КАКОЙ ЖАНР ПРИВЕЛ НАС В СИМФОНИЮ? (НАРОДНАЯ ПЕСНЯ).
ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У СИМФОНИИ?
«…Всё в истории бесконечно, и ничто не имеет окончательного качества и определения…
Альфред Шнитке.
Скрябин. Симфония №3 "Божественная поэма"
Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР - Симфония №3 "Божественная поэма" До минор, Op.43, 1. Luttes. Lento. Allegro
Густав Малер - Симфония №5 IV часть
HECTOR BERLIOZ - Symphonie Fantastique-Second Movem.-Un Bal-Valse-Allegro non troppo
Симфония — самая монументальная форма инструментальной музыки. Причем это утверждение справедливо для любой эпохи — и для творчества венских классиков, и для романтиков, и для композиторов более поздних направлений...
Александр Майкапар
Симфонии
Слова симфония и симфонический часто создают путаницу, и, чтобы спасти вашу репутацию на светских вечеринках, мы поможем вам с ними разобраться.
Симфония обычно означает музыкальное произведение, написанное в определенной форме.
Но слово симфонический относится обычно к оркестру, к концерту или к музыке вообще и говорит скорее о составе оркестра, чем об исполняемой музыке.
Если от вашей подруги вы услышали:
“Я вчера ходила на симфонический концерт”, — Это может означать, что она ходила послушать симфонический оркестр. На самом деле оркестр мог и не играть симфонии весь вечер и исполнять вместо этого программу из увертюр или танцев.
Но если ваша подруга при этом добавила:
“И там исполнялась чудесная симфония”, — тут уж речь идет о музыкальном произведении.
Симфония как музыкальная форма существует более 200 лет.
Она исполняется симфоническим оркестром и состоит обычно из четырех частей. Композиторы охотно пишут симфонии для демонстрации своей зрелости: иметь на счету хотя бы одну— очень почетно.
С годами симфония стала одной из наиболее общих музыкальных форм.
Почти каждый композитор создавал симфонии.
Иоганн Брамс написал - 4; Людвиг ван Бетховен — 9; Моцарт— 41. Йозеф Гайдн написал их 104 (и не считал, что это слишком много).
За редкими исключениями, четыре части симфонии пишутся по общепринятому образцу. Первая — яркая и живая; Вторая — более медленная и лиричная; Третья — энергичный менуэт (танец) или шумное скерцо (“шутка”); Четвертая — бурный финал. В действительности композиторы придают большое значение еще и внутренней структуре каждой из частей.
Первая часть — яркая и живая
Первая часть симфонии обычно следует структуре сонатной формы.
Сонатная форма проста,
И понимание ее позволит вам хорошо разбираться почти во всей классической музыке. Пусть приведенные ниже сведения несколько упрощают предмет, но они применимы к первым частям большинства классических симфоний.
В части, написанной в форме сонаты, присутствуют две мелодии (или музыкальные темы).
Первая обычно громкая и мощная; Вторая же тихая и лиричная. На эти мелодии часто ссылаются как на мужскую и женскую темы. (Это просто образ, не следует придавать ему социальную окраску.) Вы можете воспринимать их как, например, сталь и шелк, или ян и инь (соответственно мужское и женское начала в китайской философии. — или Одно кушанье и Другое, в каком - то смысле противоположное. Все равно.
В любом случае, первая часть симфонии основана на двух этих темах.
С самого начала части вы слышите Первую, сильную Тему,
Затем, после краткого периода всяческих интересных изворотов, вступает Вторая, более тихая.
Главная цель этого раздела—
Представить, или Экспонировать, Обе Мелодии;
Поэтому Музыканты называют начальный раздел первой части Экспозицией.
Затем наступает черед нового раздела. В нем композитор Развивает Две Темы, варьируя ими и создавая интересные музыкальные ассоциации.
Этот раздел носит название Разработки.
Наконец, главные идеи вновь представляются в том же порядке, что и ранее: Первая— сильная, мощная Тема, за которой следует более тихая и лиричная. Композитор вновь представляет эти темы в слегка измененной форме, но они все еще хорошо узнаваемы.
Этот раздел называется Репризой.
Представим ниже еще более упрощенную структуру:
ЭКСПОЗИЦИЯ — РАЗРАБОТКА— РЕПРИЗА
Все части сонатной формы имеют такую структуру.
Большинство симфоний, струнных квартетов и сонат Гайдна, Моцарта, Бетховена и неисчислимого множества других композиторов начинаются с первой части, написанной в сонатной форме.
Прекрасный пример— Первая часть Симфонии №5 Бетховена.
Бетховен - Симфония № 5
Вторая часть — медленная и лиричная
Вернемся к нашей симфонии: после живой и энергичной первой части наступает время отдохновения
Вторая часть, обыкновенно, медленна и лирична, с мелодичной, песенной темой
(Тут композитор получает шанс продемонстрировать свои способности мелодиста). Здесь нет войны полов, и структура ее, в сравнении с первой частью, может быть более свободной.
Сидите и Вдыхайте эту музыку.
Третья часть — танцевальная
Третья часть симфонии — танцевальная, Это либо Менуэт (старинный французский танец), Либо Скерцо (означает “шутка” — быстрая, зачастую веселая мелодия). Пишется она обычно в размере 3/4; т.е. на такт приходится три доли. (Если сосчитать “РАЗ-два-три, РАЗ-два-три”, — это пример трехдольного такта.)
Йозеф Гайдн, “папа” симфонической формы,
Первым ввел менуэт в качестве обычной части симфонии. Послушайте, например, третью часть практически любой симфонии Гайдна:
Геннадий Рождественский - Гайдн. Симфония №49: III. Menuetto
Гайдн Йозеф (Симфония 101 "Часы") - 3. Minuetto
Franz Joseph Haydn (Франц Йозеф Гайдн) - 3. Menuetto Trio
Третья часть обыкновенно состоит из трех разделов.
В первом вы слышите сам менуэт или скерцо. Затем следует контрастный раздел(часто исполняемый меньшей группой инструментов), называемый трио. Наконец, раздел менуэта или скерцо повторяется.
Третья часть в целом звучит так:
МЕНУЭТ — ТРИО— МЕНУЭТ или СКЕРЦО — ТРИО— СКЕРЦО В следующий раз, слушая симфонию, постарайтесь различить эти три раздела третьей части. Мы можем держать пари, что вам это удастся.
Конец — делу венец
Теперь наступает бурный финал — обычно быстрый и безудержный, демонстрирующий виртуозную удаль оркестра. Финалу чаще всего присущ беспечный нрав— здесь нет погружений в пучины раздумий и переживаний. Большая часть финала связана с надеждой создать хорошее настроение.
Блаженный Иоанн - Гайдн, 44 Симфония, 4 часть
Гайдн Йозеф (Симфония 96 "Чудо") - 4. Finale Vivace
Гайдн Йозеф (Симфония 101 "Часы") - 4. Vivace
7 Кл.Гайдн.Симфония №103 Es - Dur - IV часть. Finale. Allegro
Но погодите— это еще не все!
Весьма часто финал использует форму рондо.
Да, эта заключительная часть в свою очередь обладает собственной структурой.
В рондо вы вновь и вновь слышите одну и ту же очаровательную тему, перемежаемую чем - то контрастным. Вы сможете найти великолепный пример рондо в финале фортепианного концерта № 22 Моцарта.
Дэвид Пог, Скотт Спек Классическая музыка для чайников
Знаменитая симфония № 45 получила название «"Прощальная"»
(Или «Симфония При свечах»):
На последних страницах финала симфонии музыканты один за другим прекращают играть
И уходят со сцены, Остаются лишь Две Скрипки, завершающие симфонию вопросительным аккордом ля — фа-диез.
Haydn - Symphony No.45 in F sharp minor 'Abschiedssymphonie' - I Allegro assai
Haydn - Symphony No.45 in F sharp minor 'Abschiedssymphonie' - II Adagio
Haydn - Symphony No.45 in F sharp minor 'Abschiedssymphonie' - III Menuet & trio, allegretto
Haydn - Symphony No.45 in F sharp minor 'Abschiedssymphonie' - IV Finale, presto-adagio
Гайдн поведал полу-юмористическую версию возникновения симфонии:
Князь Николай Эстерхази однажды очень долго не отпускал оркестрантов из Эстерхаза в Эйзенштадт, где жили их семьи. Желая помочь своим подчиненным, Гайдн сочинил заключение «Прощальной» симфонии в виде тонкого намека князю — Выраженной музыкальными образами Просьбы об отпуске. Намек был понят, и князь отдал соответствующие распоряжения.
В эпоху романтизма юмористический характер симфонии был забыт, и ее стали наделять трагическим смыслом. Шуман писал в 1838 г. по поводу музыкантов, тушащих свои свечи и уходящих с эстрады во время финала симфонии: «И никто не смеялся при этом, так как было не до смеха».
Симфония № 94 «С ударом литавр, или Сюрприз»
Получила свое название благодаря юмористическому эффекту в медленной части — ее умиротворенное настроение нарушается резким ударом литавры.
Леонард Бернстайн New York Philharmonic - Симфония № 94 cоль мажор "Сюрприз" Hob I: 94 Finale
Леонард Бернстайн New York Philharmonic - Симфония № 94 cоль мажор "Сюрприз" Hob I: 94 Adagio cantabile - Vivace assai
Леонард Бернстайн New York Philharmonic - Симфония № 94 cоль мажор "Сюрприз" Hob I: 94 Menuett - Trio
Симфония № 96 «Чудо» стала так называться в силу случайных обстоятельств.
На концерте, в котором Гайдн должен был дирижировать этой симфонией, публика с его появлением ринулась из середины зала на свободные первые ряды, а середина опустела. В этот момент как раз в центре зала рухнула люстра, слегка пострадали лишь двое слушателей.
В зале раздались восклицания:
«Чудо! Чудо!» Сам Гайдн был под глубоким впечатлением своего невольного спасения многих людей.
Haydn - Symphony No.96 in D major - I Adagio-allegro
Haydn - Symphony No.96 in D major - II Andante
Haydn - Symphony No.96 in D major - III Menuetto & trio, allegretto
Haydn - Symphony No.96 in D major - IV Finale, vivace assai
Название симфонии № 100 «Военная» совсем не случайно —
Ее крайние части с их военными сигналами и ритмами отчетливо рисуют музыкальную картину лагеря; Даже Менуэт здесь (третья часть) довольно лихого «Армейского» склада; Включение турецких ударных инструментов в партитуру симфонии привело в восторг лондонских любителей музыки (ср. с «Турецким маршем» Моцарта).
Haydn - Symphony No.100 in G major 'Military' - I Adagio-allegro
Haydn - Symphony No.100 in G major 'Military' - II Allegretto
Haydn - Symphony No.100 in G major 'Military' - III Menuet & trio, moderato
Haydn - Symphony No.100 in G major 'Military' - IV Finale, presto
Симфония № 104 «Саломон»:
Не дань ли это уважения к импресарио — Джону Питеру Саломону, столь много сделавшему для Гайдна? Правда, и сам Саломон благодаря Гайдну прославился настолько, что был похоронен в Вестминстерском аббатстве «за то, что привез в Лондон Гайдна», как указано на его надгробной плите. Поэтому симфония должна называться именно «Саломон», а никак не «Соломон», как это порой встречается в концертных программах, что неверно ориентирует слушателей на библейского царя.
Haydn - Symphony No.104 in D major 'London' - I Adagio-allegro
Haydn - Symphony No.104 in D major 'London' - II Andante
Haydn - Symphony No.104 in D major 'London' - III Menuetto & trio, allegro
Haydn - Symphony No.104 in D major 'London' - IV Finale, spiritoso
Моцарт. Симфония № 40.
Эта симфония написана в соль миноре — редкость для Моцарта, предпочитавшего бодрые и радостные мажорные тональности. Из сорока одной симфонии только две написаны в минорной тональности (это отнюдь не значит, что Моцарт не писал минорной музыки в мажорных симфониях).
Аналогичная статистика у его фортепианных концертов: из двадцати семи только в двух основная тональность минорная. Если учесть, в какие мрачные дни создавалась эта симфония, то может показаться, что выбор тональности был предопределен.
Однако есть в этом творении нечто большее, чем просто будничные печали какого-то одного человека. Надо помнить, что в ту эпоху немецкие и австрийские композиторы все более оказывались во власти идей и образов эстетического течения в литературе, получившего название «Буря и натиск».
Имя новому движению дала драма Ф. М. Клингера «Буря и натиск» (1776). Появилось большое количество драм с невероятно пылкими и часто непоследовательными героями. Композиторов также увлекла идея выразить звуками драматический накал страстей, героическую борьбу, часто тоску по неосуществимым идеалам. Не удивительно, что в этой атмосфере Моцарт тоже обращался к минорным тональностям. Чтобы дать представление о составе частей симфонии, приведем сведения о нескольких шедеврах...
Моцарт. Симфония № 41 «Юпитер», до мажор I. Allegro vivace II. Andante cantabile III. Menuetto. Allegretto — Trio IV. Molto Allegro
Симфонический оркестр филармонии. Дирижер - Игорь Иваненко. - Симфония № 41 до мажор, К 551 I. Allegro vivace
Симфонический оркестр филармонии. Дирижер - Игорь Иваненко. - Симфония № 41 до мажор, К 551 II. Andante cantabile
Симфонический оркестр филармонии. Дирижер - Игорь Иваненко. - Симфония № 41 до мажор, К 551 III. Menuetto.Allegretto
Симфонический оркестр филармонии. Дирижер - Игорь Иваненко. - Симфония № 41 до мажор, К 551 IV. (Finale).Molto allegro
Если его ранние симфонии часто развлекательная или, как мы теперь сказали бы, «легкая» музыка, то поздние симфонии — это «гвоздь программы» любого симфонического концерта.
I. Мечтания. Страсти: Largo — Allegro agitato e appassionato assai — Tempo I — Religiosamente
Аудиозапись недоступна
II. Бал: Valse. Allegro non troppo
London Symphony Orchestra, Hermann Scherchen - Symphonie fantastique in C Minor, H 48, IHB 59: II. Un bal. Valse. Allegro non troppo
III. Сцена в полях: Adagio
IV. Шествие на казнь: Allegretto non troppo
V. Сон в ночь шабаша: Larghetto — Allegro — Allegro assai — Allegro — Lontana — Ronde du Sabbat — Dies irae
Гектор Берлиоз - Фантастическая симфониия
Программной симфонией называется та, которая связана с известным содержанием,
Изложенным в программе (выраженной, например, в названии или эпиграфе), Например, "Пасторальная симфония" Бетховена, «Фантастическая симфония» Берлиоза и пр.
Первыми ввели программу в симфонию Диттерсдорф, Розетти и Гайдн.
Felix Mendelssohn - Symphony No.4 in A Major, Op.90 - "Italian": 1. Allegro vivace
Felix Mendelssohn - Symphony No.4 in A Major, Op.90 - "Italian": 2. Andante con moto
Felix Mendelssohn - Symphony No.4 in A Major, Op.90 - "Italian": 3. Con moto moderato
Felix Mendelssohn - Symphony No.4 in A Major, Op.90 - "Italian": 4. Saltarello (Presto)
Шуберт. Симфония
Шуберт - Симфония № 4 "Трагическая" до минор, D. 417
Шуберт - Симфония № 5 си-бемоль мажор, D. 485
Шуберт - Симфония № 6 "Малая" до мажор, D. 589
Шуберт - Симфония № 9 (ч. 1 - Andante-Allegro-Piu Moto) "Большая" ("Великая") до мажор, D. 944
Шуберт - Симфония № 9 (ч. 2 - Andante con moto in A minor) "Большая" ("Великая") до мажор, D. 944
Шуберт - Симфония № 9 (ч. 3 - Scherzo. Allegro vivace Trio in C major/A major) "Большая" ("Великая") до мажор. D. 944
Шуберт - Симфония № 9 (ч. 4 - Finale. Allegro vivace) "Большая" ("Великая") до мажор. D. 944
Шуберт. Симфония № 8 си минор (так называемая «Неоконченная»)
I. Allegro moderato II. Andante con moto
Шуберт - Симфония № 8 (неоконченная) си минор, D. 759
Малер. Симфония №2
Аудиозапись недоступна
Бородин. Симфония № 2 «Богатырская»
I. Allegro II. Scherzo. Prestissimo III. Andante IV. Finale. Allegro
Бородин, Александр Порфирьевич — Симфония №2 («Богатырская») - Г. Рожденственский, Королевский филармонический оркестр Стокгльма, 1994 — I. Allegro
Бородин, Александр Порфирьевич — Симфония №2 («Богатырская») - Г. Рожденственский, Королевский филармонический оркестр Стокгльма, 1994 — III. Andante
Бородин, Александр Порфирьевич — Симфония №2 («Богатырская») - Г. Рожденственский, Королевский филармонический оркестр Стокгльма, 1994 — IV. Finale: Allegro
Бородин, Александр Порфирьевич — Симфония №2 («Богатырская») - Г. Рожденственский, Королевский филармонический оркестр Стокгльма, 1994 — II. Scherzo: Prestissimo - Allegretto
Крупнейшие русские симфонисты: С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев и Д.Д. Шостакович. Три симфонии Рахманинова продолжают национально-романтическую традицию, идущую от Чайковского.
Petr Tchaikovsky - Symphony No. 4 in F minor, Op. 36, I. Andante sostenuto — Moderato con anima — Moderato assai, quasi Andante — Allegro vivo
Petr Tchaikovsky - Symphony No. 4 in F minor, Op. 36, II. Andantino in modo di canzona
Petr Tchaikovsky - Symphony No. 4 in F minor, Op. 36, III. Scherzo. Pizzicato ostinato — Allegro
Petr Tchaikovsky - Symphony No. 4 in F minor, Op. 36, IV. Finale. Allegro con fuoco
Петр Ильич Чайковский
В жанре симфонии П.И. Чайковский создал шесть произведений.
Последняя симфония — Шестая, си минор, соч. 74 — названа им «Патетическая».
Евгений Светланов, Государственный симфонический оркестр СССР - Симфония No. 6 си минор, соч. 74 "Патетическая": I. Adagio - Allegro non troppo
Евгений Светланов, Государственный симфонический оркестр СССР - Симфония No. 6 си минор, соч. 74 "Патетическая": II. Allegro con grazia
Евгений Светланов, Государственный симфонический оркестр СССР - Симфония No. 6 си минор, соч. 74 "Патетическая": III. Allegro molto vivace
Евгений Светланов, Государственный симфонический оркестр СССР - Симфония No. 6 си минор, соч. 74 "Патетическая": IV. Finale - Adagio lamentoso
В одном из писем он сообщает:
«Во время путешествия у меня появилась мысль другой симфонии… с такой программой, которая останется для всех загадкой… Программа эта самая что ни на есть проникнутая субъективностью, и нередко во время странствия, мысленно сочиняя ее, я очень плакал».
Шестая симфония была записана композитором очень быстро. Первое исполнение Шестой симфонии состоялось в Петербурге 16 октября 1893 г. под управлением автора.
Чайковский писал после премьеры:
«С этой симфонией происходит что-то странное! Она не то чтобы не понравилась, но произвела некоторое недоумение. Что касается меня, то я горжусь ей более, чем каким-либо другим моим сочинением».
Дальнейшие события сложились трагически:
Через девять дней после премьеры симфонии П. Чайковский скоропостижно умер.
В этой симфонии, ставшей, к прискорбию, лебединой песнью нашего композитора, он явился новым не только по содержанию, но и по форме; Вместо обычного Allegro или Presto она начинается Adagio lamentoso, оставляющим слушателя в самом грустном настроении. В этом Adagio композитор как бы прощается с жизнью; постепенное morendo (итал. — замирание) всего оркестра нам напомнило знаменитый конец «Гамлета»: «The rest is silent» (Дальнейшее — тишина)».
Рахманинов. Симфония №1
Незаслуженно принижаемая в достоинствах симфония... А на самом деле, совершенно гениальная!
Рахманинов С. В. - Симфония №1. I Grave - Allegro ma non troppo. Михаил Плетнев
Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР - Симфония №1 Ре минор, Op.13, 3. Larghetto
Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР - Симфония №1 Ре минор, Op.13, 2. Allegro animato
Евгений Светланов, Государственный академический симфонический оркестр СССР - Симфония №1 Ре минор, Op.13, 4. Allegro con fuoco
Творческая жизнь Шостаковича протекала в советский период истории России. Самыми передовыми можно считать его Первую, Десятую, Тринадцатую и Пятнадцатую симфонии, В то время как Третья, Восьмая, Одиннадцатая и Двенадцатая в большей степени связаны с традиционным русским стилем.
Аудиозапись недоступна
Современное общество недостаточно тяготеет к жанру симфонии, поскольку мало о ней знает.
Симфония претерпела ряд кардинальных преобразований в творчестве различных композиторов-классиков от Йозефа Гайдна до Альфреда Шнитке.
Alfred Schnittke - Symphony No.1 - I. Senza tempo
Alfred Schnittke - Symphony No.1 - II. Allegretto
Alfred Schnittke - Symphony No.1 - III. Lento
Alfred Schnittke - Symphony No.1 - IV. Lento
Alfred Schnittke - Symphony No.2 - St. Florian: I. Rezitando (Kyrie)
Alfred Schnittke - Symphony No.2 - St. Florian: II. Maestoso (Gloria)
Alfred Schnittke - Symphony No.2 - St. Florian: III. Moderato (Credo)
Alfred Schnittke - Symphony No.2 - St. Florian: IV. Peasante (Crucifixus)
Alfred Schnittke - Symphony No.2 - St. Florian: V. Andante
Alfred Schnittke - Symphony No.2 - St. Florian: VI. Andante (Agnus Dei)
Образное содержание симфонии дарит нам богатый мир, основой которого является жизнь, а главным героем – человек. Музыкальное восприятие в современном обществе постоянно меняется, а вместе с ним меняется и отношение к симфонии.
Симфония сегодня современна и актуальна.
Она имеет право на будущее, и тому есть множество примеров.
В ГОСТЯХ У КОРОЛЕВЫ МУЗЫКИ.
ЧТО ТАКОЕ СИМФОНИЯ?
КАКОЙ ЖАНР ПРИВЕЛ НАС В СИМФОНИЮ? (НАРОДНАЯ ПЕСНЯ).ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У СИМФОНИИ?
«…Всё в истории бесконечно, и ничто не имеет окончательного качества и определения…Альфред Шнитке.
Причем это утверждение справедливо для любой эпохи — и для творчества венских классиков, и для романтиков, и для композиторов более поздних направлений...
Александр Майкапар
Симфонии
Слова симфония и симфонический часто создают путаницу, и, чтобы спасти вашу репутацию на светских вечеринках, мы поможем вам с ними разобраться.Симфония обычно означает музыкальное произведение, написанное в определенной форме.
Но слово симфонический относится обычно к оркестру, к концерту или к музыке вообще и говорит скорее о составе оркестра, чем об исполняемой музыке.Если от вашей подруги вы услышали:
“Я вчера ходила на симфонический концерт”, —Это может означать, что она ходила послушать симфонический оркестр.
На самом деле оркестр мог и не играть симфонии весь вечер и исполнять вместо этого программу из увертюр или танцев.
Но если ваша подруга при этом добавила:
“И там исполнялась чудесная симфония”, — тут уж речь идет о музыкальном произведении.Симфония как музыкальная форма существует более 200 лет.
Она исполняется симфоническим оркестром и состоит обычно из четырех частей. Композиторы охотно пишут симфонии для демонстрации своей зрелости: иметь на счету хотя бы одну— очень почетно.Почти каждый композитор создавал симфонии.
Иоганн Брамс написал - 4; Людвиг ван Бетховен — 9; Моцарт— 41. Йозеф Гайдн написал их 104 (и не считал, что это слишком много).Первая — яркая и живая; Вторая — более медленная и лиричная; Третья — энергичный менуэт (танец) или шумное скерцо (“шутка”); Четвертая — бурный финал.
В действительности композиторы придают большое значение еще и внутренней структуре каждой из частей.
Первая часть — яркая и живая
Первая часть симфонии обычно следует структуре сонатной формы.Сонатная форма проста,
И понимание ее позволит вам хорошо разбираться почти во всей классической музыке.Пусть приведенные ниже сведения несколько упрощают предмет, но они применимы к первым частям большинства классических симфоний.
В части, написанной в форме сонаты, присутствуют две мелодии (или музыкальные темы).
Первая обычно громкая и мощная; Вторая же тихая и лиричная. На эти мелодии часто ссылаются как на мужскую и женскую темы. (Это просто образ, не следует придавать ему социальную окраску.) Вы можете воспринимать их как, например, сталь и шелк, или ян и инь (соответственно мужское и женское начала в китайской философии. — или Одно кушанье и Другое, в каком - то смысле противоположное. Все равно.В любом случае, первая часть симфонии основана на двух этих темах.
С самого начала части вы слышите Первую, сильную Тему,
Затем, после краткого периода всяческих интересных изворотов, вступает Вторая, более тихая.Главная цель этого раздела—
Представить, или Экспонировать, Обе Мелодии;Поэтому Музыканты называют начальный раздел первой части Экспозицией.
Затем наступает черед нового раздела. В нем композитор Развивает Две Темы, варьируя ими и создавая интересные музыкальные ассоциации.Этот раздел носит название Разработки.
Наконец, главные идеи вновь представляются в том же порядке, что и ранее: Первая— сильная, мощная Тема, за которой следует более тихая и лиричная. Композитор вновь представляет эти темы в слегка измененной форме, но они все еще хорошо узнаваемы.Этот раздел называется Репризой.
Представим ниже еще более упрощенную структуру:ЭКСПОЗИЦИЯ — РАЗРАБОТКА— РЕПРИЗА
Все части сонатной формы имеют такую структуру.
Большинство симфоний, струнных квартетов и сонат Гайдна, Моцарта, Бетховена и неисчислимого множества других композиторов начинаются с первой части, написанной в сонатной форме.Прекрасный пример— Первая часть Симфонии №5 Бетховена.
Вторая часть — медленная и лиричная
Вернемся к нашей симфонии: после живой и энергичной первой части наступает время отдохновенияВторая часть, обыкновенно, медленна и лирична, с мелодичной, песенной темой
(Тут композитор получает шанс продемонстрировать свои способности мелодиста). Здесь нет войны полов, и структура ее, в сравнении с первой частью, может быть более свободной.Сидите и Вдыхайте эту музыку.
Третья часть — танцевальная
Третья часть симфонии — танцевальная, Это либо Менуэт (старинный французский танец), Либо Скерцо (означает “шутка” — быстрая, зачастую веселая мелодия). Пишется она обычно в размере 3/4; т.е. на такт приходится три доли. (Если сосчитать “РАЗ-два-три, РАЗ-два-три”, — это пример трехдольного такта.)Йозеф Гайдн, “папа” симфонической формы,
Первым ввел менуэт в качестве обычной части симфонии. Послушайте, например, третью часть практически любой симфонии Гайдна:Третья часть обыкновенно состоит из трех разделов.
В первом вы слышите сам менуэт или скерцо. Затем следует контрастный раздел(часто исполняемый меньшей группой инструментов), называемый трио. Наконец, раздел менуэта или скерцо повторяется.Третья часть в целом звучит так:
МЕНУЭТ — ТРИО— МЕНУЭТ илиСКЕРЦО — ТРИО— СКЕРЦО
В следующий раз, слушая симфонию, постарайтесь различить эти три раздела третьей части. Мы можем держать пари, что вам это удастся.
Конец — делу венец
Теперь наступает бурный финал — обычно быстрый и безудержный, демонстрирующий виртуозную удаль оркестра. Финалу чаще всего присущ беспечный нрав— здесь нет погружений в пучины раздумий и переживаний. Большая часть финала связана с надеждой создать хорошее настроение.Весьма часто финал использует форму рондо.
Да, эта заключительная часть в свою очередь обладает собственной структурой.Классическая музыка для чайников
Знаменитая симфония № 45 получила название «"Прощальная"»
(Или «Симфония При свечах»):На последних страницах финала симфонии музыканты один за другим прекращают играть
И уходят со сцены, Остаются лишь Две Скрипки, завершающие симфонию вопросительным аккордом ля — фа-диез.Гайдн поведал полу-юмористическую версию возникновения симфонии:
Князь Николай Эстерхази однажды очень долго не отпускал оркестрантов из Эстерхаза в Эйзенштадт, где жили их семьи. Желая помочь своим подчиненным, Гайдн сочинил заключение «Прощальной» симфонии в виде тонкого намека князю — Выраженной музыкальными образами Просьбы об отпуске. Намек был понят, и князь отдал соответствующие распоряжения.Шуман писал в 1838 г. по поводу музыкантов, тушащих свои свечи и уходящих с эстрады во время финала симфонии:
«И никто не смеялся при этом, так как было не до смеха».
Симфония № 94 «С ударом литавр, или Сюрприз»
Получила свое название благодаря юмористическому эффекту в медленной части — ее умиротворенное настроение нарушается резким ударом литавры.Симфония № 96 «Чудо» стала так называться в силу случайных обстоятельств.
На концерте, в котором Гайдн должен был дирижировать этой симфонией, публика с его появлением ринулась из середины зала на свободные первые ряды, а середина опустела. В этот момент как раз в центре зала рухнула люстра, слегка пострадали лишь двое слушателей.В зале раздались восклицания:
«Чудо! Чудо!»Сам Гайдн был под глубоким впечатлением своего невольного спасения многих людей.
Название симфонии № 100 «Военная» совсем не случайно —
Ее крайние части с их военными сигналами и ритмами отчетливо рисуют музыкальную картину лагеря; Даже Менуэт здесь (третья часть) довольно лихого «Армейского» склада; Включение турецких ударных инструментов в партитуру симфонии привело в восторг лондонских любителей музыки (ср. с «Турецким маршем» Моцарта).Симфония № 104 «Саломон»:
Не дань ли это уважения к импресарио — Джону Питеру Саломону, столь много сделавшему для Гайдна? Правда, и сам Саломон благодаря Гайдну прославился настолько, что был похоронен в Вестминстерском аббатстве «за то, что привез в Лондон Гайдна», как указано на его надгробной плите. Поэтому симфония должна называться именно «Саломон», а никак не «Соломон», как это порой встречается в концертных программах, что неверно ориентирует слушателей на библейского царя.Моцарт. Симфония № 40.
Эта симфония написана в соль миноре — редкость для Моцарта, предпочитавшего бодрые и радостные мажорные тональности. Из сорока одной симфонии только две написаны в минорной тональности (это отнюдь не значит, что Моцарт не писал минорной музыки в мажорных симфониях).Моцарт. Симфония № 40
I. Allegro vivace
II. Andante cantabile
III. Menuetto. Allegretto — Trio
IV. Molto Allegro
Бетховен. Симфония № 3, ми-бемоль мажор, соч. 55 («Героическая»)
I. Allegro con brioII. Marcia funebre: Adagio assai
III. Scherzo: Allegro vivace
IV. Finale: Allegro molto, Poco Andante
Людвиг ван Бетховен
Бетховен создал девять симфоний.Величайшие из его симфоний —
Третья (ми-бемоль мажор, «Героическая»), Пятая (до минор), Шестая (фа мажор, «Пасторальная»), Девятая (ре минор).Берлиоз. Фантастическая симфония
I. Мечтания. Страсти: Largo — Allegro agitato e appassionato assai — Tempo I — ReligiosamenteПрограммной симфонией называется та, которая связана с известным содержанием,
Изложенным в программе (выраженной, например, в названии или эпиграфе), Например, "Пасторальная симфония" Бетховена, «Фантастическая симфония» Берлиоза и пр.Первыми ввели программу в симфонию Диттерсдорф, Розетти и Гайдн.
Шуберт. Симфония
Шуберт. Симфония № 8 си минор (так называемая «Неоконченная»)
I. Allegro moderatoII. Andante con moto
Малер. Симфония №2
Бородин. Симфония № 2 «Богатырская»
I. AllegroII. Scherzo. Prestissimo
III. Andante
IV. Finale. Allegro
Петр Ильич Чайковский
В жанре симфонии П.И. Чайковский создал шесть произведений.Последняя симфония — Шестая, си минор, соч. 74 — названа им «Патетическая».
В одном из писем он сообщает:
«Во время путешествия у меня появилась мысль другой симфонии… с такой программой, которая останется для всех загадкой… Программа эта самая что ни на есть проникнутая субъективностью, и нередко во время странствия, мысленно сочиняя ее, я очень плакал».Чайковский писал после премьеры:
«С этой симфонией происходит что-то странное! Она не то чтобы не понравилась, но произвела некоторое недоумение. Что касается меня, то я горжусь ей более, чем каким-либо другим моим сочинением».Дальнейшие события сложились трагически:
Через девять дней после премьеры симфонии П. Чайковский скоропостижно умер.Рахманинов. Симфония №1
Незаслуженно принижаемая в достоинствах симфония... А на самом деле, совершенно гениальная!Современное общество недостаточно тяготеет к жанру симфонии, поскольку мало о ней знает.
Симфония претерпела ряд кардинальных преобразований в творчестве различных композиторов-классиков от Йозефа Гайдна до Альфреда Шнитке.Музыкальное восприятие в современном обществе постоянно меняется, а вместе с ним меняется и отношение к симфонии.
Симфония сегодня современна и актуальна.
Она имеет право на будущее, и тому есть множество примеров.«Хоровой финал» Девятой симфонии Бетховена –
Гимн Олимпийского комитета и Евросоюза.ОДА К РАДОСТИ. (ФИНАЛ 9-Й СИМФОНИИ)