Мендельсон - концерт для скрипки с оркестром оп.64, 1-я часть
Шопен. Концерт №1 для фп. с орк.: Часть 1 (Allegro Maestoso) - Нейгауз / Гаук
Franz Liszt - Piano Concerto No.1 in Es-dur, S.124
Franz Liszt - Piano Concerto No.2 in A-dur, S.125
Григ - Концерт для фортепиано с оркестром
В бытовом языке слово концерт означает просто представление перед публикой, например концерт художественной самодеятельности.
В мире классической музыки это слово подразумевает музыкальное произведение, исполняемое солистом, которому аккомпанирует весь остальной оркестр. Солист концерта— это герой, это главный персонаж, это примадонна, которая даже не глядит в сторону дирижера, а дирижер следует за ней.
В хороших концертах аккомпанемент оркестра не сводится к простому треньканью на фоне мелодии солиста. В хороших концертах оркестру отводится равная роль, когда оркестр и солист по очереди уступают друг другу сцену, действуя в стиле эдакой “дуэли банджо”.
gif
Пример— одно из величайших произведений, фортепианный концерт №22 Моцарта.
Мюррей Перайя - Моцарт Концерт №22 Es-dur
Концерты доставляют зрителям массу удовольствия. Если вы ни разу не посещали концертный зал, непременно сделайте это.
Многие приходят в зал преимущественно ради самого концерта. Они хотят услышать знаменитую солистку, убедиться в ее ослепительной виртуозности, оказаться смятыми ее музыкальной страстью и полюбоваться ее туалетами.
Если вы собираетесь на симфонический концерт, где будет звучать именно концерт, купите билет на место, расположенное немного левее центра. Солист почти всегда стоит или сидит по левую руку от дирижера. Если солировать будет пианист, расположитесь еще левее (можно даже на самом крайнем месте). Фортепиано вместе с другими клавишными инструментами всегда размещаются в левой части сцены, и вы получите удовольствие, наблюдая за руками пианиста. (Но сидя в центре, вы ничего не увидите, поскольку рояль полностью скроет от вас исполнителя.)
Структура концерта Средняя длительность звучания концерта составляет около 30 минут. Концерты почти всегда состоят из трех частей— трех контрастных фрагментов, разделенных паузами. Для большинства концертов классических композиторов прошлого характерны три части, так же, как для голливудских кинолент, — два часа продолжительности, для бродвейских шоу — два акта, для рок - песен — три минуты звучания, а для голливудских звезд — перемена супруга каждые шесть месяцев.
В большинстве случаев три части концерта подпадают под следующую схему: БЫСТРО – МЕДЛЕННО – БЫСТРО. Эта формула, проверенная веками во всех жанрах музыки (и, между прочим, в кинематографе), особенно хорошо реализуется в концертах, позволяя солисту продемонстрировать его чудесную технику в первой и последней частях, а в средней — перенести слушателя в более интимный, душевный мир.
Солисты всегда играют по памяти, в отличие от музыкантов оркестра, подглядывающих в пюпитры, или дирижера, не вылезающего из толстенной партитуры. Эта традиция сохранилась со времен великих виртуозов, таких как Ференц Лист, которые были звездами своего поколения. Публика хочет видеть звезду, а звезда, играющая по нотам, — это не звезда.
Между тем, оркестр пыхтит, как паровоз и не может отступить от написанного. Поэтому и солист не имеет права на заминку. Но иногда такое случается — тут волосы могут встать дыбом. В этом случае дирижер и оркестр должны отреагировать в долю секунды. Если солист пропустил три страницы — что вполне возможно, поскольку темы из начала пьесы часто повторяются в конце, — дирижер обязан моментально уловить, что именно пропущено, и как - то указать оркестру, куда следует перейти.
Если реакция дирижера и оркестра быстра, то публика может и не заметить ошибки. Но иногда состояние разлада оркестра и солиста длится минуту или более. В некоторых случаях дирижеру приходится прибегнуть к экстренным мерам, чтобы синхронизировать оркестр и солиста. Если когда - нибудь на концерте вы услышите яростное шипение дирижера: “Перейти к 6-й цифре!”, — вам будет понятно, что произошло.
Каденция В конце каждого концерта обычно наступает момент, когда кажется, будто все уснули — все, кроме солиста. Солист отправляется в автономное плавание по морю фантазии, которое длится от десяти секунд до пяти минут. Но это не провал, а каденция: композитор дает солисту возможность выразить себя, а проще говоря, похвастаться.
Слово каденция происходит от итальянского cadenza (“окончание”). Каденция — это просто гармоническая последовательность, аккорд за аккордом, вплоть до заключительного. Но по мере продвижения к концу эта ниспадающая прогрессия прерывается. Перед заключительным аккордом или аккордами вы можете внезапно услышать, как все остановилось, а солист продолжает свое дело. (Пример— маленькая каденция из фортепианного концерта Моцарта №22 на отметке 8:50.) Наконец, когда солист выразился, оркестр играет последние аккорды. Пир духа!
Раньше солисты исполняли свои собственные каденции экспромтом. Для великих композиторов, которые сами зачастую были прекрасными солистами, такого рода импровизации составляли предмет особой гордости. Но позже, начиная с Бетховена, композиторы записывали каденции полностью, нота за нотой.
Сегодняшние солисты обычно исполняют каденции, заранее кем - то сочиненные. В любом случае, одна и та же каденция в разных исполнениях звучит по-разному. Если вам кажется, что солист играет свою каденцию словно впервые, это значит, что он хорошо делает свою работу.
gif
Чуть ли не каждая каденция завершается трелью. Трель— это быстрое чередование двух звуков, следующих один за другим. Попытайтесь спеть трель— это легко и весело! 1.Спойте любую ноту. 2.Теперь спойте ноту, на тон выше первой. 3.Повторяйте шаги 1 и 2 быстрее и быстрее. Это и есть трель. Трель несколько легче сыграть на инструменте, чем спеть.
gif
В прежние времена трель была сигналом, который подавал оркестру импровизирующий солист, завершая свою каденцию. Это была команда оркестру и дирижеру проснуться, отложить в сторону журналы и быть наготове для исполнения финального аккорда. Завершив трель, солист и дирижер смотрели друг на друга, тихо перешептывались и, наконец, вместе играли заключительный аккорд. Научно - популярное издание - Дэвид Пог, Скотт Спек - "Классическая музыка для чайников"
Андрей Гаврилов - Бах. Концерт для фортепиано с оркестром №1 ре минор, BWV 1052: I. Allegro
Anugama - И.С.Бах. Итальянский концерт 2 анданте - J.S. Bach. Italienisches Konzert, 2. Satz - Andante
Antonio Vivaldi - Концерт соль минор «Лето» соч. 8 №2, RV 315. 1. Allegro nоn molto
Antonio Vivaldi - Концерт № 2 "Лето": Presto (Tempo Impetuoso D'estate)
Антонио Вивальди - Концерт № 2 "Лето": Adagio - Presto - Adagio
Антонио Вивальди - Концерт соль минор «Лето» соч. 8 №2, RV 315. 3. Presto
Моцарт - Концерт для фортепиано с оркестром № 21
Моцарт - Концерт для фортепиано с оркестром №26 "Коронационный"
Mozart - Allegro Moderato, Violin Concerto No. 2, K. 211
Mozart - Allegro Aperto, Violin Concerto No. 5, K. 219
Аудиозапись недоступна
П. И. Чайковский - Концерт для фортепиано с оркестром №1
П. И. Чайковский - Концерт для фортепиано с оркестром №2
Рахманинов - Концерт для фортепиано с оркестром №2 Op.18
Сергей Рахманинов (фортепиано, исп. автор), Филадельфийский оркестр, дирижёр - Леопольд Стоковский, 1929 - Концерт для фортепиано с оркестром №2 Op.18
Аудиозапись недоступна
Аудиозапись недоступна
Что такое концерт как мероприятие? Концерт как мероприятие можно классифицировать на несколько видов: Концерт классической музыки. Академический. Джазовый. Эстрадный. Концерт электронной музыки.
Как видим, все эти виды объединяет один существенный фактор – все они музыкальные. Также каждый из них может носить название «гала-концерт». Он фактически означает любое торжественное и грандиозное мероприятие. Обычно под ним подразумевается заключительный концерт участников различных фестивалей и конкурсов. На нем выступают победители или лучшие исполнители.
Концерт классической музыки Классика никогда не выходит из моды. Она по сей день считается эталоном музыкального искусства. Места, где проводятся такие концерты, - филармония, большой или малый зал консерватории (музыкальной академии) и прочие. Разрешается аплодировать и кричать «браво» после окончания выступления исполнителя (коллектива) или после окончания произведения. Также аплодисментами участник может вызваться на «бис». Перед началом просят соблюдать тишину и отключать мобильные телефоны.
Академические концерты - это своеобразная форма отчетности музыкантов, проходящих обучение в высшем музыкальном заведении. Их главные преимущества заключаются в том, что они абсолютно бесплатные. Тем не менее, вы можете насладиться качественным исполнением высокохудожественных музыкальных произведений юных дарований. Они могут проходить в большом или малом залах консерватории (музыкальной академии), филармонии либо в оперном театре.
Концерт оркестра всегда ассоциируется с сочным и колоритным звучанием. Биг-бэнд не является исключением. Он представляет собой интереснейшее явление в современном музыкальном искусстве. Несмотря на то что он возник значительно позже всех других существующих оркестров, подтверждено его колоссальное воздействие на иные формы музыки (симфоническую, камерную и прочую). Особый ритм, присущий джазовой музыке, заставляет исполнителей и слушателей притопывать ногами, покачивать корпусом. Подчас на уникальные импровизации зал активно реагирует возгласами и аплодисментами. Вот что такое концерт джазового оркестра. Место проведения может быть различным. Это всевозможные дворцы молодежи, спорта и прочие залы.
В ГОСТЯХ У КОРОЛЕВЫ МУЗЫКИ.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ И ЖАНРЫ: КОНЦЕРТ.
Средняя длительность звучания концерта составляет около 30 минут. Концерты почти всегда состоят из трех частей— трех контрастных фрагментов, разделенных паузами. Для большинства концертов классических композиторов прошлого характерны три части, так же, как для голливудских кинолент, — два часа продолжительности, для бродвейских шоу — два акта, для рок - песен — три минуты звучания, а для голливудских звезд — перемена супруга каждые шесть месяцев.
и как - то указать оркестру, куда следует перейти.
В конце каждого концерта обычно наступает момент, когда кажется, будто все уснули — все, кроме солиста. Солист отправляется в автономное плавание по морю фантазии, которое длится от десяти секунд до пяти минут. Но это не провал, а каденция: композитор дает солисту возможность выразить себя, а проще говоря, похвастаться.
Но по мере продвижения к концу эта ниспадающая прогрессия прерывается. Перед заключительным аккордом или аккордами вы можете внезапно услышать, как все остановилось, а солист продолжает свое дело. (Пример— маленькая каденция из фортепианного концерта Моцарта №22 на отметке 8:50.) Наконец, когда солист выразился, оркестр играет последние аккорды. Пир духа!
1.Спойте любую ноту.
2.Теперь спойте ноту, на тон выше первой.
3.Повторяйте шаги 1 и 2 быстрее и быстрее.
Это и есть трель.
Трель несколько легче сыграть на инструменте, чем спеть.
Концерт классической музыки.
Академический.
Джазовый.
Эстрадный.
Концерт электронной музыки.
Также каждый из них может носить название «гала-концерт». Он фактически означает любое торжественное и грандиозное мероприятие. Обычно под ним подразумевается заключительный концерт участников различных фестивалей и конкурсов. На нем выступают победители или лучшие исполнители.
Классика никогда не выходит из моды. Она по сей день считается эталоном музыкального искусства. Места, где проводятся такие концерты, - филармония, большой или малый зал консерватории (музыкальной академии) и прочие. Разрешается аплодировать и кричать «браво» после окончания выступления исполнителя (коллектива) или после окончания произведения. Также аплодисментами участник может вызваться на «бис». Перед началом просят соблюдать тишину и отключать мобильные телефоны.