МОЖНО ЛИ СТАНЦЕВАТЬ СЮИТУ? РОДИОН ЩЕДРИН "КАРМЕН - СЮИТА". Первые инструментальные произведения были когда - то танцами. Другими словами, сначала под музыку только танцевали, но потом поняли, что и слушать ее — не меньшее удовольствие. В XVII веке стала появляться музыка, предназначенная только для прослушивания. Состоящие из нескольких частей — танцев, эти произведения называли сюитами, что в переводе означает «последовательность, ряд».
Бах Иоганн Себастьян (Johann Sebastian Bach) - Сюита для оркестра №3 ре мажор
Шнитке - Сюита в старинном стиле
Шедевры вне времени
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
СЮИТА ДЛЯ ОРКЕСТРА №2 СИ МИНОР BWV 1067 1.Ouverture (Увертюра) 2. Rondeau (Рондо) 3. Sarabande (Сарабанда) 4. Bourrées I & II (Бурре I и II) 5. Polonaise & Double (Полонез & Двойной) 6. Menuet (Менуэт) 7. Badinerie (Шутка - самое знаменитое произведение И. С. Баха)
Various Artists - Suite for orchestra No 2 in B minor, BWV 1067: Menuet
Various Artists - Suite for orchestra No 2 in B minor, BWV 1067: Badinerie
Bach - Orchestra-Suite No. 2 In B Minor - Badinerie
Вторая оркестровая сюита является одной из двух сюит, написанных Бахом в Кетене (всего же известно четыре оркестровые сюиты Баха). Она значительно отличается от прочих произведений в этом жанре, создававшихся в первой половине XVIII века. Открывается сюита торжественной увертюрой, близкой по монументальности к баховским прелюдиям и фугам. Вслед за увертюрой следуют семь частей. Лишь одна из них, сарабанда, является традиционной для сюиты. Остальными композитор распорядился очень новаторски и смело, что пошло произведению в целом только на пользу. В сюите можно найти и менуэт, и короткий изящный полонез, и стремительное бурре, и легкое, как дуновение ветра, рондо.
Наиболее известна из всех этих частей «Шутка»,
Завершающая сюиту. Пожалуй, не найдется такого человека, который бы хоть раз в жизни не слышал ее. Светлая, немного печальная, как улыбка отца, наблюдающего за своим резвым дитятей, она относится к самым лиричным «фрагментам» творчества Баха.
Шедевры вне времени
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
СЮИТА ДЛЯ ОРКЕСТРА №3 РЕ МАЖОР BWV 1068 1. Ouverture (Увертюра) 2. Air (Воздух) 3. Gavottes I & II (Гавоты) 4. Bourrée (Бурре) 5. Gigue (Жига) Состав: 2 гобоя, фагот, 3 трубы, литавры, струнные, цифрованный бас
Аудиозапись недоступна
Аудиозапись недоступна
Аудиозапись недоступна
Аудиозапись недоступна
Аудиозапись недоступна
J. S. Bach, Orchestral Suite No. 3 in D Major, BWV 1068, Air.
Произведение BWV -1068 написано в районе 1717-1723 г.г. Состоит из нескольких частей. Одна из них называется Air, но этот "эир" - не "воздух" (по-английски), а "Ария" (не песня и часть оперы, а музыкальный жанр) по-французски.
Аудиозапись недоступна
История превращения "Арии" в "Воздух":
В XIX веке немецкий скрипач-виртуоз Август Вилхелмдж (часто называемый немецким Паганини) сделал свою аранжировку сюиты Баха, переложив её так, что всю сюиту надо было играть на одной струне скрипки. Эта аранжировка стала очень популярной под названием "Air in G string". Дав воистину вторую жизнь сюите и став обязательной частью подготовки скрипачей. Из этого названия уже "air" запомнился в виде "воздуха", до которого часто и сокращают название не только аранжировки, но и всей оригинальной сюиты.
Знаете ли вы, что такое сюита? Сюита это старинная форма танцевальной музыки. Сначала сюиту составляли только две части, два танца – медленная и торжественная павана, и веселая и быстрая гальярда.
Впервые такие произведения появились в семнадцатом веке, а основоположниками этой музыкальной формы считаются французские композиторы.
Само слово переводится с французского языка, как "последовательность", "ряд", очень точно показывая, что такое сюита.
Это музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, разных по характеру и ритму, порой даже контрастирующих друг с другом, но объединенных общим замыслом.
Через некоторое время сформировалась четырехчастная сюита, с четко определенной последовательностью разделов. Это были четыре танца, очень разные по ритму – алеманда, куранта, сарабанда и жига. Соединение частей происходило по контрасту медленно-быстро.
Ранее, например, в период Барокко (конец XVII — середина XVIII века) музыкальные сюиты почти полностью состояли из танцев, и части их называли в соответствии с видом танца, который они представляли, например allemande (аллеманда), gavotte (гавот), bouree (бурре), minuet (менуэт), rigaudon (ригодон), sarabande (сарабанда), gigue (жига), courante (куранта).
Alan Curtis, harpsichord - Allemande
Sviatoslav Richter - piano - Gigue
Alan Curtis, harpsichord - Gigue
Alan Curtis, harpsichord - Courante
Bach - Orchestra-Suite No. 3 In D Major - Gavotte 1 - Gavotte 2
Bach - Orchestral Suite no. 1 in C major, BWV 1066 (3) Gavotte I-II
The English Concert on autentic instruments, con. Trevor Pinnock. - Menuet
The English Concert on autentic instruments, con. Trevor Pinnock. - Menuet
The English Concert on autentic instruments, con. Trevor Pinnock. - Menuet
И. С. БАХ "ШУТКА" ИЗ СЮИТА ДЛЯ ОРКЕСТРА №2 СИ МИНОР BWV 1067
Bach - Badinerie
Это салонные танцы, исполнявшиеся на балах при королевских дворах Европы
Сюита становится составляющей частью балета, теперь так называется дивертисмент, завершающий второе действие.
Что такое сюита - дивертисмент? Дивертисмент в балете – это ряд отдельных танцевальных номеров, связанных одной темой.
Также получают широкую известность сюиты, скомпонованные из самых ярких фрагментов балетов и опер.
Со временем сюиты стали включать в себя другие танцы – гавот, менуэт, бурре, ригодон. Развивая эту музыкальную форму, композиторы стали добавлять нетанцевальную часть сюиты – прелюдии, арии.
Самые знаменитые сюиты были написаны для клавесина Бахом и Генделем.
Музыка вод Генделя — пример сюиты эры Барокко. Послушав ее, вы поймете, что мы имели в виду, когда говорили о стабильности ритма и о танцевальном характере.
Подлинная вершина развития жанра была достигнута в творчестве И. С. Баха.
Композитор наполняет музыку своих многочисленных сюит (клавирных, скрипичных, виолончельных, оркестровых) таким проникновенным чувством, делает эти пьесы столь разнообразными и глубокими по настроению, организует их в такое стройное целое, что переосмысливает жанр, открывает новые выразительные возможности, заключенные в простых танцевальных формах, а также в самой основе сюитного цикла («Чакона» из партиты ре минор).
В середине 1700-х годов сюита слилась с сонатой, и сам термин перестал употребляться, хотя структура сюиты продолжала жить в таких жанрах, как серенада, дивертисмент и другие.
Обозначение «сюита» стало вновь появляться в конце 19 в., часто подразумевая, как и раньше, собрание инструментальных фрагментов из оперы (сюита из Кармен Ж.Бизе), из балета (сюита из Щелкунчика П.И.Чайковского), из музыки к драматической пьесе (сюита Пер Гюнт из музыки Э.Грига к драме Ибсена).
Некоторые композиторы сочиняли самостоятельные программные сюиты – среди них, например, Шехеразада Н.А.Римского-Корсакова по восточным сказкам.
Композиторы XIX—XX вв., сохраняя главные приметы жанра — цикличность построения, контрастность частей и т. д., дают им иное образное толкование. Танцевальность теперь не является обязательным признаком.
В сюите используется самый разный музыкальный материал, нередко ее содержание определяется программой. По прошествии времени, в девятнадцатом веке, сюиты приобретают несколько другую форму. Очень часто они являются как бы иллюстрацией к литературному произведению – «Картинки с выставки» Мусоргского, «Карнавал» Шумана. Сюиты становятся частью театральных постановок, например, сюита «Пер Гюнт» Эдварда Грига. Позже такие произведения становятся музыкой к кинофильмам.
При этом танцевальная музыка не изгоняется из сюиты, наоборот, в нее вводятся новые, современные танцы, например «Кукольный кэк-уок» в сюите К. Дебюсси «Детский уголок».
Debussy (Angela Hewitt) - Children's Corner - I. Doctor Gradus ad Parnassum
Debussy (Angela Hewitt) - Children's Corner - II. Jimbo's Lullaby
Debussy (Angela Hewitt) - Children's Corner - III. Serenade for the Doll
Debussy (Angela Hewitt) - Children's Corner - IV. The Snow is Dancing
Debussy (Angela Hewitt) - Children's Corner - V. The Little Shepherd
Debussy (Angela Hewitt) - Children's Corner - VI. Golliwogg's Cake-Walk
Появляются сюиты, составленные из музыки к театральным постановкам («Пер Гюнт» Э. Грига), балетам («Щелкунчик» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева), операм («Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова).
Эдвард Григ - Сюита 1
Эдвард Григ - Сюита 2
В середине XX в. сюиты составляются и из музыки к кинофильмам («Гамлет» Д. Д. Шостаковича).
Аудиозапись недоступна
Д. Шостакович - Гамлет. Вступление и ночной д
Д. Шостакович - Гамлет. Охота
Д. Шостакович - Гамлет. Колыбельная
В вокально-симфонических сюитах наряду с музыкой звучит и слово («Зимний костер» Прокофьева). Иногда композиторы некоторые вокальные циклы называют вокальными сюитами («Шесть стихотворений М. Цветаевой» Шостаковича).
ПРОКОФЬЕВ - СЮИТА "ЗИМНИЙ КОСТЁР", 1949г.
Позднее, в XIX веке, приобрели известность сюиты другого типа, состоящие из контрастных фортепианных миниатюр. Это, например, «Карнавал» Шумана или «Картинки с выставки» Мусоргского.
Совсем не танцевальные и оркестровые сюиты Чайковского. Часто сюиты составляются из музыки опер, балетов, а также музыки к театральным спектаклям и кинофильмам. Таковы, скажем, «Пер Гюнт» Грига и «Овод» Шостаковича.
Что такое симфоническая сюита? Композиторы-романтики, известные своей любовью к возрождению старинных жанров, очень часто обращались к сюитным формам. От танцевальности в них уже не было и следа, но принцип контрастности остался. Только теперь он касался, скорее, содержания музыки, ее эмоциональной наполненности. Отвечая на вопрос, что такое симфоническая сюита в творчестве романтиков, важно подчеркнуть, что в первую очередь она стала базироваться на программности. Объединение частей основной идеей придало симфоническим сюитам целостность и сделало их близкими жанру поэмы. Особенное распространение этот жанр получил в творчестве русских композиторов.
Арабские сказки в оркестровом исполнении Русские композиторы испытывали неутолимую любовь к восточным темам. Симфоническая сюита «Шахерезада» была написана под впечатлением от сборника сказок «Тысяча и одна ночь». Композитор выбрал несколько не связанных друг с другом эпизодов: историю про Синдбада-моряка, рассказ царевича Календера, праздник в Багдаде и сказку про любовь царевича и царевны.
Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР - "Шехеразада", симфоническая сюита по "1001 Ночи", Op.35, 2. Lento. Andantino
Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР - "Шехеразада", симфоническая сюита по "1001 Ночи", Op.35, 3. Andantino quasi allegretto
Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР - "Шехеразада", симфоническая сюита по "1001 Ночи", Op.35, 1. Largo maestoso. Allegro non troppo
Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР - "Шехеразада", симфоническая сюита по "1001 Ночи", Op.35, 4. Allegro molto. Allegro molto e frenetico. Allegro non troppo e maestoso. Lento
«Шахерезада» вылилась из-под пера композитора в течение одного лета 1888 года в Нежговицах. После первого же исполнения это произведение стало необыкновенно популярно у слушателей, и до сих пор является одним из самых исполняемых и узнаваемых сочинений. Каждый вечер Шахерезада рассказывает своему грозному супругу, поклявшемуся казнить своих жен после первой же ночи, очередную сказку. Ее повествовательный дар так велик, что зачарованный султан откладывает ее казнь. Так продолжается в течение тысячи и одной ночи. Четыре из них и мы сможем послушать, если познакомимся с «Шахерезадой» Римского-Корсакова.
Модест Петрович Мусоргский (Modest Mussorgsky) - Прогулка
Модест Петрович Мусоргский (Modest Mussorgsky) - Гном
Модест Петрович Мусоргский (Modest Mussorgsky) - Tuileries
Модест Петрович Мусоргский (Modest Mussorgsky) - Bydlo
Модест Петрович Мусоргский (Modest Mussorgsky) - Great Gate At Kiev
Модест Петрович Мусоргский (Modest Mussorgsky) - Baba Yaga
Модест Петрович Мусоргский (Modest Mussorgsky) - Catacombe
Модест Петрович Мусоргский (Modest Mussorgsky) - The Old Castle
Модест Петрович Мусоргский (Modest Mussorgsky) - Cum Mortuis In Lingua Mortua
Модест Петрович Мусоргский (Modest Mussorgsky) - Unhatched Chickens
Какие еще есть симфонические сюиты? Иногда симфонические сюиты писались композиторами как самостоятельное произведение, например, сюита П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта». Очень часто они составлялись из номеров какого-нибудь крупного сочинения, например, сюита С. С. Прокофьева по мотивам собственного балета «Ромео и Джульетта», опять же.
Прокофьев С.С. - "Ромео и Джульетта". Сюита "2 "Монтекки и Капулетти".
ПРОКОФЬЕВ С.С. - Балетная сюита № 2 из музыки к балету 'Ромео и Джульетта''
С.С. Прокофьева - “Танец рыцарей
Симфонический оркестр Московской государственной филармонии, дирижёр С. Прокофьев - Джульетта-девочка
Симфонический оркестр Московской государственной филармонии, дирижёр С. Прокофьев - Джульетта-девочка
Были случаи, когда симфоническая сюита становилась результатом переложения одним композитором инструментального сочинения другого. Так произошло с циклом М. П. Мусоргского «Картинки с выставки», который М. Равель впоследствии оркестровал. Чаще всего основой программности сюиты являлось литературное произведение. Так была написана симфоническая сюита Римского-Корсакова.
В XIX веке слово сюита стало употребляться для обозначения любой группы музыкальных фрагментов, объединенных вместе: сюита из Кармен, к примеру, включает в себя различные мелодии и интерлюдии из оперы Кармен французского композитора Жоржа Бизе (1838–1875). Вы можете также найти сюиты из Щелкунчика, Вестсайдской истории, Звездных войн
Шнитке - Сюита в старинном стиле
Шнитке - Suite in ancient style [Voskresenskiy, Nodel] (1) Pastoral
Шнитке - Suite in ancient style [Voskresenskiy, Nodel] (2) Ballet
Шнитке - Suite in ancient style [Voskresenskiy, Nodel] (3) Minuet
Шнитке - Suite in ancient style [Voskresenskiy, Nodel] (4) Fugue
Шнитке - Suite in ancient style [Voskresenskiy, Nodel] (5) Pantomime
«ГОГОЛЬ-СЮИТА» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»
«Ревизская сказка» Спектакль поставлен в театре на Таганке. Режиссер – Ю.Любимов. Музыка к спектаклю – Альфред Шнитке. Главный герой – Николай Васильевич Гоголь.
Геннадий Рождественский, Симфонический оркестр Министерства культуры СССР - Гоголь-сюита: I. Увертюра
Геннадий Рождественский, Симфонический оркестр Министерства культуры СССР - Гоголь-сюита: II. Детство Чичикова
Геннадий Рождественский, Симфонический оркестр Министерства культуры СССР - Гоголь-сюита: III. Портрет
Геннадий Рождественский, Симфонический оркестр Министерства культуры СССР - Гоголь-сюита: IV. Шинель
Геннадий Рождественский, Симфонический оркестр Министерства культуры СССР - Гоголь-сюита: VI. Чиновники
Геннадий Рождественский, Симфонический оркестр Министерства культуры СССР - Гоголь-сюита: VII. Бал
Геннадий Рождественский, Симфонический оркестр Министерства культуры СССР - Гоголь-сюита: VIII. Завещание
Щедрин "Кармен-сюита"
Очень интересное произведение – «Кармен-сюита» Ж.Бизе – Р.Щедрина. Щедрин решился использовать прием музыкальной транскрипции, переработав в современной форме музыку Бизе к опере «Кармен».
Р. Щедрин - Кармен-сюита
Транскрипцию использовали и раньше, даже очень знаменитые композиторы. Так, известны переложения Бахом скрипичных концертов Вивальди, музыки Паганини – Листом. Но, безусловно, взяться за великую оперу Бизе – это был очень смелый эксперимент, и не все современники его приняли. Что такое сюита у Щедрина? Музыка Бизе сжата по времени, до размера одноактного балета. Щедрин придал исполняемым фрагментам современное звучание, творчески переработав гениальное произведение Биз
Премьера "Кармен-сюиты" состоялась на сцене Большого театра 20 апреля 1967 года. Балет был написан для Майи Плисецкой. Постановщиком балета стал кубинский хореограф Альберто Алонсо. Любопытно, что Щедрин совсем не использовал в своей сюите духовые инструменты, только струнные и ударные. Такой выбор инструментов композитором подчеркивает экспрессивность героев, усиливает ощущение тревожности и трагичность сюжета. Счастливая судьба сложилась у сюиты-транскрипции, которую так смело написал Щедрин. «Кармен-сюита» является всеми любимым произведением, постановки этого балета в разных театрах по всему миру сопровождает неизменный успех. http://fb.ru/article/75254/znaete-li-vyi-chto-takoe-syuita#ТанцевальнаяМузыка
В ГОСТЯХ У КОРОЛЕВЫ МУЗЫКИ.
ЧТО ТАКОЕ "СЮИТА"?
МОЖНО ЛИ СТАНЦЕВАТЬ СЮИТУ?
РОДИОН ЩЕДРИН "КАРМЕН - СЮИТА".
Первые инструментальные произведения были когда - то танцами. Другими словами, сначала под музыку только танцевали, но потом поняли, что и слушать ее — не меньшее удовольствие. В XVII веке стала появляться музыка, предназначенная только для прослушивания. Состоящие из нескольких частей — танцев, эти произведения называли сюитами, что в переводе означает «последовательность, ряд».
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
СЮИТА ДЛЯ ОРКЕСТРА №2 СИ МИНОР BWV 10671.Ouverture (Увертюра)
2. Rondeau (Рондо)
3. Sarabande (Сарабанда)
4. Bourrées I & II (Бурре I и II)
5. Polonaise & Double (Полонез & Двойной)
6. Menuet (Менуэт)
7. Badinerie (Шутка - самое знаменитое произведение И. С. Баха)
Наиболее известна из всех этих частей «Шутка»,
Завершающая сюиту.Пожалуй, не найдется такого человека, который бы хоть раз в жизни не слышал ее. Светлая, немного печальная, как улыбка отца, наблюдающего за своим резвым дитятей, она относится к самым лиричным «фрагментам» творчества Баха.
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
СЮИТА ДЛЯ ОРКЕСТРА №3 РЕ МАЖОР BWV 10681. Ouverture (Увертюра)
2. Air (Воздух)
3. Gavottes I & II (Гавоты)
4. Bourrée (Бурре)
5. Gigue (Жига)
Состав: 2 гобоя, фагот, 3 трубы, литавры, струнные, цифрованный бас
J. S. Bach, Orchestral Suite No. 3 in D Major, BWV 1068, Air.
Произведение BWV -1068 написано в районе 1717-1723 г.г. Состоит из нескольких частей. Одна из них называется Air, но этот "эир" - не "воздух" (по-английски), а "Ария" (не песня и часть оперы, а музыкальный жанр) по-французски.История превращения "Арии" в "Воздух":
В XIX веке немецкий скрипач-виртуоз Август Вилхелмдж (часто называемый немецким Паганини) сделал свою аранжировку сюиты Баха, переложив её так, что всю сюиту надо было играть на одной струне скрипки. Эта аранжировка стала очень популярной под названием "Air in G string". Дав воистину вторую жизнь сюите и став обязательной частью подготовки скрипачей. Из этого названия уже "air" запомнился в виде "воздуха", до которого часто и сокращают название не только аранжировки, но и всей оригинальной сюиты.По прошествии времени, в девятнадцатом веке, сюиты приобретают несколько другую форму. Очень часто они являются как бы иллюстрацией к литературному произведению – «Картинки с выставки» Мусоргского, «Карнавал» Шумана. Сюиты становятся частью театральных постановок, например, сюита «Пер Гюнт» Эдварда Грига. Позже такие произведения становятся музыкой к кинофильмам.
Композиторы-романтики, известные своей любовью к возрождению старинных жанров, очень часто обращались к сюитным формам. От танцевальности в них уже не было и следа, но принцип контрастности остался. Только теперь он касался, скорее, содержания музыки, ее эмоциональной наполненности. Отвечая на вопрос, что такое симфоническая сюита в творчестве романтиков, важно подчеркнуть, что в первую очередь она стала базироваться на программности. Объединение частей основной идеей придало симфоническим сюитам целостность и сделало их близкими жанру поэмы. Особенное распространение этот жанр получил в творчестве русских композиторов.
Русские композиторы испытывали неутолимую любовь к восточным темам. Симфоническая сюита «Шахерезада» была написана под впечатлением от сборника сказок «Тысяча и одна ночь». Композитор выбрал несколько не связанных друг с другом эпизодов: историю про Синдбада-моряка, рассказ царевича Календера, праздник в Багдаде и сказку про любовь царевича и царевны.
Иногда симфонические сюиты писались композиторами как самостоятельное произведение, например, сюита П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта». Очень часто они составлялись из номеров какого-нибудь крупного сочинения, например, сюита С. С. Прокофьева по мотивам собственного балета «Ромео и Джульетта», опять же.
«ГОГОЛЬ-СЮИТА» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»
«Ревизская сказка» Спектакль поставлен в театре на Таганке. Режиссер – Ю.Любимов. Музыка к спектаклю – Альфред Шнитке. Главный герой – Николай Васильевич Гоголь.Музыка к спектаклю «Ревизская сказка»
Оркестровая сюита «Гоголь-сюита»«ГОГОЛЬ-СЮИТА»
Увертюра; Детство Чичикова; Портрет; Шинель; Чиновники; Бал; Завещание.Очень интересное произведение – «Кармен-сюита» Ж.Бизе – Р.Щедрина. Щедрин решился использовать прием музыкальной транскрипции, переработав в современной форме музыку Бизе к опере «Кармен».