Недавно ко мне на урок рисования пришла новая девочка лет одиннадцати.
Мы делали копии с картин. Она долго выбирала себе картину и остановилась на лавандовых полях.
Сначала девочка спокойно рисовала, часто спрашивала, все ли правильно делает. Все было хорошо. Но в середине урока она заплакала, что ничего не получается, что ничего уже не исправить, что хочет начать заново. Я, конечно, сказала, что для того, чтобы начать заново, нужно понять, что конкретно не получается, и тогда будет понятно, что исправить. На это она мне проплакала, что плохо абсолютно все! И тут ее прорвало...
Она говорила, что у нее в принципе ничего и никогда не получалось нарисовать, что не стоит и пытаться, что и мама так скажет, и в классе всегда у всех получается хорошо, и только у нее плохо. Она уверена в своей бесталанности.
Это, конечно, было ее субъективное мнение. В ее печали была небольшая доля правды. Кисть девочки, так скажем, не очень разработана. Рука ее не очень-то слушалась. Но это чисто технический момент, который устраняется тренировками.
Когда я сказала о том, что ей просто нужно поработать над техническим моментом, девочка начала отчаянно сопротивляться. Говорила, что дело не в этом, все равно никогда ничего не получится и таланта у нее нет. Такая уже сформированная позиция, в каком-то смысле удобная. Ведь в таком случае не надо преодолевать себя. Такой диссонанс: душа хочет и может рисовать, но — плохой опыт.
Ну и что, скажете, у всех бывает плохой опыт. У всех бывает, но некоторые люди склонны на нем зацикливаться. Здесь как раз такой вариант. Ситуация классическая получилась: вижу красиво, а эта рука, такая-сякая, ну ничего не может сделать. Тут же, видимо, сравнение себя с другими не в лучшую сторону. Отсутствие поддержки со стороны родителей или кажущееся отсутствие поддержки, что тоже бывает. Желание эмоционально раскачаться в своей трагедии и поспорить. И не проиграть спор, так как быть правой некоторым иногда важнее, чем правда и благополучный исход ситуации.
Я не стала реагировать на ее слезы, не успокаивала стандартными фразами типа «у тебя все получится», а спокойно перевела стрелки в сторону ее ответственности: «Кто главная, ты или твоя рука? Готова ли ты поработать, чтобы твоя рука стала послушной? Что ты выбираешь: постараться или оставить все как есть и никогда не научиться рисовать? Похоронишь свои очевидные способности или будем учиться? Выбор за тобой».
Дальше я оставила ее с этими вопросами и отошла в сторону. Она потихоньку успокоилась. На вопрос: «Придешь ли еще пробовать? — сказала: «Да».
Если бы у нее не было способностей к рисованию, то не было бы и желания рисовать. И слез по поводу того, что не получается, как хочется, тоже не было бы. Если есть желание чем-либо заниматься, есть и возможности для реализации этого желания. Природа не ошибается.
Часто такой ребенок сидит во взрослых людях. И если в детстве не удалось пройти момент преодоления, когда талант был задвинут внутрь обстоятельствами, эта боль «я не умею», «я хотела, но так и не научилась» остается на всю жизнь. Я, как преподаватель, слышала множество таких историй от уже взрослых людей.
Источник: https://svp.expert/zametki-eksperta/talant-nuzhdaetsya-v-raskrytii-neraskrytyj-talant-bolit-vsyu-zhizn/
Когда человек теряет равновесие, то он непроизвольно принимает наиболее комфортную позу, чтобы не упасть, не разбиться. То же самое происходит и с детьми. Они начинают искать психологические способы удержаться на плаву, защитить самих себя. Каждый делает это по-разному.