= ПЕСНЯ ПЕСНЕЙ СОЛОМОНА: ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И СЮЖЕТ [3/22] =
Песня песней Соломона ― единственная книга во всей Библии, состоящая из прямой речи, которая представлена преимущественно в форме монологов. В большинстве переводов персонажи указаны либо в заголовках, либо в сносках. Переводчики ориентировались на грамматические окончания в древнееврейском тексте, указывающие род и число говорящих. Благодаря их работе читатель может понять, кому принадлежит нижеследующая речь. ХОР Нельзя с абсолютной уверенностью сказать, кем представлена эта группа персонажей. Исследователи выдвигают три основных предположения. Согласно первому, они именуются «хором» и представляет собой различных людей, принимающих участие в романтической истории влюблённой пары. Эта версия представлена в сносках к NASB. Поскольку книга написана в жанре «песни», логично, что одиночные персонажи будут называться певцами, а группа ― «хором». В рамках второй версии эта группа персонажей называется подругами невесты. По мере того, как разворачивается эта любовная история, мы периодически встречаем комментарии этих подруг. И, наконец, некоторые комментаторы считают, что это ― «дочери иерусалимские», фраза, которая появляется на страницах книги семь раз (1:4; 2:7; 3:5, 10; 5:8, 16; 8:4; см. 3:11). Основным аргументов в пользу третьего предположения является развитие событий в первой главе. В стихе 3 они впервые появляются, и сразу после их слов Суламита, обращаясь к ним, называет их «дочерями иерусалимскими». Следует отметить, что какое из предположений является верным, не имеет принципиального значения. Вполне возможно, что «хор» был представлен подругами невесты, или что они и были «дочерями иерусалимскими». СОЛОМОН Существует большая вероятность, что жених из Песни ― это сам царь Соломон. В этой любовной истории репутация Соломона как легендарного строителя и мудреца уходит на второй план. В центре книги его огромная любовь к одной женщине. Эта любовь отражается в его нежных словах, чутком и бережном отношении к своей возлюбленной. В некоторых притчах Соломона говорится о важности искренней и преданной любви (см. Прит. 5; 6). В этой книге мы видим его слова в действии. СУЛАМИТА По понятным причинам при изучении Песни основное внимание приковано к личности Соломона; однако читателям не следует пренебрегать его невестой, девушкой Суламитой, пленившей сердце царя. На страницах книги эта удивительная женщина показана нам как любовь всей его жизни. Кто же она, что мы можем узнать о ней на основании ее слов и поступков? В других своих произведениях, не в Песне, Соломон говорил о том, что редко кому удается встретить особенную женщину. В Еккл. 7:28 он пишет: «Мужчину, одного из тысячи, я нашёл, а женщину между всеми ими не нашёл». В Притчах он говорил, что хорошая жена является настоящим благословением (Прит. 12:4; 18:22; 19:14). Утверждение из Прит. 31:10 стало знаменитым: «Кто найдёт добродетельную жену? Цена её выше жемчугов». Кажется, что Суламита ― женщина из грез Соломона. Из Песни мы узнаём, что она обладала всеми качествами, которые он так ценил. Что мы можем узнать о ней из текста книги? Ее происхождение Из книги, в том виде как она переведена, известно, что она была «Суламитой». «Сулем» (или «Шулем») был городом, недалеко от горы Фавор в Галилее, в четырнадцати километрах на восток от Мегиддо. Ранее этот город был известен как «Сунем» («Шунем»), это названием часто упоминается в Библии. Об этом городе практически ничего не известно. Из текста книги можно сделать вывод, что он скорее был одной из непримечательных деревень, населенной в основном сельскими жителями. Суламита была сельской девушкой, которая целыми днями работала под палящим солнцем (1:5). Из этого мы также можем заключить, что она была родом из простой семьи и не рассматривалась как достойная претендентка на звание будущей царицы. Высказывалось предположение, что она была дочерью знатного человека (7:2), но это крайне маловероятно. В Совр. пер. ее имя звучит как «Суламифь», как своеобразная параллель имени Соломон, что означает «мирная». Возможно, это имя была дано ей потому что она была (или должна была стать) невестой Соломона. Однако некоторые комментаторы склонны считать, что это ее личное имя. Ее тело Поскольку она много работала в поле, ее кожа загорела под солнцем. Из-за этого она сильно смущалась и чувствовала себя неловко. Она боялась, что из-за смуглой кожи ее сочтут непривлекательной. Тем не менее, Соломон, говоря о ее теле, подвел такой итог: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» (4:7). Ее характер Она была скромной. Вероятно, это было следствием ее сельского воспитания. Хотя она вполне могла бы стать тщеславной из-за своей природной красоты, она оставалась скромной, и когда на нее пал выбор царя (1:1–3). Она была неуверенной. Ее простое сельское происхождение, загорелая кожа, вместе с резким переходом из статуса сельской девушки к царице, наполняли ее тревогой и различными опасениями (1:4–6; см. 2:2). Она была сильно влюблена. Ее слова нежности и восхищения, обращенные к Соломону, свидетельствуют о глубине ее чувств (1:1, 6, 15; 2:3, 4; 3:1, 4; 4:16; 5:10; 6:3; 7:13). Она была преданной. Мы часто находим слова, в которых она говорит о своей верности возлюбленному (2:16; 6:3; 7:11). Некоторые комментаторы указывают на то, что в отличие от нее Соломон не отличался постоянством чувств, однако в Песне о его неверности ничего не говорится. В одном из своих признаний в любви и верности Суламита убедительно демонстрирует свою бесконечную преданность Соломону. Она верила, что их любовь друг к другу никогда не иссякнет (8:6, 7). Она была жертвенной. По крайней мере, два раза отношениям этой женщины с Соломоном угрожала опасность, о чем можно заключить из ее снов (3:1–5; 5:2―6:3); она не ждала, когда Соломон исправит ситуацию и первой прилагала все усилия, чтобы восстановить поколебавшиеся отношения. Она была девственницей. В наше время мало кто осознает важность сохранения девственности; однако Суламита жила в соответствии с высочайшим нравственным кодексом. Она была «запертым садом» (4:12), и только у нее были от него ключи. Она приглашала Соломона насладиться ее телом, говоря: «Это сберегла я для тебя, мой возлюбленный!» (7:14). Она была «светлая, как солнце» (6:10). Когда она была еще совсем юной, ее братья переживали из-за ее моральных принципов. Была ли она «стеной» (недоступной для ухажеров)? Если это так, то они укрепили бы ее «палатами из серебра». Или она была «дверью» (охотно впускающей любовника)? В таком случае, им бы пришлось «обложить ее кедровыми досками». Полагаем, что она успокоила их, сказав: «Я была стеной» (8:8–10). Она была хорошим сексуальным партнером. Сберегши себя до дня свадьбы, Суламита подготовилась к тому, чтобы стать желанным сексуальным партнером для своего мужа. Она заботилась о своем физическом здоровье (см. 4:7), умащала себя благовониями (3:6; 4:10), надевала красивую одежду (4:11), делала все, чтобы доставить Соломону удовольствие. Она приобрела качества, способствующие укреплению сексуальных отношений. К примеру, она научилась разговаривать таким образом, чтобы ее слова радовали и волновали ее жениха (4:11), смотреть на него взглядом, который говорил о ее любви и вызывал в нем ответные чувства. Он открыто признавал, что этот взгляд волнует его (4:9). Она не стеснялась говорить о том, что желает физической близости с ним (4:16; 7:12; 8:14). Суламита является хорошим примером для современных женщин. Во многих отношениях она подобна «добродетельной жене» из Прит. 31:10. ТЕМА Лучше всего тема книги раскрывается во фразе «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему» (2:16). Эта история о любви, которая начинается с нежных ухаживаний, когда каждый старается угодить другому и завоевать его или ее любовь. Затем следует свадьба, когда их стремление друг к другу и желания исполняются. Книга заканчивается выводом о том, что супругам следует учиться сохранять любовь и верность в отношениях. В этих отношениях есть и приятные и плохие моменты; но они не должны влиять на любовь мужа и жены друг к другу, о чем свидетельствует повторение в 6:3 и 7:11 высказанной в 2:16 мысли. Часто, говоря о теме этой книги, возникает искушение добавить «остальную часть истории». Как следует из 3 Цар. 11:3, у Соломона было семьсот жен и триста наложниц. Нет никаких сомнений, что это вызывало сильную тревогу у Суламиты. Ей хотелось, чтобы ее муж принадлежал только ей. Хотя в этой книге она произносит: «Возлюбленный мой принадлежит мне», история показывает, что он был мужем многих женщин. Читателю следует отвергнуть искушение рассматривать эту книгу в свете «остальной части истории». Этот ошибочный подход свойствен и некоторым комментаторам. Так, например, Пол Таннер считает, что обрамляющие свадьбу два сна «свидетельствуют о неуверенности и опасениях в их отношениях». Причиной этой неуверенности являются многочисленные жены и наложницы в гареме Соломона (6:8). Суламита хранила свою девственность для мужчины, который однажды станет ее мужем, и готовила себя к тому, чтобы быть ему верной женой (4:12–15). Она представляет собой разительный контраст по сравнению с Соломоном с его множеством жен. Таннер приходит к следующему выводу: «Неудивительно, что именно она, а не он, преподносят главный нравственный урок в этой книге. Он был не тем человеком, который мог бы говорить о чистой и верной любви. Он был сведущ в физической стороне любви, но вряд ли что-либо знал о любви, которая была у неё». Таннер говорил о напряженных отношениях между женщинами в гареме, но свидетельств этому нет. Подобно многим другим, он читал книгу в контексте истории, тем самым, лишая ее присущей ей красоты. В Песне ничего не говорится о конфликтах между многочисленными женами. Практически до самого конца книги (7:11) Суламита продолжает утверждать: «Ко мне обращено желание его». Мы должны рассматривать эту книгу в том виде, как она есть. Тогда мы найдем в ней прекрасную историю любви, которая многие столетия не перестает вдохновлять супружеские пары. Эта история показывает им, как следует выражать свою любовь и страсть. Она является скорее «брачным руководством», чем «путеводителем в области секса», поскольку охватывает намного больше аспектов успешного брака. Два сна дают нам возможность узнать о проблемах в отношениях, но они также показывают, как двое влюбленных успешно их преодолевают и возвращаются к прежней страстной любви. > https://ok.ru/cerkovhrista/topic/156777976987774 > https://ok.ru/cerkovhrista/topic/156780468732030 #ПесняПесней #ВсеПроповеди #ЛюдиБиблии
С БОГОМ ПО ЖИЗНИ
= ПЕСНЯ ПЕСНЕЙ СОЛОМОНА: ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И СЮЖЕТ [3/22] =
Песня песней Соломона ― единственная книга во всей Библии, состоящая из прямой речи, которая представлена преимущественно в форме монологов.
В большинстве переводов персонажи указаны либо в заголовках, либо в сносках. Переводчики ориентировались на грамматические окончания в древнееврейском тексте, указывающие род и число говорящих. Благодаря их работе читатель может понять, кому принадлежит нижеследующая речь.
ХОР
Нельзя с абсолютной уверенностью сказать, кем представлена эта группа персонажей. Исследователи выдвигают три основных предположения. Согласно первому, они именуются «хором» и представляет собой различных людей, принимающих участие в романтической истории влюблённой пары. Эта версия представлена в сносках к NASB. Поскольку книга написана в жанре «песни», логично, что одиночные персонажи будут называться певцами, а группа ― «хором». В рамках второй версии эта группа персонажей называется подругами невесты. По мере того, как разворачивается эта любовная история, мы периодически встречаем комментарии этих подруг. И, наконец, некоторые комментаторы считают, что это ― «дочери иерусалимские», фраза, которая появляется на страницах книги семь раз (1:4; 2:7; 3:5, 10; 5:8, 16; 8:4; см. 3:11). Основным аргументов в пользу третьего предположения является развитие событий в первой главе. В стихе 3 они впервые появляются, и сразу после их слов Суламита, обращаясь к ним, называет их «дочерями иерусалимскими».
Следует отметить, что какое из предположений является верным, не имеет принципиального значения. Вполне возможно, что «хор» был представлен подругами невесты, или что они и были «дочерями иерусалимскими».
СОЛОМОН
Существует большая вероятность, что жених из Песни ― это сам царь Соломон. В этой любовной истории репутация Соломона как легендарного строителя и мудреца уходит на второй план. В центре книги его огромная любовь к одной женщине. Эта любовь отражается в его нежных словах, чутком и бережном отношении к своей возлюбленной. В некоторых притчах Соломона говорится о важности искренней и преданной любви (см. Прит. 5; 6). В этой книге мы видим его слова в действии.
СУЛАМИТА
По понятным причинам при изучении Песни основное внимание приковано к личности Соломона; однако читателям не следует пренебрегать его невестой, девушкой Суламитой, пленившей сердце царя. На страницах книги эта удивительная женщина показана нам как любовь всей его жизни. Кто же она, что мы можем узнать о ней на основании ее слов и поступков?
В других своих произведениях, не в Песне, Соломон говорил о том, что редко кому удается встретить особенную женщину. В Еккл. 7:28 он пишет: «Мужчину, одного из тысячи, я нашёл, а женщину между всеми ими не нашёл». В Притчах он говорил, что хорошая жена является настоящим благословением (Прит. 12:4; 18:22; 19:14). Утверждение из Прит. 31:10 стало знаменитым: «Кто найдёт добродетельную жену? Цена её выше жемчугов».
Кажется, что Суламита ― женщина из грез Соломона. Из Песни мы узнаём, что она обладала всеми качествами, которые он так ценил. Что мы можем узнать о ней из текста книги?
Ее происхождение
Из книги, в том виде как она переведена, известно, что она была «Суламитой». «Сулем» (или «Шулем») был городом, недалеко от горы Фавор в Галилее, в четырнадцати километрах на восток от Мегиддо. Ранее этот город был известен как «Сунем» («Шунем»), это названием часто упоминается в Библии. Об этом городе практически ничего не известно. Из текста книги можно сделать вывод, что он скорее был одной из непримечательных деревень, населенной в основном сельскими жителями.
Суламита была сельской девушкой, которая целыми днями работала под палящим солнцем (1:5). Из этого мы также можем заключить, что она была родом из простой семьи и не рассматривалась как достойная претендентка на звание будущей царицы. Высказывалось предположение, что она была дочерью знатного человека (7:2), но это крайне маловероятно.
В Совр. пер. ее имя звучит как «Суламифь», как своеобразная параллель имени Соломон, что означает «мирная». Возможно, это имя была дано ей потому что она была (или должна была стать) невестой Соломона. Однако некоторые комментаторы склонны считать, что это ее личное имя.
Ее тело
Поскольку она много работала в поле, ее кожа загорела под солнцем. Из-за этого она сильно смущалась и чувствовала себя неловко. Она боялась, что из-за смуглой кожи ее сочтут непривлекательной. Тем не менее, Соломон, говоря о ее теле, подвел такой итог: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» (4:7).
Ее характер
Она была скромной. Вероятно, это было следствием ее сельского воспитания. Хотя она вполне могла бы стать тщеславной из-за своей природной красоты, она оставалась скромной, и когда на нее пал выбор царя (1:1–3).
Она была неуверенной. Ее простое сельское происхождение, загорелая кожа, вместе с резким переходом из статуса сельской девушки к царице, наполняли ее тревогой и различными опасениями (1:4–6; см. 2:2).
Она была сильно влюблена. Ее слова нежности и восхищения, обращенные к Соломону, свидетельствуют о глубине ее чувств (1:1, 6, 15; 2:3, 4; 3:1, 4; 4:16; 5:10; 6:3; 7:13).
Она была преданной. Мы часто находим слова, в которых она говорит о своей верности возлюбленному (2:16; 6:3; 7:11). Некоторые комментаторы указывают на то, что в отличие от нее Соломон не отличался постоянством чувств, однако в Песне о его неверности ничего не говорится. В одном из своих признаний в любви и верности Суламита убедительно демонстрирует свою бесконечную преданность Соломону. Она верила, что их любовь друг к другу никогда не иссякнет (8:6, 7).
Она была жертвенной. По крайней мере, два раза отношениям этой женщины с Соломоном угрожала опасность, о чем можно заключить из ее снов (3:1–5; 5:2―6:3); она не ждала, когда Соломон исправит ситуацию и первой прилагала все усилия, чтобы восстановить поколебавшиеся отношения.
Она была девственницей. В наше время мало кто осознает важность сохранения девственности; однако Суламита жила в соответствии с высочайшим нравственным кодексом. Она была «запертым садом» (4:12), и только у нее были от него ключи. Она приглашала Соломона насладиться ее телом, говоря: «Это сберегла я для тебя, мой возлюбленный!» (7:14). Она была «светлая, как солнце» (6:10). Когда она была еще совсем юной, ее братья переживали из-за ее моральных принципов. Была ли она «стеной» (недоступной для ухажеров)? Если это так, то они укрепили бы ее «палатами из серебра». Или она была «дверью» (охотно впускающей любовника)? В таком случае, им бы пришлось «обложить ее кедровыми досками». Полагаем, что она успокоила их, сказав: «Я была стеной» (8:8–10).
Она была хорошим сексуальным партнером. Сберегши себя до дня свадьбы, Суламита подготовилась к тому, чтобы стать желанным сексуальным партнером для своего мужа. Она заботилась о своем физическом здоровье (см. 4:7), умащала себя благовониями (3:6; 4:10), надевала красивую одежду (4:11), делала все, чтобы доставить Соломону удовольствие. Она приобрела качества, способствующие укреплению сексуальных отношений. К примеру, она научилась разговаривать таким образом, чтобы ее слова радовали и волновали ее жениха (4:11), смотреть на него взглядом, который говорил о ее любви и вызывал в нем ответные чувства. Он открыто признавал, что этот взгляд волнует его (4:9). Она не стеснялась говорить о том, что желает физической близости с ним (4:16; 7:12; 8:14).
Суламита является хорошим примером для современных женщин. Во многих отношениях она подобна «добродетельной жене» из Прит. 31:10.
ТЕМА
Лучше всего тема книги раскрывается во фразе «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему» (2:16). Эта история о любви, которая начинается с нежных ухаживаний, когда каждый старается угодить другому и завоевать его или ее любовь. Затем следует свадьба, когда их стремление друг к другу и желания исполняются. Книга заканчивается выводом о том, что супругам следует учиться сохранять любовь и верность в отношениях. В этих отношениях есть и приятные и плохие моменты; но они не должны влиять на любовь мужа и жены друг к другу, о чем свидетельствует повторение в 6:3 и 7:11 высказанной в 2:16 мысли.
Часто, говоря о теме этой книги, возникает искушение добавить «остальную часть истории». Как следует из 3 Цар. 11:3, у Соломона было семьсот жен и триста наложниц. Нет никаких сомнений, что это вызывало сильную тревогу у Суламиты. Ей хотелось, чтобы ее муж принадлежал только ей. Хотя в этой книге она произносит: «Возлюбленный мой принадлежит мне», история показывает, что он был мужем многих женщин.
Читателю следует отвергнуть искушение рассматривать эту книгу в свете «остальной части истории». Этот ошибочный подход свойствен и некоторым комментаторам. Так, например, Пол Таннер считает, что обрамляющие свадьбу два сна «свидетельствуют о неуверенности и опасениях в их отношениях». Причиной этой неуверенности являются многочисленные жены и наложницы в гареме Соломона (6:8). Суламита хранила свою девственность для мужчины, который однажды станет ее мужем, и готовила себя к тому, чтобы быть ему верной женой (4:12–15). Она представляет собой разительный контраст по сравнению с Соломоном с его множеством жен. Таннер приходит к следующему выводу: «Неудивительно, что именно она, а не он, преподносят главный нравственный урок в этой книге. Он был не тем человеком, который мог бы говорить о чистой и верной любви. Он был сведущ в физической стороне любви, но вряд ли что-либо знал о любви, которая была у неё». Таннер говорил о напряженных отношениях между женщинами в гареме, но свидетельств этому нет. Подобно многим другим, он читал книгу в контексте истории, тем самым, лишая ее присущей ей красоты.
В Песне ничего не говорится о конфликтах между многочисленными женами. Практически до самого конца книги (7:11) Суламита продолжает утверждать: «Ко мне обращено желание его». Мы должны рассматривать эту книгу в том виде, как она есть. Тогда мы найдем в ней прекрасную историю любви, которая многие столетия не перестает вдохновлять супружеские пары. Эта история показывает им, как следует выражать свою любовь и страсть. Она является скорее «брачным руководством», чем «путеводителем в области секса», поскольку охватывает намного больше аспектов успешного брака. Два сна дают нам возможность узнать о проблемах в отношениях, но они также показывают, как двое влюбленных успешно их преодолевают и возвращаются к прежней страстной любви.
> https://ok.ru/cerkovhrista/topic/156777976987774 > https://ok.ru/cerkovhrista/topic/156780468732030 #ПесняПесней #ВсеПроповеди #ЛюдиБиблии