ПРОЦЕСС ФАШИЗАЦИИ ЭСТОНИИ.
МИР МОЛЧИТ И НАБЛЮДАЕТ. А ЧТО ДАЛЬШЕ ? А дальше, власти Эстонии продолжают насаждать искажённую, замешанную на националистической идеологии и русофобии интерпретацию совместной истории России и Эстонии. Наибольшим фальсификациям подвергаются советский период, который современной эстонской историографией подаётся как «оккупация 1940-1991 гг.», и события Великой Отечественной войны на территории страны.
На этой основе выстраивается миф о «борцах за свободу», воевавших против «советских агрессоров» в форме вермахта, частей «Ваффен-СС» и охранно-карательных подразделений, камуфлирующий героизацию нацистских преступников и их пособников. При этом замалчивается информация о военных преступлениях эстонских коллаборационистов, прежде всего, соучастие в карательных акциях против мирного населения, уничтожении и пытках узников концлагерей и советских военнопленных.
С 90-х годов прошлого столетия у мемориального креста, установленного на высотах Синимяэ (в 1944 г. здесь шли кровопролитные бои Красной Армии с гитлеровцами) в честь эстонцев, служивших в 20-й гренадерской дивизии «Ваффен-СС» «Эстонский легион», а также эсэсовцев из Бельгии и Голландии ежегодно в июле проводятся сборища бывших гитлеровцев и их современных последышей.
С 90-х годов прошлого столетия у мемориального креста, установленного на высотах Синимяэ (в 1944 г. здесь шли кровопролитные бои Красной Армии с гитлеровцами) в честь эстонцев, служивших в 20-й гренадерской дивизии «Ваффен-СС» «Эстонский легион», а также эсэсовцев из Бельгии и Голландии ежегодно в июле проводятся сборища бывших гитлеровцев и их современных последышей.
В ходе очередного неонацистского шабаша в 2018 г., как и прежде, воспевались «подвиги» эсэсовских «защитников» от «русских оккупантов», распространялась соответствующая «историческая» литература, открыто демонстрировалась нацистская символика. Со ссылкой на «частный характер» мероприятия на него не были допущены корреспонденты «нежелательных» СМИ, в частности, информационного агентства «Спутник-Эстония».
Эстонские официальные лица, избегая критики со стороны международной общественности, воздержались от посещения этой церемонии, однако не препятствовали её проведению. Более того, правонационалистические силы в правительстве открыто приветствовали героизацию нацистских прислужников. Так, министр юстиции ЭР по квоте правонационалистической партии «Отечество» У.Рейнсалу направил участникам упомянутого неонацистского «слёта» приветствие, в котором заявил, что «признательность участникам боев в Синимяэ сохранится навсегда».
В 2016 г. в школе, где учился бывший сержант СС Харальд Нугисекс, был установлен его бюст; при этом директор учебного заведения утверждал, что эта скульптура будет способствовать воспитанию учащихся в духе патриотизма..
Очередным кощунственным «вкладом» в героизацию фашизма стало открытие 22 июня 2018 г. в посёлке Мустла Вильяндиского уезда мемориальной доски в честь штандартенфюрера СС А.Ребане уроженец этого места, последнего командира 20-й дивизии «Ваффен-СС»: «борцу за свободу Эстонии, кавалеру рыцарского креста с дубовыми листьями». Пресс-служба правительства ЭР по поводу данного сюжета заявила, что в годы Второй мировой войны эстонским солдатам, дескать, «приходилось воевать в разных мундирах, и память о них следует беречь достойно».
В августе 2018 г. в 19-й раз состоялась очередная трех-дневная реконструкция похода группы гитлеровских диверсантов «Эрна», набранной из эстонцев и финнов и заброшенной в тыл советских войск летом 1941 г. В этом «военно-патриотическом мероприятии», поддерживаемом министерством обороны Эстонии, традиционно участвуют молодёжные активисты, а также военнослужащие контингента НАТО, дислоцированного в республике.
В этом же месяце У.Рейнсалу лично вручил наградные знаки «дубовый венок свободы» (дизайн медалей явно вдохновлён наградой Третьего рейха – рыцарским железным крестом с дубовыми листьями) 129 участникам «вооружённого и невооружённого сопротивления» и борцам «за свободу Эстонии», среди которых были бывшие военнослужащие 20-й дивизии «Ваффен-СС».
В сентябре 2018 г. активисты Консервативной народной партии Эстонии (КНПЭ), НКО «Союз борцов за свободу Эстонии», НКО «Сакала» восстановили в местечке Лихула макет памятника «защитникам Эстонии», представляющего собой гранитную плиту с изображением солдата в обмундировании «Ваффен-СС» с немецким оружием в руках[252]. На митинге в рамках данной акции, собравшем сотни участников, присутствовала верхушка КНПЭ: председатель М.Хельме, его заместители Я.Мадисон и Х.Пыллуаас, бывшие военнослужащие «Ваффен-СС» и их последователи из «патриотических» организаций и группировок неонацистского толка.
Негативный общественный резонанс вызвало появление в июне 2018 г. в книжных магазинах Эстонии комиксов «Хипстер Гитлер» на эстонском языке, подготовленных издательством «Kunst» («искусство») и отпечатанных на Таллинской книжной типографии. В рекламе данного провокационного издания предлагалось «по-новому» посмотреть на личность Гитлера, изображённого в качестве современного молодого человека. Кроме самого фюрера-«хипстера» в шутливой форме были представлены его приспешники Гиммлер, Геббельс, Геринг и другие члены правящей клики Третьего рейха, признанные Нюрнбергским трибуналом виновными в чудовищных преступлениях.
Среди эстонских СМИ активными усилиями по реабилитации гитлеровских пособников отметился журнал «Культура и жизнь» практически каждый номер которого уделяет существенное внимание «героям борьбы за свободу», служившим в рядах «Ваффен-СС», а также позитивной подаче истории периода немецкой оккупации в 1941-1944 гг.
Прямым следствием попыток героизации нацистов является систематическое осквернение памятников жертвам Холокоста и советским воинам, павшим на территории Эстонии в боях с фашистами. Очередными рецидивами стали прикрепление в апреле 2018 г. на памятнике павшим военнослужащим советской 305-й штурмовой авиационной дивизии в г.Раквере плаката с изображением Гитлера и надписью «Adolf Hitler was right», нанесение в августе 2018 г. на мемориал погибшим от рук нацистов евреям и цыганам в местечке Калеви-Лийва аэрозольной краской свастик и нацистских приветствий, а также вандализм в отношении памятника советским воинам в октябре 2018 г. в селе Лисметса Выруского уезда.
Чётким индикатором распространения неонацистских воззрений в обществе является последовательный рост популярности радикальных националистических идей, главным выразителем которых является КНПЭ. По итогам парламентских выборов в марте 2019 г. эта партия получила 19 мест в Рийгикогу (парламенте) из 101, почти втрое увеличив своё представительство.
КНПЭ объединяет активных вдохновителей обеления и увековечивания эстонских пособников нацистов, разжигания межэтнической и межрасовой розни. Ряд его активистов позитивно высказывались об «эффективности» гитлеровского режима и т.д. В частности, широкую огласку получило восхваление гитлеровских главарей и выкрикивание нацистских приветствий руководителем внешнеполитического отдела КНПЭ и молодёжного партийного крыла «Синее пробуждение» Каалепом в марте 2019 г. О симпатиях КНПЭ к гитлеровскому режиму свидетельствует в том числе ежегодное проведение факельных шествий в центре Таллина, копирующих аналогичные акции немецких нацистов.
Эстония является комфортной территорией для неонацистских и радикальных группировок. В частности, в стране активно действует ответвление финской группировки «Воины Одина». Её эстонские активисты создали несколько групп в сети «Фейсбук», объединивших более 3 тыс. участников, присутствуют на массовых мероприятиях, посвящённых героизации нацистских пособников, противодействию миграции и т.д. Заметный резонанс получили заявления лидеров этого формирования о готовности патрулировать улицы для защиты коренного населения от мигрантов. Кроме того, попавшая под запрет в сентябре 2018 г. финская неонацистская организация «Сопротивление Северных стран» перевела свою деятельность в Эстонию, где её активисты зарегистрировали НКО «Народное единство».
Наряду с этим эстонские власти препятствуют деятельности антифашистских объединений. Например, спецдокладчик СПЧ по современным формам расизма со ссылкой на информацию эстонского Центра правовой информации по правам человека приводит данные о том, что антифашистским активистам из Финляндии и Латвии был запрещён въезд в Эстонию для участия в акциях протеста против героизации ветеранов СС. Центр указал также, что эстонская полиция остановила автомобиль с двумя эстонскими гражданами, которые на ежегодной встрече в честь ветеранов эстонского легиона «Ваффен-СС» планировали выступить с осуждением уничтожения общины рома во время Второй мировой войны.
Таким образом, Эстония входит в число европейских государств, где героизация фашизма опирается на плохо прикрытую государственную поддержку, а также широкое одобрение в эстоноязычной среде. С этими явлениями напрямую увязано увеличение политического веса радикальных правонационалистических движений, участившиеся проявления неонацизма и рост популярности неонацистских группировок.
Советские истребительные батальоны – «чёрное пятно» эстонской истории, а немецко-эстонские карательные – «гордость нации»
В Эстонии давно героизируют эстонцев, воевавших на стороне Гитлера, пусть даже в форме СС.
При этом в упор не видят Красную армию и тех эстонцев, которые воевали на стороне союзников СССР по антигитлеровской коалиции. Традицию нарушил журнал «Культура и жизнь», считающий себя рупором национальной культуры.
Издание не просто рассказало об истребительных батальонах, созданных в первые недели Великой Отечественной войны для обеспечения безопасности в тылу Красной Армии и в которые эстонцы вступали добровольно. Оно признало их позором Эстонии.
Примечательна обида награждённого:
«Шесть или семь раз меня представляли к награде, но каждый раз моё имя из списка пропадало. Когда президент Мери вручал мне знак «Надломленный василёк», он только пожал мне руку и сказал, что, к сожалению, не может вручить мне орден — западные страны не поймут».
Поражает цинизм власти — бывшего карателя награждают за жертвы, к которым он имеет прямое отношение и в память которых и был учреждён знак.
Во время похорон эсэсовца, причисленного к борцам за независимость Эстонии, глава военизированного добровольческого объединения «Кайтселийт», бригадный генерал Меэлис Кийли сказал:
«Жизненный путь Харальда отражает сложную историю Эстонии двадцатого века. Волей-неволей он служил в иностранных вооружённых силах, а позднее он и его близкие были репрессированы советским режимом».
Волей-неволей стал карателем? И потому в траурной церемонии приняла участие вся военно-политическая элита страны, которую провела Эстонская евангелическо-лютеранская церковь.
В честь ветерана-эсэсовца был выстроен Почётный караула. После кремации его прах был захоронен в стене церкви.
Поразительное двуличие! Даже, если бы было стопроцентной правдой жестокость истребительных батальонов, бойцы которых в условиях войны и бандитизма «лесных братьев», разумеется, не были ангелами, то, как можно возвеличивать эстонцев-карателей и эстонцев-эсэсовцев, у которых руки по локоть в крови мирных жителей? Эстония быстро научилась двойным стандартам у Запада, принявшего её в свои ряды с распростёртыми руками.
Имеются ли какие-то организации проводящие какие-то акции или мероприятия?