О ТОМ, О СЁМ...

1. ИЛЛЮЗИЯ ЗНАНИЯ: ПОЧЕМУ ЭТО ТАК СТРАШНО
2. 9 " ОШИБОК" ГОГОЛЯ
Э. Одна из характерных составляющих фольклора любой страны – это наличие сказок.
4. Узнаем, какие нескучные школьные предметы есть за рубежом. Многие из них понравились бы и нашим детям.
5. Почему «Божественная комедия» комедия?
6. Говорят, все сказки мира растут из одного корня.
7. ЗАГАДКИ УЗОРОВ РУССКИХ РОСПИСЕЙ
#этоинтересно
===============================================================
1. ИЛЛЮЗИЯ ЗНАНИЯ: ПОЧЕМУ ЭТО ТАК СТРАШНО
Пожалуй, мало кто из людей может и хочет назвать себя некомпетентным в большинстве сфер жизни. Мы очень любопытны и проводим всё своё время в познании окружающего мира. И нам кажется, что мозг — компьютер, который постепенно накапливает полученную информацию и хранит её там десятилетиями.
Однако это далеко не так. Наш разум — не вычислительная машина и не хранилище данных. Природой задумано так, что человеческий мозг, получая новую информацию, отсекает всё лишнее, ненужное в данный момент.
Пример: представьте любую простую вещь, которой вы пользуетесь каждый день, скажем, зонтик. Вы знаете, как открывать и складывать его, знаете примерный механизм раскрытия и понимаете, что где-то в нём используется пружина. Но можете ли вы прямо сейчас описать точный состав и принцип его работы с точки зрения механики? Если вы не производите зонтики, то вряд ли. Потому что для вас это ненужная информация.
А теперь оглянитесь на все предметы, которые вас окружают. Большинство из них вы никогда не смогли бы воссоздать самостоятельно. Любая современная вещь, будь то компьютер или обычная кофейная чашка — продукт коллективной работы, знаний многих людей, по крупицам собиравшихся веками. Но большинство этой информации хранится не в наших головах, а вне их: в книгах, картинах, записях. А значит, на самом деле не так уж много мы знаем.
Наше знание строится не на изучении каждого предмета или явления, а на способности мозга проводить причинно-следственную связь, обобщать предыдущий опыт и прогнозировать.
Что влияет на нашу способность думать
Интернет
Психологи из Йельского университета в своём исследовании выяснили, что поисковые системы действительно заставляют нас думать, будто мы знаем больше, чем есть на самом деле. При этом, погуглив информацию, человек становится настолько уверенным в себе, будто бы нашёл её не на просторах интернета, а в своей голове.
Ещё раньше заговорили об эффекте Google, или о цифровой амнезии, когда всё, что человек читает в интернете, он забывает за ненадобностью.
Это сильно усложняет развитие человека. Ведь он уже приписывает себе те знания, которыми не обладает. И не видит смысла в запоминании и обдумывании информации, которая доступна в любое время.
Обилие информации
В большом количестве информации самом по себе нет ничего плохого. Проблема в том, что мы не умеем уклоняться от её потока.
Врач-психотерапевт Андрей Курпатов считает, что человек не может одновременно и потреблять информацию, и думать. А если мы получаем новые знания постоянно — соцсети, фильмы, музыка, реклама — то думать нам просто некогда.
Делегирование знаний
Курпатов также указывает на проблему делегирования знаний: мы настолько окружены различными помощниками, что не стремимся к самостоятельному решению проблем. Мы не запоминаем номеров телефонов, не учимся ориентироваться на местности и не пытаемся считать в уме. В итоге мозг расслабляется и становится менее способным думать самостоятельно.
Когнитивные искажения
Некоторые когнитивные искажения рождаются именно из-за обилия информации. Они связаны со стараниями мозга уменьшить поток получаемых знаний и проще их переработать. Например:
Нас больше привлекает информация, которая подтверждает наши уже существующие догадки. Остальное мозг может с лёгкостью отбросить.
Мы стараемся увидеть закономерности во всём. Даже там, где их нет. Так мозгу проще хранить и обрабатывать информацию.
Недостающую информацию мы можем просто додумать на основе стереотипов, обобщений или предыдущего опыта. А потом успешно забываем, что было фактом, а что мы домыслили.
Чтобы закрепить информацию в мозге, её нужно подстроить под существующие убеждения и закономерности. А значит, какой-то её частью можно пожертвовать.
Мозг запоминает только ту информацию, которая была важна в конкретный период.
Низкая социальная активность
Человек — существо социальное. Именно благодаря социализации мы достигли того уровня развития, на котором находимся сейчас. Однако сегодня ценность других людей как источника знаний стала ниже. Зачем нам поддерживать связи с окружающими, если вся необходимая информация есть в Сети?
Мы перестаём общаться, а общение — это всегда колоссальная работа ума. Ведь нужно уметь понять собеседника, найти, что сказать, как понравиться и заставить поделиться информацией.
В чём опасность иллюзии знания
Неадекватная оценка своих знаний
Учёные-психологи Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер установили, что, чем менее компетентен человек в каком-либо вопросе, тем сильнее он склонен преувеличивать свои знания. Это явление получило название «Эффект Даннинга-Крюгера».
Недостаток знания в экстренных ситуациях
Человек не хранит всю информацию о предметах и явлениях в голове. Но в критической ситуации, когда решение нужно принимать мгновенно, он опирается только на собственные знания. А их может и не быть вовсе.
Потеря способности сотрудничать
Чтобы быть эффективным, человек должен поддерживать коммуникацию. Знания коллективны, поэтому наш индивидуальный вклад в них больше зависит не от умственных способностей, а от умения взаимодействовать с другими людьми. Считая, что мы уже всё знаем, и отказываясь от сотрудничества с другими, мы теряем возможность развиваться дальше.
Уязвимость перед ложной информацией
Распространённость уже готовой информации и неумение отличать правду от лжи приводит к ошибочным суждениям и зависимости от общественного мнения. Стереотипность мышления, навязываемая обществом, может сильно затормозить его развитие.
Казалось бы, мы стали свободнее в цифровую эпоху. Но даже если мы уходим из отчего дома, где нас «учат, как правильно жить», мы всё равно продолжаем воспитываться на успехах — чаще даже мнимых — тех, кого ежедневно видим в социальных сетях.
Как избавиться от заблуждений
Постарайтесь понять, что мы знаем не меньше чем нужно. Мы просто знаем меньше, чем нам кажется.
Задавайте вопросы. Другим людям, себе и всему миру. Будьте открыты для чужих идей.
Будьте критичны. Не всё, что кажется известным, вам знакомо. И не всё, что пытаются до вас донести, — истина.
Помните, что вы сами несёте ответственность за свои действия. Вне зависимости от того, что считает верным коллектив и общество.
Примите поверхностность своих знаний, но продолжайте вдохновляться новыми открытиями.
Не избегайте информации, которую легко добыть, избегайте информации, которую сложно проверить.
Не пытайтесь быть экспертом во всех областях — это невозможно. Углубляйтесь в близкие вам сферы и не стесняйтесь неполных знаний в остальных.
Ищите информацию в Сети прицельно: вы должны точно знать, что вам нужно, чтобы не заблудиться среди ложных данных.
Избегайте выжимок. Старайтесь находить ту информацию, которую вам придётся обдумать и переработать самостоятельно.
Текст: lifehacker

О  ТОМ,  О  СЁМ... - 890912704284
О  ТОМ,  О  СЁМ... - 890912723484
2.     9  " ОШИБОК"   ГОГОЛЯ

Зачем Гоголь посадил арбузы в средней полосе России, откуда на Украине взялись гномы, почему коллежский асессор Ковалев путает имя штабс-офицерши Подточиной и когда разворачивается действие в «Вии»


1. «Мёртвые души»: откуда в средней полосе России арбузы?

Проснувшись утром в доме Коробочки, Чичиков подходит к окну и осматри­вает ее двор. Что же он видит?

«Индейкам и курам не было числа; промеж них расхаживал петух мерным шагом, потряхивая гребнем и поворачивая голову набок, как будто к чему-то прислушиваясь; свинья с семейством очутилась тут же; тут же, разгребая кучу сора, съела она мимоходом цыпленка и, не заме­чая этого, продолжала уписывать арбузные корки своим порядком».

Действие первого тома «Мертвых душ» проис­ходит в средней полосе России — тут неоткуда взяться арбузным коркам прямо посреди двора. Как отмечает один из иссле­до­вателей, «…арбуз­ные корки попали со двора украинской усадьбы. В представле­ниях Гоголя, вынесенных из дале­кого детства, эти корки — такой непременный аксессуар деревенского дома, что он переносит их на дворик великорусского поместья» .

2. «Нос»: как звали штабс-офицершу Подточину?

Майор Ковалев, главный герой повести «Нос», часто навещает штабс-офи­цершу Подточину. Вот как Ковалев называет ее, собираясь дать в газету объявление о пропаже своего носа:

«У меня много знакомых: Чехтарева, статская советница, Палагея Григорьевна Подточина, штаб-офицерша…»
Позже, заподозрив даму в причастности к пропаже носа, главный герой пишет ей письмо, начинающееся со слов «Милостивая государыня Александра Григо­рь­евна!». Полученный ответ подписан тем же именем — «Александра Подто­чина». Скорее всего, два имени одного персо­нажа — ошибка, допущенная по невниматель­ности. Но в гоголев­ском тексте, полном умыш­ленных несураз­ностей, есть перекликающаяся с ней стилистическая небрежность: «Поверьте, что история насчет моего носа мне совершенно известна, равно как то, что в этом вы есть главные участницы, а не кто другой». Это избыточное согласо­вание сказуемого в письме Ковалева создает впечат­ление, что адресатов двое.

3. «Вий»: в какие годы разворачивается действие?
Вот как начинается «Вий»:

«Как только ударял в Киеве поутру довольно звонкий семинарский колокол, висевший у ворот Братского монастыря, то уже со всего города спешили толпами школьники и бурсаки. Грамма­тики, риторы, фило­софы и богословы, с тетрадя­ми под мышкой, брели в класс».
Киевская семинария возникла в 1817 году, а значит, речь идет о конце 1810-х — 1820-х годах. Однако не все так просто: позже в тексте встречается деталь, указывающая на совершенно другую эпоху:

«Между тем распространились везде слухи, что дочь одного из богатей­ших сотников, которого хутор находился в пятидесяти верстах от Киева, возвратилась в один день с прогулки вся избитая, едва имевшая силы добресть до отцовского дома, находится при смерти и перед смертным часом изъявила желание, чтобы отходную по ней и молитвы в продол­же­ние трех дней после смерти читал один из киевских семинаристов: Хома Брут».
Эта деталь — чин отца погибшей: сотники существовали на Украине до 1782 года, а потом были упразднены. Получается, киевская экспозиция «Вия», задающая временные ориентиры для всего повествования, и главы, действие которых происходит на хуторе сотника, никак не могут совпасть в одном историческом времени.

4. «Вий»: где находится хутор сотника?
Хутор расположен на широком и ровном уступе горы — именно так его описывает герой повести семинарист Хома Брут, когда впервые там оказыва­ется:

«С северной стороны все заслоняла крутая гора и подошвою своею оканчивалась у самого двора. При взгляде на нее снизу она казалась еще круче… <…> Философ стоял на высшем в дворе месте, и, когда оборо­тился и глянул в противоположную сторону, ему представился совер­шенно другой вид. Селение вместе с отлогостью скатывалось на рав­нину. Необозри­мые луга открывались на далекое пространство; яркая зелень их темне­ла по мере отдаления, и целые ряды селений синели вдали, хотя расстояние их было более нежели на двадцать верст».
А вот как выглядел хутор спустя две ночи, когда поседевший от уви­ден­ного у гроба сотниковой дочери Хома решает бежать:

«За плетнем, служившим границею сада, шел целый лес бурьяна… <…> Философ юркнул в бурьян и пустился бежать, беспрестанно оступаясь о старые корни и давя ногами своими кротов. Он видел, что ему, выбрав­шись из бурьяна, стоило перебежать поле, за которым чернел густой терновник, где он считал себя безопасным и пройдя который он, по пред­положению своему, думал встретить дорогу прямо в Киев. Поле он перебежал вдруг и очутился в густом терновнике. Сквозь тернов­ник он пролез, оставив, вместо пошлины, куски своего сюртука на каждом остром шипе, и очутился на небольшой лощине».
Получается, что за два дня рельеф этой местности полностью изменился. Эта несостыковка довольно типична для Гоголя. Вот, например, как описывал специ­фику художественного простран­ства и времени в «Вии» Юрий Михайло­вич Лотман: «Здесь противопоставлены „время такое же, как наше“ и „время другое, чем наше“», — а вместе с тем «бытовое» и «космичес­кое» простран­ство. Они именно противопостав­лены, разделены, существуют по собствен­ным зако­нам, и если человек переходит из одного в другое, то он «дефор­мируется по за­ко­нам этого пространства».

Благодаря такой особенности гоголевской поэтики подобные случайные «ляпы» выглядят в тексте так органично, что ни автор, ни читатели не заме­чают их и воспринимают как что-то само собой разумеющееся.

5. «Вий»: когда умерла ведьма?

Дочь сотника оказывается ведьмой: ее слушается нечистая сила. Однако вряд ли этим можно объяснить встречающееся в тексте расхождение во вре­мени ее смерти. Сначала события изложены так, словно между предсмертной просьбой панночки и ее смертью проходит довольно много времени: о том, что, оказав­шись при смерти, она послала за Хомой Брутом, успевает погово­рить весь Киев; люди, посланные за Хомой, успевают вместе с ним хорошо погулять в шинке, и только когда Хома приезжает на хутор сотника, она умирает:

«Только ввечеру вся эта компания вспомнила, что нужно отправляться далее в дорогу. Взмостив­шись в брику, они потянулись, погоняя лоша­дей и напевая песню, которой слова и смысл вряд ли бы кто разобрал. Проколесивши большую половину ночи, беспрестанно сбиваясь с дороги, выученной наизусть, они наконец опустились с крутой горы в долину… <…> Уже было далеко за полночь; небеса были темны, и маленькие звездочки мелькали кое-где. Ни в одной хате не видно было огня. <…>
Когда проснулся философ, то весь дом был в движении: в ночь умерла панночка».
Однако позже, разговаривая с Хомой, безутешный отец описывает внезапную смерть дочери, которая умерла буквально на полуслове:

«„Никому не давай читать по мне, но пошли, тату, сей же час в Киев­скую семинарию и привези бурсака Хому Брута. Пусть три ночи молится по грешной душе моей. Он знает…“ А что такое знает, я уже не услышал. Она, голубонька, только и могла сказать, и умерла».
Получается, с одной стороны, что слухи о предсмертном желании панночки успевают долететь до Киева по крайней мере за сутки до ее смерти, но потом оказывается, что она умирает, едва успев его произнести.

6. «Вий»: при чём тут гномы?
Вот что пишет Гоголь в комментарии к повести:

«Вий — есть колоссальное создание простона­род­ного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал».
Гномы упоминаются и в тексте повести: «Раздался петуший крик. Это был уже второй крик; первый прослышали гномы». Однако в украинском фольклоре, к которому тут апеллирует Гоголь как к источ­нику сюжета, нет гномов. И это не един­ственный случай, когда Гоголь как ни в чем не бывало упоминает гномов в контексте своих украинских повестей. Так, в «Сорочинской ярмарке» повествователь сравнивает с гномами цыган: «…Озаряясь светом, неверно и трепетно горевшим, они казались диким сонмищем гномов, окруженных тяжелым подземным паром, в мраке непробудной ночи».

В русских фантастических повестях 1820–30-x годов нередко встречаются гномы, сильфиды, саламандры — духи стихий, пришедшие из немецкой романтической литературы. Смеше­ние этой книжной мифологической тради­ции с украинским фольклором и антуражем может быть иронией (по отноше­нию к высокопарному повествователю в «Сорочинской ярмарке»), мистифика­цией (никто так и не нашел фольклорного сюжета про «Вия», на который ссылается Гоголь), преднамеренной данью литературной моде или непредна­меренной ошибкой, сделанной под влиянием этой моды.

7. «Страшная месть»: почему то, что справа, оказалось там, где лево?
В конце «Страшной мести» описывается чудо: из Киева вдруг стало видно множество разных мест:

«…Вдруг стало видимо далеко во все концы света. Вдали засинел Лиман, за Лиманом разливалось Черное море. Бывалые люди узнали и Крым, горою подымавшийся из моря, и болотный Сиваш. По левую руку видна была земля Галичская».
Если из Киева виден Крым, зрители стоят лицом на юг. Значит, Галицкая земля (сейчас эта территория отчасти относится к Западной Украине, а отчасти — к Польше) должна быть по правую руку, а не по левую. Впрочем, возмож­но, эта географи­ческая ошибка не совсем случай­на: для русского средневекового сознания запад­ное — это дьявольское, вывер­нутое, левое простран­­ство: «…Быть слева для Запада в русском средневе­ковом сознании — постоянное, а не отно­си­тель­ное свойство, и Гоголь с его острой историко-психологичес­кой интуи­цией это почувствовал» .

8. «Пропавшая грамота»: как проехать в Санкт-Петербург из Батурина?
Главный герой повести отправляется из украин­ского города Батурина в Санкт-Петербург:

«На другой день, еще петух не кричал в четвертый раз, дед уже был в Конотопе».
Некоторую географическую несуразность заметил еще современник Гоголя критик Андрий Царынный (Андрей Владимирович Стороженко): «Стоит взглянуть на почтовую карту, и всякий увидит, что посланный к Царице даже дороги не знал из Батурина на север: ибо нелегкая его занесла в Конотоп, лежащий 30 верст назад».

По-видимому, Гоголя привлекла этимология названия, перекликаю­щаяся с сюжетом повести. В Конотопе главный герой знакомится и заводит дружбу с неким запорожцем, кото­рый, как выясняется, продал душу нечистой силе. Запоро­жец просит его не спать одну ночь, поскольку известно, что именно этой ночью черт придет за ним. Главный герой все-таки засыпает, а проснув­шись утром, не находит на месте ни запо­рож­ца, ни своей шапки, в которую была зашита гетманская грамота, ни коня. Позже нечистая сила отдаст ему только конские кости. Таким образом, название города, куда первым делом отправляется герой и где начинает разворачиваться фантастическая часть сюжета, оказывается срифмовано как с демоническими, «болотными» мотивами, так и с мотивом потери коня. Этим соблазнительным перекличкам, видимо, и принесена в жертву географическая точность.

9. «Мёртвые души»: где Чичиков познакомился с Ноздревым?

«Мертвые души» начинаются с того, что Чичиков в своей бричке въезжает в город NN и селится в гостинице. Чичиков не теряет времени даром и очень быстро знакомится со всеми значимыми городскими чинов­ника­ми, а также с несколькими помещи­ками, которых обещает навестить. Так, на обеде у полицмейстера Чичиков впервые встречает Ноздрева:

«…Чичиков отправился на обед и вечер к полицеймейстеру, где с трех часов после обеда засели в вист и играли до двух часов ночи. Там, между прочим, он познакомился с помещиком Ноздревым, человеком лет тридцати, разбитным малым, который ему после трех-четырех слов начал говорить „ты“».
Позже, уже во время своего путешествия по губернии, Чичиков останавлива­ется поесть в трактире и там вновь сталкивается с Ноздревым. Обстоятельства их первой встречи описываются при этом несколько иначе:

«Чичиков узнал Ноздрева, того самого, с которым он вместе обедал у прокурора и который с ним в несколько минут сошелся на такую короткую ногу, что начал уже говорить „ты“, хотя, впрочем, он с своей стороны не подал к тому никакого повода».
Чичиков посетил всех сколь-либо значимых городских чиновников, всех успел очаровать и со всеми отобедать — неудивительно, что даже автор начинает забывать, где Павел Иванович с кем познакомился.

Текст: Евгения Шрага
О  ТОМ,  О  СЁМ... - 890911882268
Э.     Одна из характерных составляющих фольклора любой страны – это наличие сказок. 
И наша с вами страна здесь не исключение. Все вы наверняка помните, как в детстве кто-то из родителей или, например, бабушка, читала вам сказку на ночь, чтобы вы скорее закрывали глаза и засыпали. Спокойный и монотонный родной голос, повествующий о чём-то очень интересном перед сном, действует поистине успокаивающе и усыпляюще. Однако речь пойдёт не о том, какой эффект оказывает на психику ребёнка чтение сказок перед сном, а о том смысле, который заложен в этих сказках, но очень часто остаётся непонятным по причине того, что он скрыт. И понять его не могут не то что бы дети, но даже взрослые.

Дело в том, что сказки зачастую пронизаны глубочайшим символизмом, а также являются неиссякаемым источником знаний и сведений о всевозможных событиях древности. В большинстве сказок нет случайных образов и персонажей, названий, имён и слов, а смысловая нагрузка может быть настолько глубока, что просто диву даёшься – сродни русской матрёшке, в внутри которой находится другая, а внутри неё – ещё одна и т.д., главный смысл сказки может таиться где-то в её глубине – под слоем более простых смысловых наслоений. Все уровни сказки могут представлять собой окошко в неизвестный мир устройства мироздания и основ жизни.

Всем нам следует знать, что сказки, кроме привычной бытовой воспитательной функции, могут выполнять и ряд других – более сложных, например:
- Раскрывать тайны мироздания и другие тайные знания
- Указывать на цикличность бытия
- Служить астрономическим или природным календарём
- Быть хранилищем истории
- Связывать с предками
- Рассказывать об обрядах инициации, когда человек переходит из детства в зрелость
- Направлять человека на путь духовных исканий и личностного роста и т.д.

Во многих сказках представленные направления могут не только идти рядом друг с другом, но также и пересекаться и даже синхронизироваться. Персонажи сказок являют собой некие символы, каждое их действие несёт в себе сакральный смысл, а пути, по которым они идут, указывают на особые методы получения тайных знаний и достижения внутренней гармонии. Нередко сказки сравнивают даже с магическими формулами, которые теряют свою силу, если их неправильно произнести.

И давайте в качестве примеров рассмотрим несколько всем известных народных сказок. Не факт, что наши расшифровки будут в полной мере отражать истину, но послужить неким алгоритмом для понимания заложенного в сказках скрытого смысла они всё же смогут.

Итак, рассмотрим три сказки: «Репка», «По щучьему веленью» и «Кощей бессмертный».

«Репка»

Что мы знаем из сказки: Нам известно, что дед посадил репку, и по причине особо урожайного года, она выросла очень больших размеров. Чтобы вытянуть репку, деду по очереди на помощь прибегали бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Вытянуть же репку они смогли только тогда, когда тянули её все вместе.

Скрытый смысл: Если говорить о скрытом, эзотерическом значении данной сказки, то она рассказывает нам о тех знаниях, которые были накоплены предками, жившими в древние времена. Репка выступает в роли корней рода, а посадил её первопредок – тот самый дед, являющийся старейшим и мудрейшим.

Бабка в этой сказке символизирует традиции дома; отец – опору и защиту семейства; мать – опеку, тепло и любовь; внучка – продолжение рода; Жучка – защиту благосостояния; кошка – благостное состояние в доме и позитивный микроклимат; а мышка – достаток.

Каждый из представленных образов тесно связан друг с другом, а все вместе они представляют одно целое. Только соединив все части вместе, человек способен достичь истинной гармонии бытия, научится жить в состоянии потока, когда всё, что есть внутри человека, и всё, что окружает его снаружи, приходит в соответствие друг с другом.

«По щучьему веленью»

Что мы знаем из сказки: Молодой человек по имени Емеля сидел на печи и ничего не делал. В один из дней, пойдя на реку за водой, он выловил щуку. Щука попросила Емелю её отпустить, а взамен согласилась исполнить несколько желаний. После недолгих раздумий Емеля попросил у щуки царевну и дворец, что и получил в итоге, а также стал красавцем.

Скрытый смысл: Печь символизирует собой пространство сознания, в котором герой сказки находился большую часть времени, и из которого выбираться очень не хотел, т.к. всё время созерцал сам себя. Однако человек не может находиться в гармонии, если его внутренний мир никак не связан с внешним.

«Познакомившись» с щукой, Емеля осознал свои истинные желания и обрёл намерение, которое выражается в словах: «По щучьему велению, по моему хотению». Щука же, в свою очередь, представляет собой природу-мать, по отношению к которой Емеля и проявил внимательность. И уже затем природа дала ему возможности для реализации своего намерения и самосознания.

Фраза «По щучьему велению, по моему хотению» означает единство двух граней бытия – Духа человека и его Души. Щуку также можно трактовать как «Щура», т.е. пращура – родоначальника всего и человеческого духа. Река, из которой Емеля решил набрать воду, является неким энергоинформационным каналом, в который можно проникнуть, только выйдя из привычных рамок и отказавшись от сковывающих убеждений. В конечном счёте, Емеля, посредством освобождения своего духа, достиг недоступных человеку в обычном состоянии сознания возможностей и стал властелином своей судьбы. Кроме того, становление Емели прекрасным принцем – это проявление внутренней красоты на внешнем плане.

«Кощей Бессмертный»

Что мы знаем из сказки: Кощей является злым владыкой тёмного царства подземелья, регулярно крадущим прекрасных девиц. Он состоятелен, а в его владениях обитают диковинные птицы и животные. Кощею служит Змей Горыныч, обладающий огромным количеством тайных знаний, по причине чего имеющий большую власть. Кощей считается бессмертным, и обычными способами его не одолеть, хотя, если есть желание, то можно узнать необычные способы, которые, как правило, Ивану-царевичу, раскрывает Баба-яга.

Скрытый смысл: Если мы обратимся к пантеону богов славян, то увидим, что Кощей – это одно из проявлений Чернобога, властвующего над Навью, Тьмой и Пекельным царством. Также Кощей олицетворяет зимние холода, а девицы, которых он крадёт – животворящую силу Природы и весну. Иван-царевич является символом солнечного света и весеннего грома, сопровождающегося дождём (вспоминаем бога Перуна), в поисках Кощея которому способствуют все природные силы. Победив Кощея, Иван-царевич победит холод, тьму и смерть.

Как нам известно, смерть Кощея можно найти в яйце, которое есть символ возрождения и возможность бытия всего сущего, что только может быть. Исходя из этого, Кощей находится у начала Всего, а его гибель приравнивается к возникновению мира.

Игла, на острие которой находится Кощеева смерть, служит отсылкой к мировому Древу, соединяющему подземный мир, землю и небо, а также зимнее и летнее солнцестояния. Кощея можно интерпретировать как зимнее солнцестояние, а Ивана-царевича – как летнее солнцестояние. Они всегда находятся в состоянии борьбы друг с другом. Погибель одного – это рождение другого, точно так же, как уходит зима и приходит лето, а после этот цикл повторяется.

И ещё одна деталь: Кощей Бессмертный – это попытка напугать Ивана Царевича, которая содержит в себе совсем иной посыл – Кощей Бессмертный – это Кощей Бес Смертный.

В этой же сказке герой сталкивается с не менее важным мифическим персонажем - Бабой Ягой. Это существо знает многое о жизни и о смерти и, проведя героя через цепь испытаний (чтобы проверить искренность и силу его порывов), способно поднять силу его Духа до невероятных высот, одарив мудростью, знаниями и способностями.

Заключение

Время неумолимо бежит вперёд. Мир меняется. И вместе с миром меняется человек и его восприятие. Сегодня уже совсем немногие могут понять и объяснить сакральный и очень глубокий смысл сказок наших мудрых предков, а он, как вы и сами успели убедиться, конечно же, есть. А те знания, которые в этих сказках передавались, вообще совсем скоро могут кануть в Лету. Несложно заметить, что с течением времени прервалась та тонкая связь, которая соединяла друг с другом разные поколения людей.

Для того чтобы понять истинную суть сказок, в особенности, народных, человек должен отодвинуть на задний план своё нынешнее мировосприятие, и постараться посмотреть на мир и жизнь в нём тем взглядом, которым на них смотрели люди, жившие в те далёкие времена, когда сказки только начали появляться.

Поиск смысла, всенепременно, должен присутствовать, ведь Законы бытия, каким бы ни было время, каким бы развитым не было общество, какой бы высокотехнологичной ни была жизнь человека, всегда оставались и будут оставаться одними и теми же. Поэтому, пусть сказки о Кощее Бессмертном, Бабе-яге, Иване-царевиче, Емеле, Алёнушке и других персонажах будут для вас не просто интересными придумками, а теми указателями, на которые вы будете ориентироваться в своей повседневной жизни, в которой уже, казалось бы, совсем не осталось истинного волшебства.

Помните: волшебство есть, и оно окружает вас повсюду!
О  ТОМ,  О  СЁМ... - 890911882012
4.     Самые важные предметы, по мнению взрослых россиян, — история, русский язык и математика. Но вспомните себя в школе — вы думали так же? Будучи ребенком, мало кто осознает, что без знаний никуда. Да еще зубрежка и бесконечные домашки отбивают желание грызть гранит науки. Кажется, это наконец стали понимать и учителя. И в школах по всему миру уже сегодня есть уроки, которые помогают ученикам втянуться в учебный процесс и получать от него удовольствие.

Узнаем, какие нескучные школьные предметы есть за рубежом. Многие из них понравились бы и нашим детям.

1. Урок счастья (Германия)

Как быть счастливым? Многие из нас хотели бы узнать этот секрет. А в Германии дети учатся быть в гармонии с собой и миром прямо в школе. Уроки счастья есть более чем в 100 школах. А в одной из них, в Гейдельберге, занятие ведет лично директор. Зачетов и экзаменов нет, но в течение года каждый ученик занимается реализацией своего «доброго проекта». Например, снимает видеоролик, который сможет сделать других чуть счастливее. Еще можно податься в волонтеры или организовать благотворительную акцию.



Подобные школьные уроки вводятся и в других школах мира: в Бутане, на Крите и в Австралии. В австралийском Джелонге эта программа называется «позитивное образование». В основе лежит психология Мартина Селигмана, который активно исследует способы достижения счастья.

2. Исследование (США)


Предмет носит прикладной характер. Школьники едут «на разведку» в разные районы города. Например, в местное фермерское хозяйство, рынок, ресторан или мусороперерабатывающий завод. Урок проходит раз в неделю и длится 5 часов. После каждой вылазки «в поля» учитель рассказывает теорию. Если занятие посвящено еде, то дети узнают, откуда берутся продукты и какова их реальная стоимость, как выращивают овощи и т. д.



После ликбеза школьники «открывают ресторан»: покупают и готовят еду, сервируют стол и убирают после себя. Также в программу часто включают разработку бренда и концепции ресторана, изучение системы ответственного производства продуктов, расчет полезного коэффициента в продуктах, сбор урожая и обучение найму рабочего персонала.

3. Урок общения (Испания)

Урок по эмоциональному воспитанию обязательный. Его посещают все испанские школьники с 3 лет и по 11-й класс. Занятия похожи скорее на уютные посиделки: ученики смотрят фильмы и разбирают разные жизненные ситуации. На обсуждение выносят такие темы, как общение с другими людьми и решение спорных ситуаций. Дети учатся управлять эмоциями и слышать собеседника. В рамках урока проходят еженедельные ассамблеи — дискуссии по остросоциальным проблемам.


Аналог такого урока общения есть и в Израиле. Проходит он обычно так: несколько учеников делятся своей проблемой. А после весь класс решает, что в описываемой ситуации можно предпринять.

4. Домоводство и умение быть клиентом (Швеция)

Домоводство, или hemkunskap, — говорящее название для урока, тут все стандартно. Кроме одного: занимаются не только девочки, но и мальчишки. Все вместе вяжут, шьют, стучат молотком и строят скворечники. И, конечно, учатся готовить. Но практике всегда предшествует теория: правила здорового питания, расчет важных питательных элементов и даже планирование бюджета.

К маленьким шведам относятся как ко взрослым: развивают в них самостоятельность и учат экономить. Поэтому наравне с домоводством учителя рассказывают про умение быть клиентом. На деле это не что иное, как знание своих прав и умение их отстоять и в магазине, и в муниципалитете.

5. Лесная школа (Великобритания)


Маленькие британцы с детства чувствуют себя в лесу свободно. Уже в младших классах они узнают, как ориентироваться на местности, пилить ветки, разжигать костры, строить шалаши и распознавать съедобные растения и грибы. Урок Forest School в некоторых школах проходит каждый день. Как они умудряются выезжать на природу так часто? Элементарно: недалеко от школы, максимум в 10 минутах ходьбы, есть свой «лес» — небольшая площадка с деревьями, максимально похожая на настоящую чащу.

6. Урок спора (Голландия, Израиль)

В Голландии такие занятия проходят в рамках урока родного языка. Класс делится на 2 команды, и каждая должна отстоять свою позицию. Причем ребенок не может выбрать точку зрения, которую хочет защищать, — тут как повезет. Преподаватель оценивает, насколько грамотно преподнесена информация. А главное, следит, чтобы не было агрессии, от которой так сложно удержаться в жарких дебатах. В результате развивается лояльность к людям и понимание, что в любой ситуации есть 2 стороны медали.


Подобные занятия есть и в Израиле. На них обсуждают технику речи, ее содержание, пластику тела, мимику, внутренние ощущения и визуализацию своих слов в процессе спора.

7. Кибербезопасность (Израиль)

Если уж взрослые зависают в соцсетях, то что говорить о детях. Юные блогеры постят в сети бесчисленные фото и видео, ведут YouTube-каналы. Родители и даже медики забили тревогу из-за растущей киберзависимости своих чад. Это и стало причиной появления предмета «теория и практика кибервойн» во многих школах Израиля. Учителя рассказывают о том, как вести себя в соцсетях, делятся лайфхаками, как правильно реагировать и отвечать на негативные комментарии.

А еще на уроках дети узнают, как не повестись на уловки хакеров, не заразить компьютер или смартфон вирусами и уметь защищать свои личные данные. Особое внимание уделяется и игромании и зависимости от видеоигр.

8. Искусственный интеллект (Китай)


Урок «искусственный интеллект» есть в начальных и средних школах Китая. Пока он в новинку — в программе появился только в 2019 году. В 10-томной серии учебников рассказывается не только про историю и развитие ИИ, но и про то, как его применять. Например, для распознавания лиц, автономного вождения и в сфере общественной безопасности. Кроме скучной теории на занятиях дети собирают роботов, чтобы закрепить полученные знания на практике.

9. Йога (Великобритания, США, Австралия)

Ходите на йогу после работы, чтобы снять стресс? А вот школьникам некоторых стран повезло чуть больше — медитируют они прямо в школе. Уроки «осознанности» есть в английских, австралийских и американских средних и старших школах.


Занятия проходят обычно 2 раза в неделю по 40 минут. Учителя, чтобы иметь право преподавать такой предмет, проходят 6-недельную подготовку. Особый упор делается на устройство детской нервной системы и на помощь тем ребятам, которым сложно медитировать. Младшеклассники медитируют всего по несколько минут, чтобы успокоиться и попрактиковать усидчивость. А подросткам занятия помогают сглаживать конфликты, неизбежные в любом коллективе. Для этого они учатся проговаривать свои эмоции и решать проблемы спокойно.


Ученики тренируются в дыхательных упражнениях и успокаивают себя в технике «общение без насилия». Ее суть — думать о том, что хорошего ты можешь сказать своему обидчику, чтобы правильно донести свои чувства.

10. Серфинг (Австралия, Новая Зеландия, Гавайи)

Австралия омывается океанами, и серфят тут круглый год. Австралийцы учатся покорять волны с детства на обязательных уроках по серфингу. Сначала на берегу тренер показывает, как обращаться с доской и удерживать равновесие. Ловить волну, грести на доске и держаться на гребне — все это умеют даже младшеклассники.


Этот вид спорта прекрасно тренирует тело — идеальные фигуры серфингистов тому подтверждение. А еще предмет учит жить в гармонии с природой и управлять стихией. С такой физкультурой повезло не всем маленьким австралийцам, а только тем, кто живет недалеко от океана. Для ребят, чьи школы находятся вдали от воды, в обязательной программе есть плавание.

Еще серфинг есть в школьных программах Новой Зеландии и Гавайев.

11. Любование природой (Япония)

Не просто изучать, а восхищаться — так нужно относиться к окружающему миру, считают японцы. Буддизму в стране предшествовал синтоизм, а одна из его составляющих — как раз поклонение природе. Сейчас во многих японских школах есть предмет «любование природой», и он обязательный.


Это не скучные уроки в душном кабинете, а увлекательные экскурсии. Красивые уголки природы, растения, птиц и животных дети видят не на картинках, а вживую. Учителя не просто рассказывают и показывают, а прививают любовь к миру вокруг. Учат видеть гармонию в природных явлениях и относиться к природе бережно.

Но просто погулять и не слушать преподавателя не выйдет. В результате обучения ребенок должен суметь объяснить, почему то или иное явление ему особенно приглянулось. За свои знания и умения ученики зарабатывают баллы, а в конце года сдают соответствующий экзамен.

12. Наука о жизни (Турция)

В первых 3 классах турецких школ есть 4 основных урока. Это турецкий язык, математика, иностранный язык и Hayat Bilgisi, что дословно переводится как «наука о жизни». Именно с этого предмета маленькие турки начинают свое знакомство с окружающим миром. Как позаботиться о своем здоровье и о природе, почему надо уважать всех без исключения, какие события происходят в стране и в мире — на все эти вопросы есть ответы в программе курса.


На занятиях учителя также много внимания уделяют этикету и правилам поведения в гостях. А еще хорошим манерам и тому, как быть вежливым с посторонними, соблюдая при этом меры безопасности. В 4-м классе на смену «науке жизни» приходят «наука» и «обществознание».

13. Мораль (Вьетнам)

Во Вьетнаме образование — до сих пор роскошь, доступная не всем. Но что такое хорошо, а что такое плохо, маленькие вьетнамцы узнают уже в 6 лет. В рамках школьной программы есть обязательный предмет «мораль». Учителя не просто говорят «так надо», а рассказывают, к чему может привести тот или иной поступок.


Как думаете, какой предмет идеально вписался бы в наши реалии, а какой — точно нет?
О  ТОМ,  О  СЁМ... - 890911937564
5.     Почему «Божественная комедия» комедия?

Во время, когда жил Данте, поэмы были очень популярны и делились на трагедии и комедии. Жанр трагедии создавался только на латыни, в нём затрагивались самые важные вопросы, а заканчивался сюжет печально. Комедии же были о более насущных вещах и с положительным концом. Итальянский язык, на котором Данте написал своё произведение, и радостный финал не позволили этой книге стать трагедией. В то время поэмы на итальянском считались вульгарными.
Сам Данте назвал свою поэму просто «Комедия». Слово «божественная» было добавлено в название уже после смерти Данте другим писателем – Джованни Боккаччо.
О  ТОМ,  О  СЁМ... - 890911994908
6.     Говорят, все сказки мира растут из одного корня. 
Иногда это родство бросается в глаза, а иногда оно едва заметно. Сравним русскую классику с самыми знаменитыми сказками ХХ–ХХI веков — нарисованными компанией Уолта Диснея. Изучаем вместе с Софьей Багдасаровой.


«Белоснежка и семь гномов» и «Сказка о мертвой царевне»

Сюжет: прекрасная дочь монарха очень раздражает свою мачеху-колдунью. Из-за ее козней девушка оказывается в лесу, где находит приют в доме семи очень необычных мужчин. Но мачеха находит ее и там — попробовав яд, девушка падает бездыханной. Ее кладут в стеклянный гроб, где она проводит некоторое время, пока ее не оживляет поцелуй жениха-принца.

Почему похоже: сходство между сказкой братьев Гримм и стихами Пушкина поразительно — отличаются лишь небольшие детали, например комплекция гостеприимных хозяев. У них — гномы, у нас — богатыри. Исследователи считают, что Пушкин прямо использовал немецкий материал, недаром его друг Василий Жуковский был одним из первых переводчиков произведений братьев Гримм на русский язык. А то, что отличается, Пушкин взял из русской сказки, рассказанной ему кем-то из народа. Ее короткая запись Пушкиным сохранилась — там нет ни зеркальца, ни яблока, а богатырей целая дюжина.

«Царевна заблудилася в лесу. Находит дом пустой, убирает его. 12 братьев приезжают: ах, говорят, тут был кто-то — или мужчина, или женщина. Коли мужчина — будь нам отец родной али брат названной; коли женщина — будь нам мать али сестра... <…> Мачиха ее приходит в лес под видом нищеньки; собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит царевне рубашку, которую та надев умирает. Братья хоронят ее в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в ее труп и проч.»
Впрочем, и по этой короткой записи видно родство той русской, необработанной еще истории — с европейским вариантом, приобретшим всеобщую известность.

Кто круче: на долю царевны явно выпало больше испытаний — готовить и прибирать за богатырями сложнее, чем за гномами! Вдобавок они просили ее выйти замуж за одного из них, и отказ явно вызвал напряженность. Весь период изгнания царевна сохраняет верность своему жениху, королевичу Елисею, и всегда ждет с ним свадьбы. А принц, который спасает Белоснежку, просто видел ее раньше и влюбился; по сути, он не оставляет спасенной особого выбора.

«Красавица и чудовище» и «Аленький цветочек»

Сюжет: прекрасная девушка по собственной воле отправляется в жилище Чудовища — чтобы заменить там своего отца. Она живет в его доме в роскоши и постепенно проникается к нему чувствами. Узнав волшебным образом, что ее отец заболел, девушка отправляется его навестить. В это время случается трагедия, но героиня успевает сказать Чудовищу, что любит его, это снимает заклятье, и он превращается в прекрасного юношу.

Почему похоже: сам Сергей Аксаков, в изложении которого «Аленький цветочек» прославился в России, клялся, что именно в таком виде сказку ему рассказала ключница Пелагея, когда он в детстве болел. Кстати, впервые сказка вышла в составе его автобиографии «Детские годы Багрова-внука». Впрочем, сам он проговаривается, что «реставрировал ее из осколков» памяти, так что наверняка позаимствовал что-то из многочисленных вариантов «Красавицы и Чудовища» в европейской литературе. Фольклористы говорят, что на Руси подобная история о так называемом «чудесном супруге» — заколдованном муже также встречается, например, в сказке о «Перышке Финиста — Ясна сокола». Что удивительно, эти сюжеты, по их мнению, восходят к рыцарским романам, а то и к «Метаморфозам» Апулея.

«Мать заснула сейчас; но, проснувшись через несколько часов и узнав, что я еще не засыпал, она выслала Пелагею, которая разговаривала со мной об «Аленьком цветочке»… <…> Эту сказку, которую слыхал я в продолжение нескольких годов не один десяток раз, потому что она мне очень нравилась, впоследствии выучил я наизусть и сам сказывал ее, со всеми прибаутками, ужимками, оханьем и вздыханьем Пелагеи. Я так хорошо ее передразнивал, что все домашние хохотали, слушая меня».
Кто круче: героиня у Диснея носит имя Белль («красавица» по-французски). Сценаристы сильно осовременили ее по сравнению с исходной сказкой. Мультфильм вышел в 1991 году, и феминистки, которые ругали предыдущих диснеевских принцесс за безволие, были почти удовлетворены. Белль отправляется на поиски отца сама, не вымогает у родителя подарки (пусть и цветочки) и вообще имеет активную жизненную позицию.

«Спящая красавица» и «Спящая царевна»

Сюжет: у монарха рождается дочь, и он по ошибке не зовет на ее крестины чародейку. Та является незваной и накладывает на девочку проклятье. Ей суждено уколоть палец веретеном и заснуть. Когда она вырастает, так и происходит — она и все придворные погружаются в сон, а дворец окружают непроходимые заросли. Но прекрасный юноша их преодолевает, целует девушку, и та просыпается.

Почему похоже: сочинение Жуковского «Спящая царевна» не получило такой популярности, как тексты Пушкина и Аксакова, хотя и вдохновило Васнецова на чудесное полотно. Жуковский сочинил свою сказку в 1831 году, после пушкинской «Сказки о царе Салтане», но за два года до его же «Мертвой царевны», причем все они написаны четырехстопным хореем с парными рифмами, то есть очень похожи ритмически. Это результат своего рода поэтического «царскосельского турнира», когда Пушкин и Жуковский сочиняли наперегонки. Сходство с западной сказкой у Жуковского очень велико, хотя у него предсказание делает не фея, а рак, чародеек двенадцать, а отец героини носит имя Матвей. Жуковский не отрицал, что соединил варианты сказок Шарля Перро и братьев Гримм, немного русифицировав. Кстати, Жуковский же и первым перевел немецкий текст — его «Царевна-шиповник» была напечатана в 1826 году в журнале «Детский собеседник».

Кто круче: в обоих вариантах героиня, в сущности, пассивный персонаж. Недаром в недавнем ремейке компании «Дисней» главной героиней стала не она, а злая ведьма Малефисента. Впрочем, американский мультфильм гуманней: в нем принцесса спит совсем недолго, и ее будит принц, в которого она успела влюбиться раньше. У Жуковского же все так же, как у Гримм: проходит век.

КУЛЬТУРА РФ

О  ТОМ,  О  СЁМ... - 890912296476

7.     ЗАГАДКИ  УЗОРОВ  РУССКИХ  РОСПИСЕЙ

Всегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.


🔷 Золотые чаши. Хохломская роспись

Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла.
О  ТОМ,  О  СЁМ... - 890912327452


Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

🔷 Снежный фон и синие узоры. Гжель


О  ТОМ,  О  СЁМ... - 890912339996

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу... После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

🔷 Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра


О  ТОМ,  О  СЁМ... - 890912350236

История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке. Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику. Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки.

Вскоре ассортимент расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились «светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.

На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.

🔷 Три мира узоров. Мезенская роспись


О  ТОМ,  О  СЁМ... - 890912358428

Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье.

Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал в строгом порядке. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.

Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины, навыки мастера передавали по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго тренировались — писали палочки и линии.

🔷 «Здесь живут подносами». Жостовская роспись


О  ТОМ,  О  СЁМ... - 890912363292

Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность.

Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.

«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне.

🔷 Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись


О  ТОМ,  О  СЁМ... - 890912373276

Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера.

Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.

Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце.

🔷 «Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра


О  ТОМ,  О  СЁМ... - 890912383772

История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.

Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.

«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина… Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».
Александр Котухин, миниатюрист
В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».

КУЛЬТУРА РФ
==============================================================

Хотите получать свежие новости из нашей группы на свою страницу - присоединяйтесь к нам сейчас
https://ok.ru/group54145780482076
Если хотите сохранить какой-то понравившийся совет или рецепт у себя на стене - ставьте "КЛАСС" и "ПОДЕЛИТЬСЯ". Так же не забываем комментировать !.

Комментарии

Комментариев нет.