РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ

ЩЕНКОВ СЛУЖЕБНЫХ ПОРОД (Е.А. Корнилова, А.Е. Салаков)
Игровое поведение является одной из важнейших форм поведения. Она обеспечивает физический тренинг и обучение другим формам поведения; часто неразрывно связана с исследовательским поведением. Молодому животному присущи разные типы игр, которые появляются в ходе развития не одновременно. Одни игры, возникнув, существуют недолго и быстро забываются, другие становятся сложнее, богаче вариантами, некоторые сохраняются и у взрослых животных [2, 3].
Лишение животного возможности играть имеет далеко идущие последствия. Животные лишенные игры не умеют впоследствии играть со сверстниками, устанавливать нормальные отношения с сородичами и в дальнейшем спариваться. Также было замечено, что игра восполняет дефицит энергетических затрат организма в молодом возрасте, она необходима для развития не только телесных, но и мозговых структур организма [4, 5].
Целью нашего исследования является оценка значимости развивающих игр для психического развития щенков и молодых собак в условиях питомников как элемента их подготовки к служебно-боевой деятельности.
Объектом исследования на протяжении шести месяцев (с сентября 2014 года по февраль 2015 года) послужили щенки и молодые собаки служебных пород учебно-производственного комплекса Пермского военного института внутренних войск МВД России. В ходе тестирования привлекались собаки таких пород, как немецкая овчарка – 9 голов (кобелей – 4, сук – 5) и бельгийская овчарка – 6 голов (кобелей – 3, сук – 3) УПК Пермского военного института ВВ МВД России. Возраст собак, участвовавших в исследовании, составлял от 1,5 месяцев до 10 месяцев.
Исследования проводили с помощью тестов, разработанных Ю.В. Криволапчуком, направленных на определение развитости психики собак служебных пород [1].
Результаты и обсуждение. На первом этапе нами была проведена оценка психологического развития щенков учебного комплекса ПВИ внутренних войск МВД России пять щенков в возрасте одного месяца и десять щенков в возрасте четырех-пяти месяцев.
У щенков младшей группы используется только два теста «Ключи» и «Подзыв на прикорм». Животные, отобранные в опытную группу, показали более низкие результаты (1,0 и 1,5 балла за первый и второй тест), чем особи контрольной группы (1,67 и 1,67 балла соответственно).
У щенков старшей группы проводились тесты: «Ключи», «Человек» – на отношение к знакомому и незнакомому человеку, «Посадка» – на развитие социальных стереотипов щенков и «Общение» – на определение форм внутривидового общения. На рис. 1 показано, что наиболее низкие результаты были характерны для опытной группы щенков в трех тестах из четырех.
Результаты начального тестирования щенков в возрасте четырех-пяти месяцев, далее разделенных на две группы: опытную и контрольную.
Сравнение пород продемонстрировало, что собаки породы бельгийская овчарка показали более высокие результаты в трех тестах: «Человек», «Посадка», «Общение».
На втором этапе исследования мы приступили к развивающим играм с опытной группой. Игры проводились с каждым щенком два раза в неделю на протяжении шести месяцев в учебно-производственном комплексе. В соответствии с возрастной группой применялись разные формы игр.
Из младшей возрастной группы (3-4 недели) привлекались к игре два щенка немецкой овчарки. Игра заключалась в захвате игрушки (резиновый мячик, шланг), щенки активно участвовали в игре, старались догнать и ухватить цель. Эта игра продолжалась до достижения щенками возраста трех-четырех месяцев.
Параллельно проводились следующие игры со щенками в возрасте четырех-пяти месяцев (бельгийская овчарка n=3 и немецкая овчарка n=2): «Разрешение кусаться», «Шутливая борьба», велось наблюдение за игрой особей опытной группы между собой, «Одушевленные игрушки», «Погоня за игрушкой», «Поисковые игры (обыск помещения, местности)», «Ладушки», «Прятки», «Перехват», «Апортировка».
Данные игры продолжались на протяжении всего эксперимента для укрепления контакта со щенками. Также по достижении щенками опытной группы возраста шести месяцев игры стали применяться и в различных дисциплинарных упражнениях, использовалось «переключение» с возбуждения на торможение и обратно, упражнения на различных снарядах и тренажерах и игры такой формы, как «Покажи, чего ты хочешь».
На третьем этапе провели оценку психологического развития контрольной и опытной групп щенков через шесть месяцев.
Статистический анализ сравнения опытной и контрольной групп выявил, что более высокие результаты тестирования продемонстрировали особи опытной группы по всем четырем тестам, причем найдена достоверная разница по тесту «Человек» (td=2,38, при p=0,05).
Суммирование результатов привело к выявлению тенденции превосходства щенков опытной группы над контрольной группой по уровню развития психики.
Таким образом, развивающие игры за время проведения эксперимента привели щенков опытной группы к лучшим результатам по сравнению с щенками контрольной группы, которые в начале эксперимента лидировали. Нельзя забывать, что все щенки во время проведения эксперимента были закреплены за курсантами, то есть щенки контрольной группы также находились под воздействием человека.
При межпородном сравнении лучшие результаты во всех тестах показали представители породы бельгийская овчарка.
Анализ изменения психологического развития щенков от одного месяца до семи месяцев опытной и контрольной групп выявил, что щенки опытной группы, с которыми целенаправленно занимались, показали в конечном итоге более высокие результаты (4.0±1,0 балла) по сравнению с контрольной группой (2,67±0,88 балла). Кроме того, они улучшили свои показатели с 2,5 до 4,0 баллов, в отличие от щенков контрольной группы, чьи результаты ухудшились с 3,33 до 2,67. Достоверность результатов сложно подтвердить математически в силу малого объема выборки (n=2 и n=3, соответственно).
Необходимо отметить, что при начальном тестировании особи опытной группы показали результаты на 20,75% ниже, чем щенки контрольной группы, при итоговом тестировании их результат повысился на 16,6%, тем самым суммарный эффект влияния развивающих игр составил 37,35% Приведены относительные результаты тестирования щенков от четырех-пяти месяцев до десяти-одиннадцати месяцев опытной группы, которые улучшили свои результаты на 20,0%, а у щенков контрольной группы зафиксировано ухудшение на 2,5%.
Наше исследование доказывает, что проведение специальных игровых занятий способствует развитию психики щенка, повышая его умственные и физические возможности, уменьшает степень депривации и обогащает условия содержания.
Выводы. После проведения развивающих игр в течение шести месяцев с опытной группой щенков проводилось итоговое тестирование, которое показало следующие результаты. Как щенки младшей, так и щенки старшей опытной группы продемонстрировали результаты выше по сравнению с результатами начального тестирования, тем самым суммарный эффект влияния развивающих игр у щенков семи месяцев составил 37,35%, а у щенков десяти-одиннадцати месяцев – 20,0%.
Результаты проведенного анализа позволяют сделать следующие выводы: развивающие игры за время проведения эксперимента привели щенков опытной группы к более высоким результатам по сравнению с щенками контрольной группы, лидировавшими в начале эксперимента. Изложенное позволяет заключить, что проведение специальных игровых занятий способствует развитию психики щенка, повышая его умственные и физические возможности, уменьшает степень депривации и обогащает условия содержания.
Методические рекомендации. Анализируя содержательный аспект исследования, можно сделать вывод о целесообразности развивающих игр в выращивании щенков служебных пород:
учитывая возможности и условия питомников, кинологу рекомендуется проводить развивающие игры со своей собакой в свободное время, а также во время, указанное распорядком дня для специалиста, например в утреннее и вечернее кормления, выгуливание служебных собак.
перед непосредственным кормлением ставить перед собакой выполнимые игровые задачи: «Поисковые игры», «Апортировка», направленные на повышение внимания, концентрацию, послушание животного.
при выгуливании рекомендуем в первую очередь уделять внимание собаке, поддерживать ее заинтересованность и работоспособность с помощью следующих игр: «Апортировка», «Догонялки», «Ладушки», «Прятки, перехват», «Шутливая борьба», «Поисковые игры», «Переключение».
В заключение можно сказать, что применение целенаправленных развивающих игр у щенков приводит к скачку в развитии психики за достаточно короткий промежуток времени. (Кинологический вестник. Выпуск 7: Сборник научных трудов / Б.И. Гонцов, В.Е. Ефимик, Т.В. Тихонова, Ю.Р. Садыкова, Е.А. Корнилова. Пермь: Пермский военный институт внутренних войск МВД России, 2015. 271 с.)

РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849273749276
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849273749020
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274418716
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274418460
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274418204
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274417948
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274417692
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274417436
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274417180
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274416924
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274416668
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274416412
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274416156
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274415900
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274415644
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274415388
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274415132
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274414876
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274414620
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274414364
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274414108
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274413852
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274413596
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274413340
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274413084
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274412828
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274412572
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274412316
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274412060
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274411804
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274411548
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274411292
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274411036
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274410780
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274410524
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274410268
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274409756
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274409500
2013 Боксера ругают
Наругали собачку
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274576412
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274576156
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274575900
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274575644
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274575388
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274575132
Большая Белая цапля...будто невеста в убранстве.
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274644508
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274644252
Не легкая работа с волками
История о кошке полюбившей еще не родившегося малыша.
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274951708
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274951452
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274951196
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ  - 849274950940
Хотите получать свежие новости из нашей группы на свою страницу - присоединяйтесь к нам сейчас http://ok.ru/group/54145780482076 .
Если хотите сохранить какой-то понравившийся совет или рецепт у себя на стене - ставьте "КЛАСС" и "ПОДЕЛИТЬСЯ". Так же не забываем комментировать !

Комментарии

Комментариев нет.