Комментарии
- 15 фев 2020 00:12Сергей и Любовь СеземовыНа заметку!
- 15 фев 2020 03:19Татьяна Дорофеева(Яровая)
- 15 фев 2020 06:13Ольга Муравская
- 15 фев 2020 12:27наталья хекало
- 15 фев 2020 20:57Людмила Проваторова(Бондарь)
- 16 фев 2020 09:10Соня lmаnbaeva
- 16 фев 2020 10:05Тамара ПоплавскаяСупер!
- 20 фев 2020 19:06Нина Рубцова (Маркичева)
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
ВИП - Важно. Интересно. Полезно.
РУССКИЙ ЯЗЫК
#поучительно,#познавательно,#надознать
СТИШОК, КОТОРЫЙ ПОМОЖЕТ РЕБЁНКУ ЗАПОМНИТЬ ВСЕ БУКВЫ. Родителям на заметку.
Аист жил у нас на крыше,
А в подполье жили мыши.
Бегемот разинул рот -
Булку просит бегемот.
Воробей влетел в окно,
В кладовой клюет пшено.
Гриб растет среди дорожки,
Голова на тонкой ножке.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
Ель на ежика похожа:
Еж в иголках, елка тоже.
Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
Звезды видели мы днем
За рекою над Кремлем.
Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.
Мед в лесу медведь нашел:
Мало меда, много пчел.
Носорог бодает рогом -
Не шутите с носорогом.
Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он - осел.
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Роет землю серый крот -
Разоряет огород.
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
Таракан живет за печкой,
То-то теплое местечко.
Ученик учил уроки -
У него в чернилах щеки.
Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
Ходит по лесу хорек -
Хищный маленький зверек.
Цапля важная, носатая
Целый день стоит, как статуя.
Часовщик прищурил глаз:
Чинит часики для нас.
Школьник, школьник, ты - силач:
Шар земной несешь, как мяч.
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Эта кнопка и шнурок -
Электрический звонок.
Юнга, будущий матрос,
Южных рыбок нам привез.
Ягод нет кислее клюквы,
Я на память знаю буквы.
Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.
2. Высшие эшелоны шествовали подшофе.
3. Шёл Шишига по шоссе, шёл, шурша штанами. Шаг шагнет, шепнёт: «Ошибка». Шевельнёт ушами.
4. В шалаше шуршит шелками жёлтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
5. Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
6. Мама шьёт сорочку дочке.
Строчит строчки на сорочке.
Срочно строчит сорок строчек:
Растёт дочка, как росточек.
7. Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
8. Сетчатый сачок зацепился за сучок.
9. Со сцены цапля сцапала сценарий.
10. Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.
11. Саша — само совершенство, а ещё самосовершенствуется!
12. У маленького Сани сани едут сами.
Сани едут сами у маленького Сани.
13. Глазастые газели
Газеты проглазели.
Газеты, что с прогнозами,
Грозят газелям грозами.
14. Карл Карлыч
У Карпа Карпыча
Карпа купил.
15. Клава клала клад в колоду.
Клад уплыл от Клавы в воду.
Не плыла за кладом Клава,
А колода уплывала.
16. Купил салоп слонихе слон.
Для слонов есть свой салон.
И салопом тем слоновым
Заслонил слон полсалона.
17. Щебетал щегол с щеглихой,
Щекотал своих щеглят,
А щеглиха-щеголиха
И щеглята-щеголята
По-щеглиному пищат.
18. Шушера шушере шуршала,
Что шурша шушере шуршать мешала.
19. Сорока за строчкою строчка
Строчит сорочатам сорочки.
20. Тысяча шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из-под простокваши.
21. В парус бриг впряг бриз близ брега.
22. Два щенка щека к щеке щиплют щёку в уголке.
23. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга.
24. Везёт Сенька Соньку с Санькой на сaнкaх. Сaнки скок! Сеньку — с ног, Сaньку — в бок, Соньку — в лоб. Все в сугpоб!
25. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
🔷 🔷 🔷
В четверг, четвертого числа, в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга, бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, вот и не до бомбардира ворам было, и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки скок, Сеньку в бок, Соньку –в лоб, все –в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел; Сонька же, Сашкина подружка, шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит да кружится; была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру, на Фрола Лавру наврет, что вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа ужата, а у ежа ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, о всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка не пытка.
С к я горькая.
Малина - калина
Кто с у - ползучий,
А с ё - колючий?
Уж - ёж
Кто такое слово знает:
С ч оно летает,
С л рычит и лает,
А ещё знакомо всем
Это слово с буквой м.
Чайк - лайка - майка
С р - помощник-автомат,
Труд любой он облегчить рад.
С х - его имеет слон,
Знаменит длиной своею он.
Робот - хобот
Птица больше не летает,
Лает и хвостом виляет.
Чайка - лайка
С к в полях меня найдете,
С г романсы запоете.
С в косички заплетете.
Колос-голос-волос
С л я остров в океане,
C р растаю вмиг в стакане.
Сахалин - сахарин
С з - нужна в бильярде я,
С ж я - след после дождя,
С п - я видеть помогаю,
С н - путь ночью освещаю.
Луза - лужа - лупа - луна
С б я - хвойный лес,
С в - в чужой карман залез.
Бор - вор
С п я - корнеплод,
Вырастаю в огороде.
п на к смени - и вот
Теку вольно на природе.
Репа - река
Два элемента химических
В метаграмме я вам загадал:
С х - элемент металлический,
А с б - я уже неметалл.
Хром - бром
С р - в котле краснеет,
Задом пятиться умеет.
С л - блестит, сияет,
Мебель, ногти покрывает.
Рак - лак
С ка - активный я металл,
С ге - я очень лёгкий газ.
Чтобы нас ты разгадал,
Глянь в систему ещё раз.
Калий - гелий
В нём вода течёт спокойно,
Здесь насосы не нужны.
Но если р поставить в слово,
Вещество получишь ты.
Вещество то всем известно -
Газ легчайший на Земле.
А сказать я должен честно:
Мы сменили букву в.
Водовод - водород
С и - фонтан пускает,
Сливки с о лакает. Кит - кот
🔹 🔹 🔹
Сяпала Калуша по напушке и увазила Бутявку. Бутявка же не вазит Калушу, а шмерендит:
- Куги-туги... буду-вуду... Ам-лям-лям!
Клямсы разбызила - шмерендит и шмерендит:
- Ам-лям-лям!
А Калуша волит:
- Оее, бутявище некузявое! Да забызь клямсы-то! Не ам-лям-лямкай! А ну, не шмерендеть!
А Бутявка шмерендит, инда в пшах у Калуши свирикает:
- Муги-буги... Ам-тям-тям!
А Калуша сяпалками пши запритюкнула и как забирит:
- Оее! О, пши калушины! Оее, яко в пшах свирикает!
А ну, не шмерендеть! А то как стрямкаю! А ну, бутявище некузявое, с напушки - тырсь!
А Бутявка шмерендеть презяла и бирит:
- О-е-е! О индякие! Калуша - некузявая! Калуша бутявок трямкает! Калуша - антибутявка!
Индякие присяпали и вазят - то на Бутявку, то на Калушу. Некузяво вазят на Калушу. А Калуша вазит на индяких и волит:
- Ни! (волит Калуша) Не антибутявка! Но антишмерендя... Антишмерендявка.
Людмила Петрушевская
🔹 Если Академия не вышлет денег, то на какие шиши я приеду в Питер? А. П. Чехов. Письма Александру Павловичу Чехову, 1888.
В толковом словаре мы встречаем слово «шиш» в нескольких значениях.
🔹 Заострённая верхушка чего-либо (помета «устаревшее»).
🔹 Грубый жест в знак презрительного отказа, издёвки, насмешки и т.п.: сложенная в кулак кисть руки с большим пальцем, просунутым между указательным и средним; фига, кукиш.
🔹 Полное отсутствие чего-либо, употребляется для выражения отрицания. Например, «ни шиша нет»!
Что насчет этимологии?
М. Фасмер отмечает, что слово «шиш» встречается в значении «разбойник, бродяга» впервые в дневнике Маскевича (1611-1612 гг.). А в значении «черт» употреблялся в смоленских и донских говорах. Слово заимствовано из польского языка, где szysz – это «партизан, разбойник».
От слова «шиш» в значении «черт», скорее всего, образованы «шиши́га», «шишига́н», «шишко́». Шишига – это злой дух у славян, живущий за печкой.
А Н. В. Горяев в своем «Сравнительном этимологическом словаре» считает, что у слова «шиш» есть много общего с турецким šiš «опухоль, нарыв».
Версия с разбойниками и чертами кажется более подходящей. Всё вражье и потустороннее принято было называть иносказательно. Слово «шиш» стало ассоциироваться с чем-то неприятным, и в итоге слилось в значении со словом «кукиш». Появились такие фразы как «шиш тебе», «шиш с маслом» (есть и «кукиш с маслом», но легче произносить именно «шиш»).
На олимпиаде по лингвистике и математике, состоявшейся в ноябре-декабре 2005 года в Москве, школьники единодушно присудили этой задаче приз решательских симпатий как самой интересной.
Даны высказывания детей дошкольного возраста. Найдите в приведённом ниже списке, какие слова на самом деле они выбрали для выражения мысли.
1. Мама купила витаминки в ... .
2. Мой дедушка - ... войны, у него ещё осталась форма с зелёными ... .
3. Римские ... львов обижали.
4. Я ... большой, могу сам ложкой есть.
5. Я был у зубного врача, и мне там поставили ... .
6. Нам задали нарисовать ... линию.
7. Давно, когда я ещё была ... .
8. ... - это такая птица. Очень вкусная, когда жареная!
9. На третьей остановке автобус ... .
10. У гуся жена - ... .
11. Я упала на спину и ударила ... .
12. Пап, а Маша и Даша ..., да?
13. У наc ... на обед был рассольник.
14. Мама уехала в отпуск на ... .
15. В ... году будет война?
16. Мама, ... воду! Лизочка хочет пить.
Список слов
Библиотека, большой, вагон, ветеринар, гладиолус, гусеница, дворняжка, еще, завтра, испорченный, клумба, луна, на, опуститься, прошлый, психопатка, совочек.
Задание 1. Случаи замены одних слов другими в детской речи можно разделить на несколько групп. Определите, на какие именно, и распределите по этим группам приведенные в задаче примеры.
Задание 2. Поясните ваше решение.
Палиндромы
Даже самый первый крик новорождённого представлял собой палиндром: Я вижу маму — жив я!
Палиндромы придумывали многие знаменитые поэты. Автором одного из самых распространённых перевёртышей является А. Фет: А роза упала на лапу Азора.
У гениального словесного экспериментатора В. Хлебникова есть длинное стихотворение «Перевертень», в котором все строчки можно прочесть и в обратном порядке. Написанное в 1913 году, оно было первым стихотворением-палиндромом на русском языке. А вот другой образец его палиндромной поэзии:
Кони, топот, инок.
Но не речь, а черен он.
Идем, молод, долом меди.
Чин зван мечем навзничь.
Краткий, но вместе с тем глубокий отзыв-палиндром написан на роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»: У «Живаго» Бога вижу.
Многие современные поэты тоже увлекаются палиндромами. У А. Вознесенского даже один из сборников имеет палиндромное название: «Аксиома самоиска». Другой мастер перевёртышей издал книгу своих творений, которую тоже назвал палиндромно: «Мухи и их ум».
Давно стал классическим «афоризм» Аргентина манит негра, а в ответ: аргентинец ценит негра.
Вот ещё несколько смешных фраз-палиндромов: торт с кофе не фокстрот, кит на море романтик, не гни папин ген, Лёша на полке клопа нашёл, удавы рвали лавры в аду, лилипут сома на мосту пилил, нам рак влетел в карман, Лёва вора пса Каспарова вёл.
Любители словесных игр составляют маленькие рассказы и стихи, которые одинаково читаются, с какой бы стороны за них ни взяться. Но особой популярностью пользуются разные забавные предложения.
Патриот признается: Город дорог.
Философ замечает: Миру — мир, Риму — Рим.
Спортсмен призывает: Цени в себе свинец.
А шутник шутит: Я несу чушь! Шучу, Сеня!
Вот ещё десять смешных афоризмов-перевёртышей:
И любит Сева вестибюли. Лимузин изумил, или на две буквы длиннее — Лимузин снизу мил. А луна канула. Огонь — лоб больного. Ишак ищет у тещи каши. Осело колесо. Фрау и леди сидели у арф. Я сличил то и то — вот и отличился. Пил вино он и влип. У тени или мафии фамилии нету.
Древнейший из сохранившихся палиндромов написан на латыни в IV веке н. э.: Sator Arepo tenet opera rotas.
Время неумолимо, и старые палиндромы уходят на покой, уступая дорогу новым: Мы доломались, сила — молодым!
Метаграммы
Слово, которое получается из данного при замене одной буквы на другую, называется его метаграммой. Основанную на метаграммах игру в цепочки слов придумал ещё Льюис Кэрролл, автор всеми любимой «Алисы в стране чудес». В ней строятся цепочки метаграмм между двумя выбранными словами. Выигрывает тот, чья цепочка короче.
Простейший переход мама — папа легко составит и первоклассник: мама — лама — лапа — папа. Часто встречаются четырёхбуквенные «звери», которые превращаются друг в друга: коза, волк, слон, пони, лиса, барс, конь, гусь, аист, тигр, лось и др.
Вот несколько классических примеров.
Коза — поза — пола — полк — волк; коза — лоза — луза — лупа — липа — лиса; коза — кора — кара — фара — фарс — барс.
Для тренировки можно играть и в более простую игру, соревнуясь в количестве метаграмм для того или иного слова. Так, дом порождает десять метаграмм: ком, лом, ром, сом, том, дым, дог, док, дол, дот. А у слова кочка целая чертова дюжина метаграмм: бочка, дочка, мочка, ночка, почка, точка, качка, кичка, кучка, ковка, колка, корка, кошка.
Интересны такие пары крайних слов, которые представляют собой какое-нибудь противопоставление, например: враг — врач — грач — граб — краб — крап — круп — круг — друг.
Ночь сменяется днём за пять ходов: ночь — ноль — соль — сель — сень — день. Лужа превращается в море за шесть ходов: лужа — ложа — кожа — кора — корж — морж — море. Наконец, если есть тесто, то через десять превращений будет булка: тесто — тесть — честь — часть — пасть — паста — парта — парка — барка — бурка — булка.
Занятны и многократные превращения. Миг может дать час, который вырастает в год, из него возникает век, а потом и... эра. Путешествие во времени занимает 17 ходов: миг — маг — май — чай — час — чад — гад — год — гид — вид — вис — вес — век — бек — бок — боа — бра — эра. А если не ставить промежуточных целей, то переход осуществляется всего за 6 ходов: миг —мир — мор — бор — боа — бра — эра.
Одна из самых популярных головоломок — сделать из мухи слона. Долгое время считалось, что задача решается за 16 ходов: муха — мура — тура — тара — кара — каре — кафе — кафр — каюр — каюк — крюк — урюк — урок — срок — сток — стон — слон. Но два любителя словесных развлечений укоротили цепочку в двух её участках. Один из них на два хода быстрее осуществил переход муха — каюк, а другой, тоже на два хода, ускорил переход каюк — слон (правда, в обоих случаях были использованы весьма редкие слова).
Каждый из рекордсменов был уверен, что его достижение невозможно превзойти. Однако нет ничего проще, ведь достаточно сковать две найденные полуцепочки в одну цепь!
Муха — мура — мара (разновидность тумана) — пара — парк — паук — каук (теплая одежда у эскимосов) — каюк — каик (турецкое судно) — клик — клин — клон — слон. Итого, 12 ходов. Но это еще не все. Выяснилось, что слово каюк теперь вообще лишнее, и его можно выбросить: муха — мура — мара — пара — парк — паук — каук — каик — клик — клин — клон — слон. Похоже, на сей раз установлен абсолютный рекорд — 11 ходов!
Конечно, устраивать состязания, у кого цепочка короче, не столь интересно, если заранее не знать, существует ли хоть одна из них. Даже многие короткие слова не имеют метаграмм и, значит, ни в какие цепочки не попадут. Более увлекательны такие правила, при которых на каждом ходу по-прежнему появляется одна новая буква, но разрешается также менять порядок букв в слове.
Сложность нахождения цепочек метаграмм состоит в преобразовании гласных в согласные и наоборот. Вот почему муха так долго превращалась в слона. На месте двух гласных появились две согласные, а одна согласная сменилась гласной. В усовершенствованной игре муха становится слоном за четыре хода, а коза — волком всего за три.
Муха — хлам – холм – слом – слон; коза — коса — воск — волк. Если бы существовала не только кока-кола, но и просто кола, во втором случае можно было бы установить двухходовый рекорд: коза — кола — волк!
Балда
Балда — одна из самых распространённых словесных игр. Первый игрок называет букву, второй добавляет к ней свою слева или справа, имея в виду какое-то слово. Следующий игрок (или снова первый, если играют двое) добавляет еще одну букву с любой стороны, намечая свое слово, и т. д. Тот, кто очередным ходом вынужден закончить слово или не может продлить «полуфабрикат», проигрывает кон и в наказание получает б. При новом проигрыше б превращается в ба, и так до тех пор, пока кто-то из игроков не становится балдой.
Умелые игроки умеют выкручиваться из самых трудных ситуаций. Вместо того чтобы закончить слово, намеченное партнёром, они делают неожиданный «маневр», используя приставку или суффикс, и слово меняет свое «направление». Очень важно знать, какие сочетания букв обеспечивают выигрыш. Скажем, ваш партнер начал с б или ш, а вы ответили бш. Он гадает, что делать дальше, а вам нужное слово, причём ёзаканчивающееся на нем, известно заранее — обшивка. Пусть противник начал с г или з, тогда вы отвечаете гз (имея в виду зигзаг), и ему, скорее всего, придется сдаться. Буквы п, с и э тоже проигрывают на первом ходу, пары пэ и сэ превращаются, судя по всему, только в слова пэр и сэр.
Еще несколько примеров. Если ваш партнёр начал с в или ъ, то надо ответить въ, и слова въезд ему не избежать. На первый ход о или й следует ответ йо, и хотя эта пара букв продолжается до разных слов: йог, майор, койот, район, все они нечётной длины, то есть заканчиваются на сопернике. На ход л или щ ответ лщ также приводит к победе: все подходящие слова — толща, толщина, утолщение — опять «нечётные». А на ход т (или ц) следует ответ цт, и противнику не «защититься» от слова ацтек.
Разумеется, если вы подберете подходящие пары для всех букв алфавита, то станете непобедимым игроком!
Автор — Евгений Гик, член Союза писателей России, кандидат технических наук
движение пилы – и ножовки, и двуручной. Это, наконец, неизбежное, большее или меньшее, количество опилок, которые, с одной стороны, не цель действия, но, с другой стороны, могут представлять (скажем, в деревенском хозяйстве) некоторую ценность.
"Пилить мужа" заведомо не может обозначать в обычной жизни «разделение на части». Но акцентируя монотонный, нудный звук, обозначает «выражать недовольство действиями и/или качествами, однообразно возвращаясь к тому, что уже было сказано». Как это происходит и при пилке как физическом расчленении. "Пилить" в этом случае уже выступает в группе глаголов, обозначающих разнообразные по сути и по форме осуждения других людей: ругать, бранить, грызть, крыть, поносить, хаять, охаивать, хулить. Словарь синонимов русского языка под редакцией академика Ю.Апресяна чётко обозначает содержательные и иные различия между всеми этими словами.
Аккуратное выделение частей, а также существование опилок, будучи поставленным в основу значения, а также «зачёркивание" других частей объясняют употребление такого словосочетания, как, например,
"пилить бюджет". Это значение «аккуратно красть» напомнило
мне афоризм директора одного ресторана: «Каким бы острым ножом ни резать хлеб, крошки всегда останутся». Жаль, конечно, что уже широко укоренившийся в последнем значении глагол "пилить" не имеет пока производных, обозначающих производителей такого действия.
Другое разговорное сниженное значение "пилить" – это «перемещаться в пространстве». Механизм появления этого значения такой же, как и в других случаях: выход на первый план именно движения за счёт «зачёркивания» других признаков.
Описанные механизмы перераспределения элементов значения в слове заслуживают, по-моему, внимательного отношения со стороны тех, кто готов не только декларировать свою высокую оценку русского языка и любовь к нему, но и проявлять их на практике.
И.Милославский. Говорим правильно по смыслу или по форме?
Эта связь косметики с понятием красоты лица проявляется и в языке, в прилагательных, обозначающих красивое.
Возьмите, к примеру, слово «смазливый». Сейчас это прилагательное обозначает миловидного, красивого, приятного человека, его лицо безотносительно к косметическим ухищрениям. Ср.: "Maman, Maman! - вскричала, вбегая в комнату, смазливая девочка лет одиннадцати,- к нам Владимир Николаевич верхом едет" (И.Тургенев. Дворянское гнездо). Однако первоначально это слово - как свидетельствует его этимологический состав - обозначало напомаженного, нарумяненного человека. Ведь оно образовано с помощью суффикса -лив- от существительного смазь со значением "мазь, белила, румяна" (ср. диал. мазка, мазила, "белила, румяна", смазень "щеголь, смазавшийся мастями, нарумяненный, напомаженный" и др.).
Так что, как видите, значение "миловидный, красивый, приятный" у прилагательного смазливый развилось из значения "нарумяненный, напомаженный", значения, так сказать, чисто косметического. И надо сказать, это не единственный пример того, как слово "косметического плана" получает с течением времени значение "красивый".
Укажем хотя бы на диалектные слова писаный "красивый" (ср. писаная дура "красавица, но глупа", В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка); писанка "красавица" (Писанка ты моя!, там же), восходящие к слову писать в его исходном, первичном значении "раскрашивать, рисовать".
Этимологически выражение писаная красавица представляет собой поэтому такую же тавтологию, как, например, чёрные чернила, торная дорога (устаревшее тор значит "дорога"), старый ветеран (ср. лат. veteranus - от vetus "старый") и т.п.
То же развитие значения можно отметить и для синонимического прилагательного в чешском языке, в котором malovany "писаный красавец" (ср. byti jako malovany "быть писаным красавцем") восходит к malovany "раскрашенный" (от malovati "красить, рисовать").
Кстати, и красивый тоже ведь является словом, близким по превращениям его значения к только что разобранным. Правда, оно вначале было не косметическим термином, а "ювелирным". Буквально красивый в момент своего появления в языке значило "тот, кто украшен, надел на себя какие-либо украшения".
Однако вернёмся к заглавию. Какое отношение имеет слово «нелепый» к прилагательному «смазливый»? Оно же значит "бессмысленный, неразумный". Слово нелепый только в современном русском языке не соотносится по значению со словом смазливый. В древнерусском языке это были антонимы, так как нелепый означало "некрасивый". Образовано же оно было посредством приставки не- от слова лъпыи "красивый", ещё известного в некоторых диалектах в виде лепый (ср. также великолепный). И только? Лишь потому были названы вместе эти слова, что они были когда-то антонимами? Нет. Дело в том, что прилагательное лепый проделало тот же путь семантического развития, из слова косметического плана (оно родственно глаголу лепить "мазать") став названием красивого вообще.
Н. Шанский
Как же явились на свет эти слова? Их рождению предшествовало довольно длительное употребление оборотов сапожный швец, сапожный мастер и портной швец, портной мастер. Использовалось слово «швец» (потом и слово «мастер»), но с уточняющим определением (сапожный, портной), в зависимости от того, что этот швец шил: сапоги или порты, т. е. одежду.
Указанные словосочетания активно и свободно употребляются ещё в XVII в. Однако уже в это время появляются и виновники нашего рассказа. Оба они возникли в результате сжатия оборота в слово. Но эта конденсация фразеологизма происходила по-разному. Слово портной появилось на основе оборотов портной швец, портной мастер в результате простого опущения опорного существительного (швец, мастер). Значение оборота сконцентрировалось в слове «портной», из прилагательного ставшего существительным. Таким образом, оно возникло с помощью того способа словообразования, который называется морфолого-синтаксическим, путём перехода слова из одной части речи в другую. Заметим, что это серьёзно сказалось на окончании слова «портной». Из чистого окончания прилагательного -ой превратилось в такое оригинальное окончание существительного, которое одновременно выполняет роль также и суффикса, указывая (по сравнению с -их(а) в слове портниха) на мужской пол портного.
По-другому складывалась судьба оборотов сапожный швец, сапожный мастер. Оборот «сжали» в слово посредством суффикса -ик-. Именно он взял на себя те функции, которые в обороте выполняли опорные существительные швец, мастер.
Таким образом, слово сапожник родилось как суффиксальное производное путём прибавления суффикса -ик- к основе прилагательного сапожный в оборотах сапожный швец, сапожный мастер.
Словообразовательный анализ слова «сапожник» в современном русском литературном языке позволяет как будто толковать его как производное с помощью суффикса -ник- от слова «сапог». Но на самом деле он даёт нам лишь следующий вывод: слово «сапожник» соотносится сейчас с существительным «сапог», выделяет в своём составе корень сапог-, суффикс -ник-, нулевое окончание и входит в словообразовательный ряд существительных с суффиксом -ник-, обозначающих действующее лицо: печатник, охотник, огородник и т. д.
По происхождению же, по своей истинной этимологии слово «сапожник», как вы теперь знаете, отнюдь не производное от сапог с помощью суффикса -ник-. Его родителем было не слово «сапог», а обороты сапожный швец, сапожный мастер.
А образовано оно было не с помощью суффикса -ник-, как нам кажется, а посредством суффикса -ик-, и не от существительного сапог, а от прилагательного сапожный.
Как видим, слово «сапожник» — ещё одно яркое свидетельство того, что словообразовательный анализ и разбор слова по составу, с одной стороны, и анализ этимологический, с другой, далеко не одно и то же.
А теперь о разборе этих слов по составу в школе. Слово «портной» проще, и разных решений здесь быть не может. Оно делится сейчас на непроизводную основу портн- и окончание -ой. Надо только обратить внимание учеников на то, что здесь это окончание, как уже говорилось, указывает не только на им. пад. ед. числа, но и выступает в функции суффикса мужского пола. Заметим, что таким же по структуре является слово «нищий», в котором за непроизводной основой нищ- следует окончание-суффикс мужского пола -ий (ср. нищенка, в котором значение женского пола заключается в суффиксе -енк-).
Существительное «сапожник» может быть соотнесено учениками и со словом «сапог», и с оборотом — хотя и устаревшим, но ещё известным — сапожный мастер. В соответствии с этим производную основу этого имени они могут разделить то на сапож-ник-, то на сапож-н-ик-. Оба решения являются допустимыми, хотя предпочтительнее (в силу архаичности выражения сапожный мастер) всё-таки первое. Важно, чтобы предлагаемое членение разумно аргументировалось.
Автор — Н. Шанский, д-р филол. наук
Вспомним, какие жесты издавна были характерны для человека русской культуры, и узнаем их происхождение.
1. «Коза»
Этот жест присутствует в культуре многих народов, и для славян он тоже является своим. Многие наверняка помнят, как в детстве взрослые исполняли потешку «Идет коза рогатая...». Оказывается, у жеста есть глубокий подтекст. Связан он с защитой от зла и черной магии. Играя таким образом с детьми, наши пращуры хотели не только развеселить ребят, но и снять с них сглаз, порчу и т. д.
А вот всемирно известную «рокерскую козу» популяризовал певец Ронни Джеймс Дио. Музыканта научила этому жесту его суеверная бабушка. По воспоминаниям Ронни, она использовала этот жест, если встречала подозрительных людей, а внуку объясняла, что это защищает от дурного глаза. Теперь «козу» часто применяют поклонники в знак одобрения исполнителя.
Этому жесту уже несколько тысячелетий. Он активно использовался древними греческими и римскими ораторами в выступлениях и как бы сообщал: «Слушайте меня внимательно». Оттуда «коза» перекочевала в проповеди христианских священников. На некоторых православных иконах даже можно видеть святых, которые используют этот жест.
2. Чесать затылок
Русский человек с давних пор чешет затылок, когда чем-то озадачен или задумался. Достоверно неизвестно, откуда пришел этот жест. По одной из версий, он восходит к народной магии. Таким образом наши предки хотели вызвать на подмогу духа предка, гения рода.
Эксперты по жестикуляции выдвигают свою версию. Исходя из динамики движения можно предположить, что это некая защита от подзатыльника, которым наши пращуры «потчевали» детей за недогадливость и нерасторопность.
3. Бросать шапку оземь
Это экспрессивный жест, который означает какое-то отчаянное решение, готовность идти на риск, когда другого выхода нет.
На Руси для мужчин головной убор был своего рода символом достоинства, независимости, добропорядочности и принадлежности к обществу. Существовал даже обычай снимать шапку с должника на Красной площади в Москве, который считался публичным наказанием и позором. Поэтому прилюдное снятие шапки считалось чем-то постыдным. Когда человек добровольно бросал головной убор на землю, это означало, что он уже готов пойти на самый безумный поступок, пусть даже ценой осуждения и оторванности от социума.
4. Кукиш
Древние римляне использовали этот жест как фаллический символ и в таком виде переносили на амулеты. Существует легенда, что на Руси о нем узнали от приезжих немцев. Те таким вульгарным жестом пробовали соблазнять наших барышень, приглашая к интимной близости. Благодаря высокой морали девушек у нас этот жест трансформировался в категорический отказ.
Также у древних славян кукиш служил оберегом от нечистой силы и сглаза. Русские демонстрировали этот жест при встрече с людьми, пользующимися дурной славой, а белорусы показывали кукиш, увидев волка.
5. Бить кулаком в грудь
Жест доказывает готовность человека безукоризненно выполнять свои обязательства перед другим, он означает клятвенное уверение в чем-то. В современной культуре он остался только в языке в виде фразеологизма.
Изначально это был знак покаяния согласно церковной традиции. Позже на Руси этот жест видоизменился. Существует версия, что наши предки переняли его значение от татаро-монголов. По воинской традиции кочевников, ударами кулаков в грудь они приносили клятву в верности своему властителю. Правда, против этой гипотезы говорит тот факт, что такой жест есть и в культуре французов.
Любопытное наблюдение: в области, куда бьют себя кулаком, расположена вилочковая железа. Она отвечает за иммунитет. Может быть, постукиванием туда люди будто стимулировали ее работу и пытались стать отважнее?
6. Щелкать по шее
Жест означает приглашение пропустить по стаканчику алкогольного напитка. А пошел он от фразеологизма «заложить за воротник» (или «пропустить за галстук»).
Как свидетельствует слово «галстук», выражение это пошло из речи привилегированных классов Российской империи. Образ («заложить») косвенно намекает на военную среду как место его широкого распространения. Выражение ввел в обиход любимец великого князя Михаила Павловича (брата императора Николая I) гвардейский полковник Раевский. Остряк и лингвист, он обогатил гвардейский язык многими новыми словами и выражениями, в том числе и «пропустить за галстук».
7. Рвать рубаху на груди
Существует гипотеза, что таким образом люди доказывали свою принадлежность к православной вере — они демонстрировали нательный крест.
При казнях палачи разрывали у приговоренного верх рубахи. Можно предположить, что, добровольно порвав этот предмет гардероба, человек стремился показать: за веру и правду я пойду даже на плаху.
Специалисты по изучению славянских военных традиций полагают, что воины могли срывать с себя доспехи, когда шли в смертельную схватку, — этим они как бы доверяли свою жизнь богу.
Как и в случае с битьем себя в грудь, мы «рвем рубаху» уже лишь в переносном смысле.
8. Присесть на дорожку
Люди верят, что благодаря этому действию можно сконцентрировать всю свою волю и мысли на предстоящем путешествии и попросить высшие силы о покровительстве. Наши предки в это время читали молитву, которая должна была сберечь их в дороге.
Согласно еще одной версии, таким образом наши предки избавлялись от злых духов, которые были не прочь увязаться за путником.
«Я работаю с подростками на краткосрочных десятидневных курсах. Мои ученики – это ученики старших классов питерских школ (иногда попадаются школьники из других городов). Социальный срез - средний класс, дети законопослушных граждан, твердо стоящих на ногах.
В конце каждого курса, на 10-м занятии, мы проводим письменный опрос учащихся, где они отвечают на самые элементарные вопросы. При этом учащимся говорится, что это небольшой тест на кругозор (в смысле на интеллект, – приходится уточнять, так как далеко не все знают, что такое "кругозор"). Да что там - какой-то "кругозор" – подавляющее большинство старшеклассников обнаруживают обескураживающую непросвещенность не только в реалиях окружающего мира, но не понимают смысла самых, казалось бы, обычных и простых слов.
В старшей группе из 15 человек (возраст 14 - 16 лет) только двое знали значение слова "иждивенец", остальные отвечали на вопрос, кто это такой, так: " воин"," непослушный", "тот, кто живет один", "человек, который иждевал", "кто не подчиняется законам", "кто сбежал из тюрьмы", "кто нанялся к бандитам", "кто рано встает", "брет – именно так – брет сумашчего" или просто "не знаю" – ставить прочерки вместо ответов им было запрещено.
Почти никто из школьников не понимают слова "навзничь" (на просьбу придумать словосочетание с этим словом пишут "дождь пошел навзничь", "пришел навзничь" и т.д.), практически никто не знает слов "кумачовый", "пунцовый", "бирюзовый", "толченый", а вчера выяснилось, что так же точно практически никто в старшей группе, прошу заметить, не знает, что означает слово "попадья". На прямой вопрос "кто или что это такое" в ответ было напряженное молчание – пришлось предложить варианты ответов. Одна выбрала ответ "жена попа", остальные отвечали так: "это прорубь на реке", "яма на стройке", "след от пули".
Причем второй вариант про яму выбрали сразу шесть человек. Ни один, внимание, ни один человек не смог объяснить значение слова "амбразура". Ответы: "это когда вскрывают письма и посылки", "это клетки в зоопарке", "старые ненужные машины", "это когда стреляют сразу много кто".
Ни один из средней группы (12-13 лет) никогда не слышали слово "пресса", а уж выражение "желтая пресса" и тем более. Оно попалось им, когда был словарный диктант. Я увидела, что один из них пишет вместо "пресса" - "кресо" и спросила, понимает ли он, о чем речь. Оказалось, что, не зная этих слов, он не так услышал и не стал думать, что же это такое. Когда я спросила, он напрягся, подумал и смущенно пробормотал: "Растение, наверное, дерево какое-то...не знаю!". Тут выяснилось, что все остальные тоже не знают, хотя написали правильно.
В старшей группе еще есть такой вопрос: "Мандельштам, Коллонтай, Бабель – кто из них женщина?". Разумеется, эти фамилии все слышат в первый (и, скорее всего, в последний) раз в жизни. Поэтому отвечают наугад, и, разумеется, самый популярный ответ: женщина – это Бабель.
Эти три фамилии звучат для них как полная абракадабра, хотя читаются внятно, громко и в полной тишине. Все равно в их транскрипции они выглядят так: "Мандель Штамп", "Майдельшталь", "Манданштан", а вчера наша картотека пополнилась вариантом "Миммельштой". Для средней группы вчера вопрос пришлось адаптировать: "Фалафель, Барто, Пухто – кто из них женщина?" Так вот, ответ Барто («Бурто») был только один. Пятеро написали "Пухто (вариант – "Пахто"), большинство предпочли ответ "Фалафель" (у одной – "Палафель")…»
Автор: Наташа Романова
==============================================================
Хотите получать свежие новости из нашей группы на свою страницу - присоединяйтесь к нам сейчас https://ok.ru/group54145780482076
Если хотите сохранить какой-то понравившийся совет или рецепт у себя на стене - ставьте "КЛАСС" и "ПОДЕЛИТЬСЯ". Так же не забываем комментировать !.