ЩЕНКОВ СЛУЖЕБНЫХ ПОРОД (Е.А. Корнилова, А.Е. Салаков) Игровое поведение является одной из важнейших форм поведения. Она обеспечивает физический тренинг и обучение другим формам поведения; часто неразрывно связана с исследовательским поведением. Молодому животному присущи разные типы игр, которые появляются в ходе развития не одновременно. Одни игры, возникнув, существуют недолго и быстро забываются, другие становятся сложнее, богаче вариантами, некоторые сохраняются и у взрослых животных [2, 3]. Лишение животного возможности играть имеет далеко идущие последствия. Животные лишенные игры не умеют впоследствии играть со сверстниками, устанавливать нормальные отношения с сородичами и в дальнейшем спариваться. Также было замечено, что игра восполняет дефицит энергетических затрат организма в молодом возрасте, она необходима для развития не только телесных, но и мозговых структур организма [4, 5]. Целью нашего исследования является оценка значимости развивающих игр для психического развития щенков и молодых собак в условиях питомников как элемента их подготовки к служебно-боевой деятельности. Объектом исследования на протяжении шести месяцев (с сентября 2014 года по февраль 2015 года) послужили щенки и молодые собаки служебных пород учебно-производственного комплекса Пермского военного института внутренних войск МВД России. В ходе тестирования привлекались собаки таких пород, как немецкая овчарка – 9 голов (кобелей – 4, сук – 5) и бельгийская овчарка – 6 голов (кобелей – 3, сук – 3) УПК Пермского военного института ВВ МВД России. Возраст собак, участвовавших в исследовании, составлял от 1,5 месяцев до 10 месяцев. Исследования проводили с помощью тестов, разработанных Ю.В. Криволапчуком, направленных на определение развитости психики собак служебных пород [1]. Результаты и обсуждение. На первом этапе нами была проведена оценка психологического развития щенков учебного комплекса ПВИ внутренних войск МВД России пять щенков в возрасте одного месяца и десять щенков в возрасте четырех-пяти месяцев. У щенков младшей группы используется только два теста «Ключи» и «Подзыв на прикорм». Животные, отобранные в опытную группу, показали более низкие результаты (1,0 и 1,5 балла за первый и второй тест), чем особи контрольной группы (1,67 и 1,67 балла соответственно). У щенков старшей группы проводились тесты: «Ключи», «Человек» – на отношение к знакомому и незнакомому человеку, «Посадка» – на развитие социальных стереотипов щенков и «Общение» – на определение форм внутривидового общения. На рис. 1 показано, что наиболее низкие результаты были характерны для опытной группы щенков в трех тестах из четырех. Результаты начального тестирования щенков в возрасте четырех-пяти месяцев, далее разделенных на две группы: опытную и контрольную. Сравнение пород продемонстрировало, что собаки породы бельгийская овчарка показали более высокие результаты в трех тестах: «Человек», «Посадка», «Общение». На втором этапе исследования мы приступили к развивающим играм с опытной группой. Игры проводились с каждым щенком два раза в неделю на протяжении шести месяцев в учебно-производственном комплексе. В соответствии с возрастной группой применялись разные формы игр. Из младшей возрастной группы (3-4 недели) привлекались к игре два щенка немецкой овчарки. Игра заключалась в захвате игрушки (резиновый мячик, шланг), щенки активно участвовали в игре, старались догнать и ухватить цель. Эта игра продолжалась до достижения щенками возраста трех-четырех месяцев. Параллельно проводились следующие игры со щенками в возрасте четырех-пяти месяцев (бельгийская овчарка n=3 и немецкая овчарка n=2): «Разрешение кусаться», «Шутливая борьба», велось наблюдение за игрой особей опытной группы между собой, «Одушевленные игрушки», «Погоня за игрушкой», «Поисковые игры (обыск помещения, местности)», «Ладушки», «Прятки», «Перехват», «Апортировка». Данные игры продолжались на протяжении всего эксперимента для укрепления контакта со щенками. Также по достижении щенками опытной группы возраста шести месяцев игры стали применяться и в различных дисциплинарных упражнениях, использовалось «переключение» с возбуждения на торможение и обратно, упражнения на различных снарядах и тренажерах и игры такой формы, как «Покажи, чего ты хочешь». На третьем этапе провели оценку психологического развития контрольной и опытной групп щенков через шесть месяцев. Статистический анализ сравнения опытной и контрольной групп выявил, что более высокие результаты тестирования продемонстрировали особи опытной группы по всем четырем тестам, причем найдена достоверная разница по тесту «Человек» (td=2,38, при p=0,05). Суммирование результатов привело к выявлению тенденции превосходства щенков опытной группы над контрольной группой по уровню развития психики. Таким образом, развивающие игры за время проведения эксперимента привели щенков опытной группы к лучшим результатам по сравнению с щенками контрольной группы, которые в начале эксперимента лидировали. Нельзя забывать, что все щенки во время проведения эксперимента были закреплены за курсантами, то есть щенки контрольной группы также находились под воздействием человека. При межпородном сравнении лучшие результаты во всех тестах показали представители породы бельгийская овчарка. Анализ изменения психологического развития щенков от одного месяца до семи месяцев опытной и контрольной групп выявил, что щенки опытной группы, с которыми целенаправленно занимались, показали в конечном итоге более высокие результаты (4.0±1,0 балла) по сравнению с контрольной группой (2,67±0,88 балла). Кроме того, они улучшили свои показатели с 2,5 до 4,0 баллов, в отличие от щенков контрольной группы, чьи результаты ухудшились с 3,33 до 2,67. Достоверность результатов сложно подтвердить математически в силу малого объема выборки (n=2 и n=3, соответственно). Необходимо отметить, что при начальном тестировании особи опытной группы показали результаты на 20,75% ниже, чем щенки контрольной группы, при итоговом тестировании их результат повысился на 16,6%, тем самым суммарный эффект влияния развивающих игр составил 37,35% Приведены относительные результаты тестирования щенков от четырех-пяти месяцев до десяти-одиннадцати месяцев опытной группы, которые улучшили свои результаты на 20,0%, а у щенков контрольной группы зафиксировано ухудшение на 2,5%. Наше исследование доказывает, что проведение специальных игровых занятий способствует развитию психики щенка, повышая его умственные и физические возможности, уменьшает степень депривации и обогащает условия содержания. Выводы. После проведения развивающих игр в течение шести месяцев с опытной группой щенков проводилось итоговое тестирование, которое показало следующие результаты. Как щенки младшей, так и щенки старшей опытной группы продемонстрировали результаты выше по сравнению с результатами начального тестирования, тем самым суммарный эффект влияния развивающих игр у щенков семи месяцев составил 37,35%, а у щенков десяти-одиннадцати месяцев – 20,0%. Результаты проведенного анализа позволяют сделать следующие выводы: развивающие игры за время проведения эксперимента привели щенков опытной группы к более высоким результатам по сравнению с щенками контрольной группы, лидировавшими в начале эксперимента. Изложенное позволяет заключить, что проведение специальных игровых занятий способствует развитию психики щенка, повышая его умственные и физические возможности, уменьшает степень депривации и обогащает условия содержания. Методические рекомендации. Анализируя содержательный аспект исследования, можно сделать вывод о целесообразности развивающих игр в выращивании щенков служебных пород: учитывая возможности и условия питомников, кинологу рекомендуется проводить развивающие игры со своей собакой в свободное время, а также во время, указанное распорядком дня для специалиста, например в утреннее и вечернее кормления, выгуливание служебных собак. перед непосредственным кормлением ставить перед собакой выполнимые игровые задачи: «Поисковые игры», «Апортировка», направленные на повышение внимания, концентрацию, послушание животного. при выгуливании рекомендуем в первую очередь уделять внимание собаке, поддерживать ее заинтересованность и работоспособность с помощью следующих игр: «Апортировка», «Догонялки», «Ладушки», «Прятки, перехват», «Шутливая борьба», «Поисковые игры», «Переключение». В заключение можно сказать, что применение целенаправленных развивающих игр у щенков приводит к скачку в развитии психики за достаточно короткий промежуток времени. (Кинологический вестник. Выпуск 7: Сборник научных трудов / Б.И. Гонцов, В.Е. Ефимик, Т.В. Тихонова, Ю.Р. Садыкова, Е.А. Корнилова. Пермь: Пермский военный институт внутренних войск МВД России, 2015. 271 с.)
История о кошке полюбившей еще не родившегося малыша.
Хотите получать свежие новости из нашей группы на свою страницу - присоединяйтесь к нам сейчас http://ok.ru/group/54145780482076 . Если хотите сохранить какой-то понравившийся совет или рецепт у себя на стене - ставьте "КЛАСС" и "ПОДЕЛИТЬСЯ". Так же не забываем комментировать !
ВИП - Важно. Интересно. Полезно.
Полезные советы, рекомендации на все случаи жизни. Все, что может помочь, изменить жизнь к лучшему.
ВНИМАНИЕ!
Статьи медицинского характера здесь предоставляются исключительно в качестве справочных материалов и не считаются достаточной консультацией, диагностикой или назначенным врачом методом лечения. ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ ЛЮБОГО ПРЕПАРАТА, СРЕДСТВА ИЛИ МЕТОДА ЛЕЧЕНИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНО КОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ С ЛЕЧАЩИМ ВРАЧОМ!
САМОЛЕЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНО!
№ 4950879928
ВИП - Важно. Интересно. Полезно.
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВЫРАЩИВАНИИ
ЩЕНКОВ СЛУЖЕБНЫХ ПОРОД (Е.А. Корнилова, А.Е. Салаков)
Игровое поведение является одной из важнейших форм поведения. Она обеспечивает физический тренинг и обучение другим формам поведения; часто неразрывно связана с исследовательским поведением. Молодому животному присущи разные типы игр, которые появляются в ходе развития не одновременно. Одни игры, возникнув, существуют недолго и быстро забываются, другие становятся сложнее, богаче вариантами, некоторые сохраняются и у взрослых животных [2, 3].
Лишение животного возможности играть имеет далеко идущие последствия. Животные лишенные игры не умеют впоследствии играть со сверстниками, устанавливать нормальные отношения с сородичами и в дальнейшем спариваться. Также было замечено, что игра восполняет дефицит энергетических затрат организма в молодом возрасте, она необходима для развития не только телесных, но и мозговых структур организма [4, 5].
Целью нашего исследования является оценка значимости развивающих игр для психического развития щенков и молодых собак в условиях питомников как элемента их подготовки к служебно-боевой деятельности.
Объектом исследования на протяжении шести месяцев (с сентября 2014 года по февраль 2015 года) послужили щенки и молодые собаки служебных пород учебно-производственного комплекса Пермского военного института внутренних войск МВД России. В ходе тестирования привлекались собаки таких пород, как немецкая овчарка – 9 голов (кобелей – 4, сук – 5) и бельгийская овчарка – 6 голов (кобелей – 3, сук – 3) УПК Пермского военного института ВВ МВД России. Возраст собак, участвовавших в исследовании, составлял от 1,5 месяцев до 10 месяцев.
Исследования проводили с помощью тестов, разработанных Ю.В. Криволапчуком, направленных на определение развитости психики собак служебных пород [1].
Результаты и обсуждение. На первом этапе нами была проведена оценка психологического развития щенков учебного комплекса ПВИ внутренних войск МВД России пять щенков в возрасте одного месяца и десять щенков в возрасте четырех-пяти месяцев.
У щенков младшей группы используется только два теста «Ключи» и «Подзыв на прикорм». Животные, отобранные в опытную группу, показали более низкие результаты (1,0 и 1,5 балла за первый и второй тест), чем особи контрольной группы (1,67 и 1,67 балла соответственно).
У щенков старшей группы проводились тесты: «Ключи», «Человек» – на отношение к знакомому и незнакомому человеку, «Посадка» – на развитие социальных стереотипов щенков и «Общение» – на определение форм внутривидового общения. На рис. 1 показано, что наиболее низкие результаты были характерны для опытной группы щенков в трех тестах из четырех.
Результаты начального тестирования щенков в возрасте четырех-пяти месяцев, далее разделенных на две группы: опытную и контрольную.
Сравнение пород продемонстрировало, что собаки породы бельгийская овчарка показали более высокие результаты в трех тестах: «Человек», «Посадка», «Общение».
На втором этапе исследования мы приступили к развивающим играм с опытной группой. Игры проводились с каждым щенком два раза в неделю на протяжении шести месяцев в учебно-производственном комплексе. В соответствии с возрастной группой применялись разные формы игр.
Из младшей возрастной группы (3-4 недели) привлекались к игре два щенка немецкой овчарки. Игра заключалась в захвате игрушки (резиновый мячик, шланг), щенки активно участвовали в игре, старались догнать и ухватить цель. Эта игра продолжалась до достижения щенками возраста трех-четырех месяцев.
Параллельно проводились следующие игры со щенками в возрасте четырех-пяти месяцев (бельгийская овчарка n=3 и немецкая овчарка n=2): «Разрешение кусаться», «Шутливая борьба», велось наблюдение за игрой особей опытной группы между собой, «Одушевленные игрушки», «Погоня за игрушкой», «Поисковые игры (обыск помещения, местности)», «Ладушки», «Прятки», «Перехват», «Апортировка».
Данные игры продолжались на протяжении всего эксперимента для укрепления контакта со щенками. Также по достижении щенками опытной группы возраста шести месяцев игры стали применяться и в различных дисциплинарных упражнениях, использовалось «переключение» с возбуждения на торможение и обратно, упражнения на различных снарядах и тренажерах и игры такой формы, как «Покажи, чего ты хочешь».
На третьем этапе провели оценку психологического развития контрольной и опытной групп щенков через шесть месяцев.
Статистический анализ сравнения опытной и контрольной групп выявил, что более высокие результаты тестирования продемонстрировали особи опытной группы по всем четырем тестам, причем найдена достоверная разница по тесту «Человек» (td=2,38, при p=0,05).
Суммирование результатов привело к выявлению тенденции превосходства щенков опытной группы над контрольной группой по уровню развития психики.
Таким образом, развивающие игры за время проведения эксперимента привели щенков опытной группы к лучшим результатам по сравнению с щенками контрольной группы, которые в начале эксперимента лидировали. Нельзя забывать, что все щенки во время проведения эксперимента были закреплены за курсантами, то есть щенки контрольной группы также находились под воздействием человека.
При межпородном сравнении лучшие результаты во всех тестах показали представители породы бельгийская овчарка.
Анализ изменения психологического развития щенков от одного месяца до семи месяцев опытной и контрольной групп выявил, что щенки опытной группы, с которыми целенаправленно занимались, показали в конечном итоге более высокие результаты (4.0±1,0 балла) по сравнению с контрольной группой (2,67±0,88 балла). Кроме того, они улучшили свои показатели с 2,5 до 4,0 баллов, в отличие от щенков контрольной группы, чьи результаты ухудшились с 3,33 до 2,67. Достоверность результатов сложно подтвердить математически в силу малого объема выборки (n=2 и n=3, соответственно).
Необходимо отметить, что при начальном тестировании особи опытной группы показали результаты на 20,75% ниже, чем щенки контрольной группы, при итоговом тестировании их результат повысился на 16,6%, тем самым суммарный эффект влияния развивающих игр составил 37,35% Приведены относительные результаты тестирования щенков от четырех-пяти месяцев до десяти-одиннадцати месяцев опытной группы, которые улучшили свои результаты на 20,0%, а у щенков контрольной группы зафиксировано ухудшение на 2,5%.
Наше исследование доказывает, что проведение специальных игровых занятий способствует развитию психики щенка, повышая его умственные и физические возможности, уменьшает степень депривации и обогащает условия содержания.
Выводы. После проведения развивающих игр в течение шести месяцев с опытной группой щенков проводилось итоговое тестирование, которое показало следующие результаты. Как щенки младшей, так и щенки старшей опытной группы продемонстрировали результаты выше по сравнению с результатами начального тестирования, тем самым суммарный эффект влияния развивающих игр у щенков семи месяцев составил 37,35%, а у щенков десяти-одиннадцати месяцев – 20,0%.
Результаты проведенного анализа позволяют сделать следующие выводы: развивающие игры за время проведения эксперимента привели щенков опытной группы к более высоким результатам по сравнению с щенками контрольной группы, лидировавшими в начале эксперимента. Изложенное позволяет заключить, что проведение специальных игровых занятий способствует развитию психики щенка, повышая его умственные и физические возможности, уменьшает степень депривации и обогащает условия содержания.
Методические рекомендации. Анализируя содержательный аспект исследования, можно сделать вывод о целесообразности развивающих игр в выращивании щенков служебных пород:
учитывая возможности и условия питомников, кинологу рекомендуется проводить развивающие игры со своей собакой в свободное время, а также во время, указанное распорядком дня для специалиста, например в утреннее и вечернее кормления, выгуливание служебных собак.
перед непосредственным кормлением ставить перед собакой выполнимые игровые задачи: «Поисковые игры», «Апортировка», направленные на повышение внимания, концентрацию, послушание животного.
при выгуливании рекомендуем в первую очередь уделять внимание собаке, поддерживать ее заинтересованность и работоспособность с помощью следующих игр: «Апортировка», «Догонялки», «Ладушки», «Прятки, перехват», «Шутливая борьба», «Поисковые игры», «Переключение».
В заключение можно сказать, что применение целенаправленных развивающих игр у щенков приводит к скачку в развитии психики за достаточно короткий промежуток времени. (Кинологический вестник. Выпуск 7: Сборник научных трудов / Б.И. Гонцов, В.Е. Ефимик, Т.В. Тихонова, Ю.Р. Садыкова, Е.А. Корнилова. Пермь: Пермский военный институт внутренних войск МВД России, 2015. 271 с.)
Если хотите сохранить какой-то понравившийся совет или рецепт у себя на стене - ставьте "КЛАСС" и "ПОДЕЛИТЬСЯ". Так же не забываем комментировать !