
Последующее развитие побочной темы направлено на ее героизацию: она становится все более активной, энергичной и в динамической репризе превращается в победный марш в пунктирном ритме.
gif
Этому маршеобразному варианту побочной темы опять предшествует связующая тема, которая также теряет мечтательный характер и превращается в ликующий призыв. Героизация лирических образов логично подводит к вершине всего произведения – мощному проведению главной темы, которая становится героическим апофеозом поэмы.
gif
Следующий же раздел – пасторальный – напоминает медленную часть. Его тема, поочередно исполняемая различными духовыми инструментами, в целом является новой. Однако и здесь, в прозрачном звучании пасторальных наигрышей, мелькает «интонация вопроса», словно и на лоне природы герой не может отрешиться от своих сомнений.
gif
Последующее развитие побочной темы направлено на ее героизацию: она становится все более активной, энергичной и в динамической репризе превращается в победный марш в пунктирном ритме.
gif
Этому маршеобразному варианту побочной темы опять предшествует связующая тема, которая также теряет мечтательный характер и превращается в ликующий призыв.
gif
Героизация лирических образов логично подводит к вершине всего произведения – мощному проведению главной темы, которая становится героическим апофеозом поэмы.
gif
В творчестве Листа сложилась и форма, наиболее характерная для симфонической поэмы: свободная, но с явными чертами сонатно - симфонического цикла (см. рассказ о симфонии), если его исполнять без перерыва между частями.
В разнохарактерных эпизодах симфонической поэмы есть сходство с основными разделами сонатной формы: главной и побочной партиями экспозиции, разработкой и репризой. А в то же время отдельные эпизоды поэмы могут восприниматься как части симфонии.
Большинство музыкантов согласны с тем, что величайшим сочинителем симфонических поэм был Рихард Штраус. Помимо опер, Штраус сосредоточил свое внимание на написании поэм. Немецкий композитор Рихард Штраус очень любил этот жанр Широко известны его «Дон-Жуан», «Дон-Кихот», «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля». Величайшие из них — "Дон Жуан", "Дон Кихот", "Жизнь героя", "Так говорил Заратустра" и "Смерть и просветление".
Рихард Штраус - "Так говорил Заратустра" (фрагмент из симфонической поэмы)
ШТРАУС РИХАРД - Симфоническая поэма ''Дон Жуан''
Один из крупнейших шедевров этого жанра — поэма Море Клода Дебюсси, рисующая музыкальными красками беспокойную жизнь океана.
Клод Дебюсси - На море от зари до полудни
Дебюсси Клод (Море) - 2. Игра волн
Море (Лунный свет - Клод Дебюсси) - Море (Лунный свет - Клод Дебюсси)
Симфонические поэмы, ведущие свое повествование, интересно слушать. Есть ли у вас программа концерта или нет— неважно, слушая музыку, попытайтесь представлять себе картины, о которых она рассказывает.
Аудиозапись недоступна
Аудиозапись недоступна
После Листа многие композиторы обращались к созданному им жанру. У классика чешской музыки Бедржиха Сметаны есть цикл симфонических поэм, объединенный общим названием «Моя родина». Финский композитор Ян Сибелиус написал симфоническую поэму «Калевала», в основе которой, в качестве литературного источника, лежит финский народный эпос. Многие другие прекрасные композиторы также имели дело с симфоническими поэмами. Если этот жанр вас привлекает, обратитесь к циклу из шести поэм Моя Родина Бедржиха Сметаны; к Легендам Яна Сибелиуса; к поэмам Прелюдии, Мазепа и Прометей Ференца Листа; к произведениям Ромео и Джульетта, Гамлет и Франческа да Римини Чайковского; к поэме Обручение с утренней зарей Питера Максвелла Дэйвиса.
Русские композиторы своим оркестровым сочинениям подобного типа предпочитали давать иные определения: увертюра-фантазия, симфоническая баллада, увертюра, симфоническая картина.
Государственный академический симфонический оркестр СССР - «Прометей. Поэма огня», ор. 6 (А.Н.Скрябин)
Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР - Поэма экстаза, соч. 54
Жанр симфонической картины, распространенный в русской музыке, имеет некоторые отличия. Его программность не связана с сюжетом, а рисует пейзаж, портрет, жанровую или батальную сцену. Всем, наверное, знакомы такие симфонические картины, как «Садко» Римского-Корсакова, «В Средней Азии» Бородина, «Баба-Яга», «Кикимора» и «Волшебное озеро» Лядова.
Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР - "Баба-Яга", картинка к русской народной сказке, Op.56
Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР - "Кикимора", народное сказание, Op.63
Аудиозапись недоступна
М.К. Чюрлёнис / Ciurlionis - Море / The Sea
М.К. Чюрлёнис / Ciurlionis - В лесу / In The Forest
Еще одна разновидность этого жанра — симфоническая фантазия, — также любимая русскими композиторами, отличается большей свободой построения, часто — присутствием в программе фантастических элементов.
СЕРГЕЙ РАХМАНИНОВ СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА "КОЛОКОЛА"
Сергей Васильевич Рахманинов (Sergei Rahmaninov) - I. Allegro, ma non tanto
Сергей Васильевич Рахманинов (Sergei Rahmaninov) - II. Lento - Adagio
Сергей Васильевич Рахманинов (Sergei Rahmaninov) - III. Presto
Сергей Васильевич Рахманинов (Sergei Rahmaninov) - IV. Lento lugubre - Allegro - Andante
СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА "РУСЬ"
Русский народный оркестр им. Осипова (1986-1989) - Симфоническая поэма
СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА "РУСЬ"
Русский народный оркестр им. Осипова (1986-1989) - Симфоническая поэма
Русский народный оркестр им. Осипова (1986-1989) - Симфоническая поэма
Можно говорить о симфонических поэмах как о музыкальных фильмах без видеоряда. Знаменитое музыкальное сопровождение Джона Уилльямса к кинофильму“Звездные войны” — это, на самом деле, симфоническая поэма, многим обязанная Рихарду Штраусу. #музыкальныежанры
В ГОСТЯХ У КОРОЛЕВЫ МУЗЫКИ.
ЧТО ТАКОЕ СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА.?
ЗНАМЕНИТЫЕ СИМФОНИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ Ф. ЛИСТА, РИХАРДА ШТРАУСА, КЛОДА ДЕБЮССИ, АЛЕКСАНДРА СКРЯБИНА, АНАТОЛИЯ ЛЯДОВА, М.К.ЧЮРЛЕНИСА, СЕРГЕЯ РАХМАНИНОВА. Лист вошел в историю симфонической музыки как создатель нового жанра – одночастной симфонической поэмы. Его название вызывает мгновенные ассоциации с атмосферой поэзии и наглядно отражает ту связь музыки и литературы. Симфоническая поэма воплощает конкретное программное содержание, порой очень сложное.
Величайшие из них — "Дон Жуан", "Дон Кихот", "Жизнь героя", "Так говорил Заратустра" и "Смерть и просветление".
#музыкальныежанры