Комментарии
- 20 ноя 2019 23:21Виолочка Светличная
- 21 ноя 2019 02:56Ольга Плотникова
- 21 ноя 2019 04:52Надежда Борисевич(Драгонцевич)Классно!
- 22 ноя 2019 12:34осенний марафонСупер!
- 22 ноя 2019 12:34осенний марафонСупер!
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
ВИП - Важно. Интересно. Полезно.
РУССКИЙ ЯЗЫК
#поучительно,#познавательно,#надознать
ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ.
ЛАГ - ЛОЖ.
Все запомнили давно:
Перед Ж мы пишем О.
Забывать никак нельзя:
Перед Г мы пишем А.
Полагать, но положить,
Прилагать, но приложить.
Слово полог - исключенье,
Никакого в том сомненья
КАС - КОС.
Если видим суффикс А,
В коне пишем А всегда:
ПрикасАюсь- прикоснусь,
Не касАюсь, не коснусь.
А коса, косой, косить
Как пример не приводить.
Переделанная «Песенка ночных страхов»
Ё-моё, украли точки
с буквы ё в словах: денёчки.
мотылёк, конёк, пенёк,
кошелёк, упрёк, намёк, невдомёк…
Кому точки помешали?
И зачем мы их писали,
в целом ряде случаев
зря старались, мучились?
Ё по правилу в наличье
быть должно, когда отличье
показать хотим в словах,
чтоб не спутать впопыхах
вёдро (ясную погоду)
и ведро, то, что под воду,
а дела свершённые
от тех, что совершенные.
И что странно: ё мы слышим,
ё читаем, но е пишем…
А вообще согласны мы
писать одни согласные.
Переделанная песня «Спрашивайте, мальчики» — муз. М.Г.Фрадкин, к/ф «Не самый удачный день»
Спрашивайте, девочки! Спрашивайте, мальчики!
Спрашивайте, милые, спрашивайте!
А вы, люди, сразу их не ошарашивайте,
А вы, люди, объясните им, почему?..
Почему в слове рос/черк сч?
Слов подобного рода не с/честь,
у которых звук [щ’] явно есть.
В сочетании «счастье ищу»
звук один, но в «ищу» буква щ, а вот если про счастье, то здесь
вместо [щ’], как и в слове подпис/чик, всегда я две буквы пишу.
Почему?
Припев.
Почему пол дощ/атый, а дом
почему-то брус/чатый у нас?
И веснуш/чатый мальчик Артём
(он — разнос/чик газет) — почему
в них нельзя написать букву щ? Не могу объяснить, тут я пас.
Почему в слове жен/щина щ, а муж/чина с жч? Не пойму,
почему?
Припев.
В слове хлёсткий не слышится т,
я ее проверяю — хлестать.
Если хлёс/тче, то вместо трех букв
[щ’] звучит, пишем три не ропща.
Нет чтоб наоборот: слышно три, но одну букву надо писать.
Вот тогда хулиган вместо трёх на стене нацарапал бы щ
Переделанная «Песенка про кузнечика» (В траве сидел кузнечик) — муз. В.Шаинского — м/ф «Приключения Незнайки»
В траве стоял диванчик, на нем сидел кабанчик,
стучал, как барабанщик, копытом об пятак.
Представьте себе, представьте себе,
в словах денщик, обманщик,
представьте себе, представьте себе,
не нужен мягкий знак.
Он съел десятый блинчик и позвонил в бубенчик,
потом, как манекенщик, ходил и так, и сяк.
Представьте себе, представьте себе,
и в блинчик и в бубенчик,
представьте себе, представьте себе,
не вставлен мягкий знак.
Кабан открыл журнальчик и послюнявил пальчик,
с купальщиками фото нашел и рассмотрел.
Представьте себе, представьте себе,
знак мягкий перед -чик, -щик,
представьте себе, представьте себе,
стоит лишь после «л
Аты-баты, мост горбатый,
под мостом поет цыгáн,
а танцóвщицы сбежали,
напугал их таракан.
Прим.: цыган, танцовщúца — ошибочное ударение
Раз лохматая горилла
крокодилу позвонúла.
Он с гориллой не дружил,
сразу трубку положúл.
Ему лучше не звонúть,
кто звонúт, тому водить.
Прим.: 1) водить — выполнять роль ведущего в детской подвижной игре. Неправильно: галить — сибирский, уральский диалектизм;
2) полóжил — ошибочное ударение;
3) в словах звонúть, звонúт, звонят и т.д. ударение с одного слога на другой не переходит.
В яслях дети баловáлись,
воспитатели ругались:
«Не балýйтесь, ремешок
вас посадит на горшок».
Прим.: в яслях, бáловались, не бáлуйся — ошибочное ударение
Восемь гýсениц цепóчкой
поднимались вверх по бочке.
Может быть, там дефицит,
раз народ валóм валúт?
Доползли, глядят тоскливо:
в бочке бóчковое пиво.
Прим.: гусенúца и гусéница, цéпочка, вáлом вáлит, бочковóе — ошибочное ударение
Кукла Барби в воскресенье
отмечает день рожденья.
Ночью Барби не спалá,
тóрты сладкие пекла.
Медвежонку было, видно,
и обидно, и завúдно.
Барби это понялá,
торт медовый отдала.
Прим.: Спáла, торты, зáвидно, пóняла — ошибочное ударение
Абы-кабы в баобабы
лúфты, мусоропровóд,
окна прорубить, тогда бы
можно в них селить народ.
Прим.: Лифты, мусоропрóвод — ошибочное ударение
Бáнты, франты, бьют куранты,
все откýпорить спешат
для детей бутыль с шампанским,
а для взрослых — лимонад.
Кто сумел всё переврать,
тот и будет нас искать.
Прим.: Банты, откупóрить — ошибочное ударение
Ай-яй-яй! Несчастный слýчай!
Я хотела сделать лучше,
красúвее, удóбнее,
а вышло несъедобное.
Прим.: Случáй, красивéе, удобнéе — ошибочное ударение
Кто вчера с колхозницами
стриг барана нóжницами?
Кто вчера со столярáми
до обеда шкурил рамы?
Кто цемéнт на склáды вёз
и засыпал им овёс?
Задан был вопрос три рáза,
не звучал ответ ни разу.
Прямо мне в глаза смотри,
выходи на цифру три.
Раз! Два! Три!
Прим.: Ножницáми, стóляр, стóлярами цéмент, склады, три разá — ошибочное ударение
Раз, два, три, четыре, пять.
Чтобы нам игру начáть,
встанем все по алфавúту:
Ани, Вани, Коли, Риты.
Кто не знает алфавúт,
тот расчёт наш облегчúт
Прим.: Нáчать, алфáвит, обл
(Правописание местоимений, местоименных наречий и частиц)
Некогда в тридевятом царстве, в тридесятом государстве произошла некая история. Кое-кто, болтая с кем-то кое о чём, зачем-то сказал про кого-то нечто нехорошее. И было сказанное не что иное, как ложь
А кое-кто кое-что к этой лжи добавил и передал её ещё кому- то. Так ниоткуда появилась сплетня о неком человеке и стала разрастаться, как будто на дрожжах. Он-де ни с кем никого не обсуждает, слухам ни о ком никогда не верит, ни перед кем не заискивает, ничего ни у кого не просит да к тому же работает не кое-как. Здесь, наверное, что-нибудь не так.
А тот человек ни о чём не подозревал. Некогда ему было думать о том, что кто-то кому-то мог про него сказать.
Прошло сколько-то времени. И ложь не только стала всем известна, но и прикинулась правдой. Ей почему-то поверили и как-то привыкли к ней.
Это произошло по нескольким причинам.
Кто-то решил, что дыма без огня не бывает и вряд ли слух может появиться ниоткуда. И если кто-либо что-либо кому-либо говорит, то, значит, что-то в этом есть.
Кое-кто другой рассудил, что неважно, правду ли говорят люди, потому что это его никак не касается. И кто бы что-либо странное ни говорил, вникать в чужие разговоры ни к чему. Пускай кто-нибудь другой в этом разбирается.
Некто третий ничего не понял, ни у кого ни о чём не спросил, но всё-таки всему поверил.
А четвертый, совсем никчёмный, испугался, как бы чего не вышло, и сделал вид, что ничего не заметил.
В результате никто не опроверг сплетню и ничего не сказал в защиту честного человека. Так что неоткуда и не от кого ему было ждать поддержки.
А человек сначала ни о чём не догадывался и ничего не подозревал. Хотя кое-какие знакомые вдруг куда-то пропали, другие почему-то стали реже звонить, третьи же при случайных встречах отводили глаза.
Когда кто-то рассказал-таки человеку о сплетне, тот очень удивился, но нисколько не испугался. Он решил не обращать внимания ни на какие сплетни и во что бы то ни стало делать своё дело, потому что, как бы ложь ни стремилась к победе, всегда побеждает правда.
Цели урока:
Повторить орфограммы “НЕ и НИ с разными частями речи”.
Познакомить с творчеством Игоря Талькова, Виктора Тарасова, Леонида Мартынова.
Воспитывать в учениках неравнодушное отношение к жизни.
1 этап урока. Подготовительный.
Звучит песня в исполнении Игоря Талькова “Этот мир”. Эта песня создает настроение урока: серьезное размышление о жизни. Перед прослушиванием песни задаю вопросы:
– О чем песня?
– К чему зовет нас автор? (Быть каждому добрей, от этого и мир изменится в лучшую сторону).
Мы живем как на вулкане
и всю жизнь играем в тир.
В этом тире каждый
стал из нас мишенью.
И так часто называем
грешным этот мир,
а своих не замечаем
прегрешений.
Этот мир несовершенный
состоит из всех из нас.
Он прямое отраженье
наших чувств и наших глаз.
Этот мир не станет лучше
и не станет он добрей,
если сами мы добрее не станем.
Мы грешим непониманьем
наших близких и друзей,
и в страну любви
горят мосты за нами.
Опустошенные пожаром
взвинченных страстей,
мы разглядываем мир
сквозь призму разочарований.
Этот мир несовершенный
состоит из всех из нас.
Он прямое отраженье
наших чувств и наших глаз.
Этот мир не станет лучше
И не станет он добрей,
если сами мы добрее не станем.
– При повторном прослушивании выписываем слова с НЕ: не замечаем, несовершенный, не станет, не станем, непониманием.
– Вспоминаем написание НЕ с глаголами, прилагательными и существительными.
– Прошу учеников выписать из упр. 29 пословицу и высказывание о смысле жизни и объяснить орфограмму “НЕ с разными частями речи”: Солнце своего света ни для кого не жалеет. (Пословица). Ни при каких обстоятельствах человек не должен бросать своих весел (В.Лидин).
– Прошу ребят объяснить смысл выписанных изречений, а также вспоминаем написание НЕ и НИ с местоимениями.
2 этап. Работа с поэтическим текстом.
1) Сообщение перед чтением стиха.
Эти стихотворения Виктора Тарасова я отрыла среди старых подшивок газет “Комсомольской правды”. Виктор погиб в Мараварском ущелье 21 апреля 1985 года. Остались стихи из Афганского блокнота.
2) Стихи проецируются на интерактивной доске. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение наизусть.
Если слезы (н..) лил
от обиды и зла,
Если с горя и боли
(н..) плакал (н..) разу,
Значит, ты (н..) любил
(н..)кого, (н..)когда,
Принимая любовь
за красивую фразу.
Если кожу ты с рук
(н..)когда (н..) срывал,
Если ссадин и крови
(н..) видел на теле,
Значит, ты (н..) боролся,
(н..) рисковал,
Сам себя (н..) познал
на рискованном деле.
Если прожил ты жизнь
для себя самого,
Схоронясь от (н..)взгоды
в уютной квартире,
Значит, жизнь ты прожил,
(н..) поняв (н..)чего,
Значит, ты и (н..) жил
в этом сказочном мире.
Задания:
1) Определите главную мысль стихотворения.
2) Списать, обозначить орфограммы.
При определении главной мысли ребята отметили активную жизненную позицию автора, который не считает правильной жизнь только для себя, лишенную слез, горя, ссадин… Перед выполнением второго задания вспоминаем отличие частицы Ни от частицы НЕ. (НЕ – отрицает; НИ – усиливает отрицание. Не нельзя опустить в предложении, ни – можно).
Ученики выполняют работу самостоятельно с последующей проверкой в классе.
Таким образом вспоминается написание НЕ и НИ с глаголами, существительными, местоимениями, наречиями, деепричастиями.
3) Работа со вторым стихотворением Виктора Тарасова. Заранее подготовленный ученик читает его наизусть. Затем учитель диктует построчно текст, после чего через интерактивную доску проводится самопроверка.
***
Ты вдалеке,
тебя уж нет,
Как больно
осознать потерю.
Тебя уж нет,
а я не верю,
Что нет тебя,
что смыт твой след.
Остался шорох
листьев пожелтевших,
Дождя былого
неумолчный шум.
в себя не скрыться
от печальных дум
В душе костром
затушенным, затлевшим.
Кто виноват,
что умирают травы,
Что мы уходим,
будто нас и нет,
Что время днями
заметает след.
Кто виноват,
что мы порой не правы?..
Тебя уж нет,
и не вернуть былого.
Дни прожиты,
ошибок не стереть.
Но прошлое
не может умереть,
Оно из ничего
родится снова…
– Выясняется, кто написал без единой ошибки.
Когда ученики работают над вторым стихотворением Виктора Тарасова, один ученик получает карточку и работает по ней на доске.
Карточка
Подготовьте выразительное чтение стихотворения Л.Мартынова. Спишите, вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.
А ты?
Входя в дома любые, -
И в серые и в голубые,
Входя на лес..ниц.. крутые,
В квартиры, светом залитые,
Пр..слушиваясь к звону клавиш..
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставиш..?
След,
Чтобы выт..рли п..ркет
И посм..трели косо (в)след,
Или (н..)зримый прочный след
В чужой душе на много лет?
– Слушаем ответ ученика у доски.
Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение на тему “Прошлое не может умереть”. В сочинении советую использовать материалы урока. Кроме этого ученики получают задание в сочинении употребить и обозначить орфограмму “Не и ни с разными частями речи”.
В самом центре города Слов стоит высокий дом со стеклянной крышей, в нем живут мама Склонение и шесть её сыновей-падежей.
Самое любимое место в доме – кухня. Как хорошо по вечерам собираться здесь всей семьей, пить чай, смотреть на звезды и рассказывать о том, что произошло за день! Когда часы бьют полночь, все желают друг другу спокойной ночи и расходятся по своим комнатам. . .
Каждое утро, как только проснутся первые лучи солнца, мама спускается вниз с полным подносом горячих пирожков. На верхнем этаже живет именительный падеж, он самый старший и предпочитает в предложении быть главным членом – подлежащим. Правда, как говорит мама Склонение иногда ему приходится соглашаться и на сказуемое. Любимые вопросы этого падежа – кто? что?
– Тук -тук-тук! – стучит мама в дверь.
– Кто?
– Мама!
– Что?
– Пирожки!
Этажом ниже живет родительный падеж. Он уже давно проснулся и с нетерпением ждет своего завтрака, а мамы все нет и нет.
– Нет кого?
– Мамы!
– Нет чего?
– Пирожков!
Догадались, какие вопросы он любит больше всего? Правильно – кого? чего?
Ещё ниже живет дательный падеж – самый добрый из братьев. Он всегда готов прийти на помощь, и его любимые вопросы – кому? чему?
– Рад кому?
– Маме!
– Рад чему?
– Пирожкам!
А вот и винительный падеж! Как вы думаете, почему его так назвали? Правильно, потому что он всегда и во всем всех обвиняет. Солнце – в том, что оно рано встает, маму – в том, что она недостаточно его любит ( хотя это и неправда ), а братьев – падежей – в том, что они разобрали самые хорошие вопросы. Что-то мамы давно нет. А может, про него забыли? Или пирожки кончились?
– Виню кого?
– Маму?
– Виню что?
– Пирожки?
Давайте познакомимся со следующим братом – творительным падежом. Этот падеж – мастер на все руки. Вечно что-то пилит, строгает, чертит. Солнце только что взошло, а он уже за работой. Мама поставила ему тарелку с пирожками на верстак.
– Доволен кем?
– Мамой!
– Доволен чем?
– Пирожками!
Его любимые вопросы – кем? чем?
Слышите песню? Это самый младший из падежей – предложный. Голос у него чистый, звонкий, заслушаешься! Даже птицы в небе притихли.
– Пою о ком?
– О маме!
– Пою о чем?
– О пирожках? Его любимые вопросы – о ком? О чем?
И. п. кто? что?
Р. п. кого? чего?
Д. п. кому? чему?
В. п. кого? что?
Т. п. кем? чем?
П. п. о ком? о чем
Как падежи убежали из школы
Надоело падежам
В человечьей школе.
Захотелось падежам
Погулять на воле!
Чем попусту склоняться,
Не лучше ль послоняться?
Убежали падежи
За дома, за гаражи
И несутся в поле ржи:
— Вот где воля!
Вот где жизнь!
В лес бежим!
Среди зверей
Мы найдём себе друзей!
И стали падежи жить в лесу. . .
Не будет больше здесь невежд!
Пусть каждый выберет падеж!
И звери прибежали,
Все падежи забрали.
КТО? Именительный? Медведь.
Он видный и общительный.
"Приятно дело с ним иметь", —
Подумал Именительный.
Родительный, он для КОГО?
Взял ёжик вежливый его
. И для родителей ежа
Не сыщешь лучше падежа.
А Дательный падеж КОМУ?
Достался волку. Почему?
Попробуйте падеж не дать
Тому, кто может сам отнять!
На ЧТО? вернее, на КОГО?
В лесу летят все шишки?
Винительный падеж — его,
Зайчишки-хвастунишки!
А с КЕМ Творительный?
С лисой! Хитрюга, право слово.
Всех покорит своей красой
И натворит такого!
О ЧЁМ? Предложный, ты грустишь?
"Меня взяла лесная мышь.
Живу в мышиной норке.
Есть предложили корки".
И что же случилось с учениками школы?
Пишут в лес письмо в слезах:
"Возвращайтесь, падежах!
Вам не будем обижать.
Мы вам будем изучать.
Нам без вами трудно жить.
Будем вам и нам дружить!"
Если хотите сохранить какой-то понравившийся совет или рецепт у себя на стене - ставьте "КЛАСС" и "ПОДЕЛИТЬСЯ". Так же не забываем комментировать !.