Еще весной, гуляя у Храма Христа Спасителя, я заметила этот удивительный дом, необычный по стилистике и оформлению фасадов.
Красный кирпич стен. Пестрые майоликовые панно поверху всего здания, над окнами и дверьми, на балконах, ризалитах и эркерах.
Что тут только не изображено: солнышки и подсолнухи, загадочные растения, крестики и нолики, райские птицы, фантастические звери, рыбы, змеи...
Подбалконные кронштейны в виде драконов, как будто бы переселившихся сюда со стен фленовского терема.
На коньках крыши — решетки, в одну из которых вплетены фигуры геральдических львов. И сами крыши — щипцовые, пирамидальные, даже бочковидные, как у старомосковских теремов.
И конечно, я заинтересовалась его историей.. Этот сказочный дом возвышается на берегу Пречистенской набережной . Адрес: Соймоновский проезд, 1.
Это — Дом Перцовой, построенный инженером-путейцем и подрядчиком Петром Перцовым, но записанный на его жену — бизнес железнодорожного подрядчика иной раз заставлял рисковать всем имуществом, принадлежащим лично ему.
Перцов П.Н.
Дореволюционная Россия была второй страной в мире по абсолютной протяженности железных дорог – 63 тысячи верст. Одна тысяча из этих верст, то есть каждая 63-я верста в России построена Петром Николаевичем Перцовым.
Созданный по чертежам инженера Петра Перцова и художника Сергея Малютина в 1905–1907 годах, дом первоначально выполнял функцию доходного — по обыкновению квартиры сдавались жильцам, а мансарды — художникам.
Стиль Перцовского теремка окрестили «неорусским» — русский, но с использованием современных материалов и решений. Конечно же, заметны элементы готики — готические здания привлекали внимание Перцова во время заграничных путешествий. В глаза сразу бросаются пятна майоликовой мозаики с рисунками на славянские темы. Впечатляюще выглядят чугунные Змеи Горынычи, поддерживающие балконы — это влияние северного модерна.
Очень много изображений мифических и реальных птиц, кованых, скульптурных и мозаичных.
Но общее впечатление — это сказочный дом, и из него, того и гляди, выйдет былинный богатырь, или из подвального окошка выскочит Серый Волк или Лисичка-сестричка.
Острый угол по переулку представлял особую сложность, но художник на то и художник, чтобы придумывать.
В результате узкий балкончик со шпилем и громадный конек крыши за ним стали одними из самых ярких деталей здания, сразу придав ему сходство со средневековым замком.
Перцов планировал, что в его доме будут снимать квартиры люди искусства, прежде всего, художники. Но уже на этапе строительства дом приобрёл огромную популярность среди москвичей, испорченных, как известно, квартирным вопросом.
Поэтому художникам достались только мансардные помещения, в остальных разместилась публика побогаче.
Для себя хозяин оставил лучшую часть дома вдоль набережной, "отлетный корпус", как он говорил, а для жильцов – часть дома с видом на Храм Христа Спасителя.
Специально выписанные из нижегородской губернии мастера покрыли резьбой практически все деревянные поверхности в доме, двери, перила, вешалки. Они же по эскизам Малютина оформляли квартиру Перцова.
На строительство ушло 11 месяцев — совсем немного для таких работ, как резные лестницы, майоликовые печи, витражи, спальни с нишами и курительные комнаты в восточном стиле. Считается, что здание украшают панно с любимыми сюжетами самого Малютина: встреча быка с медведем, Ярило и звезды, драконы, заяц и сова, женщина-птица сирин над входной дверью.
Объемная труба имеет форму спящей совы, а балкон поддерживают драконобразные змеи, из-за которых москвичи и прозвали дом Перцова "Домом с крокодилами".
Трёхэтажная квартира Перцовых имела отдельный вход и была оборудована по последнему слову техники. Даже еда подавалась из кухни в столовую на третьем этаже на специальном лифте. Интерьер же, напротив, был выдержан в русском, ещё допетровском боярском стиле. Мебель (за исключением стульев) была исключительно дубовой, каждый свободный сантиметр стен и потолков украшен либо резьбой, либо росписью.
Цветные майоликовые панно этого дома видны издалека. Их делала мастерская выпускников Строгановки «Мурава». Причем, Перцов спас мастерскую от закрытия – у ребят не было работы, а тут такой большой заказ.
Разумеется, все панно сделаны по рисункам художника Малютина. Все фасады дома разные. Точнее сказать, у него нет фасадов в привычном понимании этого слова. Развернутая панорама со стороны Соймоновского проезда сменяется «домиком-пряником», держащим на поверхности своей стены маленький эркер, как мать держит на руках младенца.
На противоположной стороне — остроконечный угол, колющая стремительность которого усилена эркером-башенкой со шпилем, как будто втыкающимся в неожиданное расширение кровли: две боковые стены образуют здесь поперечный конек крыши.
До революции Дом Перцовой жил относительно спокойной жизнью. В подвале какое-то время работало кабаре «Летучая мышь» — прообраз нынешнего стенд-апа. В 1908 году во время наводнения затопило подвал, где находилась мастерская Малютина. Спасая картины, его супруга (семья занимала одну из квартир в доме) простудилась и впоследствии умерла.
В 1918 году дом перешёл в собственность государства. Перцовым квартиру оставили, а московских буржуа сменили новые руководители. В 1922 году Петра Николаевича арестовали — он пытался спасти часть утвари из Храма Христа Спасителя от конфискации. Через несколько месяцев Перцов вышел на свободу, но уже было принято решение о выселении семьи.
Интерьеры не сохранились, но их надо посмотреть хотя бы на старых фотографиях , настолько они необычны и причудливы. Когда-то изобретательный Милю покрыл лестницы, комнаты, коридоры и даже хозяйственные элементы дома деревянной резьбой и майоликовым пестроцветием, в которое местами были как в оправу вставлены работы Рериха, Малявина, Врубеля. После революции хозяйскую квартиру занял Лев Троцкий, скорее всего, деревянная резьба тогда и исчезла. Очевидно, Троцкому не нравился такой стиль.
В 1930-х годах дом собирались снести, начальство выехало, и в доме снова поселились художники. Статус дома снова изменился в середине 1970-х — в него въехало и до сих пор занимает Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса министерства иностранных дел. Советская власть хорошо "поработала" над особняком Перцова, не оставив из интерьеров почти ничего. Но вот с чем она никак не справилась, так это с лестницей. Малютинская лестница невероятной, очень причудливой формы – это единственный возможный путь наверх в сказочном доме.
Жаль, что сохранилось не все, но чудо, что сохранился памятник в целом. Не был уничтожен ни в годы сталинской реконструкции, ни во времена строительства «образцового коммунистического города», ни при постсоветском стеклопакетом капитализме.
путешествия по Москве, Подмосковью и России
:клара золотарева
ДОМ ПЕРЦОВОЙ-НЕОРУССКАЯ СКАЗКА В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ
Подбалконные кронштейны в виде драконов, как будто бы переселившихся сюда со стен фленовского терема.
И конечно, я заинтересовалась его историей..
Этот сказочный дом возвышается на берегу Пречистенской набережной . Адрес: Соймоновский проезд, 1.
Это — Дом Перцовой, построенный инженером-путейцем и подрядчиком Петром Перцовым, но записанный на его жену — бизнес железнодорожного подрядчика иной раз заставлял рисковать всем имуществом, принадлежащим лично ему.
Дореволюционная Россия была второй страной в мире по абсолютной протяженности железных дорог – 63 тысячи верст. Одна тысяча из этих верст, то есть каждая 63-я верста в России построена Петром Николаевичем Перцовым.
Созданный по чертежам инженера Петра Перцова и художника Сергея Малютина в 1905–1907 годах, дом первоначально выполнял функцию доходного — по обыкновению квартиры сдавались жильцам, а мансарды — художникам.
Стиль Перцовского теремка окрестили «неорусским» — русский, но с использованием современных материалов и решений. Конечно же, заметны элементы готики — готические здания привлекали внимание Перцова во время заграничных путешествий. В глаза сразу бросаются пятна майоликовой мозаики с рисунками на славянские темы. Впечатляюще выглядят чугунные Змеи Горынычи, поддерживающие балконы — это влияние северного модерна.
Очень много изображений мифических и реальных птиц, кованых, скульптурных и мозаичных.
Острый угол по переулку представлял особую сложность, но художник на то и художник, чтобы придумывать.
Поэтому художникам достались только мансардные помещения, в остальных разместилась публика побогаче.
Для себя хозяин оставил лучшую часть дома вдоль набережной, "отлетный корпус", как он говорил, а для жильцов – часть дома с видом на Храм Христа Спасителя.
Специально выписанные из нижегородской губернии мастера покрыли резьбой практически все деревянные поверхности в доме, двери, перила, вешалки. Они же по эскизам Малютина оформляли квартиру Перцова.
Считается, что здание украшают панно с любимыми сюжетами самого Малютина: встреча быка с медведем, Ярило и звезды, драконы, заяц и сова, женщина-птица сирин над входной дверью.
Все фасады дома разные. Точнее сказать, у него нет фасадов в привычном понимании этого слова. Развернутая панорама со стороны Соймоновского проезда сменяется «домиком-пряником», держащим на поверхности своей стены маленький эркер, как мать держит на руках младенца.
До революции Дом Перцовой жил относительно спокойной жизнью. В подвале какое-то время работало кабаре «Летучая мышь» — прообраз нынешнего стенд-апа. В 1908 году во время наводнения затопило подвал, где находилась мастерская Малютина. Спасая картины, его супруга (семья занимала одну из квартир в доме) простудилась и впоследствии умерла.
В 1918 году дом перешёл в собственность государства. Перцовым квартиру оставили, а московских буржуа сменили новые руководители. В 1922 году Петра Николаевича арестовали — он пытался спасти часть утвари из Храма Христа Спасителя от конфискации. Через несколько месяцев Перцов вышел на свободу, но уже было принято решение о выселении семьи.
В 1930-х годах дом собирались снести, начальство выехало, и в доме снова поселились художники. Статус дома снова изменился в середине 1970-х — в него въехало и до сих пор занимает Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса министерства иностранных дел.
Советская власть хорошо "поработала" над особняком Перцова, не оставив из интерьеров почти ничего. Но вот с чем она никак не справилась, так это с лестницей. Малютинская лестница невероятной, очень причудливой формы – это единственный возможный путь наверх в сказочном доме.